Бизнесу место

Бизнесу место

» » Конкурсно-игровая программа «Секреты бабушкиного сундучка. Сценарий познавательно-игровой программы сокровища зеленого сундука Печь играла в доме главную роль

Конкурсно-игровая программа «Секреты бабушкиного сундучка. Сценарий познавательно-игровой программы сокровища зеленого сундука Печь играла в доме главную роль

В русской избе

Сценарий вечера для детей среднего школьною возраста, посвященного истории русского быта, придумала О.В. ОПОЦКАЯ

Ольга Владимировна – заведующая отделением Городской детской библиотеки имени А. Гайдара, г. Великие Луки, Псковская область.

Оформление

Ведущие ведут вечер на фоне декорации – панорамы, изображающей русскую избу. В этой панораме должны быть все элементы избы: печь, полати, красный угол, стол, скамьи, лавки, сундук. Все предметы, о которых пойдет речь (ухват, кочерга, чугунок, прялка, веретено, рубель, угольный утюг, лапти, корзина, лучина, светец, свеча, керосиновая лампа, сито, безмен, деревянная ложка) нужно расположить в «избе», чтобы Ведущие могли их брать и показывать во время рассказа.
В сундук можно положить предметы, необходимые для конкурса «Бюро находок».

Действующие лица: Ведущие (1) и(2)

Тихо звучит русская народная музыка.

ВЕДУЩИЙ (1): Нас окружает множество вещей, без которых нашу жизнь трудно себе представить.
Десятки, сотни вещей вокруг. Одни сопровождают нас всю жизнь, другие – только ее маленький отрезок. Многие вещи настолько сживаются с нами, что по ним можно определить наши привычки, характер.
Давайте сейчас обратимся к истории предметов, которыми пользовались наши бабушки и дедушки или прабабушки и прадедушки. Давайте хоть на время окажемся в прошлом, чтобы познать быт и жизнь наших предков.

ВЕДУЩИЙ (2): Многие из вас живут в многоэтажных домах. Такие стали строить всего каких-нибудь сто с небольшим лет назад. Большинство людей жили в одноэтажных домах, двухэтажные дома строили только самые богатые люди.

Эти одноэтажные дома называли «избами». А если быть совсем точными, изба – это теплая половина дома с печью (название происходит от слова «истопка», «истопить»).

ВЕДУЩИЙ (1): Что нужно было устроить в доме, прежде всего, с чего начать? Отгадайте загадку.

Зимой много ест,
Летом много спит,
Тело теплое,
Крови нет,
Сесть на нее сядешь,
А не везет.
(Печь .)

(Ребята отгадывают .)

Печь играла в доме главную роль.

Появилась даже поговорка «Плясать от печки», то есть начать с главного.
Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции помещения. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок... Зимой около нее держали птицу и молодых животных. В печке даже мылись.

С печью связано много поверий, обрядов.

По народным поверьям, под печью или за нею живет Домовой – душа избы, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный и даже опасный в других.

В старину его ласково называли «хозяином» или «дедушкой». А представляли его в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. Главная обязанность домового – смотреть за хозяйством, помогать в работе по дому.

Люди старались поддерживать с Домовым хорошие отношения, не забывали обратиться к нему с ласковым словом, оставить ему немного вкусной еды на ночь.

Как вы думаете, почему, переселяясь в новый дом, русские люди первой запускали кошку?

(Ребята высказывают свои предположения .)

Потому что Домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще всего – в кошку. В кошачьем облике этого духа и впускают в дом.

Если заболевал ребенок, то одним из наиболее эффективных способов лечения считали парение в печи. Совершали обряд «перепекания» младенца: ребенка на время засовывали в протопленную, но достаточно остывшую уже печь на лопате, подобно тому, как в сказке это делала Баба-яга с Иванушкой.

В заключение свадебного пира в печь бросали пустой горшок, говоря: «Сколько черепья, столько молодых ребят».

ВЕДУЩИЙ (2): По диагонали от печи в избе находился красный угол.

Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым».

В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.

Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным представлениям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».

В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.

ВЕДУЩИЙ (1): Кто теперь сразу ответит, чем различаются лавка и скамья?

(Ребята отвечают .)

Лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы, а скамья была снабжена ножками, ее передвигали.
Место на лавке считалось более почетным. Гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали – на лавку или скамью. На лавках спали, под ними хранили различные предметы – инструменты, обувь и прочее.

ВЕДУЩИЙ (2): Кроме лавок, спали еще на полатях. Это деревянный настил на высоте человеческого роста от боковой стенки печи до противоположной стены избы.
В конце XIX – начале XX век полати исчезли, их заменили кровати.

ВЕДУЩИЙ (1): Вдоль стен стояли сундуки и рундуки. Количеством сундуков измерялся достаток хозяев, они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем ее одежды и украшений.
Рундук – приделанный к стене ящик с полками без дверей и стекол, где хранили разное добро.
Вот и вся основная мебель.

ВЕДУЩИЙ (2): Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. Кто знает, что обозначает это слово?

(Ребята отвечают .)

По словам В. И. Даля автора «Толкового словаря великорусского живого языка», утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.

ВЕДУЩИЙ (1): Я хочу загадать вам загадку.

Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(Ухват .)

(Ребята отгадывают .)

Ухват – устройство для передвигания горшков и чугунов в печи с помощью ухвата их можно был вынуть или установить в печи.

Представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти – он похож на рога коровы. Умение подхватить горшки требовало определенных навыков, которые приобретались длительной практикой.

Ухват использовали также и в обрядовых действиях. Когда роженицу необходимо было защититьот нечистой силы, ставили ухват рогами к печи и, выходя из избы,она брала его с собой в качестве посоха.
Существовала примета: чтобы приуходе хозяина из дома не ушел домовой, необходимо было загородить печь ухватом.

ВЕДУЩИЙ (2): А вот еще одна загадка.

Черный конь
Скачет в огонь.
(Кочерга .)

(Ребята отгадывают .)

Кочерга или клюка. Представляет собой короткий, толстый железный прут с загнутым концом, укрепленный на длинной деревянной ручке. Это приспособление для размешивания углей в печи.

Она также использовалась в обрядовых действиях.

Через кочергу заставляли перешагнуть роженицу – для ускорения и облегчения родов.

Кочергу использовали для обведения магического круга, внутри которого считали себя защищенными от нечистой силы.

Ее клали на порог, прежде чем выгнать коров в поле в Егорьев день (6 мая), чтобы коровы не болели и давали много молока.

ВЕДУЩИЙ (1): Какое интересное слово – чугунок! Это сосуд из чугуна – углеродистого железа.

В чугунке готовили пищу в русской печи, его форма была аналогична форме горшка. В крестьянском быту он появился, вероятно, в начале XX века.

ВЕДУЩИЙ (2): Будний день начинался с работы.

Раньше все предметы каждодневной необходимости изготовлялись своими руками, первейшая обязанность женщины, помимо приготовления пищи, было обшивание всех членов семьи.

Одежду носили домотканую – льняную или шерстяную.

Чтобы сшить одежду, надо было сначала напрясть нити.

К работе этого рода приступали осенью, после окончания уборки урожая, старались завершить ее к весне, к началу нового сельскохозяйственного цикла.

Ученые пишут, что наши прабабушки трудились буквально не разгибая спины: например, для того чтобы спрясть нитки из одного пуда (то есть из 16,3 кг) подготовленного волокна, требовалось ни много ни мало 955 часов усердной работы.

Девочек уже с 5 лет начинали приучать к домашним работам, в этом возрасте девочка выпрядала свою первую нить. Это событие было очень важным в жизни женщины.

Мать девочки прятала первую спряденную нить и приберегала ее до тех пор, пока дочь не станет невестой. Готовя ее к таинству свадьбы, мать опоясывала свое дитя этой нитью под всеми нарядами по голому телу. По мнению наших предков, нить самого первого прядения была неприступным оберегом против порчи и сглаза, против нечисти.

«Непряха», «неткаха» – были крайне обидные прозвища.

Шить, вышивать, прясть раньше умели все девушки, даже из царских семей. Отгадайте загадку:

Пляшу по горнице
С работою моею,
Чем больше верчусь,
Тем больше толстею.
(Веретено .)

(Ребята отгадывают .)

Это элемент прялки – веретено, то есть «вертящаяся палочка». Вспомним сказку Ш. Перро «Спящая красавица»: принцесса уколола пальчик веретеном и заснула на 100 лет.

Выражение «связать судьбу» с кем-то или чем-то связано с нитью домашнего прядения. Наши предки считали: льняная нить, которой перевязывали пуповину младенца, накрепко, на всю жизнь «прививала» к нему его Долю – маленькое божество личной судьбы, даруемое каждому человеку.

ВЕДУЩИЙ (1): Из нитей ткали полотно. Ткали на домашних станках. Челнок – одна из деталей этого станка.
Для того чтобы в одиночку соткать за шесть месяцев три холста по 50 метров длиной, нужно было проводить за ткацким станком по 12– 15 часов в день.

ВЕДУЩИЙ (2): А сейчас отгадайте такую загадку:

То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе:
Продырявит море.
(Утюг .)

(Ребята отгадывают .)

Правильно, это утюг. Он нужен был для того, чтобы разгладить ткань или одежду.

Скорей всего, первым «утюгом» был плоский, очень тяжелый камень. Одежду расстилали на какой-нибудь ровной поверхности, придавливали этим камнем, оставляли до тех пор, пока она не разглаживалась.
Позже утюги представляли собой жаровни, наполненные горячими углями. Их придумали в Китае в VIII веке, чтобы гладить шелк.

А у нас на Руси был другой способ. Сухое белье или одежду наматывали на ровно обструганную палку и начинали катать по столу толстой прямоугольной с короткой округлой рукоятью палкой. На внутренней рабочей поверхности делались поперечные рубцы. Назывался такой «утюг» рубель.

В XVII веке кому-то пришло в голову нагреть на огне литые чугунные утюги. Их желательно было иметь два: пока одним гладили, другой нагревался.

Затем появился «угольный» утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить.

А в 1882 году американец Генри Сили изготовил утюг с электрическим нагревателем.

ВЕДУЩИЙ (1): А вот еще одна загадка.

В лесу родился,
В руках крестился,
На ногах умер.
(Лапоть .)

ВЕДУЩИЙ (2): Основной обувью в будни и праздники были лапти. Это плетеная обувь из лыка или бересты.
Отсюда и выражение: «ободрать как липку». Лапти служили основным видом обуви крестьянского населения. Плетение лаптей считалось легкой работой, которой мужчины занимались буквально «между делом». Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не пригоден к элементарным действиям. Зато, «связывая лыко», мужчина обеспечивал обувью всю семью. Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок. Завязки несколько раз перекрещивались на голени. Дешевизна, доступность, легкость и гигиеничность такой обуви не требует доказательств. Правда, как свидетельствует практика, лапти имели очень малый срок службы. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4 дня, летом в страдную пору – и вовсе за три.

ВЕДУЩИЙ (1): Кто отгадает такую загадку?

Висит баба на грядках,
Вся в заплатках,
Заплатка на заплатке,
А дырье не зашить.
(Корзина .)

(Ребята отгадывают .)

Корзинами наши предки стали пользоваться с незапамятных времен. Это емкость с ручкой или двумя ручками для сбора ягод, грибов, плодов, овощей, переноса и хранения различных запасов – сена, травы, листьев, а также предметов домашнего обихода.

Корзины изготовляли из больших пластов коры или плели из коры, корня, веток, дранки, соломы, стеблей. Они могли быть любой формы – овальные, квадратные, прямоугольные, с крышками и без.

Отправляясь в лес за грибами и ягодами, девушки гадали, подбрасывая вверх пустые корзины: если корзина падала на землю дном, это означало, что будет полной, если набок, то наполовину, а если вверх дном, то пустой.

ВЕДУЩИЙ (2): Как только начинает темнеть в домах и на улицах, зажигаются огни. Кто мне назовет самое первое средство освещения?

(Ребята отвечают .)

Когда первобытный человек научился добывать огонь, он разжигал костер в пещере для приготовления пищи, тепла и освещения.

Потом, очевидно, появилась лучина. Вплоть до конца XIX века лучина была основным источником света в крестьянской избе. Чтобы получить тонкую и длинную лучину, полено надо было распарить в печи, его клали на чугун с кипящей водой, и только после того, как распарят, щепали на лучину. Лучину втыкали в светец. А светцом называли подставку с железным зажимом. Под горящую лучину обязательно ставили емкость с водой.

ВЕДУЩИЙ (I): А кто отгадает такую загадку?

Тело бело,
Душа льняная,
Маковка золотая.
(Свеча .)

(Ребята отгадывают .)

На смену лучине пришла свеча. Свечи изготовляли двух типов: сальные и восковые.

Свечное освещение в деревне не всем было доступно. Свечи долгое время были довольно дорогим удовольствием. Поэтому их го зажигали по праздникам, а в будни использовали лучину.

Из сала одного быка можно было отлить около 100 свечей.

Свечу устанавливали в подсвечники. Они имели разнообразные формы и размеры, зависящие от того, на сколько и каких свечей рассчитаны.

Нередко в качестве подсвечника приспосабливали сырую брюкву или свеклу.

ВЕДУЩИЙ (2): Человек постоянно что-то изобретает. Отгадайте такую загадку:

Синее море,
Стеклянные берега,
Плавает утка,
Горит голова.
(Керосиновая лампа .)

Керосиновое освещение стало распространяться в русской деревне с 1860 года, со времени вхождения в быт бакинского керосина. С керосиновой лампой можно было уже смело передвигаться по дому и улице, не боясь загасить фитилек.

ВЕДУЩИЙ (1): Отгадайте загадку:

Дом – стеклянный пузырек,
И живет в нем огонек!
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
(Лампочка .)

В 1872–1873 годах русский ученый-инженер Александр Николаевич Лодыгин сделал первую в мире лампочку.
Она горела всего лишь полчаса. В 1873 году лампы Лодыгина загорелись на улицах Петербурга.

ВЕДУЩИЙ (2): А сейчас давайте познакомимся с кухонной утварью.

На Руси обедали в полдень. Испокон веков хлеб на Руси был главным продуктом питания. «Хлеб всему голова», «Хлеб на стол, так стол – престол, а хлеба ни куска, так и везде тоска», – так говорили о хлебе наши предки.

К каждому празднику обязательно пекли пироги. Само слово пирог происходит от слова пир. «Не красна изба углами, а красна пирогами».

Вторым по значению продуктом питания были каши.

Без каши на Руси не проходило ни дня. «Каша – мать наша», – говорили на Руси.

В древности на Руси был обычай есть кашу с бывшими врагами при заключении мира, отсюда и пословица, которую употребляют и сегодня: «С ним каши не сваришь».

Готовили каши из круп. Дробленая крупа называлась «варгеня», из нее можно было приготовить кашу наскоро – отсюда глагол «сварганить».

А чтобы приготовить муку, крупу, надо было поработать.

ВЕДУЩИЙ (1): И в этой работе помогало... Впрочем, вот вам еще одна загадка.

В лесу снято,
В дому гнуто,
Посередке заплетено
Кругло и широко,
Дыр много, А
пролезть нельзя.
(Сито, решето .)

(Ребята отгадывают .)

Решето – хозяйственная утварь. Это приспособление для просеивания крупы, муки, зерна. Круглая коробка, состоящая из обода (обечайки) и сетчатого дна. Обод и дно соединены с помощью узкого обруча. Сетка выплеталась из лыка. Обод изготовлялся из согнутой пластинки дерева.

Через решето отсеивалась мука более крупного помола.

Решето применялось также для сортировки крупы, зерна, а также для очистки их от оставшегося после провеивания сора.

В мифологическом сознании русских крестьян решето обладало сложной символикой.

Решето ассоциировалось с тучей, из которой проливается на землю дождь. Его использовали в обрядах вызывания дождя. Во время засухи женщины выливали на землю через решето ведро воды, рассчитывая, что это действие вызывает настоящий дождь из тучи – «небесного» решета.

Его использовали в народной медицине. При головной боли, советовали знахарки, надо взять решето в зубы и тряхнуть головой.

Испуганного ребенка надо было окропить водой, пропущенной через решето. Корову после отела следовало побрызгать через решето водой, чтобы она была здорова.

Повсеместно бытовал запрет для детей надевать на голову решето, иначе «остановится» рост.

ВЕДУЩИЙ (1): Вот из зерна приготовлена крупа и мука. Но чтобы ее продать или обменять на другой товар, нужен был... Отгадайте такую загадку!

Сам худ,
Голова с пуд.
(Безмен .)

Безмен – это весы. Они представляют из себя металлический или деревянный стержень с грузом на одном конце и крючком или чашей на другом. На стержне нанесена шкала веса, который определяют, передвигая по стержню, до равновесия товара с грузом.

ВЕДУЩИЙ (2): Вот хозяйка купила крупу и сварила в печке кашу. Кашу подавали на стол в общем горшке или выкладывали в миску. Миски были разные – большие и маленькие. Обратимся теперь к крестьянскому столу. Вот вам очередные загадки.

Всех кормлю с охотою,
А сама безротая.
(Ложка .)

Поцелую, Полижу
И опять положу.
(Ложка .)

(Ребята отгадывают .)

Заготовки для деревянных ложек назывались «баклушами», отсюда и выражение «бить баклуши». Дело в том, что разбивать полено на баклуши считалось необременительной работой, простой. В конце концов, так и стали говорить обо всех, кто на работе вообще ничего не делает.

Существовали особые правила пользования ложкой.

После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова опускали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола и черпали ею из миски. Тот, кто не выпускал ложки из рук, считался прожорливым. Мясо ели только, когда в миске не оставалось другой еды и лишь после того, как хозяин даст указание. Если кто-нибудь вел себя за столом не так, как подобает, смеялся, разговаривал, его наказывали, ударив ложкой по лбу.

Существовали различные приметы, связанные с логикой. Нельзя было ставить ложку так, чтобы она опиралась черенком на стол, а другим концом на тарелку, так по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила. Не разрешалось стучать ложками по столу, так как от этого лукавый радуется, и скликаются на обед злыдни, существа, олицетворяющие бедность и несчастье. Нельзя класть на стол лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила.

На ложках в святки гадали: наливали в столовые ложки воду и ставили их в сени, когда вода замерзала, приносили ложку в избу и смотрели, если замерзшая вода образовывала «пупочек», это значило, что загадывающий проживет наступающий год хорошо, образование ямки означало смерть.

ВЕДУЩИЙ (1): За многие века был создан огромный мир вещей, с которыми мы постоянно имеем дело. Мы вам рассказали лишь о некоторых, причем все они стали настолько привычными, что, пользуясь ими, мы как бы и не замечаем их. Или, по крайней мере, не так уже много о них знаем. А ведь у каждой из этих привычных вещей своя история.

Одна история длинная, другая короткая, но любая интересна и поучительна. И лучше нам их знать. Хотя бы из уважения ко всем этим предметам, которые служат человеку верой и правдой.

ВЕДУЩИЙ (2): А теперь мы предлагаем вам небольшую конкурсную программу, посвященную миру вещей.
Наш первый конкурс называется «Бюро находок».

В этом сундуке много потерянных вещей, помогите вернуть их в сказки законным владельцам. Вы должны догадаться, кому принадлежат эти предметы, из какой они сказки.

«Бюро находок»
1. Кувшин и лопнувший шарик. (Ослик. А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» .)
2. Золотой ключик (.)
3. Горшочек с бубенцами, роза, клетка с соловьем. (Принц. X. К. Андерсен «Свинопас» .)
4. Корзина с пирожками. (Красная Шапочка. Ш. Перро «Красная Шапочка .)
5. Яблочко наливное и зеркало. (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» .)
6. Старая лампа и кольцо. (Аладдин. «Волшебная лампа «Аладдина» из сборника сказок «Тысяча и одна ночь» .)
7. Связка ключей. На одном ключе черное пятнышко. (Ш. Перро «Синяя борода» .)
8. Курточка из коричневой бумаги, ярко зеленые штанишки, туфли из старого голенища и шапочка – колпачок с кисточкой. (Буратино. А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» .)
9. Умывальник, мочалка. (К. Чуковский «Мойдодыр» .)

ВЕДУЩИЙ (1): Второй конкурс мы назвали «Сказка стала былью». Я буду называть волшебные предметы из русских сказок, а вы – современные вещи, соответствующие им.

«Сказка стала былью»
1. Гусли-самогуды. (Радиоприемник, магнитофон .)
2. Ступа. (Ракета .)
3. Чудо-зеркальце. (Телевизор .)
4. Перо Жар-птицы. (Прожектор, лампа .)
5. Клубок ниток, указывающий дорогу. (Компас .)
6. Сапоги-скороходы. (Автомобиль, поезд или другое транспортное средство .)
7. Ковер-самолет. (Самолет, вертолет .)
8. Яблочко на тарелочке. (Телевизор .)

ВЕДУЩИЙ (2): А сейчас мы с вами проведем викторину и узнаем, кто на нашем вечере был самым внимательным слушателем.

«Русская изба»
1. Что устраивали в доме в первую очередь? (Печь.)
2. Как называлось самое святое место в доме? (Красный угол.)
3. Как называется предмет для передвигания горшков и чугунов в печи? (Ухват.)
4. Как называется приспособление для размешивания углей в печи? (Кочерга.)
5. «Вертящаяся палочка» для прядения – это... (веретено).
6. Простейшая машина для ручного вязания – это... (прялка).
7. Какое приспособление существовало на Руси для разглаживания ткани? (Рубель.)
8. Какую обувь носили русские крестьяне? (Лапти.)
9. Как раньше называлась крупа? (Засыпа.)
10. Старое название весов – ... (безмен).
11. Заготовки для деревянных ложек назывались... (баклуши).
12. Спальное место в избе – ... (полати, лавка).

ВЕДУЩИЙ (1): И последний наш конкурс – на знание русских пословиц.
Я буду называть начало пословицы, а вы – ее окончание.

«Не красна изба углами..»
Дом вести... (Не лапти плести .)
Дома и стены... (Помогают .)
Не дом хозяина красит, а... (Хозяин дом .)
Не красна изба углами... (А красна пирогами .)
Будет день... (Будет пища .)
Кашу маслом... (Не испортишь .)
Когда я ем... (Я глух и нем .)
Недосол на столе... (Пересол на спине .)
Первый блин... (Комом .)

(Ведущие определяют победителей конкурсов и вручают призы. В качестве дополнительного конкурса можно подготовить конкурс загадок. Предлагаем подборку загадок о быте русской избы .)

«Крестьянская изба»
Два брата всегда видятся, а вместе не сойдутся. (Пол и потолок .)
Ниже верху, выше печи – греет плечи. (Полати .)
Много соседей рядом живут, а никогда не видятся. (Окна .)
В сенях ходит, да в избу не заходит. (Дверь .)
Хвост во дворе, / Нос в конуре, / Кто хвост повернет, / Тот и в дом войдет. (Ключ в замке .)
Крутая гора: / Что ни шаг – то нора. (Лестница .)
В нее вставлено стекло – / В доме сухо и светло. (Рама .)

«Отопление и освещение избы»
Что в избе не видно? (Тепло .)
Черен, / Голенаст, / Выгибаться горазд. (Дым .)
Жевать – не жую, / а все поедаю. (Огонь .)
Золотая тетерочка / По жердочке бежит. (Огонь на лучине .)
Стоит столб, / Горит свет, / А углей нет. (Свеча .)
На кочке огонечек, / На огонечке – пузыречек. (Керосиновая лампа .)
Лето придет – не глядят на нее / Зима настанет – обнимают ее. (Печь .)
Кто в избе рогат? (Ухват .)
Черная гагара / По полю скакала, / Золото собирала. (Кочерга .)

«Убранство избы»
Есть спина, а не лежит. / Четыре ноги, а не ходит, / Но всегда стоит / И всем сидеть велит. (Стул, скамья .)
В лесу родился, / В лесу вырос, / В дом пришел / Всех вокруг себя собрал. (Стол .)
И языка нет, / А правду скажет. (Зеркало .)
Ног нет, а хожу, / Рта нет, а скажу: / Когда спать, Когда вставать. (Часы .)
Четыре уха, / А перьев не сосчитать. (Подушки .)
На стене висит, болтается, / За него всяк хватается. (Полотенце .)
Дядя Афанасий лыком подпоясан, / По полу елозит, спины не занозит. (Веник .)

«Посуда, утварь»
На улице – бряк, / Загрохочут – звяк, / А обратно пойдут – / Слезы потекут. (Ведра .)
Четыре ноги, / Два уха, / Один нос / Да брюхо. (Самовар .)
На голове пуговка, / В носу решето, / Одна рука, / Да и та на спине. (Чайник .)
Лежит Сивка – / Исколота спинка. (Терка .)
Новая посудина, / а вся в дырках. (Решето, сито .)
Маленький конь, / А все озеро выпил. (Ложка .)
Вроде ежика на вид, / Но не просит пищи. / По одежде пробежит – / Станет она чище. (Щетка .)
Без рук, без ног, / Лапшу крошит. (Нож .)

Литература:

Богданов В. В . История обыкновенных вещей / В. В. Богданов, С. Н. Попова. – М.: Педагогика-Пресс, 1992. – 208 с: ил.

Большая детская энциклопедия / Пер. с англ. А. И. Кима и В. В. Демыкина. – М.: ООО «Росмен-Издат», 2000. – 333 с.

Ильин М . Рассказы о вещах – М.: Дет, лит., 1968. – 191 с.

Ильин М . Рассказы о том, что тебя окружает. Откуда приходят вещи / М. Ильин, Е. Сегал. – М.: Дет. лит., 1956. – 187 С.

Малов В. И . Хочу все знать: Детская энциклопедия: Привычные вещи. – М.: ООО «Фирма Издательство АСТ»: ООО «Изд-во Астрель», 1999. – 320 с: ил.

Маркуша А. А. Б. В... – М.: Малыш. – 70 с.

Маркуша А. Чудеса на колесах: Научно-художественная литература. – М.: Дет. лит., 1991. – 239 с.

Пермяк Е. От костра до котла. – М.: Малыш, 1982.

Русская изба (Внутреннее пространство, убранство дома, мебель, утварь): Иллюстрированная энциклопедия / Авт.-сост.: Д. А. Баранов, О. Г. Баранова, Е. Л. Бадлевская и др. – СПб.: Искусство-СПб., 1999. – 376 с: ил.

Семенова М. Мы – славяне! – СПб.: Азбука-Терра, 1997, – 560 с.

Шпагин М. В. Что было до... М.: Дет. лит., 1989. – 40с. : ил.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. – М.: «ООО Фирма Издательство АСТ»: ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека», 1998. – 5123 с: ил.

Чупахина Т. Н. Тайны бабушкиного сундука: [сценарий театрализованного представления для детей 12 –14 лет, посвященного русскому народному костюму] //Читаем, учимся, играем: журнал-сборник сценариев для библиотек. – М., 2005. – Вып. 3. – С. 46 – 51.

Ведущий.Дорогие ребята! Сегодня мы пригласили вас на встречу в фольклорно-краеведческий клуб «Родничок», где мы познакомимся с русской стариной, с жизнью, бытом и культурой наших предков.
Нынче к нам на «Родничок »
Поутру невесть откуда,
Глянь, прислали сундучок -
Чудо, цвета изумруда.
В малахитовых разводах
И окован серебром...
Вот узнать бы, что таится
В сундучке старинном том!
Может, в нем таится клад
И сокровища лежат?
Гляньте: грамотка на нем!
Мы сейчас ее прочтем.
Разворачивает лежащую на сундучке «грамотку » и читает:
Здесь, дружок, таится клад,
И сокровища лежат.
А какие - угадай,
Но сундук не открывай,
А взгляни скорей на крышку:
Коли есть чуть-чуть умишка
И смекалки хоть на грош,
Надпись здесь ты разберешь!
Надпись хитрая гласит,
Что сундук в себе таит.
Ведущий поворачивает сундучок так, чтобы крышка была видна детям. На крышке в сплетениях узора спрятаны буквы (или слоги, или сочетания букв), из которых можно составить слово «Письменность».
Ведущий (после разгадывания надписи). Ребята, я вижу, что кое-кто из вас немного разочарован! Вы, наверное, ждали монет золотых, камней драгоценных, а тут... И все же можно утверждать, что письменность - это величайшее сокровище из тех, которыми сумел овладеть человек. Чтобы понять это, попробуем перенестись на десятки тысяч лет назад... Вот картинка из прошлого!
Появляются: скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий.
Скиф.Я принес тебе подарки от наших вождей. Вот они: лягушка, птица, мышь и 5 стрел.
Царь.Что означают твои дары, гонец? Что хотели сообщить мне твои вожди?
Скиф.Мне велено передать это тебе и вернуться обратно. А если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймешь, о чем предупреждает тебя мой народ. (Уходит.)
Царь.Что ж, мой соратник Гобрий, надо разгадать послание непокорных скифов. Уже столько лет мы пытаемся поработить этот народ и завоевать его землю - и все без толку! Неужели они решили сдаться? Мышь... она живет в земле. Лягушка... она живет в воде, а птица - в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, воды и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу!
Гобрий.Нет, мой царь, я воевал со скифами и знаю их характер. Скорее всего, это послание надо понять так: «Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озера, то падете под ударами наших стрел».
Затем, оба, пожав плечами, уходят.
Ведущий.Вот так в древности и обменивались депешами! И громоздко, и не особенно понятно... Постепенно люди стали изо¬бретать то, что лежит сейчас в нашем сундучке... Ой, да мы про не¬го совсем забыли! А сундучок-то не простой. Как бы нам его от¬крыть? А, понял, надо загадку отгадать, тогда он откроется.

Звучит загадка:

«Черные, прямые, от рождения немые,
станут в ряд - заговорят».
После отгадывания загадки (буквы) крышка сундучка на миг открывается, ведущий быстро достает конверт.
Ребята, посмотрите, в конверте - буквы, а на конверте написано:
Эти буковки для тех,
Кто играет лучше всех.
На листе, образуя замкнутый круг, написаны буквы: мк еифр о и д л и л й. Выделенные здесь буквы должны отличаться от остальных, например по цвету. Внутри круга - изображена книга. Под этим странным набором букв, ребята, тоже есть надпись:
Эти буквы - не простые
И секрет в себе таят.
Выбирай себе любые -
Вперемешку и подряд.
Три словечка получилось?
Крышка - раз - и приоткрылась.
И тогда уж не зевай,
Что успеешь - доставай!
Пояснения. Ребята составляют из букв различные слова. После того как составлено 3 слова (к концу игры можно ограничиваться 1-2 словами), крышка сундучка откидывается и ребятам разрешается взять из него то, что лежит сверху. За каждое составленное слово и за правильные ответы на остальных этапах игры ведущий дает детям буквы на карточках из конверта. После того как назовут первые 3 слова, из сундука достается лист бумаги, на нем 3 изображения: 1) вход в пещеру, 2) «отпечатки» чьих-то ног, 3) значок - символ К.
Ведущий.Посмотрите на этот лист, ребята, он напоминает нам о первых шагах письменности. Такое изображение обнаружено на стене пещеры, в которой обитали люди. Дело в том, что обмениваться посланиями - дело хлопотное, вот люди и стали предметы, о которых идет речь... (звучат ответы детей: изображать, рисовать). Правильно! Эту композицию из рисунков ученые поняли двояко: 1) входить в пещеру нельзя; 2) в пещеру можно войти. Какое из этих трех изображений, по-вашему, ученые так и не смогли понять и почему?
Дети указывают на значок и говорят, что он не соответствует никакому предмету в реальной жизни, а является отвлеченным символом - скорее всего, символом действия.
Ведущий.Итак, какое же из трех изображений уже свидетельствует о подступах человека к изображению письменности?
Дети указывают на третье изображение.
Ведущий.Постепенно рисунки заменялись все новыми и новыми символами. Так у древних народов зарождалась письменность. Значки-символы обозначали целое слово или даже фразу. «Надписи» эти делались на камнях, на доске, глине. Конечно, переносить такие депеши было не удобно. И тогда придумали... Но, чтобы увидеть то, что придумали, надо составить из наших буковок 3 слова.
После этого ведущий достает из сундучка следующий предмет - бечевку с привязанными к ней разноцветными нитями, на каждой из которых завязано по несколько узелков.
А это, ребята, то, что придумали для передачи сведений жители древней Южной Америки - племя инков. Это тоже письмо, хоть и такое лохматое... По цвету нитей узнавали прежде всего о том, о чем идет речь. Нить желтого цвета обозначает золото, белого - серебро, красного - воинов и т.д. А количество узелков на нити говорит о числе этих предметов.
После составления детьми следующей тройки слов достается новый предмет - бечевка, смотанная в клубок, с узелками на ней.
Ведущий.А это - тоже узелковое письмо, но придуманное народом, живущим в Европе. Название этого народа - точнее, целой группы народов - надо сложить из букв, которые находятся на этих 2-х столах. Но букв здесь - не один десяток! Это не зна¬чит, что слово такое длинное. Просто надо выбрать буквы, написанные иным, чем все буквы, шрифтом - и из них составить слово. Первая буква по размерам больше всех: она заглавная. (Два игро¬ка за разными столами соревнуются: кто быстрее выберет буквы и составит слово. Это слово - «Славяне».)
Ведущий.Ребята, славяне - это мы с вами. Наши предки придумали такой способ передачи информации. Правда, владели этой грамотой избранные люди - волхвы-кудесники. А еще, по дошедшим до нас сведениям, славяне считали и гадали при помощи каких-то «черт и резов» - черточек и зарубок. Из тех времен к нам дошли две народные поговорки, которые напоминают нам о древних способах передачи информации. Листок с этими поговорками - в сундучке!
После составления слов из букв достаются два листа с двумя зашифрованными надписями. 1-я шифровка - изображение платка с завязанным на конце узелком. По периметру платка подряд, образуя замкнутый квадрат, написаны буквы: «завяжиузелокнапа-мять». 2-я шифровка - изображение топора, а вокруг рисунка, тоже образуя замкнутый квадрат, записаны буквы: «зарубинаносу». После разгадывания шифровок ведущий объясняет прямой смысл высказываний.
Ведущий.Но много ли можно сообщить с помощью узелков, черт и резов? И вот стали узнавать славяне, что в других странах люди уже пользуются знаками для обозначения каждого звука. Знаки эти придумали, как считается, самиты - древний народ, живший на берегах Средиземного моря. Совершенствовали эти знаки на протяжении сотен лет древние греки. Они назвали эти знаки «алфавит», сложив для этого названия две буквы: «альфа» и «бета» («вита»). Книги (римские, греческие, византийские) стали попадать к славянам еще в незапамятные времена. Но неудобен оказался чужеземный алфавит для написания славянской речи.
И вот в 863 г. произошло важное событие: по заданию моравского князя Ростислава два монаха - два брата - составили новый алфавит. Часть букв взяли у греков, часть придумали сами для обозначения тех звуков, которые были только в славянской речи. И быстро перевели на славянский язык несколько книг. За это братья перенесли множество гонений со стороны тех, кто препятствовал распространению книжной мудрости на восток. Но много лет спустя они были причислены к лику святых православной церковью. День этих святых празднуется во всех славянских странах в мае как День славянской письменности. Имена этих братьев зашифрованы на нашем плакате - «ключе», с помощью которого мы открываем наш сундучок. Кто первым расшифрует и прочтет их? (Красными буквами записано имя Кирилл, зелеными - Мефодий. Надо догадаться выбрать буквы одного цвета, а затем найти в круге из букв начало каждого слова.)
От имени одного из братьев пошло название славянской азбуки - «кириллица». Так появилась в славянских странах своя письменность. Шли десятилетия, она изменялась, совершенствовалась, исчезали буквы, которые оказывались лишними, изменялось начертание букв. Каждый славянский народ изменял ее по-своему, приноравливая к своему языку. И, если мы сейчас увидим то, что написано нашими предками 900, 500, даже 200 лет назад, мы очень многое из написанного не поймем. Давайте заглянем в тот уголок сундучка, который хранит письмена тех далеких дней.
Достается лист со словами: буки, есть, добро, азь.
Ведущий.Как вы думаете, сколько букв записано здесь? Всего 4. В старину названия букв были длинные и напоминали слова. Какое слово можно составить из этих 4 букв? (Беда.) Кстати, Кирилл и Мефодий придумали одно новое славянское слово, составив его из полных названий двух славянских букв... Кто первым назовет это слово? (Азбука.)
Буквы на плакате - это знакомые вам, дошедшие до нашего времени буквы, только сократившие названия. А вот около десятка букв из той первой славянской азбуки вообще не дошли до нашего времени. Посмотрите на буквы на тех карточках, что вы получили в качестве награды. Кому достались карточки с незнакомыми буквами? Вам предоставляется возможность заработать еще по дополнительной карточке. Для этого нужно «всего-навсего»... угадать, какое название носила эта исчезнувшая буква. На стенде даны названия букв. Вы должны карточку со своей буквой поместить рядом с любым названием. Если поместите верно, получите еще одну карточку.
На стенде строки:
В любой старинной книжице
Могли вы прочитать
Такие буквы:
-«ижица»,
-«фита»,
-«омега»,
-«ять»,
-и букву «пси »,
-и букву «кси »,
-«зело»,
-а также «ер ».
-Писали люди на Руси
-Их на какой манер?
Правильная расстановка букв:

После завершения этого этапа игры и составления слов (работа с плакатом - «ключом») ведущий открывает сундучок и достает следующие предметы: несколько гусиных перьев и старинную чернильницу.
Ведущий.А это что за предметы, и какое отношение они имеют к славянской письменности?
Выясняется, что эти перья - «орудия труда » - предшественники карандашей и авторучек, ими пользовались вплоть до начала XIX века. Затем ведущий предлагает детям попробовать писать гусиными перьями. Составляется несколько (по числу перьев) команд детей. На отдельные столики кладется по листу бумаги, перу и ставится чернильница. Игроки каждой команды, передавая перо как эстафету, должны по оче¬реди подбегать к столику и записывать на листе свое имя и фамилию. Команда-победительница поощряется карточками с буквами.
Ведущий. В старину древние писцы (чаще всего монахи) такими перьями переписывали целые книги. И буковки у них получались не такие кривые и корявые, как у нас, а ровные, прямые, четкие (это называлось «писать уставом») или, наоборот, замысловатые, затейливые, кудрявые, похожие на кружевной узор (это называлось «писать вязью»). Да еще этим же пером рисовались заставки, концовки на каждой странице в виде узора из цветов, листьев. А еще разрисовывались заглавные буквы, да так, что напоминали уже не столько буквы, сколько дивных зверей, птиц и даже людей. Конечно, писались книги подолгу. Хотите увидеть такую книгу? Она есть в нашем сундучке. Составляем еще три слова!
Во время демонстрации детям раскрытой старинной книги ведущий может читать детям фрагмент из стихотворения М.Богдановича
«Переписчик»:
На девственном листе под узеньким окном
Неспешно буковки выводит он пером,
А между ярко-черными рядами
Вставляет красную строку. Веселыми цветами
И разноцветными головками зверей,
И птиц невиданных - фантазии своей
Искусной вязью (вдоволь есть сноровки!) -
Украсит он заставки, и концовки,
И заголовки все - ведь некуда спешить.
Порою труд прервет, чтоб лучше заострить
Перо гусиное, - и глянет: радость-солнце
Столпами падает на стол через оконце.
Конечно, книги тогда стоили очень дорого. Человек, имевший несколько книг, считался богатым. И не потому, что обложки книг богато украшались серебром, золотом и драгоценными камнями, а потому, что в них был вложен труд писца и многовековая челове¬ческая мудрость.
Да и обыкновенная бумага в старину была в диковинку. Кстати, в Древней Руси для ведения разной бытовой переписки, для обучения детей грамоте ей найдена была оригинальная замена - какая бы вы думали? На этом стенде - закрытый квадратиками кусочек этого материала - заменителя бумаги в Древней Руси - с напи¬санным на нем названием этого материала. Давайте будем по оче¬реди открывать квадраты. Кто раньше всех угадает, что это такое?
2-4 игрока по очереди называют номера квадратов, которые надо открыть. Причем называют квадрат не перед своим ответом, а перед ответом своего соперника, т.е. говорят, какой квадрат надо открыть для соперника. Под квадратами - кусок «бересты.» (из картона) с написанным по всей его длине словом «береста». Для усложнения задания буквы лучше расположить не в линию, а вразброс, и квадратов сделать больше, чем букв, расположить их в 2-3 ряда, чтобы один квадрат закрывал не целую букву, а часть ее или вообще чистый кусок «бересты». После угадывания слова береста переворачивается обратной стороной к зрителям, и на ней обнаруживается текст (древнерусскими буквами).
Н В Ж П С Н Д М К З А Т С Ц Т
Е Е А И А Е У А А А Х О Е И А
Ребята, понятна вам берестяная грамота? Да, она «зашифрована». Такую «записку» нашли при раскопках древнего Новгорода. Ученые смогли ее расшифровать и поняли, что это не что иное, как шутка, дразнилка, придуманная каким-нибудь Фомкой во время скучного урока и подсунутая соседу. Тот, видно, быстро догадался, как прочесть головоломку. А прочитав, разозлился, порвал ее и выбросил. Что же написано здесь такое? Обратите внимание: в верхнем ряду записаны только согласные, во втором - гласные, а ведь обычно в русских словах они чередуются. Значит, надо читать текст... по зигзагу: букву вверху - букву внизу и т.д.
Кто первый прочтет головоломку?
Расшифровка текста выглядит так: «Невежа писа, недума каза, а хто се цита... (далее досадный пропуск)».
Эта дразнилка в современном языке известна в таком виде: «Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю». Теперь понятно, что на клочке бересты были обидные слова в адрес читающего головоломку.
А теперь вернемся к древней русской книге. Книг на Руси требовалось все больше и больше. Писцы не успевали их переписывать, хотя и шрифт постепенно начали упрощать, и слова пытались ужимать при письме, ставя над сокращенным словом специальный значок - титло.
И опять прослышали люди на Руси, что в некоторых чужеземных странах научились книги печатать с помощью специального станка. И вот в XVI веке такой станок был создан на Руси замечательным русским мастером, сведения о котором тоже найдете в этом сундучке. Откроем его нашим способом с помощью слов и до-станем еще одну шифрованную запись.
На листе записано слово «Федоров», но буквы перевернуты на 90°, т.е. лежат горизонтально. После вручения карточки с буквой игроку, расшифровавшему слово первым, ведущий предлагает детям рассмотреть свои карточки, сосчитать их и попытаться составить на их основе какое-нибудь слово. За составление слова из своих карточек-букв можно дать игрокам еще по 1 карточке.
Ведущий. Вот, ребята, и добрались мы до самого дна нашего сундучка. Глубокий оказался сундучок. А что же на его дне? Да здесь целая стопка книг! Посмотрите, сколько произведений русских пи¬сателей! Кому же предназначены эти сокровища? А вот записка:
В книгах - своя глубина.
Кто доберется до дна,
Тот и получит в награду
Все драгоценные клады.
Ребята, я думаю, вы согласитесь, что этих книг достойны те, кто активно участвовал в разгадывании тайн нашего сундучка. А это те из вас, у кого оказалось больше карточек-букв. (Начинается награждение победителей книгами.)

Интеграция познавательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация».

Цель: развитие читательского интереса младших школьников через игру.

Методические приёмы: игровые ситуации, беседа-диалог, игровая деятельность детей.

Ведущие : Баба Яга, Кикимора (возможно привлечь к участию в мероприятии старших школьников или вожатых).

Реквизит : расписной сундук, скатерть-самобранка, волшебное зеркальце, 2 волшебных горшочка, барабан счастья.

Звучит весёлая музыка. На сцену, таща за собой сундук, выходят Баба Яга и Кикимора. Они спорят.

Кикимора: -Это я вытащила волшебный сундук из болота!

Баба Яга :-А я первая увидела!

Кикимора : -А я вытащила!

Баба Яга : -А я увидела!

Кикимора: Спорить не будем! На счет «три» подходим к сундуку и хватаем, кому что понравится.

Баба Яга: Договорились! Раз, два, три! (хватают: Баба Яга - зеркало, Кикимора - скатерть)

(смотрится в зеркало): - Ох, какая я красивая!

Кикимора: И я тоже ничего! Ну, а наши гости? Сейчас каждый посмотрится в зеркало и скажет 2 раза «Ой, какая я красивая» и ни разу не улыбнётся. (победители получают жетоны).

Баба Яга: А тебе что досталось из волшебного сундука?

Кикимора: Да платок какой-то.

Баба яга : Это не платок!

Кикимора : А что?

Баба Яга: Скатерть-самобранка!

Кикимора : Да? Это когда сам берёшь?

Баба Яга: Прежде, чем взять, надо дать.

Кикимора: А что я могу дать?

Баба Яга: Не только ты, но и ребята тоже!

Кикимора: И то верно. Давайте-ка, ребята, вспомним сказки, в которых были волшебные вещи, вот как эта скатерть-самобранка.

(Идёт игра «Аукцион сказок». Из скатерти достаются жетоны и раздаются детям-победителям).

Баба Яга: Ребята, мы совсем забыли про волшебный сундук! Давайте посмотрим, что там ещё есть!

Кикимора: Что это такое?

Баба Яга : Это горшок. Он сам варит кашу.

Кикимора: как сам?

Баба Яга : Есть такая сказка, в которой горшок сам варит кашу. Как называется эта сказка?

Баба Яга: Верно, «Горшок каши» Г.Х.Андерсена.

Кикимора: А давайте мы наших гостей кашей накормим. Я буду варить кашу для своих гостей, а ты для своих. Но для этого ребятам нужно отгадать загадки. Чья команда отгадает, в тот горшок и горошина. (загадывают по очереди)

1. Скачет лошадь непростая:

Чудо-грива золотая.

По горам мальчишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок,

Удивительный конёк, по прозванью ….(Горбунок)

2.А теперь про чей-то дом

Разговор мы поведём.

В нём богатая хозяйка

Припеваючи жила.

Но беда пришла нежданно:

Этот дом сгорел дотла….. («Кошкин дом»)

3.Сидит в корзине девочка

У Мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несёт её домой.

Ну, отгадал загадку,

Тогда скорей ответь:

Что это за сказка? («Маша и Медведь»)

4.Кто-то за кого-то ухватился цепко.

Ох, никак не вытащить!

Ох, засела крепко!

Но её помощники скоро прибегут.

Победит упрямицу дружный, общий труд!

Кто сидит так крепко? Может, это…..(«Репка»)

5.С грядки старуха цветок сорвала,

Девочке Жене его отдала.

В цветке-лепестке есть чудесная сила:

Их девочка Женя о чем-то просила.

Что надо сказать, лепестки обрывая?

Как называется сказка такая? («Цветик-семицветик»)

6.Девочка хорошая по лесу идёт,

Но не знает девочка, что опасность ждёт.

За кустами светится пара злющих глаз.

Кто-то страшный встретится девочке сейчас.

Кто расспросит девочку о её пути?

Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?

Что это за девочка?

Кто же этот зверь?

На загадку можете отвечать теперь! («Красная шапочка»)

7.Скорей бы приблизился вечер,

И час долгожданный настал!

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал!

Никто во дворце не узнает,

Откуда и как я зовусь.

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь! («Золушка»)

8. Хитро он поймал Жар-птицу

И похитил Царь-девицу.

Он же ездил за кольцом,

Был он на небе послом

И к числу других затей

Спас он тридцать кораблей.

И в котлах он не сварился,

А красавцем учинился,

Да при том еще потом

Он же сделался царём.

(Иван из сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок

9. Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке

Там три стула и три кружки,

Три кровати и подушки.

Кто-то в домик к ним пришёл,

Беспорядок в нём навёл.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя.)

10. Ни у кого, ни у кого,

Спросите целый свет,

Нет носа тоньше моего,

Длиннее носа нет!

Ношу я длинный, длинный нос,

Я мальчик непростой,

Сто приключений перенёс,

Но вот, в конце концов, принёс,

Для всех друзей своих принёс

Я Ключик Золотой! (Буратино.)

11. Сходив однажды на базар,

Она купила самовар.

Друзей к себе всех пригласила,

Кормила их она, поила.

Трусливы гости оказались,

Помочь в беде ей отказались.

Но тут влетел в окно герой

И за неё он стал горой.

Закончилась свадьбой

Вся заваруха,

Невесту героя

Звать... (Цокотуха.)

12. Лечит он мышей и крыс,

Крокодилов, зайцев, лис,

перевязывает ранки

Африканской обезьянке.

И любой нам подтвердит:

Это - доктор...

(Айболит.)

13.Из маминой спальни

Хромой выбегает

И мыться грязнуль всех

Водой заставляет.

Он самый известный

В стране умывальник,

Для всех остальных

Очень грозный начальник.

Мочалкам и щёткам

Он всем командир,

Бойца с детской грязью

Зовут... (Мойдодыр.)

14. Строгий она воспитатель детей,

Им не прощает их шумных затей.

С кошкой Матильдой та дама живёт,

Вкусные плюшки та дама печёт.

Плюшечки эти - одно объеденье,

Верит та дама, увы, в привиденья,

Карлсон-проказник её «укрощает»,

Кто эту дамочку строгую знает? (Фрекен Бок.)

15. Приходит он ко всем глубокой ночью,

И зонтик свой волшебный открывает:

Зонт разноцветный - сон ласкает очи,

Зонт чёрный - снов в помине не бывает.

Послушным детям - зонтик разноцветный,

А непослушным - чёрный полагается.

Он гном-волшебник, многим он известный,

А ну скажи, как гном тот называется. (Оле Лукойе)

16.. Из танцзала короля

Девочка домой бежала,

Туфельку из хрусталя

На ступеньках потеряла.

Тыквой стала вновь карета…

Кто, скажи, девчушка эта?

17.. Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был? …

18. Баба била — не разбила.

Слабовата бабья сила!

Да не смог разбить и дед.

Ведь ему сто лет в обед.

Кликнули они норушку —

Та разбила, как игрушку,

И сбежала под крыльцо.

Что разбила-то? …

19. Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали.

20. В поле появился дом.

Поселились в доме том:

Мышка по имени Норушка,

И лягушечка Квакушка,

Ёж, Лисица и Зайчишка.

А ещё лохматый Мишка

Позже поселился тут.

Как все домик-то зовут?

Вьётся над трубой дымок.

Этот домик — …

21. Свой дом зимою, в холода

Она слепила изо льда.

Но дом стоял прекрасно в стужу,

Весной же превратился в лужу.

Дом лубяной построил Зайка.

Теперь, читатель, вспоминай-ка,

Кого прогнал Петух в леса?

Кто Зайца обманул? ...

22. Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали?

23.. Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали?

БАБУШКИН СУНДУК

(детская игровая программа)

Программное содержание:

Через восприятие характера музыкальных произведений, и совместного игрового творчества подводить детей к пониманию доброты как основы отношений между людьми.

Развитие музыкального восприятия. Учить детей вслушиваться в музыку, различать музыкальные жанры. Воспитывать потребность и умение импровизировать под музыку

Ход развлечения:

Ведущая:

Много в мире разных стран

И народов много,

Из пустыни в океан

Нас ведет дорога,

Тут закат, а там рассвет –

Мир меняет краски…

Но повсюду места нет,

Где б не жили сказки,

Сочиняет их народ,

И везде на свете

Каждый день и каждый год

Помнят сказки эти.

Рады сказкам малыши,

Рады сказкам деды,

С ними легче беды.

В сказках столько доброты,

Мудрости и ласки,

Что, конечно, я и ты

Тоже любим сказки!

А вы, ребята, любите сказки? Хлопните в ладоши, пожалуйста, те, кто любит сказки. А теперь ногами пусть притопнут те, кто знает сказки. Спасибо! Вы помогли мне сделать вывод, что все собравшиеся в этом зале не только любят, но и знают сказки. Осталось только это проверить. Будьте внимательны! Итак:

На сметане мешен,

На окошке стужен.

Хитрый глаз, румяный бок,

Покатился … (колобок ).

Молодцы! А теперь загадка посложнее:

Поселились в той домушке

Очень мирные зверюшки,

Был у них и лад и толк,

Прижился здесь даже волк,

Но пришел лохматый мишка,

Взгромоздился он на крышку,

И рассыпался домок,

Под названьем …. (теремок ).

Что ж, посмотрим, угадаете ли вы следующую сказку:

Бабушку внучка безмерно любила,

В гости она через лес к ней ходила,

Волк же, злодей, обманул нашу лапочку,

Съел и бабушку, и …. (Красную Шапочку ).

Что же это за дети, все сказки знают! А вот эту:

Возле леса на опушке

Три жильца живут в избушке.

Так уютно там внутри,

И предметов – всех по три:

Стула три, три разных кружки,

Три кровати, три подушки.

Три постели вечерами

Расстилают себе сами

Родственники, не соседи,

Кто жильцы те? (Три медведя ).

Ну, уж про любимицу всех детей курочку Рябу я и спрашивать не буду. Все вы прекрасно знаете, что эта представительница пернатого мира вдруг снесла не простое яичко, а золотое, которое оказалось недолговечным. Но не всем известно, что курочка Ряба, снесла еще одно яичко необычное – волшебное. И тайну этого сказочного яйца хранит вот этот старинный бабушкин сундук, (показывает детям замысловатую шкатулку, стучит пальцами по ее крышке).

Тук, тук, тук, тук,

Здравствуй, бабушкин сундук!

Цок, цок, цок, цок,

Открывай-ка свой замок!

Тук, тук, тук, тук,

Что ты прячешь, старый друг?

Цок, цок, цок, цок,

Мы достаем то яйцо!

(открывает крышку, показывает детям пустую шкатулку).

Не получилось? Только потому, что эту приговорку произносить должны все. Внимание! Когда я подниму правую руку вверх – все девочки дружно говорят: «Тук, тук, тук, тук». А когда я подниму левую руку вверх – мальчики громко все вместе произносят: «Цок, цок, цок, цок». А остальные слова буду говорить я. Приготовились!

Девочки:

Тук, тук, тук, тук.

Ведущая:

Здравствуй бабушкин сундук! И т.д., (произнеся последнюю фразу приговорки: «Достаем мы то яйцо», ведущая открывает сундучок и из-под ложного дна достает расписное яйцо, открывает его и вынимает записку).

Ведущая:

А внутри яйца записка-загадка с зашифрованным названием народной сказки, (читает) «Сидит в земле надежно, крепко, корнеплод огромный… (репка)». Спасибо, ребята, за верный ответ. Давайте попробуем вспомнить сказку «Репка» и сыграть ее по ролям, (обращаясь к кому-нибудь персонально). В роли главной героини «репки» выступите вы. Это совсем не сложно. Наденьте, пожалуйста, на голову ободок из бумаги с изображением репки. В нужный момент прошу вас широко развести руки в стороны и воскликнуть: «Оба-на!».

В огороде много лет корнеплод сажает… (дед). Верно! Вы сказали это первым, значит, вам и быть в нашей сказке дедом. Вот вам его любимая огородная шляпа. Ваша роль совсем проста: в нужный по сценарию момент, потирая руки, скрипучим старческим голосом произнесите: «Так-с»». Пробуем! Хорошо!

Урожаю очень рада его старенькая… (баба). Благодарю вас за верный ответ и предлагаю роль Бабы в нашей сказке. Согласны? Тогда прошу вас в нужный момент, обращаясь к деду и теребя концы платка, подвязанного под подбородком, спросить: «Что, мой свет?». Как у нас получится? Неплохо.

И совсем не белоручка, а помощница … (внучка). Вы абсолютно правы, значит, вам быть в нашей сказке внучкой. Прикрепите, пожалуйста, на голову бант и весело, задорно скажите: «А вот и я!». Больше вам делать вам не придется.

Службу верную несет, сторожит тот огород, если что-то вступит в драку. Догадались, кто? (собака). Конечно! Я просто уверена, что лучше вас никто не справится с ролью Жучки. Держите маску собаки, и попробуем подать голос: «Гав-гав!» Блестяще!

Лапкой грядочки рыхлит, в тени репки часто спит, гулять ходит в огород полосатый, серый… (кот). Конечно, кот! Я думаю, что эта роль вам подойдет. Держите маску. Учим роль: громко, истошно кричим: «Мя-а-у!» Замечательно!

Шалят нервы у котишки, коль скребут за печкой … (мышки). Да! А нашим мышонком Джерри предлагается стать вам. Держите маску мыши и запомните ваш текст: «Пи, пи, пи!».

Итак, роли распределены. Дорогие артисты, не забудьте: то, что вы сейчас репетировали, вы должны будете делать каждый раз, как только я в тексте сказки назову ваш персонаж и обращусь к вам всем своим видом. Короче, дети, играть свой жест и реплику вам придется до конца нашего представления.

Всё, наши герои готовы. А синхронный перевод сказки прошу осуществлять вас, дорогие зрители, когда я буду обращаться к вам. Ваша задача – вместе со мной выполнять те действия, которые делаются в сказке. Актеры – на сцену!

Сказка начинается!

Жили-были дед (показывает рукой на деда, тот поднимается и говорит: «Так-с!» ) и баба (показывает на бабу, та поднимается и теребя концы платка, говорит: «Что, мой свет?» ).

Посадил (обращает руки к залу и наклоном корпуса вперед показывает посадку репки, зал повторяет все следом ) дед (его жесты и реплика ) репку (показывает рукой на репу, та встает, выбрасывает руки в стороны и восклицает: «Оба-на!» ).

Выросла (зал вместе с ведущей поднимает руки вверх, показывая рост репки) репка (та исполняет свою роль) большая-пребольшая (зал показывает размер репки).

Пошел (обращение к залу, зрители топают ) дед (дедкины слова и действия ) репку (ее роль ) тянуть (зал изображает тянущие действия, раскачиваясь туда-сюда ). Тянет – потянет – вытянуть не может (зрители как бы вытирают пот).

Позвал (зрители подносят руки рупором ко рту ) дед (его роль ) бабу (её роль ) репку (обращение к репе ) тянуть (обращение к залу ). Тянут – потянут – вытянуть не могут (зрители изображает тянущие действия, затем вытирают лоб ).

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку. Тянут – потянут – вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку. Внучка за бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку. Тянут – потянут – вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку. Жучка за внучку. Внучка за бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку. Тянут – потянут – вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку. Кошка за Жучку. Жучка за внучку. Внучка за бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку. Тянут – потянут – вытянули репку; (аналогичным способом обыгрываются все действия, не забывая включать и массовку, т.е. зрителей ).

Помогла в работе трудной

Всем героям нашим … (дружба )

А артистам всем наградой

Будет плитка … (шоколада )

И нет им радостней момента,

Чем в зале гром … (аплодисментов )!

Ваши аплодисменты – лучшая награда не только нашим юным артистам за их творческую работу, за талант, но и вам, ребята, за дружное участие в нашем спектакле, за внимание и терпение.

Рады сказкам малыши,

Рады сказкам деды,

В них и радость для души,

С ними легче беды.

В сказках столько доброты,

Мудрости и ласки,

Очень любим сказки.

После стужи – там тепло,

После мрака – ясно,

Там хорошим – хорошо,

А плохим – ужасно!

Мы прощаемся со сказкой до новой встречи с ней. И напоследок хочу сказать вам: Молодцы, ребята! Браво! Поиграли мы на славу,

От меня вам – комплименты, А от вас - … (аплодисменты )!

Кристина Чицварина
Конкурсно-игровая программа «Секреты бабушкиного сундучка»

Конкурсно-игровая программа «Секреты из бабушкиного сундука »

Здравствуйте, судари и сударушки, добро пожаловать! У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли место хватило?

Всех привечаем, всех встречаем! По обычаям российским от души поклон вам низкий. С добрым словом, с любовью, и с хлебом солью.

Сейчас я попрошу каждую команду представиться. Конкурс приветствий на старый лад.

Наводила я порядок в избе, нашла бабушкин сундучок .

Ну-ка, ключ, волшебный мой,

Сундучок скорее открой .

Раз, два, три – отопри!

А здесь много чего интересного припрятано. (Показать игрушку медведя) .

Он хозяин леса строгий, а зимою спит в берлоге.

А всю зиму напролет снится ему душистый мёд.

Ой, да это же мой мишка, я им в детстве играла. А вы знаете о том, что на Руси медведей всегда почитали и уважали. Существовало поверье, что медведь, есть человек, превращенный каким-либо волшебством в зверя. Не случайно именно этот мотив отражен в ряде волшебных сказок.

Сейчас я объявляю следующий конкурс – конкурс сказок . Я дам каждой команде картиночки, а вы должны будете собрать из них фрагмент из сказки, наклеить на лист и назвать её.

Что же тут еще в сундучке ? (показать русский музыкальный инструмент) .

На зеленом на лужку, раз нашла я дудочку.

То не дудочка была, веселушечка была.

Ой, да вы посмотрите – это же настоящий русский народный инструмент. Давайте вспомним, ребята, как же звучат русские народные инструменты. Конкурс «Музыкальный» . Сейчас для каждой команды прозвучит свой инструмент, а вам нужно отгадать его.

В сундучок я загляну , куколку я там найду. Да кукла не простая, в детстве она меня оберегала. Много времени уже прошло, а люди до сих пор верят в различные амулеты, талисманы и обереги. А я знаю, что и у вас есть обереги. Давайте на них посмотрим, да расскажем какой из них от чего оберегает.

Спасибо вам, ребята, за ваш труд!

А в сундучке у меня еще много всего. Только теперь я вам загадки по загадываю. В старину любили загадки загадывать, а вы отгадки сами в сундучке ищите .

Конкурс загадок .

1. Сижу верхом, не знаю на ком,

Знакомца встречу, соскочу – привечу. (шапка)

2. Из глины свито, дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет. (лапти)

3. По дороге я шел,

Две дороги нашел,

По обеим пошел. (штаны)

4. Днем обручем, а ночью змеёй. (пояс)

5. Черна, а не земля, пушиста, а не снег, Греет а не печка. (шуба)

6. Построили хлевец на пятеро овец. (рукавицы)

7. Треплют, катают, а зиму таскают. (валенки) .

Вот и разобрали мы бабушкин сундучок .

А какие у нас сегодня замечательные красные девицы. Девочки – подруженьки! Кумушки – голубушки! Все вы будете хорошими хозяйками. А хорошие хозяйки, должны знать, какое блюдо придает много сил, и издавна считается самым полезным. Какое же это блюдо?

Правильно – это каша – пища наша.

Я приглашаю по одной девице от команды отведать каши, и сказать, из какой крупы она приготовлена.

Заглянули в старину мы – будто дождь омыл сердца

Только не допели струны нашу песню до конца.

В старину говорили : где песня льется, там весело живется. Давайте вспомним русские народные песни. Сейчас будет играть музыку, а вы название песни угадайте. Как только отгадали, поднимайте руку.

Дорогие ребята, вот и подходит к концу наша встреча.

Всех не спеть нам славных песен,

Не сказать всех добрых слов,

Край российский наш чудесен,

Вечно юн и вечно нов.

Публикации по теме:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает развитие у детей представлений о социокультурных.

"Игры из сундучка" Цель. Доставить детям радость. Воспитывать выдержку, терпение, ловкость в играх. Ведущий. Здравствуйте, гости дорогие,.

С наступившим Новым годом, уважаемые коллеги! Что является самым распространенным украшением новогодней елочки? Как правило, это обыкновенные.

Конспект интегрированного занятия «Секреты бабушкиного сундука» (старший дошкольный возраст). Программное содержание: пробудить интерес.

Подготовила и провела: воспитатель Тавинцева Зинаида Ивановна с воспитанниками средней группы Тема: «Морское приключение: вперёд, на поиски.

Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в средней группе «Игрушки из бабушкиного сундучка» Конспект открытого занятия с детьми средней группы по познавательно-речевому развитию. «Игрушки из бабушкиного сундучка». Цель: Приобщение.