Согласно п. 4 ст. 24, п. 1 ст. 59 Федерального закона N 44-ФЗ под электронным аукционом (аукционом в электронной форме) следует понимать способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором торги проводятся на специальном сайте (электронной площадке), а победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену контракта. В этой статье рассмотрим основные этапы проведения аукциона в электронной форме.
Проводить аукцион в электронной форме заказчик обязан в том случае, когда производится закупка товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ.
Однако заказчик вправе производить закупки путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные перечни (п. 3 ст. 59 Федерального закона N 44-ФЗ).
Воспользоваться данным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) целесообразно в том случае, когда заказчику не нужно оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и т.п.), а осуществлять закупку товаров (работ, услуг) у единственного поставщика или путем запроса котировок законом не допускается.
В то же время существуют ограничения по проведению закупок товаров (работ, услуг) путем проведения аукциона в электронной форме. В том случае, когда заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика, электронный аукцион не проводится (п. 2 ст. 84 Федерального закона N 44-ФЗ).
Поскольку Федеральным законом N 44-ФЗ других ограничений на использование электронного аукциона для определения поставщика не предусмотрено, при отсутствии необходимости использовать закрытые способы вопрос о проведении электронного аукциона должен решаться заказчиком самостоятельно с учетом преимуществ и недостатков данного способа.
Процедуру проведения заказчиком аукциона в электронной форме на закупку товаров (работ, услуг) можно разделить на следующие этапы:
- подготовку к проведению электронного аукциона;
- оформление документов для проведения электронного аукциона;
- размещение информации о проведении электронного аукциона;
- выявление участников электронного аукциона;
- определение победителя электронного аукциона;
- заключение контракта с победителем электронного аукциона.
Рассмотрим основные моменты проведения этих этапов.
Подготовка к проведению электронного аукциона . Во избежание организационных сбоев и нарушений при проведении аукциона заказчик должен спланировать свои действия, определить сроки и распределить функции между подразделениями и ответственными исполнителями.
При отсутствии у заказчика аукционной (единой) комиссии необходимо принять решение о ее создании до начала проведения закупки, а также определить состав комиссии, порядок ее работы и назначить председателя комиссии (п. 2 ст. 39 Федерального закона N 44-ФЗ).
В состав аукционной или единой комиссии должно входить не менее пяти человек: это должны быть преимущественно лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
Состав созданной аукционной (единой) комиссии необходимо утвердить приказом. Кроме того, следует разработать и утвердить положение об аукционной (единой) комиссии.
В то же время для организации процедуры электронного аукциона заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика, в том числе для разработки документации об аукционе, размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона, выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (п. 1 ст. 40 Федерального закона N 44-ФЗ).
Специализированная организация осуществляет указанные выше функции от имени заказчика. При этом права и обязанности в результате осуществления данных функций возникают у заказчика.
При привлечении специализированной организации для проведения электронного аукциона такие функции, как создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, документации об аукционе и подписание контракта, исполняются заказчиком.
Оформление документов для проведения электронного аукциона . Для проведения электронного аукциона заказчик должен разработать документацию о нем и разместить ее в ЕИС (на официальном сайте) (п. 1 ст. 59 Федерального закона N 44-ФЗ).
Статьей 63 Федерального закона N 44-ФЗ установлены сроки разработки и утверждения документации об аукционе:
- если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 млн. руб. - документация размещается в единой информационной системе не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (п. 2);
- если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 3 млн. руб. - не позднее чем за 15 календарных дней (п. 3).
Документация об электронном аукционе должна содержать информацию, поименованную в п. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
Размещение информации о проведении электронного аукциона
. Одновременно с размещением в единой информационной системе документации о проведении электронного аукциона заказчику следует разместить извещение о проведении такого аукциона (п. 1 ст. 65 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно нормам Федерального закона N 44-ФЗ в извещении должны быть указаны:
- сведения о заказчике (уполномоченном органе, контрактной службе, контрактном управляющем, лицах, ответственных за заключение контракта). К ним относятся наименование организации, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, информация об ответственном должностном лице (п. 1 ст. 42, п. 5 ст. 63);
- информация об условиях контракта, а именно наименование и описание объекта закупки, сведения о количестве и месте доставки товара, месте выполнения работы или оказания услуги, сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование, источник финансирования закупки (уровень бюджета, за счет средств которого осуществляется закупка, коды бюджетной классификации) (п. 2 ст. 42);
- сведения об ограничениях на участие в электронном аукционе. Указывается информация о том, кто может являться участником закупки, и обоснование ограничения (п. 4 ст. 42);
- способ определения поставщика - электронный аукцион (п. 5 ст. 42);
- срок, место и порядок подачи заявок участников закупки (п. 6 ст. 42);
- размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (п. 7 ст. 42);
- размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления этого обеспечения, требования к данному обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта (п. 8 ст. 42).
В извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42, прописываются:
- адрес электронной площадки в Интернете;
- дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе в соответствии с п. 2 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ;
- дата проведения аукциона согласно п. 3 ст. 68 Федерального закона N 44-ФЗ. Если дата проведения аукциона приходится на нерабочий день, день проведения аукциона переносится на следующий за ним рабочий день;
- реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников такого аукциона и размер обеспечения данных заявок;
- преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со ст. 28-30 Федерального закона N 44-ФЗ;
- предъявляемые участникам данного аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона согласно пп. 1, 2 п. 1 и п. 2 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ (при наличии названных требований);
- условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В то же время в силу п. 3 ст. 65 Федерального закона N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации об этом аукционе. Причем участник аукциона вправе направить не более трех запросов о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления названного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил запрос, при условии, что поименованный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
При поступлении запроса позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок отвечать на него заказчик не должен.
Выявление участников электронного аукциона . Заявка на участие в электронном аукционе может подаваться только лицами, получившими аккредитацию на электронной площадке. Заявка должна состоять из двух частей. Первая часть заявки заполняется в соответствии с требованиями к ее содержанию и инструкцией по ее заполнению, которые приведены в документации об электронном аукционе. Требования к содержанию первой части заявки установлены нормами п. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ. Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, определенные п. 5 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ. В этом законе сказано, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных п. 3 и 5 ст. 66 документов и информации, не допускается.
Заявку на участие в электронном аукционе участник вправе подать в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Участник должен направить заявку оператору электронной площадки в виде двух электронных документов, содержащих две части заявки.
При проверке аукционной комиссией первых частей заявок на участие в электронном аукционе выявляется соответствие информации, указанной в ней, требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семи дней с даты окончания срока их подачи.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку, к участию в аукционе и признании этого участника закупки участником данного аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ.
Свое решение аукционная комиссия оформляет протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, подписываемым всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. В протоколе должна содержаться информация:
- о порядковых номерах заявок на участие в аукционе;
- о допуске участника закупки к участию в аукционе и о его признании участником аукциона или об отказе в допуске к участию в аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации об электронном аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
- о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника электронного аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе данный протокол должен быть направлен заказчиком оператору электронной площадки и размещен в единой информационной системе.
В течение одного часа с момента поступления оператору электронной площадки протокола оператор электронной площадки обязан направить каждому участнику электронного аукциона, подавшему заявку на участие в нем (или участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в нем), уведомление о решении, принятом в отношении поданных ими заявок.
При принятии аукционной комиссией решения об отказе в допуске к участию в электронном аукционе его участника уведомление об этом решении должно содержать обоснование его принятия, в том числе с указанием положений документации об аукционе, которым не соответствует данная заявка, предложений, содержащихся в названной заявке, которые не соответствуют требованиям документации об аукционе, а также положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, нарушение которых послужило основанием для принятия решения об отказе.
Определение победителя электронного аукциона
. Электронный аукцион проводится на электронной площадке в обозначенный в извещении день, которым является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.
Время начала проведения аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.
Суть проведения электронного аукциона заключается в снижении начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно п. 6 ст. 68 Федерального закона N 44-ФЗ величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (шага аукциона) составляет от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта.
В ходе проведения электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах шага аукциона.
Федеральным законом N 44-ФЗ установлено, что от начала проведения электронного аукциона на электронной площадке до истечения срока подачи предложений о цене контракта должны быть указаны в обязательном порядке все предложения о цене контракта и время их поступления, а также время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта.
Оператор электронной площадки во время проведения электронного аукциона обязан отклонить предложения о цене контракта, не соответствующие требованиям, предусмотренным ст. 68 Федерального закона N 44-ФЗ.
В течение тридцати минут после окончания электронного аукциона на электронной площадке оператором размещает протокол его проведения. В нем публикуются:
- адрес электронной площадки;
- дата, время начала и окончания аукциона;
- начальная (максимальная) цена контракта, все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками аукциона "и ранжированные по мере убывания с указанием порядковых номеров, присвоенных заявкам на участие в аукционе, которые поданы его участниками, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, с указанием времени поступления данных предложений.
Оператор электронной площадки обязан в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола направить заказчику названный протокол и вторые части заявок на участие в аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании получили первые десять порядковых номеров. Если в таком аукционе принимали участие менее десяти участников, оператор электронной площадки направляет вторые части заявок на участие в аукционе, поданных его участниками, и документы этих участников, приведенные в пп. 2-6 и 8 п. 2 ст. 61 Федерального закона N 44-ФЗ. Кроме того, в течение этого срока оператор электронной площадки обязан направить соответствующие уведомления названным участникам.
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе. На основании результатов их рассмотрения принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки требованиям, установленным документацией об аукционе (п. 1 ст. 69 Федерального закона N 44-ФЗ).
Результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов аукциона. Протокол подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении заявок членами аукционной комиссии не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, результаты размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
В протоколе должна содержаться информация о порядковых номерах пяти заявок на участие в электронном аукционе, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об аукционе. Если на основании рассмотрения вторых частей заявок, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем, принято решение о соответствии установленным требованиям более чем одной заявки, но менее пяти заявок, также указывается информация об их порядковых номерах, решение о соответствии или о несоответствии заявок требованиям, установленным документацией об аукционе, с обоснованием этого решения и с указанием положений Федерального закона N 44-ФЗ, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки.
Из пункта 10 ст. 69 Федерального закона N 44-ФЗ следует, что победителем электронного аукциона является участник, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем.
Заключение контракта с победителем электронного аукциона . Согласно п. 1 ст. 70 Федерального закона N 44-ФЗ по результатам электронного аукциона контракт заключается с его победителем, а в случаях, предусмотренных указанной статьей, - с иным его участником, заявка которого на участие в таком аукционе признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.
Заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе. Для этого заказчику отводится пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
В свою очередь, победитель электронного аукциона в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя данного аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью названного лица.
Контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе, размещается заказчиком в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта.
Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Мы продолжаем публиковать серию материалов о том, как коммерческой организации или ИП стать поставщиком в системе госзакупок и увеличить за счет этого сбыт своих товаров, работ или услуг. В первой статье мы рассказали о контрактной системе и принципах, по которым она действует (см. « »). В сегодняшнем материале мы расскажем о формах проведения торгов или, если выражаться более корректно, о способах определения поставщика.
Чтобы стать поставщиком какой-либо госструктуры, организация или ИП должны принять участие в торгах, которые проводят заказчики. На языке закона торги именуются «способ определения поставщика». Наибольшее распространение получили три способа: открытые конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок.
У каждого способа свои особенности проведения, условия и сроки, но единая цель. Законодательство о контрактной системе настаивает на конкурентной основе поставок для государственных нужд, поэтому заказчик обязан проводить любые торги по принципу, применяемому в спортивных соревнованиях — пусть победит сильнейший.
В нашем случае сильнейшим будет тот участник, который в своей заявке предложит заказчику необходимые товар, результат выполнения работ или услугу наилучшего качества по наиболее низкой цене.
Давайте разберемся, чем же способы определения поставщика отличаются друг от друга.
Самый распространенный способ определения поставщика — электронный аукцион. Его популярность объясняется распоряжением Правительства РФ , которое обязывает всех государственных и муниципальных заказчиков закупать большинство товаров, работ и услуг только посредством электронного аукциона.
Аукционы проводятся на пяти электронных торговых площадках:
Электронные площадки обеспечивают электронную форму для всех элементов аукциона.
У аукциона есть одна важная особенность: все время, пока длится процедура аукциона, участники не имеют прямого контакта с заказчиком, т. к. между ними находится оператор электронной площадки. Оператор берет на себя получение, обработку и размещение на площадке всей нужной информации и документов, а также организацию самого аукциона.
Извещение о проведении электронного аукциона заказчик публикует для всех заинтересованных лиц не только в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru , но и на сайте той электронной площадки, где будет проходить аукцион.
Поэтому участникам необходимо иметь аккредитацию на электронной площадке, которая открывает доступ ко всем ее аукционам. Чтобы не пропустить размещение важной для вас информации о конкурсах, можно подключить сервис «Контур.Закупки». В этом сервисе поставщик может настроить шаблоны запросов обо всех аукционах по «своим» товарам (работам, услугам) и получать на электронную почту уведомления о том, что в системе появились интересующие его торги, конкурсы или аукционы.
Для подготовки и подачи на площадку заявки участникам предоставляется либо 7 дней (когда сумма аукционной закупки не превышает 3 млн. руб.), либо 15 дней (для всех закупок дороже 3 млн. руб.). За это время необходимо изучить аукционную документацию, где раскрывается описание необходимого товара, работы, услуги, проект контракта, и указана начальная (максимальная) цена.
Подача заявки на электронный аукцион имеет свои особенности. Заявка состоит из двух частей. Первая часть посвящена исключительно предмету закупки, а вторая часть — самому участнику.
Участник готовит и направляет на площадку сразу обе части заявки, а вот заказчик получает их по отдельности, т. к. сначала ему нужно оценить только первые части заявок, чтобы разрешить им участвовать в ценовом соревновании по снижению цены. Такая оценка длится не более 7 дней и проводится обезличенно. То есть заказчик не видит даже наименования участников, а анализирует только их предложения по объекту закупки.
На этом этапе заказчик отклонит те заявки, которые не соответствуют установленным требованиям. Далее в режиме онлайн проводится ценовое соревнование, которое требует от участников отличного владения эмоциями и твердого обоснованного расчета. Оно заканчивается выбором наилучшего предложения, то есть предложения с самой низкой ценой закупки.
Однако на этом электронный аукцион не заканчивается. После определения наилучшей цены заказчик рассматривает вторые части заявок, в которых содержится полная информация об участниках и их документы. Заказчик должен их рассмотреть в течение 3 дней.
Если лучшее ценовое предложение принадлежит участнику, вторая часть заявки которого соответствует всем установленным и заявленным требованиям, он и становится победителем.
Извещение о проведении открытого конкурса заказчик публикует для всеобщего обозрения в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru , и с этого момента у участников есть не менее 20 дней для подачи заявки. Заметим, что отслеживать появление информации об интересующих вас конкурсах также можно с помощью сервиса «Контур.Закупки ».
Заявку можно либо подать непосредственно по месту нахождения заказчика, либо послать по почте. Важна форма заявки на конкурс — обязательно в запечатанном конверте, который не позволяет увидеть содержимое.
Однако прежде чем подавать заявку, участники должны внимательно ознакомиться с информацией, изложенной в конкурсной документации. Описание объекта закупки даст понимание о нуждах заказчика, требованиях к товару, результату работы, услуги, количественных и качественных характеристиках, проект контракта откроет условия будущей поставки со всеми подробностями.
Указывая начальную (максимальную) цену контракта, заказчик сильно надеется, что участники в своих заявках ее снизят, поэтому нужно продумать свои возможности в этом направлении и оценить рентабельность участия в конкретном конкурсе.
Также заказчик укажет все подробности проведения конкурса: порядок подачи заявок, исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участником конкурса, дату и время окончания срока подачи заявок, место, дату и время вскрытия конвертов, а также иную полезную информацию.
Главное отличие конкурса от иных способов определения поставщика —возможность для заказчика выбрать самое выгодное предложение не только по цене, но и по наилучшим условиям исполнения контракта.
Выбирать заказчик будет в течение 20 дней со дня вскрытия конвертов. За это время все поданные заявки должны быть внимательно изучены, рассмотрены и оценены. Если участник, его предложение или документация не соответствуют требованиям, заявка будет отклонена.
Еще один распространенный способ определения поставщика — запрос котировок. Он предназначен для закупок типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы, не превышающие 500 000 руб. Данный способ имеет массу достоинств. С его помощью приобретается обычная и недорогая продукция в короткие (7 дней) сроки, условия котировочных контрактов не сложные, котировочная заявка короткая и простая, в ней содержится лишь согласие участника исполнить условия контракта, основная информация о нем самом, и конечно предложение о цене.
Можно с уверенностью сказать, что начинающему поставщику начинать работу в контрактной системе целесообразно именно с запроса котировок.
Заказчику эта форма торгов тоже предоставляет интересные возможности — на запрос котировок он может пригласить интересующих его конкретных участников, что не допускается в иных случаях.
Проведение запроса котировок напоминает конкурс, т.к. заявки подаются в запечатанных конвертах, которые затем вскрываются заказчиком и сразу оцениваются на предмет определения победителя по единственному критерию — цене.
Чтобы принять участие в торгах, все заинтересованные лица должны подготовить заявки с предложениями поставить товар, работу, услугу. Заявки должны быть максимально близки к описанию, изложенному заказчиком в закупочной документации. Кроме того, участник должен предложить наиболее низкую цену, отталкиваясь от начальной (максимальной) цены контракта, установленной заказчиком, также представить документы, которые требуют от участника процедуры закон и заказчик.
Если участник готовится к электронному аукциону, то необходимо пройти аккредитацию на той электронной площадке, где проходит интересующий аукцион.
Нельзя забывать о денежных ресурсах. Заявки на конкурсы и электронные аукционы необходимо сопроводить денежным обеспечением, суммы всегда указываются заказчиком в документации. Если участник не предоставил обеспечение по заявке, то заказчик обязан отклонить такую заявку без рассмотрения.
Что касается запроса котировок, то в этом случае обеспечение по заявке заказчик может не устанавливать, что является еще одним преимуществом для начинающих участников.
В этом материале мы собрали всю информацию об электронном аукционе , которая содержится в 44-ФЗ. Не секрет, что этот закон местами сложен для понимания, поэтому мы постарались изложить его положения максимально доступно и просто.
Под электронным аукционом понимают закупку, которая:
Под под улучшением в данном случае понимается подача заявки с ценой ниже, чем у конкурентов, поскольку электронный аукцион по 44-ФЗ проводится на понижение стоимости контракта .
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :
Электронный аукцион считается самой прозрачной процедурой из всех способов определения поставщика. Его недостаток в том, что критерием отбора на этапе торгов является лишь цена. Поэтому закупать посредством аукциона можно далеко не любые товары, работы или услуги, а лишь такие, для которых можно:
Такие объекты закупки включены в перечень, утвержденный Правительством РФ. Товары, услуги и работы, которые в него вошли, нужно закупать строго через электронный аукцион. Но есть исключение: если условия закупки объекта из аукционного перечня «вписываются» в запрос котировок или предложений либо заключение контракта с единственным поставщиком, то можно провести соответствующую процедуру. Так, если цена контракта на закупку товара из аукционного перечня не превышает 100 тыс. рублей, можно вместо аукциона провести закупку у единственного поставщика.
Кроме того, заказчик может закупать посредством аукциона и другие товары, работы или услуги, если их можно четко описать и оценить лишь по цене.
Сторонами электронного аукциона являются:
ЭТП представляет собой ресурс в интернете, который дает остальным сторонам технические возможности для взаимодействия в целях проведения торгов и заключения контрактов. Управляется каждая площадка оператором , то есть владеющим ею юридическим лицом. К торгам по 44-ФЗ допускается не любая ЭТП, а лишь те из них, которые отвечают определенным требованиям. В настоящее время есть всего 6 площадок, которые допущены к проведению процедур в рамках госзакупок. Однако вскоре .
Чтобы стать участником торгов на ЭТП, нужно пройти аккредитацию . Пока эта процедура проводится на каждой площадке отдельно, однако после перехода всех закупок в электронную форму вместо этого достаточно будет лишь зарегистрироваться в ЕИС.
Название процедуры подразумевает электронный документооборот . Это значит, все документы, которые подписывают стороны, имеют в электронный формат и подписываются электронной подписью . Чтобы получить сертификат ЭЦП, заказчики должны обратиться в Казначейство. Поставщики могут получить подпись в любом удостоверяющем центре.
Обратите внимание! С 1 июля 2018 года поставщики должны использовать квалифицированную электронную подпись. Пока разрешено использовать неквалифицированную.
Обмен электронными документами происходит через площадку. Исключение составляет процесс заключения госконтракта - он происходит в ЕИС. ЭТП обязаны обеспечивать конфиденциальность информации об участников аукциона до тех пор, пока не будут подведены его итоги. Кроме того, на площадке хранятся сведения и документы по всем состоявшимся на ней ранее процедурам.
В обязанности оператора ЭТП входит публикация документов. Распространяется это не только на протоколы, которое составляется в ходе аукциона, но и на документы, которые загружают на площадку заказчики, а именно на извещения и прочие документы о закупке, на их изменения, на разъяснение положений документации и извещения об отказе от проведения аукциона. Все эти документы (за исключением извещения о проведении электронного аукциона и аукционной документации, которая размещается в ЕИС) оператор направляет также на почту участников.
Чтобы пройти аккредитацию на площадке, необходимо подать оператору комплект документов. Пока это нужно делать на каждой площадке. Однако - процесс аккредитации будет сведен к регистрации в ЕИС. Пока же действуют старые правила аккредитации, поэтому уделим им внимание.
В комплект документов, подаваемый оператору торгов , входит:
Обратите внимание! От участников, прошедших аккредитацию на ЭТП, заказчик не вправе требовать предоставление каких-то иных документов.
После подачи комплекта документов на ЭТП оператор должен принять решение об аккредитации . На это ему отводится 5 рабочих дней . В результате поставщик должен получить уведомление о том, какое решение принято. Если оно положительное, вместе с ним участник получит доступ к аукционам и номер счета для перечисления обеспечения заявок. Если отрицательное, в сообщении будут указаны причины этого.
Отказ может быть в нескольких случаях:
Иных оснований для отказа в аккредитации быть не может. Если недочеты устранены, поставщик может подать повторное заявление об аккредитации.
В случае принятия положительного решения участнику дается аккредитация сроком на 3 года. Важно помнить, что об изменениях обязательно уведомлять ЭТП. Это необходимо, если:
Участник направляет на ЭТП уведомление об этом, а оператор вносит изменения в его данные. При необходимости документы также размещаются на площадке.
Важно! Оператор торгов не проверяет достоверность сведений и документов, которые ему предоставляют участники. Вся ответственность за это ложится на них самих.
Получив аккредитацию, участник может видеть все проводимые на площадке аукционы. Чтобы принять в них участие, ему необходимо перечислить денежные средства на ЭТП . В момент направления и заявки на тот или иной аукцион из этих средств будет блокироваться сумма, равная размеру ее обеспечения.
Возможность принять участие в аукционах блокируется за 3 месяца до окончания срока аккредитации. ЭТП уведомляет участника о том, что аккредитацию необходимо продлить. Можно начать процесс не дожидаясь этого уведомления, но не ранее, чем за 6 месяцев до окончания срока действующей аккредитации.
Оператор, в свою очередь, ведет Реестр аккредитованных участников . В нем указываются следующие данные:
Информация в этот Реестр направляется в тот же день, когда принято решение аккредитовать заявителя. Если в сведения вносятся изменения, они отражаются в реестре в течение 1 часа. При истечении срока аккредитации участник исключается из реестра в течение одного рабочего дня. То же самое последует, если оператор примет решение об исключении поставщика из реестра. Площадка должна направить поставщику уведомление о том, что он исключен из реестра аккредитованных участников.
Извещение о проведении аукциона публикуется в ЕИС и в любых средствах массовой информации в такие сроки:
В извещение включается информация, обязательная для всех закупок :
Помимо этого, в извещение включается информация о конкретной процедуре : адрес ЭТП, даты окончания приема заявок и проведения аукциона, размер обеспечения заявки, требования к участнику - общие и дополнительные, условия и запреты для реализации национального режима (если установлены).
В документах об аукционе в целом повторяется вся информация, которая содержится в извещении. Кроме этого, аукционная документация содержит такие сведения :
Если у поставщика возникают вопросы по поводу отдельных положений документации, он может запросить разъяснения. Эта возможность работает для любого аккредитованного участника. Каждый из них может подать 3 запроса в рамках одной процедуры. Для этого установлены такие сроки:
В результате разъяснения закупочная документация может быть изменена. Кроме того, заказчик может сделать это и по своему усмотрению. Правила таковы:
Заявка на электронный аукцион состоит из двух частей. Подробно мы писали в отдельном материале.
Вторая часть заявки состоит из информации о поставщике и объекте закупки. Поставщик предоставляет:
Обратите внимание! Если такие документы передаются вместе с товаром, представлять их в составе заявки поставщик не должен.
Обрати внимание! Заказчик не может требовать от поставщика представление иных документов либо информации.
Подавать заявку можно в любое время, включая последний день приема. Обе части заявки направляются одновременно. Подается заявка на ЭТП, далее оператор в течение часа подтверждает, что она получена, и присваивает ей номер. Подавать более одной заявки на участие в аукционе запрещено.
На первом этапе заявка проверяется самой площадкой. Оператор не может отвергнуть заявку по иным основаниям , кроме:
Направляя участнику отказ от приема заявки, оператор должен объяснить причину. Отозвать заявку до окончания срока приема может и сам участник - для этого не установлено никаких ограничений.
Когда срок приема заявок окончен, ЭТП направляет их первые части заказчику. Сделать это он должен не позже следующего рабочего дня.
Бывает, что ни одна заявка так и не подана. В этом случае аукцион признается несостоявшимся .
Не более 7 дней с даты окончания приема заявок комиссия заказчика рассматривает их первые части. Причины отказа есть всего две:
Дата аукциона указывается в документации. Он проводится через 2 дня после рассмотрения первых частей заявок. Если этот день выпадает на выходной, то в следующий за ними первый рабочий день. Время назначается оператором и зависит от часового пояса.
Все участники, допущенные до процедуры, в назначенный день и час собираются в «аукционном зале» на ЭТП. Когда аукцион начинается, они подают свои ценовые предложения. Шаг цены не может быть меньше половины процента от НМЦК или текущего минимального предложения участника. Собственную заявку можно только улучшить, то есть подать другую с меньшей ценой. Однако если лучшей заявкой является ваша, еще больше улучшить ее вы не можете, пока другой участник не сделает этого. Также запрещено подавать заявку с ценой, равной нулю. Более подробно , ценовых предложениях и шаге цены можно прочитать в отдельном материале.
Если в течение 10 минут после последней заявки никто ее «не перебил», аукцион считается завершенным.
Бывает, что два участника падают одинаковые заявки. В этом случае победителем будет тот, чья заявка зафиксирована первой.
Следующие 10 минут участники могут подать предложения с ценой, не ниже чем у победителя . Она может быть любой между НМЦК и ценой-лидером. В данном случае расчет делается на то, что на этапе рассмотрения вторых частей заявок некоторые из них могут быть отвергнуты.
По результатам аукциона оператор формирует протокол, в котором указывает сведения о начальной цене контракта и все последние предложения участников, распределенные по возрастанию цены. То есть участнику, подавшему лучшую заявку, будет присвоен номер «1» . В отношении каждой заявки фиксируется время, в которое она поступила. Помимо этого, в протоколе указывается адрес ЭТП, а также время начала и окончания торгов. Протокол размещается на площадке в течение 30 минут после окончания аукциона.
В течение следующего часа оператор должен направить заказчику:
Кроме того, уведомление об итогах аукциона направляется его участникам.
Бывает, что за первые 10 минут торгов никто так и не подал ни одного предложения. Тогда считается, что аукцион не состоялся. Оператор публикует протокол, в котором указывает адрес ЭТП, время начала и окончания аукциона и начальную цену контракта.
Если участнику аукциона что-то непонятно в его итогах, он может направить запрос о разъяснении. На ответ оператору дается 2 рабочих дня .
В ходе торгов цена контракта может быть снижена до нуля. Подавая следующие после этого предложения, участники будут состязаться между собой за право заключить контракт с заказчиком. Последняя цена будет уплачена победившим участником заказчику за заключение контракта. Такой аукцион может проводиться до 100 млн рублей. Участник не может подать заявку на сумму, превышающую стоимость крупной сделки, которая опубликована в Реестре на ЭТП. Обеспечение контракта в таком случае рассчитывается не от цены, предложенной победителем, а от начальной цены.
Комиссия заказчика рассматривает вторые части заявок участников, занявших с первого по пятое места по итогам аукциона. Процесс рассмотрения длится не более 3 рабочих дней. Единственное основание для отклонения второй части заявки - отсутствие в ней нужной информации либо наличие недостоверных сведений .
Когда все заявки рассмотрены, заказчик составляет протокол подведения итогов аукциона. В нем указываются порядковые номера 5 лучших заявок и делается отметка об их соответствии требованиям. Если заявка признана не соответствующей требованиям, необходимо указать, что именно в ней нарушено. В отношении каждой заявки указывается решение каждого члена комиссии.
Участники, занявшие первые 3 места, не могут отозвать свои заявки. Все прочие участники могут это сделать, направив уведомление оператору ЭТП.
Победителем аукциона признается участник, предложивший минимальную цену – при условии, что вторая часть его заявки соответствует требованиям. Если аукцион «перешел через 0», то побеждает участник, предложивший наибольшую цену.
Протокол публикуется в ЕИС не позже следующего рабочего дня. Помимо этого, в течение часа оператор ЭТП должен уведомить всех участников об итогах рассмотрения заявок.
Если ни одна вторая часть заявки не соответствует требованиям, аукцион признается несостоявшимся .
Если участник не согласен с действиями заказчика или оператора ЭТП, он может .
С участником, который признан победителем, заказчик заключает госконтракт. В течение 5 дней после размещения итогового протокола заказчик публикует в ЕИС проект контракта. В него должны быть внесены данные из заявки победителя и предложенная им цена. Сначала контракт подписывает исполнитель. У него есть 5 дней с даты размещения проекта в ЕИС на то, чтобы внести обеспечение и поставить свою подпись. В результате он должен разместить подписанный контракт и документ, подтверждающий внесение обеспечения.
Последним свою подпись в контракте ставит заказчик. Он может это сделать не раньше 10 дней с даты опубликования итогового протокола.
Если в ходе торгов цена контракта опускается более, чем на четверть от начальной, вступают в силу антидемпинговые меры. Заключаются они в следующем:
Для некоторых объектов закупки, которые относятся к категории жизненно необходимых товаров, установлены дополнительные требования. Это продукты питания, лекарственные препараты, средства для оказания неотложной помощи, топливо. Чтобы подтвердить серьезность своих намерений, участник должен предоставить заказчику один из документов:
Закон 44-ФЗ не разрешает изменять существенных условий контракта. Однако поставщик может заметить в проекте, предложенном заказчиком на подпись, некоторые неточности: несоответствие данных тому, что указано в извещении, документации аукциона или заявке участника . В этом случае составляется протокол разногласий. В нем указывается, что именно и чему не соответствует.
Следующие 3 дня даются заказчику на ответ. А он может быть таков:
Теперь уже 3 дня есть у поставщика на то, чтобы подписать контракт либо направить новый протокол разногласий. Подавать таких протоколов можно неограниченное число. Однако должно исполняться такое правило: последний протокол можно направить заказчику не позже 13 календарных дней с даты опубликования итогового протокола аукциона.
Когда все разногласия улажены, и исполнитель подписал контракт, у заказчика есть 3 дня на то, чтобы поставить свою подпись.
Победитель аукциона будет признан уклонившимся от заключения контракта, если нарушит правила:
У заказчика есть право обратиться в суд с целью истребовать с победителем аукциона убытки, которые повлек его отказ от заключения контракта. Что же касается закупки, то контракт может быть заключен с участником № 2 . Если он дает свое согласие, то в течение 10 дней заказчик направляет ему проект контракта. Если же участник № 2 отказывается, то принимается решение о признании аукциона несостоявшимся.
Итак, электронный аукцион признан несостоявшимся. Что дальше? План действий зависит от того, имеются ли претенденты на заключение контракта или нет.
На аукцион может быть подана лишь одна заявка. Либо заявок подано несколько, но по итогам рассмотрения первых частей решено, что требованиям соответствует лишь одна из них. То есть к аукциону допущен лишь один участник. Понятно, что в такой ситуации проводиться он не может, однако с участником может быть заключен контракт, как с единственным поставщиком .
Оператор площадки должен не позже одного рабочего дня после того, как окончился прием заявок, направить документы участника заказчику. Далее аукционная комиссия рассмотрит его заявку – первую и вторую части – и примет решение, соответствуют ли они требованиям аукциона. В итоге будет составлен протокол, в котором заказчик укажет свое решение. Если будет признано, что заказчик соответствует всем требованиям, с ним будет заключен контракт.
Еще один возможный вариант, когда аукцион признается несостоявшимся - допущенные до него участники в ходе торгов не подавали ценовые предложения. В этом случае заказчик рассматривает все вторые части заявок и определяет, кто из участников аукциона полностью соответствует требованиям. Контракт будет заключен с тем из них, кто признан соответствующим и направил заявку раньше других.
Такое возможно в ситуации, когда на аукцион не поступило ни одной заявки или по итогам рассмотрения первых частей ни одна из них не была признана соответствующей требованиям. В этом случае заказчик должен поменять свои плановые документы и провести . Если нормы закона 44-ФЗ позволяют, можно провести закупку другим способом.
Электронный аукцион, несомненно, наиболее популярная конкурентная процедура, из осуществляемых в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года No «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ее отличительной особенностью является универсальность, позволяющая применять этот способ практически в любой ситуации.
И действительно, при сравнении с прочими процедурами, предусмотренными законом о контрактной системе, аукцион почти не имеет каких-либо ограничений, позволяет заключить контракт на любую сумму и закупать любые виды товаров, работ и услуг.
На сегодняшний день, электронный аукцион является единственной процедурой, от начала до конца проходящей полностью в цифровом виде. Такое положение вещей имеет как положительные стороны, так и отрицательные.
Поскольку подача заявок, проведение торгов и заключение контракта осуществляется в сети Интернет через электронную торговую площадку (ЭТП), это позволяет принимать участие в торгах поставщикам, находящимся за много километров от заказчика. Это, безусловно, расширяет круг потенциальных участников и, как следствие, повышает конкуренцию, что в свою очередь дает возможность организатору заключить контракт по наиболее выгодной цене.
Отрицательной стороной такого подхода является усложнение процедуры участия поставщика в аукционе. Поскольку все этапы реализуются в цифровом виде, участнику следует получить электронную цифровую подпись и зарегистрироваться на той торговой площадке, где будут проходить торги. Без этого участие в аукционе будет попросту невозможно.
Несмотря на то, что регистрация на любой из торговых площадок не составляет большого труда, настройка рабочего места, механизмы подачи заявки, участия в торгах и подписания контракта могут вызывать сложности у неподготовленных поставщиков.
Подаваемая поставщиком заявка на участие в аукционе состоит из двух частей. Согласно требованиям части 3 Закона No 44-ФЗ, первая ее часть должна содержать:
На стадии рассмотрения комиссией первых частей заявок, информация о предоставивших их участниках недоступна. Учитывая это, поставщику целесообразно не включать информацию о себе в состав первой части. Однако, закон этого не запрещает.
В состав второй части заявки входит учредительная информация и целый ряд документов, предусмотренных частью 5 статьи 66 Закона No 44-ФЗ.
Большая часть из них уже размещены на торговой площадке - поставщик разместил их там в процессе регистрации, а потому их повторная отправка не требуется.
Как и во многих других случаях, заказчик размещает извещение и документацию, в состав которой входит описание процедуры, требования к заявкам, правила их подачи, техническое задание и предварительный шаблон контракта. Извещение публикуется в Единой информационной системе за семь (закупка до трех миллионов рублей) или за пятнадцать (свыше трех миллионов рублей) дней до прекращения приема заявок. Рассмотрение первых частей длится не более семи дней с момента окончания подачи заявок.
Когда комиссия разместит на сайте госзакупок протокол с результатами первого этапа отбора заявок, наступает время торгов. Спустя два дня после протокола, аукцион назначается на первый рабочий день. Точное время указываются в извещении. Торги идут на понижение путем подачи участниками ценовых предложений с шагом, составляющим от 0,5 % до 5 % начальной (максимальной) цены контракта.
Когда торги завершены, ЭТП пересылает заказчику вторые части первых десяти (если они имеются) заявок тех участников, кто сделал наименьшие ценовые предложения. Они рассматриваются не более трех рабочих дней. Победителем аукциона становится тот участник, который смог больше других понизить цену, а его заявка удовлетворяет всем требованиям документации.
Непосредственно перед наступившим Новым годом Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2018 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
1. Подпункт "г" пункта 13, подпункт "а" пункта 14, подпункт "ж" пункта 77, подпункты "а" и "б" пункта 79 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
2. Пункт 11, подпункты "а", "в" пункта 12, пункт 41 статьи 1 и часть 2 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2019 года.
3. Пункт 42, подпункт "б" пункта 49 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2020 года.
4. По 30 июня 2018 года включительно при проведении электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок в порядке, действовавшем до 1 июля 2018 года. При этом блокирование, прекращение блокирования указанных денежных средств осуществляются на лицевых счетах участников закупок, которые открыты на счете оператора электронной площадки для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок.
Основные положения 504-ФЗ:
Электронные процедуры
1. Конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):
Оператором электронной площадки обеспечивается:
ЕИС
12. С 1 июля 2018 года вводится использование усиленной квалифицированной электронной для подписания электронных документов вместо усиленной неквалифицированной. Заказчики обеспечиваются ими Федеральным Казначейством до 31 декабря 2018 года, участники закупок применяют их с 1 июля 2018 года.
13. ЕИС будет содержать единый реестр участников закупок. В него будут вноситься информация и документы участников, зарегистрированных в ЕИС. Реестр будет вестись, начиная с 1 января 2019 года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
14. В целях мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС создается и эксплуатируется ГИС, обеспечивающая:
1) мониторинг доступности (работоспособности) ЕИС, электронной площадки и хранение информации о такой доступности (работоспособности);
2) фиксацию, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС, на электронной площадке;
3) хранение информации о действиях, бездействии участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС, на электронной площадке, в том числе информации об электронных документах, формируемых участниками контрактной системы в сфере закупок и подписанных усиленной электронной подписью.
ГИС будет фиксировать действия, бездействие участников контрактной системы в сфере закупок, осуществляемые в ЕИС, начиная с 1 октября 2019 года.
15. Сначала все участники регистрируются в ЕИС, затем - аккредитуются на электронных площадках (не позднее рабочего дня со дня регистрации в ЕИС). Все документы предоставляются участником при регистрации в ЕИС, оператор ЭП не вправе ничего требовать при аккредитации.
Аккредитация осуществляется ЭП посредством информационного взаимодействия с ЕИС и иными ГИС.
Документы, информация, предоставляемая при регистрации, порядок и сроки регистрации в ЕИС будут отдельно определены Правительством РФ. Не допускается регистрация офшорных компаний в ЕИС в качестве участников закупок.
Регистрация участника закупки в ЕИС и аккредитация участника закупки на электронной площадке осуществляются сроком на 3 года.
С 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в ЕИС.
С 1 января 2019 года аккредитация участников закупок на электронных площадках осуществляется после регистрации таких участников в ЕИС.
Иные положения
16. При определении объема закупок у СМП и СОНКО в расчет совокупного годового объема закупок включаются закупки по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (пункты 25 - 253 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ) - с 1 января 2019 года.
17. Вводится новое единое требование к участникам закупки - отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ.
18. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) он вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель такой закупки, цену контракта или предложение о цене контракта, которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем.
19. Если обращение с жалобой в антимонопольный орган поступит от физического лица, не соответствующего требованиям к участникам закупки, и права и законные интересы которого не нарушены такими действиями (бездействием), положениями документации, извещения, то такое обращение рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», а не в порядке, установленном главой 6 Закона №44-ФЗ.
20. Увеличен срок направления информации заказчиками в реестр контрактов - с трех до пяти рабочих дней.