1. Введение
Международные автомобильные перевозки грузов предполагают пересечение территории одного или нескольких государств, при котором соответствующие таможенные органы применяют свои национальные системы контроля и таможенные процедуры. Эти системы различны в разных странах, однако, как правило, предполагают осмотр груза на каждой национальной границе и применение национальных гарантийных требований с целью покрытия возможной суммы пошлин и сборов во время транзита грузов по каждой из территорий. Это ведет к значительным расходам, задержкам и простоям при перевозке. В связи с увеличением объема международных перевозок возникла необходимость упрощения таможенных формальностей, которые должны быть не слишком обременительными для таможенных органов и не слишком сложными для перевозчиков.
2. Возникновение
Комитетом по Внутреннему Транспорту Европейской Экономической Комиссии ООН в ноябре 1975 г. разработана Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением карнета TIR, которая вступила и силу с 1978 г. Предусмотренный Конвенцией TIR транзитный режим положен в основу многих региональных транзитных систем, что способствует непосредственно и косвенно облегчению международных автоперевозок не только в Европе и на Ближнем Востоке, но и в других регионах мира, например в Африке и Латинской Америке. Водителям и специалистам грузового автотранспорта, которые ездят по европейским дорогам, знакомы голубые таблички с белыми буквами TIR, позволяющие ускорить и повысить эффективность международных перевозок. Конвенция TIR охватывает более 50 стран, включая Европейское Экономическое Сообщество, и применяется в Европе, Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, в Соединенных Штатах Америки, Канаде, Чили и Уругвае.
3. Назначение
Главная цель транзитных таможенных систем - облегчить в максимально возможной степени международные перевозки грузов под таможенными печатями и пломбами, обеспечить необходимую надежность таможенного контроля и соответствующие гарантии. Конвенция TIR позволяет уменьшить трудности, с которыми сталкиваются перевозчики, и одновременно дает таможенным органам международную систему контроля, приемлемую для работы, и возможность осуществления таможенного контроля различными государственными системами.
4. Принципы
Система TIR базируется на 4 основных принципах:
4.1. Надежные транспортные средства или контейнеры
В соответствии с Конвенцией TIR перевозка грузов должна осуществляться в контейнерах или в грузовых отделениях транспортных средств, конструкция которых препятствует доступу к содержимому, при наличии таможенных печатей и пломб и любая попытка добраться к этому содержимому будет сразу заметна. В Конвенции TIR установлены стандарты по конструкции и процедуры допущения к перевозке транспортных средств и контейнеров, вследствие чего перевозка грузов может осуществляться с применением карнета TIR только в транспортных средствах или контейнерах, допущенных в соответствии с упомянутыми выше требованиями или требованиями таможенной конвенции, касающейся контейнеров. К перевозкам тяжеловесных и громоздких грузов, которые не могут осуществляться обычными транспортными средствами, применяются специальные положения. На каждое закрытое таможенное помещение (грузовой автомобиль с тентом, прицеп с тентом, полуприцеп с тентом, фургон, рефрижератор), которые зарегистрированы в ГАИ как международный транспорт, выдается Свидетельство о пригодности автотранспортного средства к международным перевозкам грузов. Бланки свидетельств должны быть напечатаны на языке страны выдачи, а также французском или английском. Свидетельство выдается и регистрируется перевозчиком или владельцем транспортного средства при наличии у него лицензии на право выполнять международные перевозки грузов. Свидетельство выдается сроком на два года и заполняется печатным способом. К свидетельству прилагаются фотографии транспортного средства. Для грузового автомобиля, полуприцепа или прицепа с тентом - не менее четырех фотографий следующих видов:
4.2 Международная гарантия
Международная система гарантий является вторым основным элементом транзитного режима TIR. Эта система предусматривает уплату национальным гарантийным объединением таможенных пошлин и сборов, которые могут быть не уплачены в ходе транзитных операций, если перевозчик не в состоянии уплатить. Система гарантий TIR имеет простой принцип функционирования. Каждое национальное объединение, представляющее перевозчиков своей страны и признанное ее таможенными органами, гарантирует уплату в своей стране любых пошлин и сборов, которые могут подлежать оплате в случае какого-либо нарушения, возникшего в ходе транспортной операции с применением карнета TIR. Такое национальное объединение гарантирует уплату пошлин и сборов национальными и иностранными перевозчиками, осуществляющими операции с применением карнета TIR, выданного данным объединением или аналогичными объединениями другой страны. Следовательно, каждая страна пользуется гарантией, предоставляемой на ее территории в отношении всех транспортных операций с применением карнета TIR, Таким образом, можно сказать, что таможенные органы имеют дело с национальным партнером, к которому они могут обращаться в случае каких-либо нарушений. В случае какого-либо нарушения таможенные органы, прежде чем предъявить иск гарантийному объединению, должны, по мере возможности, потребовать уплаты от лица, несущего прямую ответственность. Если возникает необходимость применения гарантий (например, вследствие банкротства лица, несущего прямую ответственность), таможенные органы в любом случае предъявляют иск гарантийному объединению страны, в которой произошло нарушение, с тем, чтобы урегулировать этот вопрос в рамках данной страны. Тем не менее, данное гарантийное объединение может через посредство IRU потребовать возмещения расходов из международного страхового фонда. Поскольку неограниченных по размеру гарантий нет, денежные пределы гарантии устанавливаются для каждой страны в отдельности. Однако максимальная страховая сумма установлена IRU в размере $50 тыс. на один обычный карнет TIR и $200 тыс. на карнет TIR для перевозки алкогольных напитков и табачных изделий. В Конвенции TIR установлен также срок предъявления иска таможенными органами гарантийному объединению. В этой связи в ней предусмотрено, что если таможенные органы оформили карнет TIR без оговорок, то они могут предъявить иск гарантийному объединению только в том случае, если будет доказано, что свидетельство о произведенном таможенном оформлении было получено противозаконным или обманным образом. В случае неоформления карнета TIR или если это оформление было произведено с оговорками, компетентные органы соответствующей страны должны в течение года, считая с даты принятия карнета TIR для оформления, письменно уведомить об этом гарантийное объединение. Требование об уплате необходимых пошлин и сборов может быть предъявлено не ранее, чем через три месяца со дня такого уведомления. За этот промежуток времени можно провести детальное расследование и представить соответствующие объяснения таможенным органам, которые могут во многих случаях посчитать оплату ненужной. В Конвенции TIR предусмотрены также ограничения относительно материального охвата, т.е. гарантийное объединение несет ответственность только за грузы, которые находятся в запломбированной части дорожного транспортного средства (или на грузовой платформе в случае перевозки тяжеловесных или громоздких грузов). Из этого следует, что таможенные органы не могут предъявлять иск гарантийному объединению в отношении грузов, спрятанных в других частях транспортного средства или перевозимых самим водителем.
4.3. Карнет TIR
Третьим и наиболее заметным элементом всей системы TIR. помимо таблички TIR на самих транспортных средствах, являются карнеты TIR, которые представляют собой основной административный элемент системы TIR. IRU выдает карнет TIR национальным гарантийным объединениям в соответствии с условиями, определенными в договорных обязательствах, подписанных ими и IRU. Каждое национальное гарантийное объединение выдает карнет TIR перевозчикам в своей стране в соответствии с условиями, определенными в декларации об обязательствах, подписанной перевозчиком и объединением. Карнет TIR состоит из двух страниц обложки, неотрывного листка и корешков N 1 и N 2 (называемого желтым манифестом), отрывных листков и корешков (N 1 и N 2), протокола и, если необходимо, специального листка для смешанных перевозок (который, однако, не касается таможенных органов). Первая страница обложки печатается на английском и французском языках, на второй странице приведены правила пользования карнетом TIR на французском языке и на третьей странице - на английском. Желтый манифест печатается на языке страны отправления, отрывные листки N 1 и N 2 и корешки - на французском языке, Желтый манифест имеет целью облегчить заполнение карнета TIR и проведение необходимых проверок в случае какого-либо спора по таможенным вопросам. Он ни в коем случае не должен отделяться от карнета TIR. Протокол заполняется в случае повреждения в пути таможенных печатей и пломб или уничтожения, или повреждения грузов при неповрежденных печатях и пломбах, а также при необходимости переотправки грузов или их срочной разгрузки. Специальный листок для смешанных перевозок служит для более точной идентификации перевозчиков в том случае, если используется более одного вида транспорта. Первая страница обложки, а также отрывные листки и корешки, расположенные по два (N 1 и N 2), являются наиболее важной частью карнета TIR в том, что касается контроля, проводимого таможенными органами, и действия системы гарантии. Комплект из двух отрывных листков и двух корешков (N 1 и N 2) выдается в каждой стране, в которой осуществляется любая операция TIR. Применяемый в настоящее время карнет TIR содержит 14 или 20 отрывных листков и корешков (N1 и N 2), вследствие чего он может использоваться самое большее в 7 или 10 странах. Предъявление карнета TIR, содержащего названия, печати и подписи IRU и выдавшего его объединения, а также должным образом заполненного перевозчиком, уже само по себе является доказательством существования и реальности гарантий. Карнет TIR действителен до завершения операции TIR на таможне страны назначения при условии, что она была начата на таможне страны отправления в сроки, установленные выдавшим ее объединением. На каждую перевозку одним транспортным средством или контейнером выдается один карнет TIR. Вместе с тем один карнет TIR может также выдаваться на состав транспортных средств или на несколько контейнеров, погруженных на одно транспортное средство или на состав транспортных средств.
4.4. Взаимное признание мер таможенного контроля
Четвертым и последним основным элементом, лежащим в основе системы TIR, является принцип приемлемости мер таможенного контроля, принятых в стране отправления, для стран транзита и назначения. Согласно этому принципу грузы, перевозимые в соответствии с процедурой TIR опломбированными дорожными транспортными средствами или контейнерами, обычно не досматриваются на промежуточных таможнях, в чем как раз для перевозчика и заключается главное преимущество системы TIR. Безусловно, это не исключает права таможни проводить выборочные досмотры в тех случаях, когда имеются подозрения в каких-либо нарушениях, однако, как это принимается и даже указывается в Конвенции, такие досмотры должны производиться в порядке исключения. Эта процедура, будучи весьма привлекательной для перевозчика, по сути дела означает, что досмотр, произведенный таможней места отправления, приемлем для всех других таможенных служб в ходе транзитной операции TIR. Вследствие этого таможня места отправления играет решающую роль, поскольку от нее зависит то доверие, которое все соответствующие таможенные органы будут иметь к эффективному функционированию системы TIR. В этой связи крайне важно, чтобы в таможне места отправления проводился строгий и полный таможенный досмотр, поскольку от этого зависит функционирование всей системы TIR. Поэтому особенно недопустимы следующие нарушения:
5. Преимущества системы TIR
Система TIR имеет явные преимущества для таможенных органов, поскольку она сокращает число обычных требований, предусмотренных процедурами национального транзита. В то же время она позволяет избежать больших затрат времени и средств при физическом досмотре в странах транзита помимо осмотра печатей и пломб и внешнего состояния транспортных средств и контейнеров. Она также позволяет избежать применения национальных гарантий и оформления национальных документов. Кроме того, ее преимущество вытекает из того факта, что операции международного транзита обеспечиваются лишь одним транзитным документом - карнетом TIR, что ограничивает возможность предоставления неточной информации таможенным органам. Устраняя отчасти традиционно существующие препятствия на пути международных грузовых перевозок, система TIR содействует развитию международной торговли. Грузы могут пересекать национальные границы с минимальным вмешательством таможенных органов, что позволяет увеличить скорость доставки и значительно сократить транспортные расходы.
Г. под эгидой Европейской экономической комиссии ООН . Целью Конвенции является создание системы транспортировки грузов, упрощающей процедуры оформления грузов при пересечении им границ.
На практике действие Конвенции может наблюдать любой путешествующий по дорогам Европы. Тысячи грузовиков и полуприцепов , использующих транзитную систему МДП, обозначены синей табличкой TIR , прикрепленной на кузове автомобиля. Аббревиатура TIR возникла в соответствии с названием Конвенции на французском языке «Transport international routier» (в переводе на русский «Международные дорожные перевозки», сокращённо - МДП). Для водителей, перевозчиков и грузоотправителей эта синяя табличка с белой надписью является своеобразным пропуском, упрощающим и ускоряющим международные дорожные перевозки.
С 1975 г. в Конвенцию МДП двадцать семь раз вносились изменения и дополнения. В г. рабочая группа ЕЭК ООН по таможенным вопросам, при поддержке нескольких специальных групп экспертов, начала работу по масштабному пересмотру системы МДП. После завершения в г. процесса пересмотра МДП с 17 февраля вступила в силу новая редакция Конвенции. Второй пакет поправок к Конвенции МДП, также разработанный Рабочей группой ЕЭК ООН (WP.30), вступил в силу 12 мая г. Эти поправки ясно и однозначно определяют юридические и административные обязанности таможенных органов, перевозчиков и международной организации, на которую была дополнительно возложена ответственность за эффективную организацию и функционирование международной системы гарантий. В г. началась работа над этапом III процесса пересмотра МДП. Среди его целей - внедрение в систему МДП современных электронных технологий обработки данных без изменения основных принципов и недавно обновленной юридической и административной структуры Конвенции. Последняя поправка, вступившая в силу 12 августа года, предусматривает создание международной системы контроля за использованием книжек МДП для хранения данных, передаваемых таможенными органами и доступных для объединений и таможенных администраций, о прекращении операций МДП в таможнях места назначения. Цель этой международной системы контроля – предоставить транспортной отрасли и гарантийной цепи МДП важнейший инструмент управления рисками при использовании режима МДП в коммерческих целях и упростить процедуры розыска, применяемые таможенными органами после прекращения операций МДП.
Чтобы обеспечить беспрепятственное перемещение грузов с минимальными задержками в пути и в то же время обеспечить максимальную таможенную безопасность, режим МДП содержит пять основных элементов:
Для обеспечения безопасности перевозок Конвенция МДП устанавливает, что грузы должны перевозиться в контейнерах или грузовых отделениях транспортных средств, сконструированных таким образом, чтобы исключить возможность доступа к содержимому запломбированной части транспортного средства или контейнера без оставления видимых следов вскрытия грузового отделения транспортного средства, контейнера или повреждения таможенных печатей и пломб.
«МДП», или как принято называть во всем мире – «TIR» - это книжка Международных дорожных перевозок. Она представляет из себя небольшую книжку-блокнот с отрывными страницами. Официальное название – «Книжка МДП» или «Carnet TIR».
В 1975 году вступила в силу «Конвенция международных дорожных перевозок», разрабатываемая международными грузоперевозчиками, транспортными компаниями и министерствами транспорта многих европейских стран после окончания Великой отечественной войны. Ее цель – максимальное упрощение грузоперевозок между странами-участниками «Конвенции».
За систему «TIR» отвечает «IRU». «IRU» - это международный союз автотранспорта, который имеет свое представительство и в России – организацию «АСМАП». Однако действие книжки «TIR» в России два года назад сильно ограничили.
Нужно отметить, что заполнить «книжку TIR» можно, в том числе, и самостоятельно. Однако есть большая вероятность допустить нелепые ошибки при заполнении и на таможне могут появиться проблемы из-за этого, поэтому лучше это доверить третьим лицам, которые занимаются заполнением «книжек» профессионально.
В зависимости от сложности маршрута перевозки вы должны очень грамотно продумать маршрут перевозки и четко знать, сколько раз вам необходимо открывать и закрывать «TIR» на таможнях. Поэтому существуют различные «книжки МДП» от 4 до 20 листов, стоимость которых также отличается.
Процедуру открытия и закрытия МДП нужно проходить на каждой таможне, однако максимальное количество таможен назначения – только три.
С руководством по заполнению «книжки МДП» вы можете ознакомиться .
Беларусь является участником различных международных конвенций и предлагает транспортно-экспедиционным компаниям, а также грузоперевозчикам, при осуществлении транзита воспользоваться одной из процедур:
В Республике Беларусь таможенный досмотр проводится в течение суток с момента вынесения решения о его проведении. В соответствие с «Конвенцией МДП» все документы на транспорт и провозимый товар должны прикрепляться к «книжке МДП» с целью ускорения таможенного оформления и контроля за провозимым товаром по территории Республики.
Традиционно в ходе международной автомобильной перевозки таможенные органы при пересечении грузами территории одного или более государств применяют в каждом из них национальные системы контроля и процедуры. Они различаются в зависимости от государства, однако зачастую предполагают осмотр груза на каждой национальной границе и применение национальных гарантийных требований (гарантия, таможенные закладные, депозиты) в целях покрыть возможную сумму пошлин и сборов в период транзита грузов по каждой из территорий. Подобные меры, применяемые в каждой последующей стране транзита, ведут к значительным расходам, задержкам и простоям при перевозке. В этой связи и была разработана система МДП, имеющая целью сократить трудности, с которыми сталкивается перевозчик, и в то же время предоставить в распоряжение таможенных органов международную систему контроля, способную заменить традиционные национальные процедуры, обеспечив при этом должным образом каждому государству, по территории которого осуществляется перевозка грузов, получение доходов.
Источником системы МДП является соглашение, заключенное в 1949 году небольшим числом стран Европы под эгидой Европейской экономической комиссии. Положительные результаты применения этой ограниченной системы привели к заключению Конвенции МДП 1959 года. Данная Конвенция была пересмотрена в 1975 году с учетом практического опыта функционирования этой системы, а также технических достижений и меняющихся требований. В результате этого 20 марта 1978 года вступила в силу Конвенция МДП 1975 года. После вступления в силу она заменила собой в отношениях между Договаривающимися сторонами Конвенцию МДП 1959 года, действие которой было прекращено. Тем не менее бывшая Конвенция все еще остается в силе, поскольку одна из 38 Договаривающихся Сторон до сих пор не присоединилась к новой Конвенции. В настоящее время Конвенция МДП 1975 года насчитывает 43 Договаривающихся Сторон, включая Европейское экономическое сообщество.
Для того, чтобы обеспечить минимальные простои грузов в период перевозки и вместе с тем предоставить максимальные гарантии для таможенных органов во всех странах транзита, в системе МДП содержатся четыре следующих основных требования:
грузы должны перевозиться в безопасных транспортных средствах или контейнерах
пошлины и сборы, в отношении которых существует риск неуплаты, должны на весь период перевозки обеспечиваться международной гарантией
с грузом должна следовать признанная в международном масштабе книжка, принятая к использованию в стране отправления и действующая в качестве контрольного документа в странах отправления, транзита и назначения
меры таможенного контроля, осуществляемые в стране отправления, должны признаваться странами транзита и назначения
В соответствии с Конвенцией МДП перевозка грузов должна осуществляться в контейнерах или в грузовых отделениях транспортных средств, конструкция которых препятствует доступу к содержимому при наличии таможенных печатей и пломб, и любая попытка добраться к этому содержимому будет сразу видна. В Конвенции установлены стандарты на конструкцию и процедуры допущения к перевозке транспортных средств и контейнеров, вследствие чего перевозка грузов может осуществляться с применением МДП только в транспортных средствах или контейнерах, допущенных в соответствии с упомянутыми выше требованиями или с требованиями таможенной Конвенции, касающейся контейнеров, 1972 года. К перевозкам тяжеловесных и громоздких грузов, которые не могут осуществляться обычными транспортными средствами, применяются специальные положения.От Договаривающихся Сторон требуется признать на своих территориях гарантийные объединения, которые должны принадлежать к международной системе гарантий и принимать на себя обязательства нести любую ответственность по данной системе гарантий относительно таможенных пошлин, подлежащих уплате другими объединениями этой системы в отношении требований, возникающих на ее территории. Такие системы гарантий выдают книжки МДП для использования входящими в них гарантийными объединениями, и предъявление такой книжки МДП в связи с транзитной операцией подтверждает наличие гарантии.
Следовательно, такая система может рассматриваться как последовательность национальных транзитных операций, основанная тем не менее скорее на международных, а не национальных мерах, т.е. перевозка по международной гарантии с использованием международного транзитного документа, удостоверенного таможенными органами страны отправления, и в условиях сохранности груза, контролируемого таможенными органами при помощи печатей и пломб, наложенных в стане отправления. Единственная международная система гарантий, действующая в рамках системы МДП, функционирует под управлением Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ) в Женеве, Швейцария.
Первоначально система МДП была предназначена только для международных автомобильных перевозок грузов. Однако ограничение сферы действий данной системы только автомобильным транспортом постепенно смягчалось с учетом потребностей внешней торговли. Сейчас Конвенция МДП 1975 года требует, чтобы по меньшей мере часть перевозки осуществлялась автомобильным транспортом. Вследствие этого в настоящее время Конвенция допускает осуществление перевозок не только автомобилями, но, например, и прицепами в смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении, а также перевозки контейнеров различными видами транспорта. Таким образом, в настоящее время при осуществлении широкого круга транспортных операций можно воспользоваться преимуществами проверенной системы международного транзита, представляющей ценность, как для торговых фирм, так и для таможенных органов.
Данная система, несомненно, имеет преимущества для таможенных органов, поскольку она дает возможность, сократить число обычных требований, установленных национальными транзитными процедурами (гарантии, документация, меры контроля), или сделать их менее жесткими. В том же время она позволяет избежать необходимости проведения трудоемкого и дорогостоящего, с точки зрения оборудования, физического досмотра в странах транзита, который теперь сводится лишь к проверке печатей, пломб и внешнего состояния транспортного средства или контейнера с грузом, перевозимым транзитом в стране назначения, и предоставления действующих национальных гарантий, а также введения национальной системы проверки документации. Кроме того, есть еще и те преимущества, что международные транзитные операции осуществляются по одному транзитному документу - книжке МДП, - что снижает риск представления неправильной информации таможенным органам.
Преимущества для торговых и транспортных фирм не менее очевидны. Грузы могут пересекать национальные границы с минимальными задержками со стороны таможенных органов. Путем сокращения транзитных препятствий на пути движения внешнеторговых грузов система МДП способствует развитию международной торговли. Она позволяет значительно сократить транспортные издержки за счет сокращения задержек в пути. Кроме того, пересмотренные положения Конвенции МДП 1975 года позволяют более широко использовать ее преимущества для перевозок грузов в контейнерах. И наконец, устраняя препятствия на пути международных автомобильных перевозок, обусловленные проведением таможенного контроля, она предоставляет экспортерам большую свободу в плане выбора вида транспорта, наиболее подходящего для удовлетворения их потребностей.
Судить об успехе МДП можно из того, что она вышла далеко за пределы центра Европы. Теперь система МДП охватывает практически все европейские страны. Сфера ее применения расширилась и включает в настоящее время страны, простирающиеся от региона Ближнего Востока до Афганистана. Она применяется Соединенными Штатами Америки и Канадой и распространилась в Африке на страны Магриба. Другим показателе ее успеха служит то, что в 1952 году было выдано 3243 книжки МДП, а в 1985 году - более 860000.
Для того, чтобы сделать систему МДП по возможности более доступной для всех стран, желающих ее использовать, Конвенция МДП 1975 года открыта для присоединения всех стран - членов Организации Объединенных Наций или любого из ее специализированных учреждений, а также сходных с ними международных органов. Она также открыта для любого другого государства по приглашению Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Решение административных вопросов, связанных с данной Конвенцией, возложено на Административный комитет, членами которого имеют право быть все Договаривающиеся Стороны. Комитет собирается ежегодно в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением Конвенции, и, в случае необходимости, вносит в нее изменения в соответствии с современными требованиями.
1. Международная гарантия
Система гарантии МДП имеет простой принцип функционирования. Каждое объединение, представляющее перевозчиков в данной стране и признанное ее таможенным органом, а также держатель книжки МДП в порядке солидарной ответственности гарантируют уплату в этой стране любых пошлин и сборов, которые могут подлежать уплате в случае какого-либо нарушения, возникшего в ходе транспортной операции, осуществляемой на территории этой страны национальными или иностранными перевозчиками с применением книжки МДП, выданной данным национальным гарантийным объединением или объединением другой страны. Следовательно, каждая страна получает выгоду по гарантии, предоставленной на данной территории, от всех транспортных операций с применением книжки МДП на ее территории.
Национальные гарантийные объединения составляют систему гарантий, управление и финансирование которой осуществляются Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ) в Женеве (Швейцария).
В случае какого-либо нарушения таможенные органы, прежде чем предъявить иск гарантийному объединению, должны по мере возможности требовать уплаты у лица, несущего прямую ответственность. Если возникнет необходимость в применении гарантии (например, вследствие банкротства лица, несущего прямую ответственность), таможенные органы предъявляют иск в любом случае гарантийному объединению страны в которой произошло нарушение, с тем, чтобы урегулировать этот вопрос в рамках данной страны. Тем не менее данное гарантийное объединение может через посредство МСАТ потребовать возмещения расходов из международного страхового фонда.
Поскольку существует необходимость ограничения суммы гарантии, такие денежные пределы определяются для каждой страны в отдельности. Однако максимальная страховая сумма установлена МСАТ в размере 50000 долл. США на одну книжку МДП.
В Конвенции МДП установлен также срок предъявления иска таможенными органами гарантийному объединению. В этой связи в ней предусмотрено, что если таможенные органы оформили книжку МДП без оговорок, то они могут предъявить иск гарантийному объединению только в том случае, если будет доказано, что свидетельство о произведенном таможенном оформлении было получено противозаконным или обманным образом. В случае неоформления книжки МДП или если это оформление было произведено с оговорками, компетентные органы соответствующей страны должны в продолжение годичного срока, считая с даты принятия книжки МДП для оформления, письменно уведомить об этом гарантийное объединение. Требование об уплате необходимых пошлинных сборов может быть предъявлено не ранее, чем через три месяца со дня такого уведомления. За этот промежуток времени можно провести детальное расследование и представить соответствующие объяснения таможенным органам, которые могут во многих случаях сделать оплату ненужной.
В Конвенции МДП предусмотрены также ограничения относительно материального охвата, т.е. гарантийное объединение несет ответственность только за грузы, которые находятся в запломбированной части дорожного транспортного средства (или на грузовой платформе в случае перевозки тяжеловесных или громоздких грузов). Из этого следует, что таможенные органы не могут предъявить иск гарантийному объединению в отношении грузов, спрятанных в других частях транспортного средства или перевозимых самим водителем.
2. Взаимоотношения в рамках международной системы гарантий
Взаимоотношения между международной страховой ассоциацией (далее называемой "страховщиками"), МСАТ, национальными гарантийными объединениями и перевозчиками, использующими книжки МДП, строятся на основе гарантийно-страхового соглашения между страховщиками и МСАТ, регламентирующего использование книжек МДП, соглашения об обязательствах между гарантийным объединением и МСАТ и декларации об обязательствах между перевозчиком и его гарантийным объединением.
3. Гарантийно-страховое соглашение
Данное соглашение имеет целью застраховать МСАТ и национальные гарантийные объединения от риска, который может возникнуть в результате противозаконного использования перевозчиками книжек МДП. В соответствии с договором о страховании страховщики обязаны уплатить таможенным органам в предписанные сроки суммы, подлежащие уплате, или возместить данные суммы страхователю, если они были уже непосредственно им уплачены таможенным органам (МСАТ или гарантийное объединение).
По просьбе таможенных органов страховщики гарантируют им уплату либо самостоятельно, либо через посредство местной страховой компании или банка в порядке солидарной ответственности с национальным гарантийным объединением.
Объем страховой гарантии на одну книжку МДП ограничен суммой, определяемой в каждой стране таможенными органами и принятой национальным гарантийным объединением. Тем не менее максимальная страховая сумма не должна превышать 50000 долл. США на одну книжку.
Взаимоотношения, обусловленные гарантийно-страховым соглашением, регулируются соответствующим национальным законодательством.
4. Соглашение об обязательствах гарантийного объединения по отношению к МСАТ
В соответствии с гарантийно-страховым соглашением национальные гарантийные объединения через посредство МСАТ берут на себя различные обязательства относительно точности соблюдения правил функционирования международной гарантийной системы. Эти обязательства установлены в соглашении об обязательствах гарантийного объединения перед МСАТ. Таким образом, каждое объединение обязано:
информировать страховщиков через посредство МСАТ о любых уведомлениях, полученных от таможенных органов, относительно отказа в оформлении или о случаях получения свидетельства о произведенном таможенном оформлении книжки МДП противозаконным или обманным образом
собирать и направлять страховщикам через посредство МСАТ документы относительно любого таможенного спора (идентификация перевозчика, соответствующая информация о характере нарушения, исковая сумма и информация, содержащаяся в соглашении)
испрашивать разрешение от МСАТ на уплату исковой суммы таможенным органам
предпринимать любые необходимые меры в целях снятия ответственности, если требование таможенных органов не обосновано или противозаконно
выдавать книжки МДП только перевозчикам, подписавшим декларацию об обязательствах по отношению к данному объединению, и передавать такие декларации через посредство МСАТ страховщикам по их требованию
временно прекращать выдачу новых книжек перевозчикам, которые были признаны виновными в каком-либо нарушении, или перевозчикам, которые уже не обеспечивают те гарантии, которые от них требовались в момент вступления
передавать страховщикам все права регресса против лиц, несущих ответственность за деяния, которые привели к предъявлению таможенным органам соответствующих требований, а также на таможенную закладную, представленную перевозчиком
нести солидарную ответственность а размерах, определяемых страховщиками, по уплате сумм, причитающихся таможенным органам, в случае невыполнения указанных выше обязательств
Взаимоотношения между МСАТ и национальными гарантийными объединениями, обусловленные соглашением об обязательствах, регулируются законодательством Швейцарии.
Декларация об обязательствах перевозчика по отношению к гарантийному объединению подписывается каждым пользователем книжки МДП и налагает на него следующие обязательства:
предоставлять по требованию его объединения гарантию или депозит в сумме, подлежащей определению данным объединением
выполнять все положения Конвенции МДП, регулирующие использование книжек МДП, и инструкции гарантийного объединения
регистрировать получение и возвращенные объединению книжки МДП после их использования с соответствующими печатями таможенных органов. Неиспользованные книжки МДП должны возвращаться немедленно после истечения срока действия
не допускать использования незаполненных книжек МДП, выданных на его имя (например, для перепродажи)
в отношении использования книжек МДП принимать на себя ответственность за свои действия и упущения, а также за действия и упущения своих агентов и любых других лиц, услугами которых он пользуется
соблюдать все таможенные формальности, требуемые на таможнях страны отправления, транзита и назначения
немедленно требовать от соответствующих служащих таможни наложения печатей и подписей, необходимых для надлежащего выполнения транспортной операции с применением книжки МДП, или требовать соответствующий сертификат, если окажется невозможным получить печать или подпись этих органов, или немедленного возвращения таможенным органом страны назначения книжки МДП
проверять, соответствуют ли данные, записанным в манифесте книжки МДП, характеру груза, фактически погруженного на транспортное средство; и в противном случае требовать от таможенных органов внесения соответствующего сертификата с указанием имеющихся различий
принимать совместно с таможенными органами, либо другим лицом или органом все возможные меры по правильному осуществлению транспортной операции с применением системы МДП
решать непосредственно с таможенными органами любой спор, возникающий вследствие использования книжек МДП, в частности, уплачивать любую требуемую ими сумму
безусловно возмещать любую сумму, уплата которой может потребоваться от МСАТ или страховщиков в соответствии с Конвенцией МДП относительно выданных ему книжек МДП
Взаимоотношения между перевозчиком и его гарантийным объединением, обусловленные декларацией об обязательствах регулируются национальным законодательством.
6. Взаимоотношения между национальными гарантийным объединением и таможенными органами
Единой формы документов, регулирующих взаимоотношения между национальным гарантийным объединением и таможенными органами, не существует. В некоторых случаях имеет место обмен письмами между таможенными органами и гарантийным объединением, однако, более часто составляется особый документ под названием "Соглашение", который подписывается таможенными органами и гарантийным объединением. Независимо от принятой формы и названия, он представляет собой "договор о предоставлении гарантий, заключенный гарантийным объединением на основе национального законодательства (пояснительная записка 0.11.2 к статье 11 Конвенции МДП), который, следовательно, регулируется национальным гражданским торговым) законодательством, применимым по договору о предоставлении гарантий. Содержание договора о предоставлении гарантий не имеет единой формы, однако, оно должно включать:
указание о том, что гарантийное объединение является филиалом МСАТ и уполномочено им выдавать книжки МДП с указанием его названия
обязательство объединения выполнять все обязательства, возложенные на гарантийное объединение Конвенции МДП, в частности уплачивать суммы, требуемые таможенными органами в соответствии с конвенциями и таможенным законодательством и определенные как подлежащие уплате со стороны национальных или иностранных перевозчиков за импортируемые, экспортируемые или транзитные грузы, перевозка которых осуществлялась с применением книжки МДП, выданной национальным гарантийным объединением или иностранным объединением, являющимся филиалом МСАТ
заявление о максимальной сумме на одну книжку МДП, которая может быть истребована от гарантийного объединения в случае незаконного или обманного использования книжки МДП
указание о том, что гарантия объединения, вытекающая из договора и касающаяся уплаты сумм, истребованных таможенными органами, должна быть перестрахована соответствующей страховой компанией (или национальной или международной ассоциацией страховщиков, заключившей договор о страховании с МСАТ)
процедуру урегулирования споров, возникающих вследствие незаконного или обманного использования книжек МДП
процедуру урегулирования споров, возникающих вследствие расторжения договора о предоставлении гарантии
Если договором о предоставлении гарантии предусмотрено, что гарантия национального гарантийного объединения относительно уплаты сумм, истребованных таможенными органами, должна быть перестрахована страховой компанией (или национальной или международной ассоциацией страховщиков), то объединение должно предоставить таможенным органам гарантию, представленную страховщиком.
В подписанном страховщиком гарантийном свидетельстве должно содержаться обязательство уплатить в порядке солидарной ответственности подлежащие оплате суммы, истребованные у гарантийного объединения, таможенными органами в соответствии с Конвенцией МДП и национальным таможенным законодательством, в размере установленном на одну книжку МДП в договоре о предоставлении гарантий.
Выдаче такого свидетельства обычно предшествует заключение договора между страховщиком и национальным гарантийным объединением, определяющего условия ответственности страховщика. Кроме того, в случае национального страховщика международная ассоциация страховщиков подтверждает, что все суммы, уплаченные в соответствии с гарантийным свидетельством, будут возмещены ассоциацией страхователю.
Книжки МДП выдаются Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ) национальным гарантийным объединениям в соответствии с условиями, определенными в договорных обязательствах, подписанных ими и МСАТ. Каждое национальное гарантийное объединение выдает книжки МДП перевозчикам в своей стране в соответствии с условиями, определенными в декларации об обязательствах, подписанной перевозчиком и объединением.
Книжка МДП состоит из двух страниц обложки, отрывного листка и корешка N 1 / N 2 (называемого желтым манифестом), отрывных листков и корешков (N 1 и N 2), протокола и, если необходимо, специального листка для смешанных перевозок (который, однако, не касается таможенных органов).
Первая страница обложки печатается на английском и французском языках, на второй странице печатаются правила пользования книжкой МДП на французском языке и на третьей странице - на английском языке.
Книжки, используемые для операции МДП в рамках региональной системы гарантий, могут издаваться на любом другом официальном языке Организации Объединенных Наций, за исключением первой страницы обложки, рубрики которой печатаются также на английском или французском языке. В этом случае "Правила пользования книжкой МДП" печатаются на странице 2 обложки на используемом официальном языке Организации Объединенных Наций, а на третьей обложке страницы - также на английском или французском языке.
Желтый манифест печатается на языке страны отправления, отрывные листки N 1 и N 2, корешки и протокол - на французском языке.
Желтый манифест имеет целью облегчить заполнение книжки МДП и проведение необходимых проверок в случае какого-либо спора по таможенным вопросам. Он ни в коем случае не должен отделяться от книжки МДП. Протокол заполняется в случае повреждения в пути таможенных печатей и пломб или в случае гибели или повреждения грузов при неповрежденных печатях и пломбах, а также в случае необходимости переотправки или срочной разгрузки грузов. Специальный листок для смешанных перевозок служит для более точной идентификации перевозчиков в том случае, если используется более одного вида транспорта.
Первая страница обложки, а также отрывные листки и корешок, расположенные по два (N 1 и N 2), являются наиболее важной частью книжки МДП в том, что касается контроля, проводимого таможенными органами, и действия системы гарантии. Комплект из двух отрывных листков и двух корешков (N 1 и N 2) выдается в каждой стране, в которой осуществляется любая операция МДП. Применяемая в настоящее время книжка МДП содержит 14 или 20 отрывных листков и корешков (N 1 и N 2), вследствие чего она может использоваться самое большее в 7 или 10 странах.
Предъявление действительной книжки МДП, содержащие названия, печати и подписи МСАТ и выдавшего ее объединения и должным образом заполненной перевозчиком, уже само по себе является доказательством существования и действительности гарантий. Книжка МДП действительна до завершения операции МДП в таможне страны отправления в сроки, установленные выдавшим ее объединением. На каждую перевозку одним транспортным средством или контейнером выдается одна книжка МДП. Вместе с тем одна книжка МДП может также выдаваться на состав транспортных средств или на несколько контейнеров, погруженных на одно транспортное средство или на состав транспортных средств.
Если листок, отрываемый таможенным органом в пункте выезда из страны, содержит оговорки или, если он не поступает в таможенный орган пункта отправления, то последний направляет запрос в гарантийное объединение своей страны, информируя его о том, что книжка МДП была оформлена с оговорками или вообще не была оформлена. Если представленные объяснения не удовлетворяют компетентные таможенные органы, то они применяют положения Конвенции МДП и национального законодательства для определения сумм, причитающихся к выплате таможне. Если таможенные сборы и пошлины не могут быть взысканы с лица, несущего непосредственную ответственность, компетентные таможенные органы уведомляют гарантийное объединение о том, что оно должно уплатить указанную сумму.
В каждой стране транзита система аналогична той, которая применяется в стране пункта отправления. Таможенный орган в пункте въезда в страну проверяет наложенные пломбы и отрывает в книжке МДП следующий отрывной лист N 1. Таможенный орган пункта выезда из страны поступает аналогичным образом. Оба листа сопоставляются для окончательного контроля и на этом вся операция завершается. В стране назначения таможенный орган, если пункт въезда в страну является также пунктом назначения, оформляя книжку МДП, оставляет себе отрывные листы N 1 и N 2 и становится ответственным за груз, который должен быть подвергнут другой таможенной процедуре (импортная очистка, передача на склад и т.д.). Если грузы перевозятся в соответствии с системой МДП до другого таможенного органа в этой же стране, то таможенный орган в пункте получения груза поступает так же, как и таможенный орган в пункте въезда в страну, и последним таможенным органом становится тот, который находится в пункте назначения.
Обычно система применяется так, как это указано выше, но каждый таможенный орган сохраняет за собой право провести контроль. Если таможенный орган имеет подозрения в нарушении правил, находит пломбы нарушенными или опасается, что книжка МДП была подделана, то он осуществляет контроль перевозимых грузов.
С целью обеспечения более эффективного контроля таможня может потребовать осуществления транспортировки по маршруту, на котором транспортные средства легко обнаружить по обязательно прикрепляемой к ним табличке МДП. Кроме того, перевозка должна быть осуществлена в разумные сроки. Перевозчик, не имеющий возможности по каким-либо причинам соблюсти требования относительно сроков перевозки или установленных маршрутов (наводнение, снегопад, поломка и т.д.), должен быть в состоянии оправдать себя. В более серьезных случаях (нарушение пломб, необходимость перегрузки грузов на другое транспортное средство, полное или частичное уничтожение груза) перевозчик должен получить официальное заявление от любого ближайшего местного органа власти, заверяющего протокол, содержащийся в книжке МДП. На основании такого протокола таможенные органы могут начать любое расследование, необходимое для выяснения обстоятельств дела.
Таможенный орган пункта отправления, обычно являющийся органом, осуществляющим формальности, связанные с экспортом, проверяет груз на основе информации, указанной в книжке МДП грузоотправителем. Таможенный орган налагает на транспортное средство пломбы, делает соответствующую запись в книжке МДП, оставляет себе отрывной листок N 1 и заверяет соответствующий корешок N 1. Книжка МДП возвращается перевозчику. При пересечении границы в пункте выезда из страны таможенный орган проверяет пломбы, отрывает из книжки МДП отрывной листок N 2 и заверяет соответствующий корешок N 2. Транспортное средство может покинуть страну, а оба заверенных таможней корешка дают основание предполагать, что в данной стране операция МДП была должным образом осуществлена.
Проверки осуществляются в соответствии со следующей процедурой: таможенный орган пункта выезда из страны направляет отрывной листок N 2 таможенному органу пункта отправления. Последний сопоставляет полученный листок с изначально оставленным отрывным листом N 1. Если нет каких любо возражений или оговорок со стороны таможенного органа пункта выезда из страны, то операция МДП в данной стране на этом завершается, а книжка МДП считается оформленной без оговорок.