Бизнесу место

Бизнесу место

» » Коммуникативные ууд по фгос презентация. Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные ууд по фгос презентация. Коммуникативные универсальные учебные действия

Журова О.Я., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 5» сайт

Слайд 2

Ранжирование:

Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД – 1 место Личностные УУД

Слайд 3

Учимся взаимодействовать.

Развитие коммуникативной компетентности- одна из первостепенных задач современного образования

Слайд 4

Базовые коммуникативные и речевые действия.

1. Потребность ребёнка в общении со сверстниками и со взрослыми.

Слайд 5

2. Владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения

Слайд 6

Л.С. Выготский:

« Вербальная природа общения изначально связана с обобщением и, возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания»

Слайд 7

3. Приемлемое отношение к процессу сотрудничества.

Слайд 8

4. Ориентация на партнёра по общению.

Слайд 9

5. Умение слушать собеседника.

Слайд 10

Группы коммуникативных УУД.

Коммуникация как взаимодействие. Коммуникация как кооперация. Коммуникация как интериоризация.

Слайд 11

Коммуникация как взаимодействие.

Показатели: Предвидение разных возможных мнений на один и тот же предмет, факт, событие у разных людей. Умение обосновывать и доказывать собственное мнение

Слайд 12

Коммуникация как совместное действие.(кооперация) Составляющие: 1.Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы.

Слайд 13

2.Обмен способами действий и операций в качестве средства для получения продукта совместной работы. 3. Взаимопонимание. 4. Коммуникация, обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания.

Слайд 14

5. Планирование общих способов работы. 6. Рефлексия.

Слайд 15

Нормативно –возрастные показатели.

умение договариваться, находить общее решение практической задачи, высказывать и аргументировать собственное мнение, доброжелательное отношение друг к другу,

Слайд 16

способность брать на себя инициативу в организации совместного действия осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания, осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

Слайд 17

Коммуникация как интериоризация.

Коммуникативно- речевые действия, служащие средством передачи информации друг другу и становления рефлексии.

Формирование коммуникативных УУД на уроках иностранного языка в начальной школе

Мирзаханова Нэля Чулпановна


Понятие «универсальные учебные действия»

В широком значении термин « универсальные учебные действия » означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.


  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Задача формирования УУД у учащихся начальной школы

  • Личностные:
  • Самоопределение
  • Смыслообразование
  • морально-этическая

ориентация

  • Познавательные:

Работа с информацией,

  • учебными моделями,
  • использование знако-символических средств, общих схем решения,
  • выполнение логических операций
  • Регулятивные:
  • управление своей деятельностью
  • Контроль, коррекция
  • Инициативность и самостоятельность
  • Коммуникативные:
  • речевая деятельность
  • навыки сотрудничества

  • Речевая деятельность
  • Умение общаться в устной и письменной формах
  • Языковые знания и навыки оперирования ими
  • Навыки сотрудничества (на примере обучения в сотрудничестве, проектной деятельности)

В результате изучения иностранного языка младшие школьники приобретают

элементарную коммуникативную компетенцию , т. е. способность и готовность общаться с носителями языка с учетом их речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо).


Выпускник научится:

  • участвовать в элементарных диалогах: этикетном, диалоге-расспросе, диалоге-побуждении;
  • составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;
  • рассказывать о себе, своей семье, друге.

Диалогическая речь

Планируемый результат: участвовать в элементарных диалогах: этикетном, диалоге-расспросе, диалоге-побуждении.

В ваш класс пришёл новый ученик. Познакомься с ним/ней. Узнай его/её имя, возраст, что он/она любит делать. Разыграйте диалог с одноклассником по ролям.

В ваш класс пришёл новый ученик. Познакомься с ним/ней. Узнай его/её имя, сколько ему/ей лет и когда у него/неё день рождения, что он/она любит делать, какие учебные предметы любит и почему. Разыграйте диалог с одноклассником по ролям.


Монологическая речь

Планируемый результат: составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа.

Задание базового уровня (начальная школа)

Расскажи о любимом сказочном герое (внешность, где живёт, что умеет делать).

Задание базового уровня (средняя школа)

Расскажи о любимом сказочном герое / знаменитости (внешность, характер, что любит делать) , не называя его. Пусть твои одноклассники догадаются и назовут героя сказки…


Чтение

Выпускник научится:

  • соотносить графический образ иностранного слова с его звуковым образом;
  • читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
  • читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале.

Чтение

Задание базового уровня (начальная школа)

Прочитай текст. Выбери правильный ответ на вопрос. Отметь ответ

Wer hat eine Woche Urlaub?

  • Berni.
  • Bernds Mutter.
  • Berni und seine Mutter.

Текст для чтения


Чтение

Задание базового уровня (средняя школа)

Прочитай текст. Закончи предложение, выбрав из предложенных вариантов тот, который соответствует содержанию текста. Отметь ответ

Berni und seine Mutter haben Eier gekauft, um …

  • Darauf ein kleines Papierstück zu kleben.
  • Eier zu essen.
  • Sie mit den Farben zu bemalen.

Текст для чтения


Текст для чтения OSTERFERIEN Bernds Mutti hat eine Woche Urlaub. Sie ist zu Hause und spielt mit ihm. Das findet Berni gut. Heute haben Berni und seine Mutti einen Ausflug ins Dorf gemacht. Dort haben sie Eier gekauft. Mutti sagt: „Nun kochen wir die Eier und malen sie an. Wo sind die Farben?“ „Hurra!!!“, ruft Berni. Ein Ei legt er heimlich weg. Er will es Mutti am Ostermorgen schenken. Auf das Ei klebt er ein kleines Papierstück. Er hat einen Wunsch darauf geschrieben


Письмо

Выпускник научится:

  • списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, простые предложения;
  • восстанавливать слово, предложение, текст в соответствии с решаемой учебной задачей;
  • писать по образцу краткое письмо зарубежному другу;
  • писать поздравительную открытку с Новым годом, Рождеством, днем рождения (с опорой на образец).

Письмо

Задание базового уровня

Прочти письмо, полученное от друга по переписке, и напиши ответ, дополнив незаконченные предложения.

Текст письма


Текст ответа на письм о Lieber ____________________________________________________________ Vielen Dank für deinen Brief Ich heisse_______________________________________________________ Ich komme aus ________________________________________________________ Ich bin _____________________________________________________________ Ich lerne in ____________________________________________________ Ich habe eine_________Familie. Das sind _______________________________________________ Ich ____________________________________________________gern. Viele Grüsse_ Dein__________________________________________________________


Письмо

Планируемый результат: писать по образцу краткое письмо зарубежному другу.

Задание базового уровня (средняя школа)

Прочти письмо, полученное от друга по переписке. Напиши

ему письмо. Расскажи о себе и ответь на три его вопроса (Was machst du gern? Welche Fächer hast du besonders gern? Warum?)

Текст письма


Текст письма Mein lieber Freund, Ich heisse Kurt. Ich komme aus Deutschland. Ich wohne in München. Ich bin zwölf. Mein Geburtstag ist am 22.März. Ich habe eine nicht besonders grosse Familie Das sind meine Mama, mein Papa und mein Bruder. Ich schwimme gern und spiele am Computer. Was machst du gern? Ich lerne auch gern. Meine Lieblingsfächer sind Russisch und Biologie. Welche Fächer hast du besonders gern? Warum? Ich bin schon gespannt auf deine Antwort. Viele Grüsse dein Freund Kurt


Навыки сотрудничества

У нас гостях были студентки из Австрии. Одна из них – Анна Виландер.

Она почти всю третью четверть выборочно вела уроки.



«УУД по ФГОС» - Социальные партнеры. Личностные. Вход. Система типовых задач по развитию УУД. Процесс. Оценка. Регулятивные универсальные учебные действия. Материально-техническое оснащение. Ты согласишься? Ресурсы. Базовые образовательные технологии. Финансовое стимулирование. В чем заключается задача школы? Целеполагание.

«УУД» - Метапредметные УУД как предмет педагогического проектирования, отслеживания и оценки. Универсальные учебные действия. Проектирование. Универсальные учебные действия. Дидактическое обеспечение урока. «Настройка» каждой образовательной ситуации. Развитие личности. Важнейшие условия развития УУД. Развивающие возможности урока.

«УУД в начальной школе» - Слова для справок: густой, белый, грязный, огромный. Вырубка лесов человеком стала причиной гибели зубров. Лучшие результаты. Продемонстрировали 10% выпускников. Работа включала 14 заданий. Лучшие показатели по ОУ (средние значения). Зубр живет в лесу. Текст и задания интегрированной контрольной работы для учащихся 1 класса Зубр.

«Коммуникативные навыки» - Проектная деятельность позволяет: Учащиеся любого возраста испытывают потребность в эффективном коммуникативном взаимодействии. Результаты анкетирования. Теоретическая основа исследования. Презентация работы элективного курса. Цель ОС «Школа 2100» - формирование функционально грамотной личности. Анкетирование учащихся.

«Формирование УУД» - Личностные УУД. Оценка. Прогнозирование. Контроль и оценка процесса. Функции УУД. Целеполагание. Преобразование модели. Анализ объектов. Понятие УУД. Моделирование. Эмоциональную зрелость. Коррекция. Решение проблем. Коммуникативные УУД. «Желая изменить мир, начну с себя». Построение логической цепочки рассуждений.

«УУД в школе» - 1.3. Познавательные УУД (продолжение) Общеучебные УУД. Универсальные учебные действия –. Реализация программы развития школы «Школа социального успеха». Направление ПР «Внедрение ФГОС второго поколения». Функции универсальных учебных действий. 2. Коммуникативные УУД. Теоретико-методологическая основа развития УУД.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.


В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1. Личностные УУД Самопознание и самоопределение Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. (Я - член семьи, школьник, одноклассник, друг, гражданин) Смыслообразование Действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. (Какое значение и какой смысл имеет для меня учение?) Нравственно-этическое оценивание Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках. (Почему я, мои друзья так поступили? Взаимопомощь, честность, правдивость, ответственность с моей стороны и со стороны моих сверстников)




3. Коммуникативные УУД Коммуникация как взаимодействие Учёт позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновывать и доказывать собственное мнение Коммуникация как кооперация Действия обеспечивают возможности эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками: умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться. Коммуникация как условие интериоризации Умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу.


4. Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия Выделение учебной цели, информационный поиск, знаково-символические действия, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность, выбор эффективных способов решения. Универсальные логические действия Анализ, синтез, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, доказательство. Постановка и решение проблем Формулирование проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


2.Приобретение знаний о способе выполнения действия. 4. Контроль умения выполнять действие. Путь формирования универсальных учебных действий. 1.Представление о действии, первичный опыт и мотивация. 3.Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.


Личностные УУД Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: - участие в проектах; - подведение итогов урока; - творческие задания; - зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; - мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; - самооценка события, происшествия; - дневники достижений.


Личностные УУД 1. Игра «Что делать? Как бы ты поступил? (поиск выхода из сложившейся ситуации, можно брать ситуации из литературных произведений). 2. «Добрые слова»(слова обращены к бывшим врагам, лучше пример из сказок). 3. Упражнение «Рамка». 4. «Измени точку зрения» (идет дождь, снег, а ты – ребенок, дворник, водитель, родитель, животное). 5. Составь рассказ от имени другого (ты – камень на дороге, ты – рыбка в пруду).


Личностные УУД Для диагностики можно использовать методики: - «Лесенка». - «Незаконченные предложения». - «Оцени поступок». - Методика изучения мотивации для начальной школы Лукьяновой. - «Что такое хорошо и что такое плохо». - «Что мне нравится в школе».


Познавательные УУД -Логические задачи и загадки. - Что лишнее и почему?. -Рассуждение о причинно – следственных связях. -Рисование из геометрических фигур (с ограничениями и без (человечки)). -Рисование из хаотически расположенных точек. -«Колумбово яйцо», « Танграмм». - «Что спряталось в рисунке». -Образование сложных слов. - Игра с человечком. -«На что похоже?». - «Придумай загадку и нарисуй ее (вид объекта сверху, сбоку). -«Сколько значений у предмета?» (вещи на выброс). Хитроумные решения.


Познавательные УУД - Назови все возможные признаки предмета (Какой? Какая?). - «Причина и следствие» (что является причиной, а что следствием – выбери из цепочки – смех, шутка; мокрый асфальт, дождь, лужи, мокрая трава). -Проверь правильность утверждений (например, все торты сладкие, конфета – сладкая, значит, конфета – торт или все волки серые, Рекс – серый, значит, он волк.) -Придумай знак по охране природы, новый дорожный знак. Для диагностики можно использовать: -Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йерасека. - «Сколько слов в предложении?».




Регулятивные УУД - «Сделай так же» (из геометрических фигур, например). -Продолжи узор, соблюдая закономерность. -«Спрячь букву» (перепиши, но вместо любой буквы ставь точку). - «Сохрани в секрете» (повторяй слова за педагогом, но нельзя повторять, например, слова, обозначающие цвет, начинающиеся на букву р, слова из 2 слогов). -Рисовать треугольник и квадрат одновременно. - Найди ошибки у друга. -Поиск информации в предложенных источниках.


Регулятивные УУД -Игра « ни да, ни нет». -Узоры по клеточкам (несколько вариантов). -Рисование под диктовку. -Выкладывание узоров из счетных палочек. -Раскрась соответственно инструкции. -Дорисуй половинку. -Какое слово повторяется много раз? -Сложи слово из 2 слогов. -« Что изменилось в гальщике?» -«Отдай каждому свой предмет». -«Поменяйтесь местами те, кто…. (первый, второй, третий). -«Следи за речью учителя» (активная игра). -Кодирование. Диагностика: -«Домик». -«Узор». -«Рисование по точкам». -«Бусы». -«Корректурная проба». -«Кодирование». -«Графический диктант». -Карта наблюдений для педагогов. -Зрительно – моторный гештальт - тест Лоры Бендер


Коммуникативные УУД Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: - составь задание партнеру; - отзыв на работу друга; - групповая работа по составлению и решению заданий; - диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); - «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.


Коммуникативные УУД Сюда подойдут речевые игры: -Описательные загадки(дай характеристику так, чтобы другой тебя понял). «О ком говорим?» -Рассказ по картинкам. -Назови ласково, назови во множественном числе. -Изобрази руками. Варианты – в группе все, или индивидуально, другие отгадывают. Групповые игры: -Создай коллаж в группе на тему – плюс расскажите, какую мысль хотели донести. -Постройте совместно высокую башню всего из 10 листов. -Проявите творчество и создайте предметы из полосок бумаги. -Раскрасьте совместно пальцами рисунок




СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Формирование УД во многом зависит от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности. Это выражается и в формулировке вопросов и в точности комментариев учителя, направленных непосредственно на формирование У УД. Можно без преувеличения сказать, что все предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий в силу их универсального, т.е. максимально обобщенного, характера.




Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: -общение со взрослыми и сверстниками; – владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; – приемлемое отношение к процессу сотрудничества; – ориентация на партнера по общению; – умение слушать собеседника.








Основные формы учебной коммуникации. Монологические формы речевой деятельности Диалогические формы речевой деятельности Выступать с готовой заранее речью Учебная беседа учителя и ученика РассказыватьУчебная беседа в парах Спрашивать и задавать вопросы Учебная беседа в группах ПересказыватьДискуссия СообщатьОтветы на вопросы Отвечать на вопросыРолевая игра КритиковатьБлиц-турнир Доказывать и опровергать Защита проекта




Концепция развития школьной коммуникации имеет следующие этапы Этапы 1 Э Т А п Умения, отрабатываемые под руководством учителя. - Готовность учащихся участвовать в урочном общении. - Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ. - Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой. - Комментировать вопросы или ответы. - Делать сообщения. - Рассказывать логично и последовательно.


Развитие школьной коммуникации. 2 Э Т А П Простота и чёткость речевого высказывания. Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку. Умение высказать свою мысль образно, ярко и кратко. Умение использовать приёмы, подтверждающие высказывание. Умение использовать риторические вопросы. Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником. Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.




«Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова.» Л.Успенский Для создания эмоционально- благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать: 1. Игровые приёмы. 2. Задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения


Виды заданий на уроках литературного чтения Рассказ от первого лица. Рассказ от лица лисы, как она угощала журавля; Повествование от имени предмета,героя. Комплимент. (Сказать комплимент литературному герою) Сказка в заданном ключе (введение в сказку нового персонажа) Изменение сказочной развязки (придумать другое окончание произведения)


Слушание чтения (рассказа) учителя; подготовка устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного); инсценирование и драматизация; устное словесное рисование; творческий пересказ текста от лица разных героев-персонажей сочинение по личным впечатлениям (3–4 кл.) и по прочитанному (4 кл.); интервью с писателем; письмо авторам учебника и др.


Правила ведения диалога. Любое мнение ценно; Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания; Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего; Хочешь говорить- подними руку; Обращение начинается с имени; Критика должна быть тактичной; Голос - твой божественный дар, умей им владеть.


2 класс, упр. 73 «Прочитай слова. Найди и выпиши слова, которые … В первом предложении автор играет словами. Ты заметил какими? Прочитай их». 2 класс, упр.118 «Прочитайте. Все ли действия животных названы правильно? Запиши правильно. Назови сказку». Виды заданий на уроках русского языка


Задание: Нужно убедить родителей в том, что тебе необходимо... (заверши сам). Родители отказываются выполнить твою просьбу. Найди не менее двух убедительных аргументов, запиши их. Дорогие родители! Мне очень нужно, чтобы____________________ Хочу объяснить, почему мне это необходимо:1)___________2)_________ ___ Виды заданий на уроках русского языка




Развитие устной научной речи на уроках математики К этому направлению можно отнести все задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ», и все задания, обозначенные вопросительным знаком на жёлтом поле (основной вопрос урока);


Развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие К данному направлению формирования коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.)


Эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие вопросы: Тренинговые вопросы Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных действий. Конструктивные вопросы. Требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа. Альтернативные вопросы. Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его. Наводящий вопрос. Вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.


Источники информации. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова. Статья учителя начальных классов О.А. Пестовой «Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения» Анимационные картинки с архива Интернет. Фотографии из личного архива.