Бизнесу место

Бизнесу место

» » Китай скупает нефтяные и газовые месторождения в америке. Нефть в китае Месторождения нефти и газ китае

Китай скупает нефтяные и газовые месторождения в америке. Нефть в китае Месторождения нефти и газ китае

Менее, чем за десятилетие Китай превратился в один из крупнейших мировых рынков газа и стал крупным импортером СПГ. Часть поставок газа обеспечивается внутренней добычей, часть - импортируется в страну по трубопроводам и через СПГ-терминалы.

Уголь остается главным источником китайской электрогенерации. Согласно официальным данным, в 2014 году 64,2% электроэнергии в стране были сгенерированы на угольных электростанциях. Правительство пообещало сократить долю угля до 62% к 2020 году. К этому же времени вклад газа в электрогенерацию превысит 10%, что значительно больше доли в 6%, зарегистрированной в 2014 г. Промышленность является главным потребителем газа в Китае. Другими потребителями являются жилой сектор, электрогенерация и транспорт.

Китай значительно зависит от импорта нефти и газа, и его зависимость от обоих видов топлива резко выросла в последние годы. В стране есть несколько магистральных трансграничных трубопроводов, по которым газ поступает из стран Средней Азии и Мьянмы. Китай также строит трубопровод на северо-востоке, по которому к концу этого десятилетия должен начаться импорт российского газа из Восточной Сибири.

Китай - крупнейший источник парниковых газов в мире, и руководство страны пообещало, что пик выбросов углерода будет достигнут к 2030 году, хотя многие ожидают, что это произойдет раньше. Чтобы снизить выбросы парниковых газов, Китаю придется использовать гораздо больше источников возобновляемой энергии и газа. Ожидается, что следующие несколько десятилетий возобновляемые источники энергии будут играть важную роль в электроснабжении Китая. Правительство взяло на себя обязательство к 2030 году довести долю неископаемых источников топлива до 20%.

Будучи самым чистым ископаемым видом топлива, газ несомненно будет играть важную роль в будущем энергообеспечении Китая, и это усилит спрос на СПГ. И государственные нефтяные компании, и независимые фирмы занимаются в стране строительством ряда новых импортных терминалов. Страна также стремится расширить внутренюю добычу, уделяя особое внимание сланцевому газу и глубоководным месторождениям. Согласно оценкам, извлекаемые запасы сланцевого газа в Китае превышают 25 трлн кубометров.

Статистика

За последние 10 лет добыча природного газа в Китае выросла более, чем в три раза. Сегодня Китай является одним из крупнейших производителей природного газа в мире. Разработка офшорных месторождений и нетрадиционных запасов означает, что добыча газа в Китае продолжит расти.

За последнее десятилетие потребление газа в Китае росло очень быстро. До 2008 года производство и потребление были примерно на равном уровне, однако в 2008 году потребление начало превышать добычу в значительных объемах, и Китай превратился в одного из крупнейших мировых импортеров газа.

Рост спроса на газ замедлился в 2015 году из-за общего замедления экономического роста и неблагоприятных рыночных условий для газа. Ожидается, что, несмотря на падение цен, в этом году импорт СПГ снизится, так как СПГ приходится конкурировать с трубопроводными поставками из Средней Азии.

Китай использует газ множеством разных способов. Почти половина всего используемого газа уходит на отопление жилого сектора и объектов промышленности, в то время как электрогенерация занимает в списке возможных способов использования третье место. Значительные объемы газа также используются в энергетической промышленности и в качестве сырья для нефтехимической отрасли.

Отечественные компании

Три государственные нефтяные компании Китая закрепились в секторе газораспределения, получив контроль над всем газоснабжением и практически монопольное положение на внутреннем рынке газа. До этого эти три компании обеспечили себе практическую монополию над проектами разведки и добычи газа, и над импортом и транспортировкой газа по трубопроводам.

China National Petroleum Corp.

China National Petroleum Corp. (CNPC) - государственная нефтегазовая компания. Хотя в центре её внимания лежит разработка внутренних ресурсов, у компании есть значительный портфель международных инвестицией и проектов в 29 странах по всему миру.

Компания подразделяет свою деятельность на шесть основных направлений. Первым направлением является разведка и добыча нефти и газа, переработка, транспортировка и торговля этими видами топлива. Другими направлениями деятельности являются инженерно-конструкторские услуги, геофизические методы разведки и производство бурового и спасательного оборудования. Контроль и регулирование капитала, финансовые и страховые услуги являются отдельным направлением деятельности. Последним направлением является развитие новой энергетической базы, центральной задачей которого в свою очередь является разработка нетрадиционных запасов и внедрение технологий использования возобновляемых источников энергии.

Компания создала ряд совместных предприятий с крупными международными нефтяными компаниями с целью разработки месторождений в самом Китае, особенно в том, что касается метана угольных пластов и запасов сланцевого газа.

Sinopec

Компания Sinopec - крупнейший в Китае производитель и поставщик светлых нефтепродуктов и продуктов нефтепереработки. Это интегрированная (многоотраслевая) нефтяная компания, работающая по многим направлениям - от разведки до продажи продуктов переработки, от транспортировки топлива до импортно-экспортных операций.

Акции компании Sinopec котируются на китайской и международной биржах, но она контролируется и финансируется правительством Китая. Компания занимается разработкой пяти проектов разведки и добычи, призванных увеличить объем производства. Эти проекты - нефтяное месторождение Шенгли, бассейн Тарим, бассейн Ордос, Сичуаньский бассейн, а также нетрадиционные запасы нефти и газа.

China National Offshore Oil Corp.

China National Offshore Oil Corp. (CNOOC) ведет разработку на четырех ключевых участках в Бохайване, Восточно-Китайском море, в восточной и западной частях Южно-Китайского моря. Бохайвань считается самым важным участком по добыче нефти, где коэффициент восполнения запасов составляет 101,8%, и существует значительный потенциал для расширения.

Компания заключила ряд соглашений о разделе продукции с зарубежными партнерами с целью разработки офшорных месторождений нефти и газа. Компании также принадлежат доли в нефтяных и газовых месторождениях Индонезии, Австралии, Нигерии, США и Канады.

СПГ-терминалы

СПГ-терминал «Бэйхай»

Терминал «Бэйхай» с заявленной мощностью в 3 млн т/г, расположенный в автономном районе Гуанси, принял свой первый груз, прибывший на газовозе BW Pavilion Vanda, 27 марта 2016 года. Газовоз завершил пришвартовку к пристани терминала 28 марта и начал передачу груза 1 апреля. Груз поступил с завода по сжижению газа Australia Pacific, с которым у Sinopec подписан договор на покупку 7,6 млн тонн СПГ в год.

СПГ-терминал «Цаофэйдянь-Таншань»

Запуск 2013
Местоположение Таншань, Хэбэй
Мощность 3.5 млн т/г
Выгружные причалы 1
Объем хранилища 640 млн кубометров
Оператор PetroChina
Акционеры Petrochina, 51%; Beijing Enterprises Group, 29%; и Hebei Natural Gas, 20%
Сайт www.petrochina.com.cn

Третий СПГ-терминал компании PetroChina обеспечивает газом Пекин и Тяньцзинь. Газ поставляется через трубопровод «Юнцин-Таншань-Циньхуанда́о» длиной в 312 км, который соединяется с трубопроводной сетью «Шаань-Цзинг», питающей Пекин. У компании есть планы второй стадии проекта, которая увеличит мощности по регазификации до 6,5 млн т/г, и третьей стадии, которая доведет мощность до 10 млн т/г.

СПГ-терминал «Далянь»

Запуск Декабрь 2011
Местоположение порт Далянь, провинция Ляонин
Мощность 6 млн т/г
8.5 млрд кубометров/г
Выгружные причалы 1
Вместимость причала 267 млн кубометров
Объем хранилища 480 млн кубометров
Стоимость 4.7 млрд юаней
Оператор PetroChina
Акционеры PetroChina Kunlun Gas Co., 75%; Dalian Port Authority, 20%; и местные компании 5%
Сайт www.cnpc.com.cn

Второй СПГ-терминал компании PetroChina соединен с Северо-восточной газопроводной сетью для поставок газа потребителям в северо-восточных регионах Китая. Первый пробный груз был получен из Катара в ноябре 2011 года.

Мощность терминала была расширена до 6 млн т/г, по сравнению с мощностью лишь в 3 млн т/г при запуске. Сегодня объем поставляемого с терминала газа составляет 8,5 млрд кубометров/год.

Терминал будет получать СПГ в рамках контрактов, подписанных PetroChina с QatarGas 4 и австралийским СПГ-проектом «Горгон».

Этот терминал стал первым из китайских СПГ-терминалов, предложившим услуги по разбивке крупной партии товара на более мелкие, загружая малые судна для доставки СПГ вдоль побережья.

СПГ-терминал «Дапхэн»

Запуск Сентябрь 2006
Местоположение Дапхэн, Гуандун
Мощность 6.8 млн т/г
Испарители 9 наборов
Выгружные причалы 1
Вместимость причала 217 млн кубометров
Объем хранилища 480 млн кубометров
Стоимость 3.6 млрд долларов
Оператор Guangdong Dapeng LNG Co.
Акционеры CNOOC, 33%; BP, 30%; Guangdong Province Consortium, 31%; и две гонконгские коммунальные компании, 6%
Сайт www.dplng.com

«Дапхэн» - первый СПГ-терминал Китая, который является частью более крупного инфраструктурного проекта, включавшего в себя строительство газопровода, четырех электростанций на сжиженом газу, конверсию мазутной электростанции в газовую, а также судостроительные проекты.

Первоначальная мощность терминала составляла 3,7 млн т/г, а затем была расширена до 6,8 млн т/г.

С ноября 2007 года терминал также предоставляет услуги по загрузке автоцистерн.

Терминал «Дапхэн» получает СПГ с третьей очереди проекта QatarGas и с австралийского проекта «Северо-Западный шельф». Около двух третей импортируемого газа используется для генерации электричества, а остальное поставляется в жилой сектор.

СПГ-терминал «Дунгуань»

Это первый СПГ-терминал, принадлежащий частным компаниям. Его работа началась с покупки груза в размере 36 тыся тонн СПГ у малайзийской компании Petronas, который был доставлен 17 сентября 2013 года. Контракт на вторую партию СПГ-импорта был заключен терминалом в марте 2014 г с поставкой в мае. Груз был доставлен судном вместимостью 76 тысяч кубометров (35 тысяч тонн). Терминал оборудован двумя складскими резервуарами с объемом в 80 млн кубометров каждый, а также рядом небольших резервуаров, благодаря которым общий объем хранилища составляет 170 млн кубометров. Терминал также обладает резервуарами для хранения 132 тысяч кубометров нефтепродуктов и 125 тысяч кубометров нефтехимикатов. По информации оператора терминала компании Jovo, причал терминала может принимать суда с водоизмещением около 50 тысяч тонн или 80 тысяч кубометров.

СПГ-терминал «Хайнань»

Запуск август 2014
Местоположение Особая экономическая зона «Янпху», Хайнань
Мощность 3 млн т/г
Выгружные причалы 1
Вместимость причала 267 млн кубометров
Объем хранилища 320 млн кубометров
Стоимость 6.5 млрд юаней (1.05 млрд долларов)
Оператор CNOOC
Акционеры CNOOC, 65%; и Hainan Development Co., 35%
Сайт www.cnooc.cn

Строительство завода началось в августе 2011 года. Трубопровод длиной в 114 км, с пропускной способностью 13,8 млрд кубометров, поставляет газ с терминала в сети провинции Хайнань. Существуют также планы по строительству трубопровода через пролив Хуйнань до Гуандуна.

Терминал принял свой первый груз в августе 2014 г. Газ был доставлен на СПГ-танкере Rasheeda вместимостью 210 млн кубометров. Этот объект - второй подобный терминал в Китае, обладающий возможностью распределять крупные партии топлива на более мелкие, нагружая небольшие суда для доставок вдоль побережья.

СПГ-терминал «Нинбо-Чжэцзян»

Запуск Sep 2012
Местоположение порт Бэйлунь, Нинбо, провинция Чжэцзян
Мощность 3 млн т/г
Выгружные причалы 1
Вместимость причала 267 млн кубометров
Объем хранилища 480 млн кубометров
Стоимость 6.79 млрд юаней (1.1 млрд долларов)
Оператор CNOOC
Акционеры CNOOC, 51%; Zhejiang Energy Co., 29%; и Ningbo Power, 20%
Сайт www.cnoocgas.com

Четвертый СПГ-терминал компании China National Offshore Oil Corp., он же шестой СПГ-терминал Китая в целом, поставляет газ в газораспределительные сети Чжецзяна. Контракт на поставки СПГ подписан с проектом QatarGas 3.

Вторая фаза развития предусматривает расширение мощности терминала до 6 млн т/г.

СПГ-терминал «Путянь-Фуцзянь»

Запуск февраль 2009
Местоположение Путянь, залив Мэйчжоу, провинция Фуцзянь
Мощность 6.3 млн т/г
Выгружные причалы 1
Вместимость причала 165 млн кубометров
Объем хранилища 320 млн кубометров
Оператор CNOOC Fujian Natural Gas Co.
Акционеры CNOOC, 60%; и Fujian Investment and Development Co., 40%
Сайт www.cnoocgas.com

Второй в стране СПГ-терминал «Путянь» был создан, чтобы устранить нехватку энергоресурсов в провинции Фуцзянь. Терминал принял свой первый груз в апреле 2008 г, но коммерческая эксплуатация объекта началась лишь в феврале 2009. Приемная мощность терминала была расширена с 2,6 млн т/г до 5,2 млн т/г, а затем до 6,3 млн т/г. Получаемый СПГ в основном продается на электростанции и газораспределительным компаниям окрестных регионов.

Основным источником поставок является индонезийский завод по сжижению газа Tangguh. СПГ с терминала поступает на электростанции и в газораспределительные компании в городах Путянь, Сямынь, Фучжоу, Цюаньчжоу и Чжанчжоу провинции Фуцзянь.

СПГ-терминал «Циндао-Шаньдун»

Запуск декабрь 2014
Местоположение порт Чжоуцунь, Шаньдун
Мощность 6.1 млн т/г
Выгружные причалы 1
Объем хранилища 640 млн кубометров
Стоимость 2 млрд долларов
Оператор Sinopec
Акционеры Sinopec; Shandong Shihua Natural Gas Corp.; Shandong Natural Gas & Pipeline Co.
Сайт www.sinopecgroup.com

Терминал «Циндао» - первый СПГ-терминал компании Sinopec. Газ с терминала будет поступать в порт Дун Цзя Кхоу и провинцию Шаньдун по трубопроводу длиной 440 км.

Первый газ был доставлен в ноябре на борту СПГ-танкера Maran Gas Coronis, прибывшего из расположенного на о-ве Тринидад завода СПГ Atlantic. СПГ-танкер прибыл 14 ноября 2014 года, и начал отправлять СПГ на берег 18 ноября. Регазифицированный СПГ начал поступать к городские трубы газоснабжения 3 декабря.

Первый груз в рамках долгосрочного контракта был доставлен в терминал 13 декабря на борту судна Gaslog Chelsea, прибывшего с завода PNG LNG. Компания Sinopec подписала с этим заводом, управляемым ExxonMobil, контракт на ежегодные поставки 2,5 млн тонн СПГ.

Первоначальная мощность терминала в размере 3 млн т/г была расширена до 6,1 млн т/г, когда в сентябре 2015 года было закончено строительство четвертого складского резервуара.

СПГ-терминал «Жудун-Цзянсу»

Запуск ноябрь 2011
Местоположение порт Янкхоу в г. Жудун, провинция Цзянсу
Мощность 6.5 млн т/г
Объем поставляемого с терминала газа 9.1 млрд кубометров/г
Выгружные причалы 1
Вместимость причала 267 млн кубометров
Оператор PetroChina
Акционеры PetroChina Kunlun Gas Co., 55%; Pacific Oil & Gas, 35%; и Jiangsu Guoxin Investment Group 10%
Сайт www.cnpc.com.cn

Терминал «Жудун» - первый СПГ-терминал компании PetroChina, и четвертый в Китае в целом. Он получил свой первый груз из Катара в мае 2011 года, и начал коммерческую деятельность в ноябре того же года. Поставки в этот терминал стали первым случаем, когда в Китай пришли СПГ-танкеры классов Q-flex и Q-max.

Газ с терминала либо попадает в трубопроводную сеть «Запад-Восток», по которой он поступает в восточные и центральные регионы Китая, либо транспортируется в автоцистернах в труднодоступные районы в низовьях реки Янцзы.

В начале 2016 года мощность терминала была увеличена до 6,5 млн т/г. Изначально его мощность составляла 3,5 млн т/г, а долгосрочные планы предусматривают расширение мощностей до 10 млн т/г.

У управляющей терминалом компании PetroChina подписан 25-летний контракт на поставки СПГ с компанией Qatargas 4.

СПГ-терминал в Шанхае

Запуск октябрь 2009
Местоположение Ханчжоувань, Шанхай
Мощность 3 млн т/г
Выгружные причалы 1
Вместимость причала 200 млн кубометров
Объем хранилища 480 млн кубометров
Стоимость 4.6 млрд юаней
Оператор Shanghai LNG Co.
Акционеры CNOOC Gas & Power, 45%; и Shenergy Group Co., 55%
Сайт www.cnoocgas.com
Сайт www.shenergy.com.cn

Терминал получил свой первый груз в октябре 2009 года и подписал контракт сроком на 25 лет на покупку 3 млн тонн СПГ в год из Малайзии. Поставки начались в 2011 году. Получаемый газ поставляется в регион Шанхая.

Плавучая установка для хранения и регазификации «Тяньцзинь»

Запуск 2013
Местоположение порт Биньхай, Тяньцзин
Название судна GDF Suez Cape Ann
Регазификационная мощность студна 2.2 млн т/г
Объем резервуара на судне 145 млн кубометров
Владелец судна Hoëgh LNG
Фрахтователь GDF Suez; субфрахтовано компании CNOOC
Срок фрахта 5 лет
Акционеры CNOOC Gas & Power, 46%; Tianjin Port, 20%; Tinajin Gas 9%; и Tianjin Hengrongda Investment, 5%
Сайт www.tjlng.com.cn

Первая в Китае плавучая установка по хранению и регазификации поставляет газ в Тяньцзин и Пекин. Компания CNOOC планирует расширить этот объект и превратить его в крупнейший центр хранения СПГ в экономической зоне Бэйхай, оборудовав 12 цистернами для хранения СПГ с вместимостью в 160 тысяч кубометров каждая.

СПГ-терминал «Чжухай-Цзиньвань»

Запуск октябрь 2013
Местоположение Нанкин, Гуандун
Мощность 3.5 млн т/г
Выгружные причалы 1
Вместимость причала 250 млн кубометров
Объем хранилща 480 млн кубометров
Оператор CNOOC
Акционеры CNOOC, 30%; Guangdong Yuedian Group, 25%; Guangzhou Development Gas, 25%; Guangdong Yuegang Energy, 8%; и другие местные компании, 12%
Сайт www.cnoocgas.com

Второй СПГ-терминал, построенный в южной провинции Гуандун, управляется компанией CNOOC. Терминал получил свой первый груз в октябре 2013 г. Газ из терминала «Чжухай-Цзиньвань» будет направляться в четыре города - Гуанчжоу, Фошан, Чжухай и Цзянмэнь - по трубопроводу длиной 291 км. Существуют планы по расширению мощности терминала до 11,87 млн т/г.

Владимир Хомутко

Время на чтение: 5 минут

А А

Развитие добычи нефти в Китае

Китай обладает крупнейшей в мире экономикой. Собственных запасов углеводородного сырья этой стране явно недостаточно. Начиная с 1993-го года, Китайская Народная Республика стала превращаться в одного из крупнейших экспортеров «черного золота» в мире, что значительно повлияло на энергетический рынок всего азиатско-тихоокеанского региона. Несмотря на некоторое снижение темпов китайского экономического роста, наблюдающееся в последнее время, в ближайшей перспективе потребности этой страны в углеводородах будут только расти.

До 90-х годов прошлого столетия сведения о нефтяных запасах этой страны представляли собой государственную тайну. Помимо этого, следует различать потенциальные запасы сырья от разведанных.

По сей день специалисты вынуждены довольствоваться данными, которые предоставляет китайская сторона. Согласно этим данным, объем достоверных китайских нефтяных запасов на суше составляет 5 миллиардов 300 миллионов тонн, а на шельфе Тихого океана – 4 миллиарда тонн.

Несмотря на нехватку добываемой в Китае нефти для собственных нужд, часть её некоторое время даже шла на экспорт (в основном – в Японию, и немного – в КНДР и Вьетнам). Однако, начиная с 1980-го года, экспорт стал неуклонно сокращаться. К примеру, если в 1986-ом из КНР на экспорт было отправлено 28 миллионов 400 тысяч тонн сырой нефти, то в 1999-ом этот показатель составил лишь 8 миллионов 300 тысяч тонн, а начиная с 200-го года экспортные поставки прекратились совсем.

Общая длина китайских магистральных нефтепроводов превышает 10 тысяч километров.

Одной из таких магистралей является трубопровод, соединяющий Цайдамское месторождение (город Голмуд) и Тибет (город Лхаса). Его длина составляет 1080 километров.

Самая обширная группа нефтяных промыслов в этой стране сосредоточена на Северо-Востоке этой страны, в бассейне рек Ляохэ и Сунхуацзян (нефтеносный бассейн Сунляо). Эта группа месторождений носит общее название Дацин.

Эта нефтеносная провинция объединяет нефтяные промыслы Чанво, Дацин, Дацин-Е, Синьчжоу, Шэнпин, Гаоси, Сунпантун, Чанцунлинь и Путаохуа-Абобаота. Общий объем запасов этого региона оценивался от 800 миллионов до одного миллиарда тонн «черного золота», но интенсивная разработка существенно сократила запасы этих промыслов.

Недалеко от группы месторождений Дацин расположено другое китайское месторождение – Ляохэ, с которого в середине 80-х годов прошлого века получали до 10 миллионов тонн «черного золота» ежегодно. Также рядом расположено месторождение под названием Фуюй, с годовым объемом добываемого сырья до 2-х миллионов тонн в год.

Дацинские нефтяные промыслы соединяются с портами Циндао и Далянь, а также со столицей КНР Пекином, областью Аньшань и с месторождением Даган (самым большим в Северном Китае) системой трубопроводов. С месторождения Даган в конце прошлого столетия получали до трех с половиной миллионов тонн нефтяного сырья в год.

Самыми известными месторождениями Восточного Китая являются промыслы, которые объединены общим названием Шэнли.

В эту группу входят такие нефтяные поля, как Гудун, Цзинцю, Чэндун, Ихэчжуан, Янсаньму, Шэнто, Хэкоу гудао, Юнаньдунсинь, Хацзя, Чунь Хаочжэнь, и Шаньдянь. На рубеже двадцатого и двадцать первого веков здесь ежегодно добывали до 33 миллионов тонн сырья. Шэнли соединяется магистральными нефтепроводами с городами Чжэнчжоу и Синань. Также в восточно-китайской провинции Хэбэй есть нефтеносный регион под названием Цзинчжун, с объемом годовой добычи до пяти миллионов тонн.

Если говорить о юго-западных провинциях Китая, то там тоже есть нефтяные залежи, сосредоточенные в провинции Сычуань (севернее города Чунцин). Эти месторождения называются Наньчун, Иншань и Панланьчэнь.

Объем добычи – около 2 миллионов 200 тысяч в год. Именно в этой китайской провинции еще за 6 веков до нашей эры китайцы из неглубоких выработок при помощи бамбуковых.

В провинции Гуандун (Южный Китай) нефть есть на месторождении под названием Саньшуй. Объем добычи – около двух миллионов тонн нефти ежегодно.

В последнее время КНР возлагает большие надежды на свои северо-западные месторождения «черного золота», сосредоточенные на западе Синьцзян-Уйгурского китайского региона. В этот автономный район входят Юймэнь, Джунгария, Цинхай, Карамай, Турфан-Хами и Тарим.

По оценкам китайских специалистов, здесь находится примерно 30 процентов общекитайсских нефтяных запасов. Если в 1997-ом на этих промыслах добыли за год 16 миллионов 400 тысяч тонн сырья, то уже в 2001-ом эта цифра выросла до 23-х миллионов тонн. Самыми крупными в этой провинции месторождениями являются промыслы Таримской впадины.

Объем разведанных запасов здесь составляет 600 миллионов тонн, а потенциальных – почти 19-ть миллиардов. На севере этой впадины сосредоточены промыслы под названием Тамарик, Кань, Ичкелик, Дунчэтан, Дунцулитагэ, Якела, Бостан, Тугалмин, Акекум, Терген, Цюнькэ, Сантаму и Луньнань. На юге Таримской впадины сосредоточена группа промыслов под общим названием Тачжун. С северной частью (промыслом Луньнань) их соединяет трубопровод протяженностью 315 километров.

На западе Тарима (граница с Киргизией и Таджикистаном) также открыты нефтеносные районы (Башэтопу и Карато). Только с месторождений Таримской впадины в 2010-ом году было получено более 14-ти миллионов тонн нефтяного сырья. В Джунгарии между Алтаем и Тянь-Шанем расположено старое месторождение нефти Карамай, открытое еще в 1897-ом году.

Потенциально запасы этого нефтеносного региона оцениваются в полтора миллиарда тонн. Отсюда проложены трубопроводы Карамай – Шаньшань и Карамай – Урумчи. Годовой объем добычи – около пяти миллионов тонн. В Цайдамской впадине расположена группа промыслов под названием Лэнху, дающие до 3,5 миллионов тонн «черного золота» в год. Есть нефтепровод, соединяющий Лэнху и Ланьчжоу.

В настоящий момент 90 процентов китайской нефти добывают на суше. Морская нефтедобыча началась в 1969-ом году на шельфах Бохайского залива, Восточно- Южно-Китайского и Желтого морей. Есть разведанные нефтяные залежи на шельфе острова Хайнань.

Потенциальные нефтяные запасы в Южно-Китайском море, на шельф которого претендуют 12 стран этого региона, специалисты оценивают от 10-ти до 16-ти миллиардов тонн. Все государства этого региона в год на этом шельфе добывают от 150-ти до 200 миллионов тонн «черного золота». Из этого количества на долю Китая приходится чуть более 16-ти миллионов.

Если говорить о китайской нефтеперерабатывающей промышленности, то общая мощность её предприятий составляет более 5-ти миллионов баррелей сырья в день.

Китайские НПЗ, производящие нефтепродукты, сосредоточены в крупных китайских городах и поблизости от самых значимых месторождений. Постепенно доля импортного сырья для этой отрасли китайской экономики возрастает, поскольку китайские нефтяные сорта отличаются высоким содержанием серы, из-за чего выгоднее становится перерабатывать легкие ближневосточные сорта этого полезного ископаемого. Самым крупным китайским НПЗ является завод, расположенный в провинции Хайнань (город Даньчжоу). Первая очередь этого предприятия обошлась в 2 миллиарда 200 миллионов долларов США.

Крупнейшие китайские нефтяные компании

Добыча китайских полезных ископаемых находится под жестким государственным контролем и вертикально интегрирована. В настоящее время, после проведенной в 1998-ом году реструктуризации, крупнейшими в Китае являются три нефтяных компании:

  • Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC). Под контролем этой компании находится 70 процентов разведанных нефтяных ресурсов государства, сосредоточенных в северных, северо-восточных и западных провинциях. В 1999-ом была образована новая дочерняя компания под названием PetroChina Company Ltd, которая получила от CNPC большую часть внутренних активов национальной корпорации. Сама CNPC оставила за собой весь зарубежный бизнес, а также управление нефтепроводной системой.
  • Китайская национальная морская нефтяная корпорация (CNOOC). С дочерними компаниями CNODC и CONHE. Как ясно из названия, она занимается морской нефтедобычей.
  • Китайская нефтехимическая корпорация Sinopec. В её ведении находится китайская нефтеперерабатывающая промышленность.

Помимо этих трех гигантов, есть и другие компании, которые были созданы для узкоспециализированных целей:

  • CPECC – занимается строительством инфраструктуры для нефтяного экономического сектора, а также принимает участие в строительстве нефтеперерабатывающих заводов.
  • Китайское нефтегазовое бюро (КНБ) – таких предприятий несколько, их основная задача – строительство трубопроводов.
  • Добычу на юге Китая осуществляет компания под названием China National Star Petroleum Co, образованная в 1997-ом году.
  • Shanghai Petrochemical занимается нефтепереработкой на северо-востоке КНР.
  • Zhenhai Referining & Chem – занимается нефтепереработкой на юго-востоке Китая.

Достаточно неплохо проработанная правовая база дала возможность иностранным корпорациям достаточно успешно начать работать в этой стране. Еще в 1998-ом году между КНР и 67-ми зарубежными компаниями, представляющими 18-ть стран мира, было подписано 130 контрактов, разрешающих им разведку и эксплуатацию месторождений нефти, расположенных на шельфе Южно-Китайского моря. Общий объем привлеченных инвестиций составил почти 3 миллиарда долларов США.

Одним из вариантов решения проблемы энергетической уязвимости также является увеличение собственных добывающих мощностей, экстенсивное и интенсивное развитие нефтедобывающей промышленности. По этой причине, важность акватории Южно-Китайского моря в процессе обеспечения энергетической безопасности Китайской Народной Республики выражается не только в ее значимости в качестве торгового маршрута. Дело в том, что усиливающуюся с каждым годом зависимость Китая от импорта энергоресурсов можно ослабить за счет ресурсов акватории ЮКМ.

Южно-Китайское море, расположенное в Юго-Восточной Азии, является очень важной акваторией для КНР, поскольку в его недрах могут содержаться значительные запасы необходимых стране нефти и газа. Служба энергетической информации при Департаменте энергетики правительства США приводит следующие цифры: ресурсы Южно-Китайского моря составляют около 11 млрд бр. нефти и 5,3 трлн куб. м природного газа (причем это именно доказанные, а не предполагаемые объемы сырья)South-China Sea Full Report [Электронный ресурс] / U.S. Energy Information Administration, 2014. P. 14.. Однако в связи с невозможностью на данный момент провести глобальные исследования этой области (это связано со сложностями в определении исключительных экономических зон прибрежных государств), существует вероятность, что настоящие запасы акватории ЮКМ могут значительно превышать те значения, наличие которых уже доказано. Например, согласно расчётам аналитиков Китайской национальной шельфовой нефтяной корпорации (CNOOC), в акватории содержится примерно 125 млрд бр. нефти и 14 трлн куб. м газаBrown D. More fuel to South China Sea disputes [Электронный ресурс] / Asia Times Online, 2013. URL: http://www.atimes.com/atimes/Southeast_Asia/SEA-02-120313.html (дата обращения: 14.04.2014).

Таким образом, использование недр и богатств Южно-Китайского моря может на значительный период времени обеспечить КНР нужными ресурсами и, следовательно, стать залогом бесперебойного, стабильного экономического развития.

Однако на берегах Южно-Китайского моря располагаются страны, которые заинтересованы в данных ресурсах не меньше Китая.

Таблица 1. Доказанные запасы нефти и природного газа в 2012 г. в странах ЮВА, расположенных у Южно-Китайского моря (данные по Камбодже отсутствуют)

Источник: BP Statistical Review of World Energy June 2013BP Statistical Review of World Energy June 2013 [Электронный ресурс]. P. 4., 23. , U.S. Energy Information Administration, *Philippines Analysis Note, 2014Philippines Analysis Note [Электронный ресурс] / U.S. Energy Information Administration, 2013. URL: http://www.eia.gov/countries/country-data.cfm?fips=RP#pet (дата обращения: 15.04.2014)

Страны, перечисленные в Таблице 1, находятся на стадии активного экономического роста, так же, как и Китай. В силу данной специфики потребности государств Юго-Восточной Азии в самых различных ресурсах будут непрерывно расти. Тем не менее, стоит заметить, что именно нефть и природный газ особенно важны для данных государств. Согласно данным, указанным в статье Воронина А.С. и Усова И.В., еще «в 2010 г. в структуре первичного потребления энергии шести наиболее развитых стран АСЕАН 76% приходилось на нефть и газ»Воронин А. С., Усов И.В. Указ. соч. С. 162.. Следовательно, добыча и поставка этих ресурсов в самом деле носит стратегический характер. Как можно видеть из Таблицы 1, указанные страны обладают сравнительно малыми запасами, как нефти, так и газа, десятыми долями от общемировых запасов. Даже при текущих общих объемах добычи нефти странам акватории хватит менее, чем на 15 лет, а природного газа - на 27 лет. Вследствие этого, учитывая и усиливающийся тренд на потребление экологически сравнительно безопасных ресурсов (использование нефти и газа наносит экологии меньше вреда, чем использование угля), страны, расположенные у Южно-Китайского моря, несомненно, проявляют высокий интерес к богатствам акватории. Ресурсы, скрытые под водами ЮКМ, могли бы дать серьезный стимул развитию всех стран субрегиона.

Таблица 2. Производство и потребление нефти и природного газа в 2012 г. в странах ЮВА, расположенных у Южно-Китайского моря (данные по Камбодже отсутствуют)

Произв. нефти (в млн бр. в день)

Потребление нефти (в млн. бр. В день)

Импорт (экспорт) нефти (в тыс. бр. в день)

Производство газа (в млрд куб. м в год)

Потребление газа (в млрд. куб. м в год)

Импорт (экспорт) газа (в млрд куб. м в год)

Индонезия

Малайзия

Филиппины

Итого, по данным странам

Источник: Источник: BP Statistical Review of World Energy June 2013 BP Statistical Review of World Energy June 2013 [Электронный ресурс]. P. 23., U.S. Energy Information Administration, *Brunei Analysis NoteBrunei Analysis Note [Электронный ресурс] / U.S. Energy Information Administration, 2013. URL: http://www.eia.gov/countries/country-data.cfm?fips=BX (дата обращения: 15.04.2014), **Philippines Analysis Note, 2014 Philippines Analysis Note [Электронный ресурс] / U.S. Energy Information Administration, 2013.

Впрочем, в данном случае конкуренция за обладание энергоресурсами носит различный характер в зависимости от типа топлива, за обладание над ведут борьбу государства региона.

Согласно Таблице 2, указанные страны ЮВА так же, как и Китай, являются нетто-импортерами нефти. Уже сейчас, в соответствии с Таблицей 2, объемы потребления нефти выше объемов её производства минимум на 1,46 млн бр. в день. И, согласно прогнозам Азиатского Банка Развития (АБР), зависимость от нетто-импорта нефти в Юго-Восточной Азии возрастет с 29,6% в 2005 г. до 71,9% к 2030 г., а добыча этого ресурса в Индонезии, Вьетнаме и Малайзии может не догнать темпы роста спросаEnergy Outlook for Asia and Pacific [Электронный ресурс] / Asian Development Bank, 2009. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://www.adb.org/sites/default/files/pub/2009/energy-outlook.pdf (дата обращения: 02.03.2014) P. Xiii..

Достаточно интересная ситуация в Юго-Восточной Азии складывается вокруг природного газа. В целом, по состоянию на 2011 г., страны ЮВА не испытывали недостатка в объемах производства потребляемого природного газа, более того, три указанные в таблице государства являются нетто-экспортерами природного газа: это Бруней, Индонезия и Малайзия. Последние две страны занимают немалую долю на китайском рынке импорта СПГ: на них приходится 29% всех поставок. Однако наличие крупных импортеров сжиженного природного газа, расположенных к Китаю достаточно близко, все равно не гарантирует энергетической безопасности второй экономике мира, что объясняется двумя причинами. Во-первых, страны АСЕАН опасаются возрастающей роли Китая в регионе и весьма настороженно относятся к усилению экономических взаимоотношений между членами Ассоциации и КНР. Действительно, одной из политических стратегий Китая является усиление экономических связей со странами Юго-Восточной Азии. Помимо этого, Китай всегда стремится взаимодействовать на уровне двусторонних отношений, а не на уровне Ассоциации, поскольку таким образом страна может добиться более выгодного для себя сотрудничества. По этой причине, дабы снизить зависимость от Китая, страны АСЕАН стремятся диверсифицировать круг своих покупателей, что, несомненно, не может не беспокоить Китай. Во-вторых, помимо сложной политической и экономической обстановки в регионе, по прогнозам АБР, страны ЮВА могут к 2030 г. стать нетто-импортерами ещё и данного вида сырьяEnergy Outlook for Asia and Pacific [Электронный ресурс] / Asian Development Bank, 2009. P. 13.. Это значит, что эти государства так же стоят перед экономическим выбором: или возрастающие потребности в нефти нужно закрывать за счет собственной добычи, или же за счет импорта ресурса.

Таким образом, учитывая постоянно растущие потребности и Китая, и государств Юго-Восточной в таких ресурсах, как нефть и газ, проблема поиска источников этих ресурсов становится для данных стран всё более и более актуальной. Она уже сейчас носит стратегический характер и в случае её усугубления может самым прямым образом угрожать нормальному развитию государств региона.

Особенности географического положения основных нефте- и газодобывающих стран Юго-Восточной Азии - это продолжительные береговые линии, а некоторые страны в принципе являются островными государствами, что означает: основные районы добычи нефти приходятся на морские районы, что можно легко доказать на примере Филиппин. Как следует из карты, опубликованной министерством энергетики Филиппин (см. приложение 6), большая часть областей, в которых были заключены контракты на добычу ресурсов - это морская, прибрежная зонаJose Rene D. Almendas. The Philippines Energy Sector [Электронный ресурс] / Philippines Department of Energy, 2013. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: https://www.doe.gov.ph/doe_files/pdf/Researchers_Downloable_Files/EnergyPresentation/SRDA_Energy_Sector_Clark.pdf (дата обращения: 20.04.2014) P. 6.. Из этого следует, что акватория Южно-Китайского моря является очень желанной областью для стран, чьи исключительные экономические зоны (ИЭЗ) располагаются в ней: закрепление за собой значительной части морского пространства ЮКМ позволило бы монополизировать добычу полезных ископаемых. Благодаря этим запасам могли бы быть решены проблемы поиска источников энергии каждой страны. Поэтому именно в акватории Южно-Китайского моря сталкиваются «энергетические» интересы прибрежных стран, как и добывающих ресурсы государств, так и тех, которые в перспективе могли бы добывать эти богатства (например, Филиппины, которые при наличии этих ресурсов получили бы возможность для активного развития).

Таким образом, важность ЮКМ для Китая, помимо обеспечения безопасности торговых путей, действительно обуславливает исключительная экономическая и энергетическая привлекательность ресурсного потенциала данного субрегиона Юго-Восточной Азии, а также наличие серьезной конкуренции со стороны других развивающихся государств ЮВА.

1. Добыча и потребление природного газа в КНР

Статистические данные о запасах природного газа в КНР не публикуются. Основываясь на данных статистических служб западных компаний, можно утверждать, что разведанные запасы не превышают 1% мировых и на конец 1999 года были равны 1,6 трлн м 3 , извлекаемые запасы - 1,0 трлн м 3 . Характерно, что отношение запасов и добычи газа (R/P ratio) равно 62,1, т.е. при стабильной добыче их должно хватить на 62 года.

Разведанные запасы газа на шельфе морей, окружающих Китай, оцениваются в 350 млрд м 3 , из них наибольшие (100 млрд м 3) сосредоточены в месторождении Ячэн в Южно-Китайском море .

Первым крупным газовым месторождением Китая была группа месторождений Сычуань (открыта в 1955) с разведанными запасами на тот период в 500 млрд м 3: Вэйюань, Цзылюцзин, Янькаоши, Наши, Чжишуй, Шилунся, Шиюкоу, Наньтун, Наньчи. Все большие перспективы имеют газовые месторождения западной части КНР (СУАР), где сосредоточено 34% запасов газа КНР, в том числе месторождения Тарим, Джунгария, Ордос. По китайским данным , разведанные запасы месторождений Таримского бассейна составляют 400-500 млрд м 3 , газовые пласты находятся на глубине 3,5-3,9 км. Основные месторождения северной части Тарима: Куча, Кэла-2, Яхэ, Цзилакэ, Инмайли, Юйдун-Фэнтакэ, Кумгер, Косампток. В Джунгарии и Турфан-Хами в 1997 году добыто 2 млрд м 3 газа. По оценкам специалистов, на всех месторождениях СУАР в 2000 году будет добыто 3 млрд м 3 газа, в то же время в 2002 году добычу здесь планируется довести уже до 20 млрд м 3 .

Таблица 1

Запасы газа в отдельных месторождениях КНР, трлн м 3

Добыча природного газа в КНР растет, но менее динамично, чем добыча нефти.

Таблица 2

Добыча природного газа в Китае по годам (млрд м 3)

1970 1,7 1992 15,1
1975 8,9 1993 16,2
1980 13,7 1994 16,6
1981 14,0 1995 17,4
1985 12,9 1996 19,9-22,0
1986 13,8 1997 22,2
1987 13,7 1998 20,4-22,0*/
1989 14,0 2000 29,0 (прогноз)
1990 14,2-15,2 2005 30,0-45,0 (прогноз)
1991 14,9 2010 65,0-70,0 (прогноз)

*/Из них компания CNPC добывает 14,8 млрд м.куб, компания Sinopec - 2,4 млрд м 3 .

Источники: .

Что касается сжиженного природного газа (СПГ), то его производство к 2005 году по плану достигнет 3 млн т, а к 2010 году - 8-10 млн т.

Газовая промышленность Китая находится в зачаточном состоянии. В настоящее время природный газ в балансе потребления энергии в стране составляет примерно 2%. Потребление природного газа в Китае в 1998 году составило всего 19,3 млрд м 3 , в Гонконге - 2,6 млрд м 3 . На душу населения в год здесь приходится всего 17 м 3 газа , что в разы меньше, чем в развитых странах. Именно на счет низкой степени газификации нужно отнести то, что Китай пока полностью удовлетворяет свои потребности в природном газе. Однако предполагается, что спрос на него будет расти ежегодно на 9-10% и к 2010 году вырастет с сегодняшних 22 млрд м 3 в год как минимум до 60 млрд м 3 . В это время Китай уже будет претендовать на роль крупного и перспективного импортера газа. Некоторые аналитики прогнозируют еще более быстрый рост потребления газа в КНР (см. табл. 3).

Таблица 3

Дефицит потребления газа в КНР по годам (млрд м 3 , прогноз)

2000 2005 2010
Спрос 44-55 70-90 110-150
Дефицит 16-26 25-45 40-80

Источник: .

Однако газификация Китая все еще носит точечный характер - газ используется в основном в районе месторождений и в крупных городах. Общая газопроводная сеть не создана; имеются только газопроводы, соединяющие наиболее крупные месторождения и промышленные районы: Синьян-Сиань, Синин-Ланьчжоу, Ланьчжоу-Сиань, Карамай-Цайнань (294 км), провинция Шэньси-Пекин.

До 2010 года в Китае запланировано построить 7 тыс. км новых газопроводов. Уже начаты ветки Ордос-Пекин (860 км), Ячэн-Гонконг. В целом газопроводная сеть, создание которой планируется завершить к 2020 году, будет способна пропускать 150 млрд м 3 природного газа ежегодно. В 2000 году правительство КНР одобрило план строительства самого большого газопровода в стране, так называемого Западного газового коридора протяженностью 4200 км с окончанием строительства в 2007 году. Пропускная способность его планируется в 12-20 млрд м 3 в год, ориентировочная стоимость проекта - 12-13 млрд долларов (все цифры не окончательные). Западный газовый коридор начинается на месторождении Луньнань, пройдет из Тарима и Джунгарии через 8 провинций Китая: Ганьсу, Нинся-Хуэйский автономный округ, Шэньси, Шаньси, Хэнань, Аньхуэй и Цзянсу в Шанхай, что позволит газифицировать этот район страны . Проект курирует Китайская нефтегазовая объединенная компания, в нем примут участие компании BP Amoco и Royal Dutch Shell.

2. Компании

Добыча природного газа в Китае вертикально интегрирована и жестко регулируется государством. Главное место в газовой индустрии страны занимает Китайская национальная нефтяная корпорация (China National Petroleum Co., CNPC), с подразделением PetroChina Ltd, на долю которой приходится 68% добычи газа. Остальное делят между собой Китайская национальная морская нефтяная корпорация (China National offshore Oil Corp., CNOOC) и Китайская нефтехимическая корпорация (China Petrochemical Corp., Sinopec).

В Китае работает также ряд иностранных компаний. Фактически главным

стратегическим партнером китайского государства в лице CNPC является BP Amoco, которой принадлежит 2,2% акций дочки CNPC - PetroChina. Весной 2000 года BP Amoco перехватила у российского «Газпрома» проект сооружения газовой инфраструктуры Китая, включая транспортные газопроводы, заводы по переработке и терминалы для сжиженного газа в наиболее промышленно развитых районах КНР - Шанхае и дельте Янцзы. Также BP Amoco будет поставлять туда местный и импортируемый газ. Видимо, именно эта компания будет впредь играть ключевую роль в развитии энергетического сектора Китая в целом.

Компания Enron (США) подписала договор о намерениях с Petrochina о сооружении газопровода длиной 765 км из провинции Сычуань в города Ухань и Шанхай. Начало работ в 2000 году, окончание - в 2007 году. Образована совместная компания Enron Oil & Gas China Ltd (EOGC), где Petrochina принадлежит 55% акций. Компания также намерена осваивать новое месторождение газа Гуанжун в Сычуани.

На морском шельфе КНР, в основном в Южно-Китайском море, газа добывается примерно 4 млрд м 3 в год . В добыче на шельфе принимают участие американские компании Santa Fe, Chevron, Atlantic Richfield Co. Иностранные компании Caltex China, Chevron, Shantou Ocean Enterprises осуществляют ряд проектов сооружения терминалов по хранению СПГ в провинциях Гуандун и Хайнань. Кроме того, итальянская ENI подписала с PetroChina соглашение о разделе продукции на ряде месторождений в центре страны и ведет разведочные работы на шельфе Южно-Китайского моря и в районе Таримской впадины.

Китай проявляет интерес к международному проекту трубопровода Тегеран-Токио длиной 7 тыс. км и стоимостью 34 млрд долларов, обнародованному недавно . В АТР выдвинуто уже несколько проектов создания сети газопроводов в рамках так называемого «энергетического сообщества» по линии международных организаций: Тихоокеанского экономического совета (ТЭС), АСЕАН, АТЭС. Речь идет о соединении Японии, Южной Кореи и других стран АТР сетью газопроводов, чтобы связать их в единый энергетический узел, поскольку энергетические ресурсы стран ограничены. Единый газопровод, соединяющий все страны АСЕАН, мог бы достичь 8 тыс. км длины, при стоимости 20-30 млрд долларов. Подобные проекты представляются не столь утопическими, поскольку все восточно-азиатские страны АТР к 2010 году станут нетто-импортерами нефти и газа. Основной проблемой в данном случае является подбор наиболее надежных стран-поставщиков.

3. Российские проекты

Перспективы российско-китайского сотрудничества в области экспорта газа традиционно оцениваются как радужные. Например, СЭИ СО РАН в 2000 году была выполнена системная оценка перспектив развития российской газовой промышленности, предусматривающая на этапе 1 (2000-2010), кроме прочего, постройку газопроводов из Иркутской области в Китай и Корею. Предполагалось, что уже в 2010 году объемы экспорта российского газа в Северо-Восточную Азию составят 30 млрд м 3 .

Однако, на наш взгляд, для подобного оптимизма нет особенных оснований. Оценка базируется на том, что Китай становится крупным импортером нефти и газа. Если до сих пор нефть шла в основном из региона Ближнего и Среднего Востока, то при нарастании зависимости от импорта энергоносителей Китай не может позволить себе одностороннюю зависимость от политических рисков в высшей степени беспокойного региона Персидского залива. Китай безусловно озабочен диверсификацией основных источников получения нефти и газа. Этих потенциальных источников диверсификации три: Россия, страны Каспийского региона и шельф Южно-Китайского моря. Если следовать логике новосибирцев, то Китай по крайней мере половину будущего дефицита будет покрывать поставками из РФ.

Однако пока что реальную активность КНР демонстрирует совсем в другом регионе: на активно формирующемся нефтегазовом рынке государств Южно-Китайского моря (авторы планируют рассмотреть перспективы развития нефтегазового рынка этого государств региона и значение его для китайской экономики в отдельной статье).

Потенциал газовых запасов шельфа Южно-Китайского моря сопоставим с районом Северного моря в Европе, а значительная часть потенциальных запасов нефти здесь может перейти в разряд доказанных уже в ближайшие годы. При оценке казахстанских и российских перспектив на рынке газа Китая нужно учесть также, что поставки из Малайзии, Индонезии и других сопредельных государств на сегодняший момент более привлекательны для Китая со стратегической точки зрения. Именно здесь идут процессы возникновения единого рынка, именно сюда направится основная китайская экспансия, и во время подготовки российских предложений необходимо это понимать.

Пока что самым известным и наиболее разработанным из возможных российско-китайских газовых проектов является проект газопровода из Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области. В 1996 году во время визита президента Б. Ельцина в КНР было объявлено о совместном интересе к данному проекту, а во время визита в 1997 году подписан меморандум о подготовке ТЭО. Тогда предполагалось, что к проекту в дальнейшем присоединятся Япония и Южная Корея. Проект предусматривал поставки не менее 20 млрд м 3 природного газа ежегодно в течение 30 лет, из них 10 млрд предполагалось потреблять в Китае, остальное предназначалось для Республики Корея и Японии, где цена сжиженного газа составит, по прогнозам, 225-240 долларов за 1000 кубометров, что относительно дорого. Составление ТЭО должно было обойтись в 50 млн долларов, а окончательный вариант его должне был быть готов в 2001 году. Общая стоимость проекта газопровода оценивается в 3 млрд долларов. Поставки газа могли бы начаться уже в 2006 году, в случае определения в 2001 году окончательного маршрута.

Однако с самого начала проект столкнулся с рядом трудностей. Прежде всего, утвержденные и принятые на государственный баланс запасы природного газа месторождения составляют 870 млрд м 3 газа и 60 млн т конденсата (1999). Перспективные запасы - 1,29 трлн м 3 газа (геологи допускают в месторождении 2-2,5 трлн м 3) и 100 млн т конденсата. Глубина залегания продуктивных запасов 2800-3000 м. Согласно ТЭО, Россия должна подтвердить наличие не менее 1,4-1,5 трлн м 3 (по западным данным, уже подтверждено наличие 1 трлн м 3 запасов газа).

Недропользователем Ковыктинского месторождения является компания “РУСИА Петролеум” (РП); она была учреждена в 1992 году и получила лицензию на поиск, разведку и добычу газа на Ковыктинском месторождении до 2018 года. В качестве учредителей выступили “Варьеганнефтегаз” и Ангарский нефтехимический комбинат. В 1994 году оба учредителя вошли в состав компании “Сиданко”, которая и подписала с Китайской национальной нефтяной корпорацией (CNPC) протокол о намерениях по поводу прокладки газопровода. В 1997 году BP Amoco, приглашенная провести экспертизу проекта, убедившись в его перспективности, приобрела 10%-ный пакет акций «Сиданко» и 45%-ный пакет РП - проект газопровода из Ковыкты отлично укладывался в «китайскую» стратегию самой BP Amoco.

После многочисленных изменений в составе акционеров РП и тяжб за дочерние подразделения “Сиданко” сегодня BP Amoco владеет 30,84%, а ее основной конкурент - Тюменская нефтяная компания (ТНК) - 6% РП и лицензией на геологическое изучение Кандинского и Южно-Усть-Кутского блоков месторождения. ТНК надеется довести свою долю в РП до 10% . Это вносит дополнительную путаницу в определение перспектив проекта, тем более, что без запасов двух газоносных блоков, лицензия на которые принадлежала до недавнего времени ТНК, невозможно было “набрать” необходимые для гарантированных поставок 1,4-1,5 трлн м 3 газа.

Однако в марте 2001 года ТНК объединила свои лицензии с основными, в результате чего сможет увеличить свой пакет в РП до 19,6%. Существуют также определенные разногласия и между BP Amoco и государственными акционерами РП, в частности, АО «Иркутскэнерго» (12,88%) и фондом имущества Иркутской области (13,97%).

В данный момент именно BP Amoco ведет и оплачивает доразведку проекта и готовит ТЭО. Однако никаких реальных документов с китайской стороной пока не подписано. Существует только генеральное соглашение по разработке ТЭО строительства трубопровода, подписанное еще в 1998 году, однако это не значит, что КНР признала Ковыктинский проект предпочтительным для поставок газа. Одновременно рассматривается несколько других проектов, в том числе предложения “Газпрома” о поставках газа из Западной Сибири, казахстанский и туркменский варианты, а также возможность получать газ с острова Сахалин.

На пути к осуществлению Ковыктинского проекта стоит сразу несколько препятствий: уже упоминавшаяся незавершенная доразведка; не определившийся окончательно состав главных акционеров (так, “Роснефть” сообщила о намерении продать 8,5% из принадлежащего ей пакета, в результате чего может усилиться ТНК) ; слишком низкая цена газа на рынке КНР, названная китайской стороной в качестве предварительной; неопределенный налоговый режим (законопроект о переводе Ковыктинского месторождения на условия СРП пока принят Госдумой только в первом чтении); разногласия по поводу маршрута транспортировки газа.

Согласно проекту российской стороны, трасса газопровода протяженностью 3,4 тыс. км начинается от Ковыктинского месторождения на Иркутск, далее вдоль железной дороги Улан-Удэ - Улан-Батор по территории Монголии, затем к Пекину и к порту Жичжао на Желтом море. Отсюда по дну моря газопровод должен протянуться до южнокорейского порта Сампхо. Из Сампхо в сжиженном виде газ танкерами будет поставляться в Японию, а также, возможно, на Тайвань. Как и в случае с сибирской нефтью, существует проект газопровода из Улан-Удэ в Харбин, минуя Монголию. Следует отметить, что согласия по поводу маршрута нет даже среди российских акционеров РП.

Несмотря на все эти сложности, видимо, дело все же сдвинется в ближайшее время с мертвой точки, поскольку, как сообщает журнал "Эксперт", во время поездки В. Путина в Сеул в начале марта 2001 года была достигнута договоренность о строительстве газопровода, связывающего Корейский полуостров с Ковыктинским месторождением. Строительство, как предполагается, будут вести крупнейшие

газовые компании Южной Кореи и Китая.

Кроме “РУСИА Петролеум” и BP Amoco, о своем намерении поставлять газ на китайский рынок в свое время заявлял и «Газпром». По некоторым данным, велись переговоры об участии «Газпрома» в Ковыктинском проекте, однако газовый гигант не устроила предложенная доля в 20-30% . Сейчас в стадии согласования находится аналогичный по объемам, но более дорогой “газпромовский” проект газопровода Ямал-Китай, который при благоприятных обстоятельствах мог бы войти в строй уже в 2005 году и давать 25-35 млрд м 3 газа ежегодно в течение 30 лет (ориентировочная стоимость проекта 16 млрд долларов). В настоящее время подписано генеральное соглашение о возможных поставках газа по магистральному газопроводу диаметром 1420 и 1200 мм из ямальских Ново-Уренгойского и Восточно-Уренгойского месторождений в КНР. Для этого “Газпромом” инициировано создание консорциума. Слабое место газопровода Ямал-Китай - его протяженность (5 тыс. км). Маршрут также еще не определен, но в случае, если газопровод пройдет через Республику Алтай в СУАР, он мог бы быть подключен к упомянутому выше

Западному газовому коридору.

В “Газпроме” и CNPC обсуждается, кроме того, проект газопровода с базового Чаяндинского месторождения (Якутск) до Благовещенска, далее на Харбин и порт Далянь. Работы по составлению ТЭО проекта проводит компания “Саханефтегаз” (Якутия).

Тем не менее, не совсем ясно, откуда “Газпром” в случае благоприятного развития переговоров намерен брать декларируемые объемы поставок (от 30 до 150 млрд м 3 ежегодно). Так, 15 марта 2001 года им были обнародованы весьма неутешительные предварительные итоги за 2000 год, свидетельствовавшие о спаде добычи на 5% по сравнению с 1999 годом. Такая тенденция существует последние несколько лет, и на это есть объективные причины - месторождения, вступившие в период спада добычи, сейчас составляют 78% всех месторождений природного газа России. Учитывая, что высокая инерционность газовой отрасли требует опережения инвестирования на 5-7 лет от сроков ввода новых месторождений , а 1993-1995 годы были не лучшими для инвестиций, спад продолжится еще в течение, как минимум, нескольких лет. Однако при этом падение добычи целиком пришлось на внутренний рынок: экспорт газа в 2000 году был наибольшим в истории и составил 129 млрд м 3 . В определенной степени «Газпром» использует падение добычи для того, чтобы не выполнять своих обязательств на внутреннем рынке, где правительство сдерживает цены на газ. Следовательно, в любой момент можно ожидать нового витка борьбы между правительством и «Газпромом» с целью заставить последнего все же выполнять обязательства по внутренним поставкам, а это вряд ли придаст КНР энтузиазма в переговорах с газовым монополистом.

4. Ошибки и недоразумения

В последние несколько лет в прессе и даже научных статьях преобладали

оптимистичные и нередко утопичные оценки перспектив экспорта нефти и газа из России в Китай:

На базе российских месторождений нефти и газа предполагалось создать собственный своеобразный российско-китайский центр интеграции, свободный от колебания цен на мировом рынке;

Высказывались предположения о возможности создания Восточно-Азиатского рынка энергоносителей на базе российского газа в качестве первого звена единого Евроазиатского газового рынка, стержнем которого могла бы стать система будущих трансконтинентальных российских и китайских газопроводов;

Разумеется, не стоит даже обсуждать не менее безосновательные антикитайские высказывания о том, что “растущая экономика КНР будет высасывать, словно пылесос, нефть и газ из России”, что “энергопроводы - это потенциальный рычаг давления на Пекин”, а также разного рода рассуждения вроде того, не сможет ли в будущем Китай присоединиться к блокаде России, перекрыв трубу в АТР.

При этом реальные примеры сотрудничества России и Китая в области нефти и газа весьма скромные. К ним, кроме упомянутых проектов и планируемого ЮКОСом нефтепровода из Ангарска, относятся ряд соглашений по обмену технологиями (например, между “Татнефтью” и Дацином), планы “Газпрома” по переводу некоторых автотранспортных компаний КНР на российский сжатый газ, договоренность о создании совместного Комитета по сотрудничеству в разработке месторождений в открытых для иностранных инвесторов нефтегазовых районах Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) и конкретные договоренности по поставкам в небольших количествах российской нефти и нефтепродуктов по железной дороге.

В дополнение к тем, в значительной степени общим для всего нефтегазового комплекса России проблемам, которые мы выделили в предыдущей статье (Г.Д. Бессарабов, А.Д. Собянин. Нефть Китая и перспективы России//Транскаспийский проект), можно добавить следующие, ярко проявляющие в работе российских газовых компаний:

1. Непонимание сущности партнеров по переговорам

Разговоры об опасности китайской экономической экспансии для сибирских и дальневосточных регионов России основываются, прежде всего, на том, что Китай - самый динамично развивающийся рынок региона, который в ближайшем будущем войдет в число 2-3 самых крупных экономических игроков мира. Опасность является виртуальной по одной простой причине: Китая в России нет. В России присутствует исключительно мелкий китайский бизнес, который нужно отличать от собственно китайского государства. С последним Россия пока что имеет деловых контактов мало, да китайское государство Россией особенно и не интересуется.

Следует помнить, что в Китае традиция государственной службы и бюрократии существует уже несколько тысяч лет. Это порождает особенности ведения бизнеса и переговоров, о которых мы поговорим ниже. Главная же проблема российских компаний - в том, что они, во-первых, не желают признать, что в Китае необходимо иметь дело с государством, во-вторых, ошибочно полагают (те немногие, кто все же это признает), что государственный бюрократизм в Китае похож на государственный бюрократизм в России, и все проблемы можно так же легко решить парой взяток и «нужными людьми» в высших госструктурах.

2. Несогласованность позиций внутри российских компаний, компаний между собой и компаний с государством

В свое время именно из-за несогласованности позиций правительства и российских производителей Россия проиграла тендер на поставку оборудования для крупнейшего гидротехнического сооружения в мире - строящейся в Китае ГЭС «Санься», хотя на первых порах именно российские машиностроители рассматривались в качестве предпочтительных для поставок гидротурбин. Несогласованность позиций не менее губительна для нефтяного и газового комплексов. В переговорах с китайской стороной российским предприятиям приходится иметь дело прежде всего и главным образом не с предпринимателями, а с чиновниками, для которых главная задача - минимизировать любой риск и снять с себя, насколько возможно, ответственность.

Поэтому, стоит проявиться любого рода несогласию в недрах самой российской стороны (борьба между акционерами; несогласованность позиций компании и российского государства; даже естественная для капиталистического общества конкурентная борьба между компаниями), китайская сторона немедленно занимает выжидательную позицию и не принимает НИКАКОГО решения. В данном случае российским предприятиям следовало бы воспользоваться опытом западных компаний, давно и успешно работающих в Китае: за счет длительных и сколь угодно бурных обсуждений в своей стране выработать единую позицию и затем, уже на переговорах в Китае, выступать только единым фронтом, придерживаясь заранее согласованной точки зрения и в определенной степени раздела сфер влияния (видов деятельности и

конкретных проектов).

3. Поспешность

Китай - государство не только бюрократическое, но и плановое. Поэтому в нем ничего не делается быстро. Любые предприятия, связанные с нефтегазовым комплексом, развиваются медленно (несколько лет переговоров, 2-3 года - инженерные изыскания, 2-3 года - строительство), а в Китае все эти сроки дополнительно увеличиваются. Соответственно, удлиняется время принятия решений, и следует отказаться от попыток достичь договоренностей за несколько месяцев.

4. Работа «наскоками»

Из предыдущего вытекает еще одна характерная для российских компаний ошибка - стремление работать в Китае в западном стиле, с короткими командировками и заранее расписанными графиками встреч. Для успешной работы в Китае необходимо иметь, во-первых, «длинную» стратегию, рассчитанную на десяток лет вперед, во-вторых, постоянные представительства во всех ключевых точках. Для нефтяной или газовой компании вести бизнес в Китае и при этом не иметь постоянных представительств в Ланьчжоу, Чунцине, Дацине и Харбине практически невозможно.

Для достижения успеха сотрудники компании на местах должны “отслеживать” всё, вплоть до изменений в настроении чиновника, от которого зависит продвижение проекта. Приезжать в Пекин только для утверждения документов - значит повторять многочисленные потери миллиардных китайских заказов, подобные ушедшим на Запад поставкам оборудования для атомной и гидроэлектроэнергетики или вытеснению «Газпрома» с позиции перспективного партнера в сфере газификации Китая. Не случайно из всех компаний нефтегазового сектора России лучше всего дела идут у «РУСИА Петролеум», основной акционер которой - BP Amoco, имеющая большой успешный опыт работы в КНР.

Чтобы вести бизнес в Китае, недостаточно превосходно знать бизнес. Нужно превосходно знать Китай.

ЛИТЕРАТУРА:

1. BP Amoco Statistical Review of World Energy. 1994.

2. Energy in Japan. 1989, #5.

4. OPEC Petroleum (general review). 1997-1998.

5. OPEC Petroleum. 1993, #2.

6. Petroleum Economist (review). 1997-1999.

7. Petroleum Economist. 1995, # 9.

8. Там же. 1996, № 1.

9. Там же. 1996, № 2.

10. Там же. 1997, № 2.

14. State Petroleum and Chemical Administration (China). 1999.

15. Wood Mackenzie Statistical Review.

21. ИВД РАН, экспресс-информация. 1996, № 5.

23. Международная жизнь. 1999, № 10.

24. Нефтегазовая вертикаль. 1999, № 2-3.

25. Там же. 2000, № 2.

26. Нефть России. 2000, № 2.

29. Эксперт. 2000, № 13.

30. Китай в XXI веке. Тезисы докладов // ИДВ РАН. М., 2000.

31. Нефтегазовая вертикаль. 2000, № 11.

32. Эксперт, 2000, № 45.

33. Нефтегазовая вертикаль. 2000, № 7-8.

34. Независимая газета, 27.02.2001.

35. Финансово-экономический вестник нефтяной и газовой промышленности. 2000, № 4.

36. Нефтегазовая вертикаль. 2000, № 12.

37. Известия РАН. Энергетика. 2000, № 6.

38. Известия РАН. Энергетика. 2000, № 1.

39. Коммерсантъ, 16.03.2001.

40. Транскаспийский проект, 22.02.2001.

Георгий Дмитриевич БЕССАРАБОВ - ведущий научный сотрудник отдела проблем Азии и АТР Российского института стратегических исследований

Александр Дмитриевич СОБЯНИН - заместитель главного редактора аналитического журнала "Профи"

В Китае впервые за много лет обнаружено крупное нефтяное месторождение. Удача улыбнулась компании Xinjiang Oilfield - региональному подразделению нефтегазового гиганта PetroChinа. Крупные запасы нефти были обнаружены в Джунгарском бассейне в районе озера Ма в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

Как сообщило в пятницу , речь идет об геологических запасах сырья на 1,24 млрд тонн. Доказанные запасы, по данным PetroChinа, составляют 520 млн тонн.

Это больше, чем у месторождений Хэмлок в США (штат Аляска) и бразильского нефтегазоносного бассейна Кампус (акватория Атлантического океана), подчеркивает геолог Xinjiang Oilfield Тан Юн.

По его словам, в результате геологоразведки возле озера Ма были получены данные о том, что в данном районе есть потенциал для обнаружения еще как минимум одного месторождения с запасами свыше 1 млрд тонн. Для Китая эти открытия - масштабное событие.

КНР несколько десятилетий ведет собственную добычу нефти и в 70-е годы прошлого века даже экспортировал углеводороды в Японию, Вьетнам и КНДР. Но точных данных о запасах нефти в КНР нет. По официальной оценке китайских властей, на территории страны находится 5,3 млрд тонн доказанных нефтяных запасов, на шельфе Тихого океана - еще порядка 4 млрд тонн. Основная добыча - примерно 2,2 млн тонн нефти в год - ведется на северо-востоке страны.

Крупнейшим по запасам считается Дацинское нефтегазовое месторождение, расположенное в провинции Хэйлунцзян. Разведанные запасы обнаруженного в 1959 году месторождения оценивались в 5,7 млрд тонн.

В последние годы собственное производство нефти в КНР падает. В 2016 году объем добычи в Китае сократился на 7% и составил порядка 4 млн баррелей в сутки. Аналитики и эксперты прогнозировали, что спад объемов извлечения углеводородов в КНР в этом году продолжится примерно в тех же параметрах из-за сокращения дебита на зрелых месторождениях и снижения инвестиций в разведку новых.

С такой оценкой соглашается и старший аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Артем Малов.

Для страны открытие такого большого нефтяного месторождения с доказанными запасами 520 млн тонн значит, что в течение ориентировочно 40-50 лет они смогут добыть примерно 156 млн тонн или 1 110 млн баррелей нефти, отмечает аналитик.

Соответственно можно предположить, что если в течение 4-6 лет данное месторождение будет введено в эксплуатацию, то потребность в импорте будет снижаться на величину годовой добычи до 100 тыс. баррелей в день, в зависимости от применяемых методов интенсификации добычи: в общей сумме нефтяного импорта Китая — около 8 млн баррелей в день — эта цифра составляет чуть более 1%, добавляет эксперт.

Китай - это регион с высокой себестоимостью добычи, поэтому реализация такого проекта во многом зависит от конъюнктуры,

обращает внимание Таченников.

По некоторым оценкам до 2025 года спрос на нефть в Китае может увеличиться до 12-14 млн баррелей в день. На фоне этой цифры добыча нефти с этого месторождения кажется не существенной, добавляет Малов.

Сейчас КНР является вторым по величине в мире импортером сырой нефти. По данным таможенной статистики КНР, страна в январе-сентябре 2017 года импортировала 320 млн т сырой нефти, что на 12,2% больше, чем за январь-сентябрь 2016 г. При этом поставки из РФ в Китай за этот период составили 45 млн тонн (на сумму $17,28 млрд).

Объем импортируемых Китаем нефтепродуктов по итогам января-октября 2017 года также вырос на 4,7% относительно аналогичного периода прошлого года - до 24,35 млн тонн.

В ранее отмечали, что Китай в 2017 году может обогнать США по объему импорта нефти.