Бизнесу место

Бизнесу место

» » Презентация на тему китайский шелк. Древний Китай

Презентация на тему китайский шелк. Древний Китай


На северо-восток от Индии, за высокими горами Гималаями, находится Китай. Древние китайцы называли свою страну «Поднебесной империей» или «Срединным царством», так как считали, что она лежит посреди четырёх морей: Восточного, Южного, Песчаного и Скалистого. Песчаным морем называли суровую и безводную пустыню Гоби, а Скалистым морем - Тибет, горный край по ту сторону Гималаев. В Китае текут две большие реки - Хуанхэ и Янцзы. Названия рек означают: «Жёлтая вода » и «Синяя вода ». Вода Хуанхэ действительно желтоватого цвета, потому что несёт с собой много жёлтой глины. В плодородной долине Хуанхэ поселились первые земледельцы; они выращивали просо, разводили свиней, крупный рогатый скот. Расположение древнего Китая


В 221 году до нашей эры правитель Цинь Ин Чжэн объединил большие территории в единую империю и принял титул Цинь Шихуанди, что значит «Первый император династии Цинь». Он установил единоличное господство на всей территории Внутреннего Китая и вошёл в историю как правитель первого централизованного китайского государства. Основанная им династия Цинь, планировавшая править Китаем на протяжении 10 тысяч поколений, была свергнута через несколько лет после его смерти. Цинь Шихуанди


Хотя в истории зафиксирован факт, что во времена династии Хань (202 г. до н. э. - 220 г. н. э.) придворный евнух Цай Лунь изобрёл процесс производства бумаги с применением новых сырьевых материалов, но в Китае найдены такие артефакты как древний набивочный материал и упаковочная бумага, датируемые вторым веком до нашей эры. Изобретения древнего Китая Обнаруженный в Сан-Лоренцо Теночтитлан, штат Веракрус, Мексика древний артефакт из гематита ольмекской эпохи, датируемый приблизительно 1000 годом до н. э., указывает на то, что в Центральной Америке, возможно, использовали компас из магнитного железняка задолго до того, как он был описан в Китае, хотя ольмеки не знали железа, а китайцы после его открытия поняли, что оно намагничивается при контакте с магнитным железняком


Основная еда китайцев - рис. Выращивать рис тяжело. По колено в воде вспахивали крестьяне поле и сеяли рис. Хозяйство древнего Китая Шёлк очень ценился. Иногда люди расплачивались за товары не деньгами, а отрезами шёлка. Шёлковую одежду имели право носить только знатные и богатые люди. Китайцы первыми научились выращивать чайные кусты и готовить чай. От них чайный куст попал в страны Западной Европы и к нам


нормативный традиционный китайский литературный язык, начавший формироваться с XIV века до н. э. в долине реки Хуанхэ и, позднее, на более обширной территории Великой китайской равнины. В своей письменной форме древнекитайский язык стал общим литературным койне для всей Восточной Азии (Япония, Корея, Вьетнам) и выполнял эту функцию вплоть до начала XX в., когда в результате движения «4 мая» (1919) в Китае официальным письменным языком литературным языком был объявлен байхуа (букв. ‘понятный язык’), начавший формироваться на основе живых диалектов Северного Китая ещё в период Шести династий (420-589 н. э.). Древнекитайский язык


Как и другие народы, В древнейшую пору своей истории древние китайцы поклонялись силам природы. Они их представляли себе в виде добрых и злых духов и демонов. Повелителем дождей, грозы, речных вод и всех подземных сил был дракон. Со временем дракон стал символом царя. Китайцы почитали пять священных гор, самой главной считали Тайшань. Её называли «мировой горой», которая соединяет небо и землю. Наиболее сильная клятва китайцев начиналась словами: «Пока Хуанхэ не обмелеет, пока Тайшань не сровняется с землёй, клянусь…». Верования древних Китайцев


Конфуций, один из великих мудрецов древности, является своего рода символом Китая, его культуры, философской мысли Конфуций считается также великим первоучителем всех китайцев. На протяжении многих десятков поколений миллиарды жителей Китая (это касается и их соседей - японцев, корейцев, вьетнамцев) свято чтили его как учителя жизни. Древнекитайский мудрец Конфуций


Вооружение древнекитайской армии Луки в Древнем Китае делали из бамбука, идеально подходившего для изготовления метательных устройств. По своей конструкции они делились на два основных типа: изготовленные из одного бамбукового ствола и изготовленные комбинированным способом из нескольких слоев (пластинок) бамбука, склеенных вместе К тяжелому вооружению китайского войска можно отнести боевые колесницы. В боевую колесницу обычно впрягали четырех боевых коней, однако их могло быть и два, и три. Экипаж боевой колесницы состоял из трех воинов, один из которых управлял лошадьми, а два других вели бой. Если на колеснице находился полководец, то он сидел справа, возница в центре, а телохранитель слева.

Шелк
(исторические сведения)

и
есть
Среди множества китайских преданий о
рождении шелка
такое:
императрица Си Линь Чи, встав ранним
утром с постели, вышла на балкон
дворца и поразилась блеску и сиянию
паутины в ветвях деревьев, освещаемых
солнцем. Императрица
восходящим
пожелала получить полотно такой же
легкости и сияния, чтобы покрыть им
свое ложе. И тогда полученный из нити
- правда, не паука, а тутового
шелкопряда - шелк помог китайской
владычице преобразить свою спальню.

Самые древние обнаруженные фрагменты шелковых тканей
датируются второй половиной II тысячелетия до нашей эры.
Шелк обладает уникальными свойствами. Шелковая ткань очень
гигроскопична. Она дает ощущение сухости, даже впитав влаги более
чем на треть собственного веса, ­ свойство незаменимое во влажных и
жарких субтропических регионах Азии. Она легко вбирает влагу
кожи и необыкновенно быстро отдает ее воздуху. Вот почему шелк ­
материал не только знамен и стягов, но и нижнего белья. Он приятен
коже и будто продолжает ее.
Нить, выделяемая шелковичным червем, необычайно прочна и
достигает в длину 800­1000 метров
(эти фрагменты нитей
соединяются при помощи прядения и используются в ткачестве).
Нить имеет треугольное сечение, и, подобно призме, отражает свет,
поэтому шелковые ткани так красиво переливаются. Шелк легко
окрашивается, не вызывает аллергии, легок и не требует особого
ухода. В холодную погоду он согревает, а в жару дает ощущение
прохлады.

До изобретения синтетических материалов из шелка делали корд
велосипедных и автомобильных гоночных шин, изготавливались
тонкие тросы. Его идеальные изоляционные свойства оказались
востребованы в электротехнике, причем, в противовес искусственным
материалам, шелк сохранял диэлектрические качества даже при
высоких температурах, полностью обуглившись.
Подлинный расцвет шелковых тканей наступил в начале двадцатого
века. Развитие авиации вызвало к жизни парашют, для которого
требовалось полотно легкое и прочное одновременно. Альтернативы
шелку здесь не было. Шелкопряд спас жизнь сотням тысяч летчиков.
Американская фирма «Ирвин», пионер в производстве парашютов,
даже поместила на свою эмблему гусеницу шелкопряда. Каждому
пилоту, спасшемуся благодаря парашюту «Ирвин», выдавался значок
из чистого золота: шелковичный червячок с рубиновыми глазками, а
его обладатель зачислялся в «Клуб гусеницы» (Caterpillar club).
Шелк устойчив к растяжению, на разрыв и при экстремальных
нагрузках: 16 уложенных один на другой слоев шелковой ткани
останавливают пистолетную пулю. Возможно, вскоре появятся легкие
и дешевые шелковые бронежилеты.

трактате «Аюрведа»
Прочная шелковая нить издавна применялась в хирургии. Ее
прочность, нейтральность и гладкость делали шелк словно
специально созданным для сшивания ран. Про шелк как
материал для наложения хирургических швов говорится в
(I
древнеиндийском медицинском
тысячелетие до н. э.). В XIX веке шелк становится самым
употребительным шовным материалом в Европе. Наряду с
гладкостью, которую Пирогов называл одним из главнейших
свойств хирургической нити, шелк был удобен своей
стойкостью к высоким температурам, что позволяло тщательно
стерилизовать хирургическую нить.
Очень давно известен лечебный эффект белков, составляющих
шелковую нить. Сегодня косметология и медицина взяли на
вооружение целебные свойства шелка. Тертый кокон тутового
шелкопряда, добавленный в косметические средства и кремы,
оказывает стимулирующее и омолаживающее действие на кожу.

Шелковые ткани

советовал
настоятельно
Византийский император и историк Константин VII
(905­959), автор труда «О церемониях
Багрянородный
византийского
своим
двора»,
преемникам: «Варварам следует говорить, что царские одежды
нерукотворны и приносятся прямо с небес... Кто из
императоров сделает эту одежду повседневной или подарит ее
­ подлежит проклятию!». Одежды были, разумеется,
шелковыми. Эта ткань продавалась на вес золота: сверток
шелка оценивался в двойную меру драгоценного металла.
Получение нитей, окраска драгоценным пурпуром, узорчатое
ткачество ­ каждый этап производства шелковой ткани был
столь трудоемким, требовал таких больших затрат, что
церемониальная одежда императоров действительно казалась
настоящим чудом. Она была не только символом власти, но
словно воплощала в себе саму власть.

Великий шёлковый путь

Китайский
император

Маньчжурская
императрица

Особенный
чрезвычайно
любили
Шелк
блеск
художники.
позволяет безошибочно опознать его
на картинах живописцев любой эпохи
и любого направления. Это способ не
только показать потомкам высокий
социальный статус изображенного, но
и продемонстрировать виртуозность
кисти, с легкостью передающей на
холсте разные типы шелковых тканей
­ горделивый муар и переливчатость
орденских
и
тонкость тафты, сияние гладких и
узорчатых атласов, изящество и
нежные оттенки шелка­сырца
в
знаменитых шелковых
кружевах
«шантильи»,
«блондах»
великолепие
и мягкость
шелкового бархата.
лент, жесткость
Франсуа Буше. Маркиза де Помпадур. 1759г.
и
парчи

сочетание
оттенков
чиновников
Особым успехом в средневековой Европе пользовались
шелка, меняющие свой цвет. Техника их изготовления
появилась в Китае и заключалась в том, что нити утка и
основы были разного цвета. На изломах складок при ходьбе
синяя ткань вдруг отсвечивала красным или голубым. Для
китайских
означало
продвижение по службе в границах одного ранга. Византийцы
тоже стали использовать эффект внезапного преображения
важного в государстве лица ­ когда густой пурпурный цвет
ткани, в которую был одет правитель, вдруг начинал сиять
розовым или светло­сиреневым. Эта техника ткачества,
которая известна под названием «шан­жан», не выходила из
моды на протяжении многих лет. В платье из «шан­жан»
одеты «Разборчивая невеста» и героиня в «Сватовстве
майора» П.А. Федотова.

Федотов П.А. Разборчивая невеста

Федотов П.А. Сватовство майора

(gros)
Из названий шелковых тканей различных эпох можно создать
увлекательную историю вкусов и предпочтений, узнать имена
тогдашних героев света и сцены, создателей моды. Самой
ценной считалась шелковая ткань, называвшаяся «гро­гро» или
«грогрон». Словом «гро»
обозначали крупные
неповрежденные коконы с самой длинной нитью. Поэтому
частичка «гро» в названии любой ткани означала присутствие в
исходном сырье шелка. Гродетур, гроденапль и гроданвер
назвали по первоначальному месту производства ­ городам
Туру, Неаполю и Антверпену. Гродешин, соответственно, был
китайским шелком, а гродафрик (африканский) и громуар
получили свое название по текстильному орнаменту. Муар
получали, обрабатывая готовую ткань специальными валиками,
сдвигавшими нити материи в различных направлениях. Чем
мельче и четче получался отлив, тем выше ценился громуар,
шедший на орденские ленты.

Император
Наполеон на коне

«Ментенон», «дюбарри» или «помпадур» - это не
имена знаменитых фавориток французского двора, а старинные
атласы, названные в их честь и отличающиеся от прочих сортов
таким тщательным исполнением растительных орнаментов в виде
букетов цветов и гирлянд, что они производили впечатление
вышивки по атласу. В этом творения ткачей из Лиона не уступали
совершенству тканого орнамента на материях из мастерских
Исфахана, Тебриза или Кашана, иранских городов, откуда в XVI
веке вывозились в Европу знаменитые «лицевые» ткани. Они
получили свое название по изображению человеческих фигур ­
изящных юношей и красавиц, музицирующих в саду, героев­
всадников, побивающих драконов и львов, сцен из эпосов и
преданий. Изображения цветов, птиц, бабочек, создающие
иллюзию
суфийскими
представлениями о рае как о пышно цветущем саде. Поэтому так
часты изображения лилий, гиацинтов, гвоздик, кипарисов,
платанов с порхающими среди ветвей пестрыми бабочками и
птицами.
вдохновлены
присутствия,

Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта): Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» г. о. Стрежевой .

Предметная область: технология

Название урока, мероприятия, в рамках которого будет использоваться презентация: Урок-презентация по теме «Шёлк. История и получение шёлка»

Возрастная группа (класс): (девочки)

Название презентации: «Шёлк. История и получение шёлка»

Количество слайдов: 14

Среда (редактор), в которой выполнена презентация: MS Power Point

1 слайд – титульный

3,4 слайд – Великий шёлковый путь. Краткие исторические сведения (см. приложение 1).

5 слайд – Стадии развития тутового шелкопряда

На слайде схематично показаны стадии развития тутового шелкопряда. При нажатии на активные картинки появляется разъяснения, дополнительная информация, которую можно убрать нажатием на неё.

6 слайд (7 – 11) – Получение шёлка (см. приложение 2).

Этапы получения шёлка выделены гиперссылками. При нажатии на какой либо этап открываются фотографии, демонстрирующие данный этап (слайды 7 – 11). На 11 слайде показаны виды шелка, прямоугольники с названием активны: при нажатии появляются фотографии с гусеницами тутового шелкопряда.

12, 13 слайд – интересная статистика

14 слайд – используемая информация

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

Технология. Обслуживающий труд: Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений / , . – М.: Дрофа, 2008. – 285 с.: ил. Великий шёлковый путь http://www. /rus/silkroad. shtml Сайт «Срединный путь» Философия, религия, культура Китая. http://zhongdao. ru/istorija-shelka/

http://zhongdao. ru/proizvodstvo-shelka/

Шелководство в Китае. Культ шелка в Китае. http://www. /rus/silkroad/history-of-sericulture-in-china. htm

Приложение 1

История шёлка

Производство шелка, или, как его еще называют, шелководство, имеет длительную историю, полную драматических моментов, окружено множеством легенд. Веками шелк оставался для большинства стран мира роскошным товаром, за который отдавали последние деньги. Свойства шелкопряда и секрет изготовления шелка были известны уже 5 тысяч лет тому назад.

Родиной шелководства является Китай, который на протяжении многих столетий оставался монополистом, пока в первые века нашей эры секрет получения шелка, несмотря на запрет его разглашения под страхом смертной казни, не распространился за пределы Поднебесной. Только женщины императорской семьи разводили шелкопрядов, собирали и обрабатывали коконы. За разглашение тайны получения шёлка карали смертной казнью. Если кто-то пытался вывезти шелкопряда из Китая, то его тоже ждала смертная казнь.

Во времена правления династии Хань (206 до н. э. – 220 н. э.) шелк стал своего рода универсальным денежным эквивалентом: крестьяне платили налоги зерном и шелком, чиновникам государство платило также шелком. Ценность шелка рассчитывалась исходя из его длины и была приравнена к золоту. Шелк стал, фактически, валютой, использовавшейся при расчетах с другими странами.

Шелк широко применялся в хозяйстве. Помимо использования в качестве ткани для одежды и вышивки, из него изготовляли струны для музыкальных инструментов, тетивы для луков, делали лески рыбной ловли и даже бумагу.

Объемы и качество шелковой продукции постепенно увеличивались. Яркость красок, богатство и совершенство вышивки поражали. С конца 2 в. до н. э. можно говорить о функционировании Великого шелкового пути как сквозного маршрута, соединившего все великие цивилизации Старого Света – Китай, Индию, Ближний Восток и Европу. Эта огромная система караванных путей просуществовала более полутора тысяч лет. По караванным путям, часть которых существовала и раньше, на Запад отправились караваны, груженные китайскими товарами.

Появившийся в Римской империи шелк был настолько дорог, что ценился на вес золота и часто использовался как валюта в торговле, а носить его позволено было только очень богатым людям.

Хотя маршруты Шелкового пути менялись, можно выделить две основные трассы, соединявшие Восток и Запад:

– южная дорога – от севера Китая через Среднюю Азию на Ближний Восток и Северную Индию;

– северная дорога – от севера Китая через Памир и Приаралье к Нижней Волге и к бассейну Черного моря.

На пути караванов стали возникать и расцветать богатые города, торгово-ремесленные поселения, караван сараи. Туркмения - Мерв; Узбекистан - Бухара, Ургенч, Хива. Казахстан - Отрар, Туркестан, Тараз, Испеджаб. Киргизия - Джуль, Суяб, Новокент, Баласагун, Борскоон, Таш-Рабат, Ош, Узген.

Связывая Турцию, Кавказ, Западный Китай, Иран, Афганистан и Индию, караванные тропы превращали их в одну огромную культурную и экономическую зону.

Только в 550 году нашей эры два бродячих монаха украдкой вывезли личинок шелкопряда в Византию. Так шёлк появился в Европе. В Индию шёлк попал благодаря хитрой китайской принцессе, которая спрятала личинок шелкопряда в высокой причёске перед тем как её отправили в путь к жениху - индийскому царю.

В России начало шелководства было положено в 17 веке Петром Великим. Царь «дабы иметь парчовые изделия из собственного шёлка» отвёл для этих целей казённые земли на Кавказе. Там шелководством занимаются и по сей день.

Интересно, что тайна изготовления шелка долгое время оставалась неразгаданной. Предлагалось множество фантастических объяснений. Так, Вергилий (I в. до н. э.), например, полагал, что шелк изготовлен из начеса с листьев. Греческий историк Дионисий (I в. до н. э.) считал, что шелк сделан из цветов. Высказывалось предположение, что блестящие шелковые нити растут на деревьях, или что его создавали огромные жуки, или он сделан из пуха птиц. Римский историк IV в. Аммиан Марцеллин представил такое объяснение: «Шелковые ткани сделаны из почвы. Китайская почва мягкая, как шерсть. После полива и особой обработки она может быть использована для формирования шелковых нитей».

Приложение 2

Производство шёлка

Шелк получают из коконов шелковой моли (тутовый шелкопряд). Самка тутового шелкопряда откладывает до 500 и более яиц, и вскоре погибает. Для дальнейшего использования отбираются только здоровые яйца. Они сортируются, тестируются на инфекцию. Больные яйца сжигают. Они очень мелкие и легкие – вес сотни едва ли достигает 1 грамма. Приблизительно на 7 день вылупляются маленькие червячки, размер которых не превышает 2 мм. Именно эта личиночная стадия моли и называется, собственно, шелкопрядом. Дальше на протяжении приблизительно месяца шелкопряды постоянно едят, увеличивая свой вес и размер. Так, в возрасте 4-5 недель их длина достигает 3 см и более, а вес за это время увеличивается в тысячи раз! Питаются они исключительно листьями тутового дерева, которые для них собирают и отбирают вручную, а затем размельчают. Кормление происходит регулярно, день и ночь. В это время тысячи кормящихся червяков содержатся в специальных поддонах, которые ставятся один на другой. От тысяч челюстей, перемалывающих листья тутовника, стоит постоянный гул, напоминающий звук сильного дождя, барабанящий по крыше.


Наконец приходит время свивать кокон. Шелкопряд начинает волноваться, трясти головой вперед-назад. Гусениц помещают в отдельные отсеки. С помощью двух специальных желез – фильер, червяки начинают производить студенистую субстанцию, которая затвердевает при контакте с воздухом. За три-четыре дня шелкопряды свивают вокруг себя кокон, помещая себя внутри его. Они становятся похожи на белые пушистые вытянутые клубки. В это время коконы сортируют по цвету, размеру, форме и др.

Затем проходит еще 8-9 дней, и коконы готовы к раскручиванию. Если упустить время, то куколка превратится в моль и прорвет кокон, повредив целостность нити. Поэтому куколку сначала надо умертвить. Для этого ее подвергают тепловому воздействию, после чего кокон опускают в горячую воду, чтобы растворить клейкое вещество серацин, скрепляющее нити. Находят конец нити и осторожно начинают раскручивать, наматывая на шпульку. Каждый кокон производит нить длиной, в среднем, от 600 до 900 м, а отдельные особи – до 1000 и более метров! Затем вместе скручивают 5-8 нитей, чтобы получить из них одну нить. Когда какая-то из нитей заканчивается, к ней скручивается новая, и таким образом формируется очень длинная нить.

Шёлковые ткани называют по виду шёлковых червей:

Малбери - это нити тутового шелкопряда.
Этот вид шелкопряда лучше других разводится в неволе. Этого шёлка производится больше всего в мире.

Туссар очень прочная нить. Её получают от диких шелкопрядов, собирая коконы в лесу. Из таких нитей делают ткань для портьер и обивки мебели.

Туссар дубового шелкопряда гораздо тоньше обычного туссара.
Цвет волокна от бежевого до шоколадного.
Ткань из него тоньше и очень прочная. Поэтому ценится гораздо дороже.

Эри – самый низкий по качеству шёлк.
Коконы этих гусениц собирают после вылета бабочек. Поэтому нити в них разрезаны. После промывания коконов их обрабатывают и ткут как шерсть или хлопок.

Муга –самый дорогой вид шёлка.
Гусеницы этого вида питаются только листьями деревьев ароматных пород.
Волокно очень тонкое и прочное, и имеет яркий золотистый цвет.
Ткани из таких нитей не теряют своей эластичности, природного золотистого оттенка и блеска до 50 лет.

Интересная статистика: на шелк для мужского галстука требуется, в среднем, 111 коконов, а на шелк для пошива женской блузки – 630!

Несмотря на то, что сейчас появилось множество искусственных волокон – полиэстер, нейлон и др., ни одно из них не может сравниться по качеству с настоящим шелком. Шелковые ткани согревают в прохладную погоду и холодят в жару, они приятны на ощупь и приятны глазу. Кроме того, шелковая нить более прочная, чем стальная нить равного диаметра!


Среди множества китайских преданий о рождении шелка есть и такое: императрица Си Линь Чи, встав ранним утром с постели, вышла на балкон дворца и поразилась блеску и сиянию паутины в ветвях деревьев, освещаемых восходящим солнцем. Императрица пожелала получить полотно такой же легкости и сияния, чтобы покрыть им свое ложе. И тогда полученный из нити правда, не паука, а тутового шелкопряда шелк помог китайской владычице преобразить свою спальню.


Самые древние обнаруженные фрагменты шелковых тканей датируются второй половиной II тысячелетия до нашей эры. Шелк обладает уникальными свойствами. Шелковая ткань очень гигроскопична. Она дает ощущение сухости, даже впитав влаги более чем на треть собственного веса, - свойство незаменимое во влажных и жарких субтропических регионах Азии. Она легко вбирает влагу кожи и необыкновенно быстро отдает ее воздуху. Вот почему шелк - материал не только знамен и стягов, но и нижнего белья. Он приятен коже и будто продолжает ее. Нить, выделяемая шелковичным червем, необычайно прочна и достигает в длину метров (эти фрагменты нитей соединяются при помощи прядения и используются в ткачестве). Нить имеет треугольное сечение, и, подобно призме, отражает свет, поэтому шелковые ткани так красиво переливаются. Шелк легко окрашивается, не вызывает аллергии, легок и не требует особого ухода. В холодную погоду он согревает, а в жару дает ощущение прохлады.



До изобретения синтетических материалов из шелка делали корд велосипедных и автомобильных гоночных шин, изготавливались тонкие тросы. Его идеальные изоляционные свойства оказались востребованы в электротехнике, причем, в противовес искусственным материалам, шелк сохранял диэлектрические качества даже при высоких температурах, полностью обуглившись. Подлинный расцвет шелковых тканей наступил в начале двадцатого века. Развитие авиации вызвало к жизни парашют, для которого требовалось полотно легкое и прочное одновременно. Альтернативы шелку здесь не было. Шелкопряд спас жизнь сотням тысяч летчиков. Американская фирма «Ирвин», пионер в производстве парашютов, даже поместила на свою эмблему гусеницу шелкопряда. Каждому пилоту, спасшемуся благодаря парашюту «Ирвин», выдавался значок из чистого золота: шелковичный червячок с рубиновыми глазками, а его обладатель зачислялся в «Клуб гусеницы» (Caterpillar club). Шелк устойчив к растяжению, на разрыв и при экстремальных нагрузках: 16 уложенных один на другой слоев шелковой ткани останавливают пистолетную пулю. Возможно, вскоре появятся легкие и дешевые шелковые бронежилеты.


Прочная шелковая нить издавна применялась в хирургии. Ее прочность, нейтральность и гладкость делали шелк словно специально созданным для сшивания ран. Про шелк как материал для наложения хирургических швов говорится в древнеиндийском медицинском трактате «Аюрведа» (I тысячелетие до н. э.). В XIX веке шелк становится самым употребительным шовным материалом в Европе. Наряду с гладкостью, которую Пирогов называл одним из главнейших свойств хирургической нити, шелк был удобен своей стойкостью к высоким температурам, что позволяло тщательно стерилизовать хирургическую нить. Очень давно известен лечебный эффект белков, составляющих шелковую нить. Сегодня косметология и медицина взяли на вооружение целебные свойства шелка. Тертый кокон тутового шелкопряда, добавленный в косметические средства и кремы, оказывает стимулирующее и омолаживающее действие на кожу.




Византийский император и историк Константин VII Багрянородный (), автор труда «О церемониях византийского двора», настоятельно советовал своим преемникам: «Варварам следует говорить, что царские одежды нерукотворны и приносятся прямо с небес... Кто из императоров сделает эту одежду повседневной или подарит ее - подлежит проклятию!». Одежды были, разумеется, шелковыми. Эта ткань продавалась на вес золота: сверток шелка оценивался в двойную меру драгоценного металла. Получение нитей, окраска драгоценным пурпуром, узорчатое ткачество - каждый этап производства шелковой ткани был столь трудоемким, требовал таких больших затрат, что церемониальная одежда императоров действительно казалась настоящим чудом. Она была не только символом власти, но словно воплощала в себе саму власть.






Шелк чрезвычайно любили художники. Особенный блеск позволяет безошибочно опознать его на картинах живописцев любой эпохи и любого направления. Это способ не только показать потомкам высокий социальный статус изображенного, но и продемонстрировать виртуозность кисти, с легкостью передающей на холсте разные типы шелковых тканей - горделивый муар и переливчатость орденских лент, жесткость и тонкость тафты, сияние гладких и узорчатых атласов, изящество и нежные оттенки шелка- сырца в знаменитых шелковых кружевах «блондах» и «шантильи», великолепие парчи и мягкость шелкового бархата. Франсуа Буше. Маркиза де Помпадур. 1759г.


Особым успехом в средневековой Европе пользовались шелка, меняющие свой цвет. Техника их изготовления появилась в Китае и заключалась в том, что нити утка и основы были разного цвета. На изломах складок при ходьбе синяя ткань вдруг отсвечивала красным или голубым. Для китайских чиновников сочетание оттенков означало продвижение по службе в границах одного ранга. Византийцы тоже стали использовать эффект внезапного преображения важного в государстве лица - когда густой пурпурный цвет ткани, в которую был одет правитель, вдруг начинал сиять розовым или светло-сиреневым. Эта техника ткачества, которая известна под названием «шан-жан», не выходила из моды на протяжении многих лет. В платье из «шан-жан» одеты «Разборчивая невеста» и героиня в «Сватовстве майора» П.А. Федотова.




Из названий шелковых тканей различных эпох можно создать увлекательную историю вкусов и предпочтений, узнать имена тогдашних героев света и сцены, создателей моды. Самой ценной считалась шелковая ткань, называвшаяся «гро-гро» или «грогрон». Словом «гро» (gros) обозначали крупные неповрежденные коконы с самой длинной нитью. Поэтому частичка «гро» в названии любой ткани означала присутствие в исходном сырье шелка. Гродетур, гроденапль и гроданвер назвали по первоначальному месту производства - городам Туру, Неаполю и Антверпену. Гродешин, соответственно, был китайским шелком, а гродафрик (африканский) и громуар получили свое название по текстильному орнаменту. Муар получали, обрабатывая готовую ткань специальными валиками, сдвигавшими нити материи в различных направлениях. Чем мельче и четче получался отлив, тем выше ценился громуар, шедший на орденские ленты.




«Ментенон», «дюбарри» или «помпадур» - это не имена знаменитых фавориток французского двора, а старинные атласы, названные в их честь и отличающиеся от прочих сортов таким тщательным исполнением растительных орнаментов в виде букетов цветов и гирлянд, что они производили впечатление вышивки по атласу. В этом творения ткачей из Лиона не уступали совершенству тканого орнамента на материях из мастерских Исфахана, Тебриза или Кашана, иранских городов, откуда в XVI веке вывозились в Европу знаменитые «лицевые» ткани. Они получили свое название по изображению человеческих фигур - изящных юношей и красавиц, музицирующих в саду, героев-всадников, побивающих драконов и львов, сцен из эпосов и преданий. Изображения цветов, птиц, бабочек, создающие иллюзию присутствия, были вдохновлены суфийскими представлениями о рае как о пышно цветущем саде. Поэтому так часты изображения лилий, гиацинтов, гвоздик, кипарисов, платанов с порхающими среди ветвей пестрыми бабочками и птицами.


Из шелка ткали плотные штофы для мебельной обивки и стен, тончайшие муслины с изящнейшей вышивкой, драгоценную парчу с введением серебряных и золотых нитей, разнообразные бархаты. Шляпный шелк отличался от одежного, а обувной от бельевого. В шелк можно одеться с головы до ног. Им можно украсить жилище - из него изготавливают обои, кружевные шторы, драпировки и ковры. История сохранила имя иранского ткача Гийаса ад-Дина Али из города Иезда, отличавшегося невероятным мастерством. Но даже он не смог бы соткать более 10 сантиметров узорчатой материи в день. До появления в 1809 году машины Жозефа Мари Жаккара, позволившей механизировать узорчатое ткачество, цветные шелка оставались привилегией знати. До XIX века почти во всех странах Европы существовали законы, ограничивавшие использование шелка низшими сословиями. Но и когда эти законы перестали действовать, шелк оставался столь дорогим, что был доступен немногим.


В XVIII столетии европейцы были увлечены всем китайским, а в двадцатом увлеклись всем японским, в том числе и росписью по шелку. Японские кимоно, появившиеся на выставках второй половины XIX века, произвели глубокое впечатление не только на художников, но и на парижских модниц. Шелка по окончании выставок разошлись по европейским городам, а способ орнаментации вызвал интерес дизайнеров. Кимоно не надо было примерять, его выбирали как картину. Роспись, вышивка, аппликация наносились на готовое кимоно, и художественная композиция не подчинялась крою. Техника свободной росписи поразила европейцев, и расписные шали и платки надолго вошли в моду в двадцатом столетии. Природная нить так завораживала людей, что с глубокой древности они пытались если не превзойти, то повторить волшебные свойства шелка. Но как бы ни совершенствовалось текстильное производство, обогащаясь новыми материалами, торжественность шелка, великолепие парчи, блеск атласа и мягкость бархата не утратят своего значения для ценителей природной красоты.

\ Документы \ Для учителя технологии и трудового обучения

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Слайд-презентация для урока труда в 5-7 классе на тему: "Натуральный шелк"

Слайд-презентацию предоставила: Бощенко Рима Ивановна, учитель технологии Ст.Натухаевская МОУ СОШ №26 email:[email protected]

  1. Гусеницы и коконы.
  2. Немного истории.
  3. Изготовление ткани.
  4. Свойства шёлка.
  5. Применение шёлка.
  6. Уход за натуральным шёлком

Шёлк научились изготавливать в Древнем Китае около 5 тысяч лет назад.

Только женщины императорской семьи разводили шелкопрядов, собирали и обрабатывали коконы. За разглашение тайны получения шёлка карали смертной казнью.

Если кто-то пытался вывезти шелкопряда из Китая, то его тоже ждала смертная казнь.

В Индию шёлк попал благодаря хитрой китайской принцессе, которая спрятала личинок шелкопряда в высокой причёске перед тем как её отправили в путь к жениху - индийскому царю.

ШЁЛК В ЕВРОПЕ.

Только в 550 году нашей эры два бродячих монаха украдкой вывезли личинок шелкопряда в Византию. Так шёлк появился в Европе.

В странах Европы шёлк пользовался большим спросом и ценился очень дорого. Только знатным особам разрешалось носить шёлковые одежды.

В Древнем Риме за фунт шёлка платили фунт золота.

В ХIII-XV веках шелкопрядство стало главной отраслью промышленности Италии. Шёлк ткали в Венеции, Генуе, Флоренции и Милане.

И только в ХVIII веке шёлк научились ткать в России.

Шёлковое платье в ХVII веке стоило целого состояния.

ГУСЕНИЦЫ И КОКОНЫ

Бабочка тутового шелкопряда в начале лета откладывает более 500 яиц.

Гусеницы шелкопряда питаются листьями белой шелковицы (тутовника) полтора месяца.

После этого они готовы плести свой кокон. Тончайшая почти невидимая нить вытягивается из отверстия в челюстях гусеницы.

Свой кокон гусеница прикрепляет к веточке дерева.В каждом коконе от 400 до1100 метров тончайшего шёлкового волокна.

Коконы собирают и сортируют.

Самые качественные коконы оставляют для дальнейшего разведения.

Остальные кокны проваривают в воде, которая растворяет клей.

Волокна с нескольких коконов соединяют в одну нить и сматывают на катушку, получая шёлк-сырец.

Шёлк-сырец скручивают в одинарную шёлковую нить. Для этого соединяют волокна с 1012 коконов вместе.

Работа на ручном ткацком станке привлекает туристов. Шёлковая ткань ручной работы ценится в несколько раз дороже фабричной.

Малбери - это нити тутового шелкопряда. Этот вид шелкопряда лучше других разводится в неволе. Этого шёлка производится больше всего в мире.

Туссар очень прочная нить. Её получают от диких шелкопрядов, собирая коконы в лесу. Из таких нитей делают ткань для портьер иобивки мебели.

Туссар дубового шелкопряда гораздо тоньше обычного туссара. Цвет волокна от бежевого до шоколадного. Ткань из него тоньше и очень прочная. Поэтому ценится гораздо дороже.

Эри – самый низкий по качеству шёлк. Коконы этих гусениц собирают после вылета бабочек. Поэтому нити в них разрезаны. После промывания коконов их обрабатывают и ткут как шерсть или хлопок.

Муга –самый дорогой вид шёлка. Гусеницы этого вида питаются только листьями деревьев ароматных пород. Волокно очень тонкое и прочное, и имеет яркий золотистый цвет. Ткани из таких нитей не теряют своей эластичности, природного золотистого оттенка и блеска до 50 лет.

Свойства шёлковых волокон

Шёлковое волокно:

  • равномерное по толщине
  • эластичное
  • блестящее
  • прочное
  • длинное

Свойства шёлковых тканей

Шёлковые ткани:

  • легкие
  • блестящие
  • хорошо попускают воздух
  • быстро впитывают влагу
  • быстро высыхают
  • мало мнутся
  • не электризуются
  • хорошо драпируются
  • не дают усадку
  • не притягивает пыль
  • гипоаллергенные
  • внатуральном шёлке не заводятся насекомые и пылевой клещ.

Применение натурального шёлка обусловлено его великолепными свойствами

  • Одежда летняя или нарядная
  • Скатерти
  • Шторы
  • Постельное бельё
  • Обивка мебели
  • Наполнение подушек шёлковым волокном

Вопросы для закрепления

  1. С какими видами шелкопрядов мы познакомились?
  2. Чем питаются шелкопряды?
  3. В какой стране научились получать натуральный шёлк раньше, чем в других?
  4. Что такое кокон?
  5. Какой длины может достигать волокно на одном коконе?
  6. Какими свойствами обладает шёлковое волокно?
  7. Назовите свойства шёлковых тканей.
  8. Какие изделия можно изготавливать из натурального шёлка?

Несколько слов после просмотра