Что учитывает понятие совокупного годового объема закупок (СГОЗ) по 44-ФЗ для расчета суммы закупок у СМП, СОНКО, что не учитывается, а также приведем пошаговую инструкцию для расчета объема закупок и калькулятор.
Понятие совокупного годового объема закупок (СГОЗ) дается в статье 3 Закона 44-ФЗ. Это объем средств, которые были выделены заказчику для проведения закупочных процедур, а также для оплаты контрактов, заключенных ранее. Объем средств утверждается в смете или плане хозяйственно-финансовой деятельности.
Расчет этого показателя необходим для формирования отчетности и соблюдения требований законодательства. Будьте внимательны: ошибка в вычислениях может привести к крайне негативным последствиям - повышенному вниманию ФАС, внеплановым проверкам и штрафам.
Методика вычисления была разработана после возросшего количества споров вокруг необходимости включения в этот объем стоимости долгосрочных контрактов, которые заключили в прошлом году, а оплачивать должны в настоящем.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
Рассмотрим основные правила расчета СГОЗ по 44-ФЗ. В совокупном объеме учитываются:
При расчете не нужно учитывать зарплату сотрудников, их командировочные выплаты, средства, которые идут на уплату налогов и других обязательных сборов, средства на возмещение вреда, который заказчик причинил физлицам или контрагентам в ходе работы. В итоге совокупный годовой объем закупок формируется из сумм, которые выделены на оплату товаров, работу и услуг. Цифра идентична лимитам бюджетных обязательств.
Для чего это нужно?
Во-первых, для принятия решения о создании контрактной службы (если объем более 100 млн руб.) или назначении контрактного управляющего (при показателе менее 100 млн руб.) - об этом сказано в части 2 статьи 38 Закона о контрактной системе.
Во-вторых, определение необходимого объема закупок у малого бизнеса и социально значимых некоммерческих компаний. На них должно приходиться не менее 15% СГОЗ, если показатель меньше, заказчику грозит штраф.
В-третьих, для расчета объема товаров и услуг, закупаемых у едпоставщика. Малые закупки у едпоставщика можно проводить в объеме 5% от СГОЗ, не больше 50 млн руб.
В-четвертых, для расчета объема закупок путем запроса котировок. Этим способом можно проводить закупки в объеме не более 10% от СГОЗ на сумму до 10 млн руб..
Рассчитанный показатель заказчик должен включить в план-график. Для этого используются методические рекомендации Правительства РФ.
По Закону № 44-ФЗ, вы обязаны закупать 15 процентов от СГОЗ у СМП и СОНО. Отчет о закупках у малого бизнеса вы обязаны разместить до 1 апреля. Сейчас подходит срок очередного отчета. Проверьте по калькулятору, выбрали ли вы нужный минимальный объем - это займет несколько секунд.
Рассмотрим примеры для разных случаев. Возьмем закупки у едпоставщика. В первой части статьи 93 Закона о контрактной системе установлены следующие лимиты (используется один из них по выбору). Объем закупок у едпоставщика не должен превышать:
Пример. Допустим, СГОЗ госзаказчика составляет 3 млн руб. По закону, он может проводить у едпоставщика закупки на 150 тыс. руб. (5% от СГОЗ). Этой суммы недостаточно, поэтому выгоднее пользоваться вторым способом расчета лимитов - не более 2 млн руб. в год.
Рассмотрим также методику расчета СГОЗ для поставщиков, относящихся к СМП и СОНКО. У них нужно закупать на сумму не менее 15% от годового объема. Это можно делать двумя способами: установить ограничение на участие в процедуре только СМП и СОНКО или же обязать привлекать их в качестве субподрядчиков.
Правила здесь аналогичны. Рассчитаем объем закупок у СМП и СОНКО по данным из нашего примера. Если СГОЗ составляет 3 млн руб., у малых предприятий и социально-ориентированных НКО нужно закупить на сумму 450 тыс. руб.
Обратите внимание, что с 2019 года при расчете общего объема закупок учитываются процедуры с едпоставщиком, проведенные после несостоявшихся конкурсов, запросов котировок и запросов предложений в электронной форме.
Чтобы избежать штрафных санкций, правильно рассчитывайте СГОЗ и вовремя сдавайте отчетность.
Контракты заказчика:
1) в 2018 году на сумму 800 000 руб. Из них 500 000 руб. оплачены в 2018 году и 300 000 руб. перешли на 2019-й;
2) в 2019 году на сумму 900 000 руб. с полной оплатой в 2019 году;
3) в 2019 году на сумму 1 млн руб. с частичной оплатой в 2019 году (700 000 руб.). А 300 000 руб. заказчик оплатит в 2020 году.
СГОЗ в 2019 году составит 1,9 млн руб.: 300 000 руб. + 900 000 руб. + 700 000 руб.
Государство оказывает особые льготы для предприятий малого и среднего бизнеса. С целью развития и поддержания этой сферы предусмотрены налоговые, финансовые и административные льготы.
Субъекты малого предпринимательства — это коммерческие организации (юридические организации и индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность с целью получения прибыли. При этом, некоммерческие организации, унитарные муниципальные или государственные учреждения не могут быть отнесены к этой категории субъектов, даже если они будут соответствовать требованиям к СМП по годовой выручке и количеству сотрудников.
Для хозяйственных обществ и партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из требований п. 1 ч. 1.1 ст. 4 209-ФЗ. Если организация соответствует одному из перечисленных условий, то тогда рассматриваются показатели по выручке и среднесписочному количеству работников.
Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ регламентирует основные требования, при соответствии которым организация может быть отнесена к СМП. В 2017 году были внесены некоторые изменения в данные требования, тем самым позволив бОльшему количеству организаций соответствовать статусу субъекта малого или среднего предпринимательства.
Микропредприятие: сумма годовой выручки без НДС не должна превышать 120 млн. руб., а численность сотрудников должна составлять не более 15 человек.
Малое предприятие: сумма годовой выручки — не более 800 млн. руб., численность работников — не более 100 человек.
Среднее предприятие: выручка без НДС за год — до 2 млрд. руб., а среднесписочная численность сотрудников не превышает 250 человек.
К ИП применяются те же правила разделения на категории. Если у индивидуальных предпринимателей отсутствуют работники, то критерием будет служить только размер полученной выручки за год. При использовании патентной системы налогообложения ИП относят к микропредприятию.
Все СМП заносятся в Реестр субъектов малого предпринимательства, ведением которого занимается Федеральная налоговая служба, на основании:
сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
сведений, предоставленных в ФНС о численности работников, выручке от предпринимательской деятельности и применении специальных налоговых режимов, в отчетности установленной законодательством РФ;
сведений, представленных лицами, определенными п. 2 ст. 6 ФЗ № 408-ФЗ;
сведения которые предоставляют юридические и физические лица, занесенные в реестр СМП.
Более подробную информацию можно получить на сайте ФНС, в том числе посмотреть .
Касательно государственных и коммерческих закупок, у субъектов малого предпринимательства также есть ряд преимуществ перед остальными участниками.
Государственные закупки по 44-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства регулируются ст. 30 44-ФЗ .
Для заказчиков, работающих согласно Закону о контрактной системе, выдвигается ряд требований, относительно осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять их в объеме не менее 15% от своих годовых закупок. Такие торги могут осуществляться в следующих видах:
открытый конкурс;
конкурс с ограниченным участием;
двухэтапный конкурс;
электронный аукцион;
запрос котировок;
запрос предложений.
При этом, начальная максимальная цена контракта не должна превышать цифру в 20 миллионов рублей.
Также, положительным моментом в закупках, проводимых только среди субъектов малого предпринимательства является то, что размер обеспечения заявки на участие устанавливается в размере не более 2% от НМЦК. Для сравнения, в других закупках заказчик вправе установить обеспечение заявки в размере до 5% от цены контракта.
При проведении закупки заказчик вправе установить в извещении требование к подрядчику, не являющемуся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субподрядчика или соисполнителей из реестра субъектов малого предпринимательства.
В таком случае указывается какой процент работ (от стоимости контракта) был осуществлен с привлечением субподрядчика из числа СМП, и эта часть засчитывается заказчику в объем закупок за отчетный период, совершенных у субъектов малого предпринимательства и СОНКО.
В контракте такого тендера обязательно прописывается пункт о гражданско-правовой ответственности подрядчика за неисполнение условия привлечения к работе подрядчика из числа СМП, СОНКО.
Правительством РФ могут быть установлены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению СМСП (субъектов малого и среднего предпринимательства).
C 18 октября 2017 года были внесены изменения в законодательство, которые коснулись следующих моментов:
ООО МКК "РусТендер"
Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Говоря о такой сфере деятельности, как осуществление закупок с участием некоммерческих организаций социально-ориентированной направленности и субъектов малого предпринимательства (СМП), следует отметить тот факт, что она имеет ряд особенностей. При подаче формы на участие в закупках вышеперечисленные субъекты декларируют свой статус.
Организации данного типа, находясь в области поддержки своей деятельности государством, имеют ряд преимуществ при осуществлении сбыта своей продукции, что может вызывать, как позитивные тенденции, так и порождать ряд правонарушений и злоупотреблений. Ниже будут рассмотрены аспекты закупочной деятельности этих организаций.
При намерении принять участие в закупках субъекты не предоставляют подтверждающие статус СМП документы, а лишь декларируют его во время подачи заявки. Для организаций такого типа законодательно предусмотрена поддержка в их деятельности, что означает для заказчика обязательность в ряде случаев совершения закупок учреждениями продукции у организаций, имеющих статус рассматриваемых в этой статье.
Действующим законодательством, в частности Федеральным законом от 24 июля № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»,четко регламентировано, какие организации можно отнести к объединениям рассматриваемого нами типа. Это представители потребкооперации, хозяйства фермеров и крестьян, а также лица, имеющие статус ИП. Это только предприятия, в которых форма собственности - частная.
Основополагающими критериями для подтверждения статуса СМП являются такие показатели, как штатная численность сотрудников, размеры прибыли, структура капитала.
Установлено ограничение для участия госструктур и компаний некоторых иных типов для действий, связанных с участием в уставном капитале СМП. Это заключается в том, что доля таких участников не может составлять в общей доле более четверти от общего размера. В данном случае исключением являются средства различных инвестиционных фондов, в том числе и паевых.
Здесь идет речь об участии непосредственно Российской Федерации, ее субъектов, а также муниципальные образования. Могут принимать участие такие некоммерческие организации, как, например, фонды благотворительной направленности, церковные общины, а также и зарубежные юридические лица.
Установлено ограничение для не принадлежащих к субъектам малого или среднего бизнеса юридических лиц (количеством от одного и более). Для них доля участия может составлять не более одной четвертой части от общего уставного капитала. Кроме того,суммарные доли иностранных юрлиц, и юрлиц, не являющихся субъектамирассматриваемого нами сегмента бизнеса, должны быть меньше половины всего уставного капитала каждая (менее 49 процентов). Данное обстоятельство отражается в уставе СМП.
Изменение категории СМП может произойти в результате изменения критериев соответствия организации к субъекту малого бизнеса в сторону увеличения, либо уменьшения относительно установленных ранее в течение 3 лет. Рассмотрим это на примере такого показателя, как численность сотрудников, приведенная к средней величине. Ограничение в данной сфере не относится к компаниям, чьи функции заключаются в разработке и внедрении продуктов, относящихся к сфере интеллектуальной собственности.
Кроме того, Правительством России в целях стимулирования и оказания поддержки малому бизнесу, работающему в сфере прогрессивных технологий, востребованных на внешнем и внутреннем рынке, составлен и учрежден реестр, представляющий собой список организаций, обеспечивающих своей деятельностью господдержку деятельности в сфере инноваций. К предприятиям малого бизнеса, которые учреждены при участии вышеуказанных организаций, вышеозначенные ограничения не относятся. Данное положение нашло отражение в действующем законодательстве.
Если за расчетный период года, предшествующий текущему, среднее количество занятых в организации лиц составило 100 и менее сотрудников, то ее можно отнести к субъектам малого предпринимательства.
Говоря о выручке такой организации, нужно отметить то, что для того, чтобы организация могла быть отнесена к субъектам малого предпринимательства, она (выручка) не должна превысить 400 000 000 рублей. Расчет производится исходя из денег, полученных за предыдущий год, что закреплено соответствующим правительственным постановлением.
Порядок участия в закупках СМП имеет свои особенности и законодательно отрегулирован на федеральном уровне, в частности Федеральным законом № . Законодательство своей целью ставит поддержку малого предпринимательства путем совершения у его субъектов закупок для государственных и муниципальных нужд, в том числе и предприятий, имеющих ориентацию на социальные приоритеты в своей деятельности.
Говоря о данном аспекте, необходимо отметить, что у различных организаций он разный. Если речь идет об учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний исправительно-трудовых учреждениях, обладающих производственными мощностями для производства продукции (как правило, для изготовления одежды и обуви для подразделений силовых ведомств), использующих труд заключенных и промышленных объединениях граждан с ограниченными возможностями (к ним могут относиться и так называемые учебно-производственные предприятия, выпускающие продукцию бытового и хозяйственного назначения), имеется преимущество по цене предлагаемой ими продукции.
Объединения же, представляющие малый и социально-направленный бизнес, имеют право на закупки определенного количества. При этом не допускается производить какое-либо разделение закупок для таких организаций.
Объем осуществляемых закупок определяется утверждаемым и законодательно закрепленнымпланом-графиком у СМП и НКО социальной ориентации и не может быть ниже 15 процентов от их общего объема. При этом все закупки производятся согласно составляемому плану-графику.
Составление плана-графика производится в соответствии и на основании суммы финансов, которые предполагается использовать заказчиком при закупке, законодательно определен перечень продукции, которая подлежит обязательной закупке у СМП и НКО. Также имеется и перечень продукции, не подлежащих обязательной закупке.В список необязательных входит продукты оборонных предприятий, работы, связанные с ядерной энергетикой, закупки у представителей компаний, представляющих естественные монополии, программы предоставления кредитов.
Следует отметить, что начальная, или максимальная, цена контракта, заключаемого с СМТ и НКО социальной направленности,имеет ограничение согласно законодательству и составляет 20 000 000 рублей. Однако если к заключению контракта в ходе проведения торгов привлекаются организации-субподрядчики, цена контракта ограничения не имеет.
В случае победы в конкурсе на заключение контракта победителем стала организация, относящаяся к СМП или НКО социальной направленности, в отчете о проведении сделки указывается сумма, равная проценту, изначально отраженному и составляющему процент привлечения СМП и НКО.
Размер договоров субподряда входит в зачет объема проведенной закупки у СМП, при условии наличия в контракте соисполнителей, а также если исполнитель предоставляет документы о субподряде.
В соответствии с действующим административным законодательством в качестве санкции за нарушение п. 11 ст. 7.30 КРФоАП при несоответствии объема закупок У СМП и НКО социальной направленности в сторону его уменьшения для должностного лица (контрактного управляющего) предусмотрен штраф в размере 50 000 рублей.
Что касается проблем, то они обусловлены наличием пробелов в законодательстве. Как пример можно рассмотреть ситуацию, при которой заказчик официально объявляет о проведении закупки с привлечением СМП и НКО социальной направленности, однако его объявление остается без ответа. Формально требование законодательства считается выполненным, так как в данной ситуации важно не заключить контракт, а лишь иметь желание и предложить его заключить.
Данная ситуация требует разрешения путем изменения норм административного законодательства, а также принятия законов, которые помогут избежать коллизий такого рода.
You have no rights to post comments
Признан не состоявшимся и при этом такой аукцион проводился среди СМП (СОНКО), заказчик обязан заключить контракт с единственным поставщиком, или вправе это сделать?
Минэкономразвития РФ считает, что заказчик вправе, но не обязан заключать контракт с единственным поставщиком в данном случае. Об этом сказано в п. 49 Письма от 30.09.2014 г. N Д28И-1889. Однако согласиться с Министерством нельзя. Вот сама позиция:
"Таким образом, в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1-3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 Закона N , заказчик вправе самостоятельно принять одно из следующих решений:
1) направить в контрольный орган в сфере закупок документы на согласование возможности заключения контракта у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона N (за исключением случаев заключения контрактов в соответствии с частями 1 и 3 статьи 79 Закона N ) и при наличии положительного согласования заключить контракт в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона N ;
2) вправе отменить ограничение участия и осуществить новую закупку на общих основаниях.
Позиция, при которой некоторые контрольные органы в сфере закупок не принимают на рассмотрение документы для согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона N по результатам несостоявшихся конкурентных закупок у СМП и СОНКО, не основана на законе".
Во-первых, в ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N говорится о том, что заказчик вправе отменить ограничения и провести закупки на общих основаниях. Способ закупки основанием закупки не является. Фраза "на общих основаниях" означает только то, что заказчик может разместить заказ не только среди СМП (СОНКО).
Во-вторых, ст. 71 Федерального закона императивно определяет: заказчик обязан заключить контракт с единственным поставщиком.
В Письме Минэкономразвития РФ от 07.08.2015 г. N ОГ-Д28-10539 был сделан тот же самый вывод: заказчик обязан заключить контракт с единственным поставщиком. Причем в объем закупок у СМП этот контракт не входит.
В Письме Минэкономразвития РФ от 31.12.2014 г. N Д28и-2868 сделан вывод, что объем закупок у субъектов малого ства, социально ориентированных некоммерческих организаций определяется по сумме заключенных контрактов. Это означает, что объем закупок нельзя считать по ценам, указанным в планах-графиках.
Аналогичный вывод сделан в Письме Минэкономразвития РФ от 04.03.2015 г. N Д28и-506.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 г. N заказчик должен закупать у СМП, СОНКО товары, работы или услуги в объеме не менее 15% от совокупного объема закупок. Причем в совокупный объем в этом случае не включаются закупки по ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона. Но если, например, заказчик осуществляет все закупки у единственного поставщика и совокупный объем для цели ст. 30 Федерального закона составляет 0, надо ли проводить закупку у СМП, СОНКО?
В Письме Минэкономразвития РФ от 31.12.2014 г. N Д28и-2891 сделан вывод, что в описанной ситуации заказчик не обязан проводить закупку у СМП, СОНКО.
Срок действия контракта может превышать один год. Возникает вопрос: в годовой объем закупок СМП какого года включать плату каждого года?
В п. 2 Письма Минэкономразвития РФ от 31.12.2014 г. N Д28и-2898 разъяснено, что оплата по контрактам, заключенным с СМП, считается в годовом объеме закупок того года, в котором фактически производится оплата.
Да, доля привлекаемых СМП должна быть указана в документации точно. Нельзя указывать такую долю в формулировке, например, "до 30%". Такой вывод сделан в Решении АС Москвы от 28.05.2015 г. N А40-67585/15-121-536. Суд указал следующее.
"В соответствии с пунктом 7.2.2 Конкурсной документации Подрядчик обязан привлечь в качестве субподрядчиков субъектов малого ства и социально ориентированных некоммерческих организаций на сумму не менее 30% стоимости контракта.
Следовательно, проект государственного контракта не содержит конкретного значения объема (в точном цифровом значении) привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого ства.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что действиями Заказчика, не установившего объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого ства, нарушена часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе".
Закупать у СМП и СОНКО можно двумя способами.
Сделать это удобнее по следующей формуле:
Годовой объем закупок у СМП и СОНКО | = | - | × | 15% |
В 15-процентной норме необходимо учитывать закупки, в которых СМП и СОНКО:
При расчете годового объема для закупок у СОНКО и СМП нельзя учесть закупки:
Однако, если эти закупки, кроме предоставления кредитов и закупок у единственного поставщика, проведены у СОНКО и СМП (по ч. 1.2 ст. 30 Закона № 44-ФЗ), их объем все же нужно . То есть сумму этих закупок при расчете из совокупного годового объема не надо отнимать. Их также нужно включить , который заказчик составляет по итогам года и в котором отражает количество их закупок.
Такой порядок приведен в частях 1.1, 1.2, 4 статьи 30 Закона № 44-ФЗ и разъяснен в письме Минэкономразвития России от 2 июня 2015 г. № Д28и-1455.
А вот если рассчитанный объем закупок у СМП И СОНКО составил 0 руб., то проводить закупки у них не обязательно. Такое возможно, если, к примеру, заказчик проводит все свои закупки только у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Такие разъяснения приведены в письмах Минэкономразвития России от 11 марта 2015 г. № Д28и-643, от 18 февраля 2015 г. № Д28и-413, от 31 декабря 2014 г. № Д28И-2891.
Внимание! Если заказчик будет проводить закупки товаров (работ, услуг) у СМП и СОНКО в меньшем размере, чем установлено Законом № 44-ФЗ, ему грозит административная ответственность. Так, на должностных лиц (контрактного управляющего, сотрудников контрактной службы) могут наложить административный штраф в размере 50 тыс. руб. (ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, письмо Минэкономразвития России от 10 марта 2015 г. № Д28и-590).
Пример расчета и последующего пересчета нормы закупок у СМП и СОНКО
В 2016 году учреждение планирует заключение контрактов:
В конце 2015 года контрактов с исполнением в 2016 году учреждение не заключало.
Контрактный управляющий рассчитал минимальный объем закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Он составил:
(2 000 000 руб. + (600 000 руб. - 80 000 руб.) + 1 000 000 руб. + 700 000 руб. + (800 000 руб. - 50 000 руб.)) × 15% = 745 500 руб.
В 2016 году нормативный объем закупок у таких поставщиков должен быть не менее 745 500 руб.
В рамках рассчитанного объема контрактный управляющий принял решение провести закупку компьютерной техники на сумму 520 000 руб. путем открытого конкурса среди СМП и СОНКО. Информацию о предоставлении преимущества и ограничения участия поставщиков, не являющихся СОНКО и СМП, он указал в извещении о закупке и конкурсной документации.
В процессе проведения этого конкурса была подана только одна заявка, которая соответствует требованиям. Конкурс был признан несостоявшимся. Контрактный управляющий направил обращение в контрольный орган о согласовании заключения контракта с участником, который подал единственную заявку, как с единственным поставщиком. Спустя 10 рабочих дней согласование было получено и контракт заключен.
Так как контракт был заключен с единственным поставщиком, контрактный управляющий пересчитал годовой объем закупок у СМП и СОНКО. Он исключил из расчета закупку на сумму 520 000 руб.
Сделал он это так:
(2 000 000 руб. - 80 000 руб. - 520 000 руб. + 1 000 000 руб. + 700 000 руб. + (800 000 руб. - 50 000 руб.)) × 15% = 577 500 руб.
Таким образом, годовой объем закупок у СМП и СОНКО на 2016 год изменился и составил 577 500 руб.
В таком случае начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) не должна превышать 20 млн руб. Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.
Если заказчик проводит определение поставщиков только среди СМП и СОНКО, то он должен указать это в извещении о проведении закупки (п. 2 письма Минэкономразвития России от 22 мая 2015 г. № Д28и-1296). А участники, в свою очередь, обязаны в заявках свою принадлежность к данным категориям.
Кроме того, в проект контракта надо включить требование об оплате товара (работы, услуги), отдельного этапа исполнения контракта в течение 30 дней со дня подписания документа о приемке. Об этом сказано в частях 3, 8 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.
Что делать заказчику, если закупка по Закону № 44-ФЗ только среди СМП и СОНКО не состоялась?
Заказчику имеет смысл отменить указанное ограничение и провести закупку в общем порядке .
В этом случае цену контракта в у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций не нужно учитывать. То есть в входят только те закупки, которые проведены исключительно для СМП и СОНКО. А вот остальные закупки учитывать в объеме закупок у СМП и СОНКО не нужно, даже если победит кто-то из этих категорий участников. Об этом сказано в части 4 статьи 30 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 10 февраля 2015 г. № Д28и-173.
Дополнительное условие контракта - требование к победителю закупки, чтобы он привлекал к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП и СОНКО. Участником такой закупки может быть любая организация, а НМЦК в данном случае значения не имеет.
Стоит отметить, что если победителем такой закупки станет СМП (СОНКО), то на него данное условие не распространяется. Так считает Минэкономразвития России в письме от 17 сентября 2015 г. № Д28и-2812. При этом специалисты все же рекомендуют прописать это в проекте контракта.
Условие о том, что победитель должен привлечь субподрядчиков и соисполнителей из СМП и СОНКО, необходимо включить в контракт. В том числе нужно прописать:
Пример формулировки условия о том, что победитель должен привлечь субподрядчиков и соисполнителей из СМП и СОНКО
«Застройщик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков (подрядчиков) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 процентов от стоимости настоящего контракта.
Застройщик несет перед Заказчиком ответственность в соответствии с законодательством РФ за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (подрядчиков) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».
Такой порядок установлен в пункте 2 части 1, частях 5, 6 статьи 30 Закона № 44-ФЗ и разъяснен в письмах Минэкономразвития России от 17 сентября 2015 г. № Д28и-2812, от 6 апреля 2015 г. № Д28и-837, от 10 марта 2015 г. № Д28и-590, от 9 декабря 2014 г. № Д28и-2740.
Совет: В проекте контракта (и в самом контракте) стоит установить условие о его расторжении в одностороннем порядке, если поставщик (подрядчик, исполнитель) ненадлежащим образом выполнит условие. И тогда, если контрагент в соответствии с условиями не привлечет к исполнению СМП и СОНКО, заказчик сможет расторгнуть контракт (п. 9 письма Минэкономразвития России от 17 марта 2015 г. № Д28и-747).
По итогам года заказчики отчитываются об объеме закупок у СМП и СОНКО. Для этого контрактный управляющий или сотрудник контрактной службы составляет и размещает в ЕИС специальный отчет. Срок сдачи - до 1 апреля года , следующего за отчетным.
Форма отчета и требования к его заполнению утверждены постановлением Правительства РФ от 17 марта 2015 г. № 238.
Отчет должен содержать сведения:
В то же время не нужно включать в отчет закупку, когда в , а победителем закупки стал собственно субъект малого предпринимательства (или СОНКО).
И, конечно, не нужно включать в отчет сведения о закупке, если контракт заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. То есть когда конкурентная закупка (конкурс, аукцион, запрос котировок) у СМП и СОНКО оказалась недействительна.
Такие правила установлены в частях 4, 4.1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ и разъяснены в письмах Минэкономразвития России от 10 февраля 2015 г. № Д28и-173, от 23 декабря 2014 г. № Д28и-2792.