Единственный поставщик
При закупках товаров (работ, услуг) у единственного поставщика в ряде случаев надо обосновать выбор способа закупки.
Анна КОСТЫГИНА, контрактный управляющий
Если заказчик принимает решение закупить товар либо услугу у единственного поставщика, он должен объяснить причину, по которой использовать конкурентные способы закупки было невозможно либо нецелесообразно. Это необходимо сделать в документально оформленном отчете. Однако его составляют не во всех случаях.
Например, отчет нужен, если контрактом с единственным поставщиком предусмотрены:
Форма отчета произвольная. А составить и утвердить этот документ необходимо до заключения контракта. Подписывает его представитель заказчика.
Обоснование закупки у единственного поставщика должно включать следующие пункты:
Кроме того, не забывайте, что к отчету можно приложить расчет, подтверждающий отсутствие экономии средств при определении контрагента конкурентными способами.
Закупку у единственного поставщика, потребность в которой возникла вследствие непреодолимой силы, необходимо обосновать.
При заключении контракта с единственным поставщиком важно, чтобы не был нарушен принцип обеспечения конкуренции на рынке товаров и услуг. Об этом сказано в статье 8
В том случае, если заказчик не использовал другие способы определения контрагента, следует доказать, что такая закупка оказалась результативной и эффективной (ст. 12 Закона о контрактной системе).
Итак, в обосновании можно указать следующее.
1. Срочность закупки. В данном случае необходимо подтвердить, что проводить торги было нецелесообразно из-за ограниченного времени.
2. Нерентабельность. Такую причину приводят, если поставщики не заинтересованы в снижении цены. По большей части это касается случаев, когда поставщик – единственный в регионе, а перевозка из другого региона нерентабельна.
3. Отсутствие конкуренции. Например, поставщики являются монополистами либо обладают авторскими правами в данном регионе, а привлечь поставщиков из других регионов у учреждения нет возможности ввиду малого объема или сокращенных сроков закупки.
4. Отсутствие заинтересованности. Это можно указать в том случае, если есть документально подтвержденные сведения об отсутствии заинтересованности поставщиков при проведении аналогичных закупок либо ответы поставщиков на запросы заказчика, которые свидетельствуют о том же.
5. Распродажа. Если закупку совершают у поставщика, объявившего распродажу по ценам значительно ниже рыночных, и такое предложение действует ограниченное время.
3 мин на чтение
Примерное время
Распечатайте
и возьмите с собой
Распечатать статью
Скачать статью
Участие в закупках
С 14 марта 2015 года действует новый порядок, в соответствии с которым ФАС России рассматривает жалобы участников государственных закупок (новый Административный регламент рассмотрения жалоб утвержден приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. № 727/14 (далее - Регламент)). Претендентам на заключение госконтрактов важно знать, как пожаловаться на нарушение своих прав, а заказчикам - какие последствия могут наступить.
Ольга ФУЦАЙ, эксперт журнала «Госзакупки в учреждениях»
Бюджетные средства являются надежным источником финансирования. Поэтому для большинства организаций и даже для некоторых государственных (муниципальных) учреждений заключение госконтракта – желанная возможность получить прибыль.
Если участник, который не выиграл торги либо вовсе не был к ним допущен, считает, что его права нарушены, он имеет право обжаловать результаты закупки. Так, если заказчик нарушил права и законные интересы организации, она может обратиться с жалобой в антимонопольную службу либо подать исковое заявление сразу в суд. Это установлено в части 1 статьи 105 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе). В частности, обжалуют действия либо бездействие:
Вопросы обжалования различных ситуаций, возникающих в процессе торгов, регулирует глава 6 Закона о контрактной системе.
В первую очередь надо определиться, на каком именно этапе закупки права организации были нарушены. Ведь по решению антимонопольного органа могут быть отменены сами торги или только протокол рассмотрения заявок.
То есть заказчик вынужден будет начать заново либо всю закупочную процедуру, либо только процесс выбора контрагента.
Например, организация не смогла правильно сформировать предложение для госзаказчика, так как в извещении о торгах:
Сроки обжалования в антимонопольном органе ограничены.
Поэтому организация, подающая жалобу, должна учесть такие ограничения.
1. Если она не смогла подать заявку на участие и решит обжаловать положения документации о закупке, это можно будет сделать только до окончания срока подачи заявок.
2. Если закупка завершена, то обжаловать ее можно в течение 10 дней с того момента, когда протокол рассмотрения и оценки заявок на участие размещен в единой информационной системе. А при закрытом способе закупки – в течение 10 дней после подписания такого протокола.
3. Если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при заключении контракта, то подать жалобу можно лишь до заключения контракта.
В случае истечения этих сроков оспорить действия заказчика или оператора электронной площадки можно будет только в суде.
Жалобу подают в отделение ФАС России в письменном виде (в произвольной форме). Она должна содержать:
Организация должна доказать, что жалоба обоснованна. Поэтому к ней надо приложить подтверждающие документы и их перечень. Подписывает жалобу представитель организации, который ее подает. На такого человека выписывают доверенность или иной документ, наделяющий его данными полномочиями. Кстати, подавать жалобу необходимо в территориальное отделение ФАС России, уполномоченное контролировать деятельность заказчика. Если организация принимала участие в закупке, которую проводили для нескольких учреждений, находящихся на территориях двух и более отделений антимонопольной службы, подавать такую жалобу следует в отделение по местонахождению организатора совместного конкурса или аукциона.
Жалобу сотрудники ФАС России рассмотрят в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления.
В пункте 11 Регламента приведены обстоятельства, при которых жалобу не примут. Перечислим их:
Этот перечень является закрытым. В то же время, как ранее отмечали суды, если недостаток устраним и не препятствует рассмотрению, жалоба должна быть принята антимонопольным органом (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 апреля 2010 г. № Ф09-2512/10).
Одновременно с рассмотрением жалобы сотрудники антимонопольного ведомства проведут внеплановую проверку. Они определят, отвечают ли действия заказчика нормам Закона о контрактной системе . При этом все заинтересованные лица имеют право давать пояснения в устной или письменной форме. Жалобу будет рассматривать специальная комиссия.
Если доводы организации о нарушениях подтвердятся, госзаказчику выпишут предписание.
В частности, его могут обязать:
Однако антимонопольный орган не вправе отменить результаты оценки заявок, если они затрагивают:
Обжаловать итоги по данным критериям можно только в судебном порядке.
Любое принятое антимонопольным органом решение может быть обжаловано заявителем или заказчиком в суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
6 мин на чтение
Примерное время
Распечатайте
и возьмите с собой
Распечатать статью
Скачать статью
«Мелкие» закупки
Даже если «подотчетники» приобретают товары на небольшие суммы, эти закупки нельзя совершить в обход Закона о контрактной системе. Но оформить их гораздо проще, надо лишь знать ряд важных нюансов…
Александр БУРКОВ, ведущий аналитик Института управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева ГУ-ВШЭ
Бюджетные учреждения как заказчики имеют право выдавать своим сотрудникам деньги под отчет для производственных нужд. Их не ограничивает Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Однако надо учесть следующее.
От имени юридического лица могут выступать не только его органы в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (ст. 53 Гражданского кодекса РФ), но и его представители. Это лица, действующие на основании выданной им доверенности или полномочия которых следуют из обстановки (п. 1 ст. 182 , п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса РФ). Действия представителя (подотчетного лица) непосредственно создают, изменяют и прекращают гражданские права и обязанности представляемого учреждения (п. 1 ст. 182 Гражданского кодекса РФ).
Поскольку подотчетное лицо, закупая товары (работы, услуги) по поручению учреждения, действует от его имени и в его интересах, то оно выступает в качестве уполномоченного представителя учреждения. Поэтому приобретение им за наличные деньги товаров (работ, услуг) от имени заказчика квалифицируют как закупку, которая должна совершаться в соответствии с правилами Закона о контрактной системе .
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что если на суммы, выданные подотчетным лицам, закупают товары (работы, услуги) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд или нужд учреждений, то такие отношения регулируются положениями Закона о контрактной системе и указанные средства должны быть учтены в плане-графике размещения заказов в 2015 году (письмо Минэкономразвития России от 28 марта 2014 г. № Д28и-385).
Рассмотрим подробнее, чего при закупке малого объема делать не надо.
Не требуется составлять отчет с обоснованием невозможности или нецелесообразности использования иных способов закупки, начальной цены и иных существенных условий контракта. Случаи оформления этого отчета регламентированы частью 3 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Не нужно размещать на сайте извещение о закупке. Но при некоторых закупках у единственного поставщика его все же надо опубликовать – не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе).
Кроме того, нет необходимости устанавливать обеспечение исполнения контракта. Ведь заказчик обязан это делать только в ситуациях, предусмотренных частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ, в том числе и в устной.
Сведения о такой закупке не включают в реестр контрактов (ст. 103 Закона о контрактной системе). Отчет об исполнении контракта (ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе) по форме, определенной постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093 , тоже не составляют.
При закупке небольшого объема заказчик может отступать от требований статьи 34 Закона о контрактной системе.
Информацию о закупках, которые планируется совершать в соответствии с пунктами , части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, указывают в плане-графике одной строкой по каждому коду бюджетной классификации в размере совокупного годового объема денежных средств по закупкам товаров, работ, услуг, не превышающих 100 тыс. руб. и не превышающих 400 тыс. руб. При этом расчет допустимого объема «мелких» закупок на период до конца 2015 года производится без учета плана-графика.
Предельный размер расчетов наличными для учреждений – 100 тыс. руб.
Заказчик должен корректно определить свой общий совокупный годовой объем закупок, то есть утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления закупок, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.
До 2016 года такой расчет делают исходя из бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности заказчика. До следующего года эти понятия не связаны с планом-графиком.
Для закупок товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., заказчику надо выбрать схему расчета объема «мелких» закупок: или общее количество таких закупок не должно превышать 2 млн руб. в год, или нужно ориентироваться на 5 процентов совокупного годового объема закупок.
Первый вариант подойдет заказчику с небольшими объемами закупок, второй – заказчику с крупными объемами. При проведении закупок в соответствии с пунктами , части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе надо помнить, что сумму таких закупок не учитывают при вычислении минимального объема закупок, которые заказчик обязан проводить с ограничением для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Запрещено включать в условия банковской гарантии требование о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, о беспечиваемых этой банковской гарантией (ч. 4 ст. 45 Закона о контрактной системе).
Дополнительные требования к банковской гарантии, порядок ведения и размещения в ЕИС реестра этих гарантий, форма требования об уплате по гарантии определены в постановлении Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 .
С 20 декабря 2014 года оно действует в редакции постановления Правительства РФ от 9 декабря 2014 г. № 1339 .
В новой редакции сохранена норма о том, что банковская гарантия должна быть оформлена на бумаге или в виде электронного документа.
При этом уточнено, что усиленной неквалифицированной электронной подписью такой документ может подписать лицо, имеющее право действовать от имени банка на условиях, предусмотренных гражданским законодательством РФ и статьей 45 Закона о контрактной системе.
В банковской гарантии необходимо закрепить такие положения.
1. Право заказчика представить письменное требование об уплате денежной суммы и (или) ее части по банковской гарантии при ненадлежащем выполнении или невыполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, а также в случаях, установленных частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе.
В части 13 статьи 44 Закона о контрактной системе перечислены случаи, в которых банк-гарант обязан вместо участника уплатить заказчику гарантированную сумму:
2. Право заказчика на передачу права требования по банковской гарантии при перемене заказчика в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с предварительным извещением об этом гаранта.
Согласно статьям и Гражданского кодекса РФ, банковская гарантия не может быть отозвана гарантом, а заказчик не может передавать другим лицам право требования по банковской гарантии, если в ней не оговорено иное. Это требования безотзывности и непередаваемости банковской гарантии. Также требование безотзывности банковской гарантии, используемой при государственных закупках, прямо закреплено в части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Право заказчика передавать право требования по указанной банковской гарантии третьим лицам, которое по правилам Гражданского кодекса РФ должно содержаться в самой банковской гарантии, Законом о контрактной системе напрямую не было предусмотрено, но теперь закреплено в постановлении № 1005 . Однако заказчик обязан предварительно известить банк о передаче требования по его гарантии третьим лицам.
Смена поставщика по госконтракту допустима только в том случае, если новый поставщик является правопреемником по этому контракту вследствие реорганизации юрлица в форме преобразования, слияния или присоединения.
3. Условие о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет гарант.
Таким образом, Правительство РФ однозначно определило в нормативном правовом акте, что взимать комиссию за перечисление бенефициару-заказчику гарантированной суммы банк не вправе, и это обстоятельство следует закрепить непосредственно в тексте банковской гарантии.
4. Перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Он включает:
Нарушение действующих требований может привести к санкциям.
Не допускается включать в текст банковской гарантии:
7 мин на чтение
Примерное время
Распечатайте
и возьмите с собой
Распечатать статью
Согласно нормам Федерального Закона, государственным заказчикам разрешено проводить тендеры несколькими способами. Один из них - закупка у единственного поставщика. О том, что это такое, в каких случаях используется и чем характеризуется так вид закупки, читайте в нашей статье.
Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Поздравляем с праздником 8 МАРТА!
06.03.2019
С первыми днями весны приходит самый женственный праздник в году - 8 марта! Компания «Бико» поздравляет всех женщин с праздником и желает много счастья, здоровья и благополучия!
Тендеры будущего: чего ждать в 2018-м?
12.12.2017
Многочисленными подзаконными актами в тендерном законодательстве уже никого не удивить: их количество исчисляется десятками. Само собой, начало нового календарного года сулит вступление в силу очередных изменений - рассказываем о них.
Тендеры - это спорт, в котором необходимо упражняться и научиться побеждать...
17.12.2014
Управляющий партнер брендингового агентства Plenum Brad Consultancy Илья Лазученков расскажет об опыте участия в нашумевшем тендере от ОАО «Концерн «Калашников», а также поделится своим опытом в профессиональной области, даст советы по развитию бренда, выбору развивающихся рынков и подготовке к участию в серьезных тендерах.
Прямая закупка - способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений. Порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам Заказчик в своем Положении о закупке (ч.2 ст.2 Закона №223-Ф).
Прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) без рассмотрения конкурирующих предложений может осуществляться двумя путями:
Направлением предложения о заключении договора конкретному поставщику (подрядчику, исполнителю);
Принятием предложения о заключении договора от одного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Случаи осуществления прямой закупки:
1. Если стоимость приобретаемой продукции небольшая и использование иных способов закупки нецелесообразно. У кого и на каких условиях закупает заказчик, в этом случае значения не имеет. Главным фактором, определяющим такую закупку, будет стоимость приобретаемой продукции - она должна быть небольшой. Хотя в Законе 223-ФЗ не указано, что значит «небольшая» стоимость продукции, логичнее всего ориентироваться на сумму в 100 тыс. рублей (или 500 тыс. рублей в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более пяти миллиардов рублей). Вывод сделан из того, что именно в данном случае заказчик имеет право не размещать на официальном сайте сведения о закупке, в том числе извещение, документацию и протоколы закупки (ч.15 ст.4 Закона № 223-ФЗ ).
2. Если имеют место определенные обстоятельства, такие как:
Наличие закупаемой продукции только у какого-либо конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) (Пример: Договор поставки товаров выполнения работ, оказания услуг, которые входят в сферу деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон № 147-ФЗ );
Какой-либо конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) является обладателем исключительных прав в отношении данной продукции или осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).
Прямая закупка может использоваться также в случае, если проведенные ранее процедуры закупок не состоялись либо существует срочная потребность в продукции, в том числе вследствие чрезвычайного события, и проведения конкурентных процедур является нецелесообразным.
Примерный перечень случаев для проведения прямой закупки можно установить по аналогии со ст. 93 Закона № 44-ФЗ .
Так как по Закону № 223-ФЗ случаи закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно в Положении о закупке, перечень можно расширить за счет следующих оснований, не характерных для госзаказа:
Важно помнить! Устанавливая в Положении о закупке перечень оснований для проведения прямой закупки, заказчикам нельзя осуществлять абсолютно все свои закупки через прямые закупки, так как это нарушает принципы Закона №223-ФЗ. Так же, любое из оснований применения прямой закупки должно быть объективно обоснованным (п.2 ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ ).
При осуществлении прямой закупки (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) по любому из оснований предусмотренных Положением о закупке, на сумму, не превышающую сто / пятьсот тысяч рублей, Заказчик вправе не размещать в Единой информационной системе извещение и документацию. До ввода в эксплуатацию ЕИС вся информация, предусмотренная Законом №223-ФЗ, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), согласно п.10 ст.8 Закона №223-ФЗ (далее - ООС, официальный сайт).
Памятка на проведение прямой закупки до 100/500 тысяч рублей:
При осуществлении прямой закупки (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) по любому из оснований предусмотренных Положением о закупке, на сумму, превышающую сто / пятьсот тысяч рублей, Заказчик должен разработать и разместить в Единой информационной системе сведения о закупке. Сведения о закупке, а также вносимые изменения и разъяснения публикуются на официальном сайте в соответствии с требованиями Закона №223-ФЗ, основные из которых содержатся в ст.3 и ст.4 данного закона. Порядок публикации документации закупки на официальном сайте содержится в «Положении о размещении на официальном сайте информации о закупке», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 (далее - ПП №908).
Таблица 1 -Нормативная база публикации сведений о закупке на ООС
В соответствии с Положением о закупке
(ч.2 ст.2 Закона № 223-ФЗ)
Информация о закупке: |
Срок: |
Порядок: |
1. Публикация извещения, документации, проекта договора, иной информации, предусмотренной Положением о закупке |
|
|
2. Включение закупки в план закупок (в случае, если закупка там отсутствовала), корректировка информации о закупке в плане закупок |
|
|
3. Внесение изменений в извещение, документацию, проект договора, иную информацию, предусмотренную Положением о закупке |
(ч.11 ст.4 Закон № 223-ФЗ) |
|
4. Внесение разъяснений извещения, документации, проекта договора, иной информации, предусмотренной Положением о закупке |
(ч.11 ст.4 Закона № 223-фз) |
|
Извещение о закупкеЗаказчик формирует в личном кабинете (в закрытой части официального сайта) путем заполнения специальной формы (т.е. формирует извещение с помощью функционала официального сайта).
Согласно п.20 ч. IV ПП № 908 , данная форма становится доступной после того, как Заказчик в личном кабинете выберет один из возможных способов закупки: уже имеющихся на ООС или установленных Заказчиком самостоятельно в соответствии со своим Положением о закупке, опубликованном в установленном порядке на ООС. Извещение о закупке, которое Заказчик формирует с помощью функционала ООС, включает в себя сведения, предусмотренные ч.9 ст.4 Закона № 223-ФЗ , а также сведения, предусмотренные Положением о закупке Заказчика (п.21 ч. IV ПП № 908) . При формировании извещения Заказчик указывает коды ОКВЭД и ОКДП, такая обязанность установлена в п.24 ПП № 908.
Документация о закупке и проект договора размещается на ООС в электронном виде (п.22 ПП № 908 ). В случае если Положением о закупке Заказчика предусмотрено размещение иной информации о закупке (ч.6 ст.4 Закона № 223-ФЗ) , такие сведения также размещаются в электронном виде (п.23 ПП № 908) .
Таблица 2 - Способ публикации сведений о закупке на ООС
Наименование сведений о закупке |
Способ публикации информации о закупке в соответствии с п.9 ПП №908 |
||
Функционал ООС |
Электронный вид |
Графический вид |
|
Извещение |
Обязательно (п.20, 21 ПП № 908) |
Обязательно (п.22 ПП № 908, ч.8 ст.4 Закона № 223-ФЗ) |
Существует техническая возможность размещения на ООС путем прикрепления документа. |
Документация |
Отсутствует техническая возможность размещения на ООС. Размещение не предусмотрено законодательством. |
Обязательно (п.22 ПП № 908) |
|
Проект договора |
Обязательно (п.22 ПП № 908) |
||
Иная информация, подлежащая размещению на ООС в соответствии с Положением о закупке Заказчика |
Обязательно (п.23 ПП № 908) |
Извещение о закупке будет считаться размещенным на ООС надлежащим образом после подписания его квалифицированным сертификатом ключа проверки электронной подписи (электронной подписью) в соответствии с требованиями п.4 гл. I ПП № 908, одновременно с документацией и проектом договора, которые также подписываются электронной подписью в момент опубликования сведений о закупке на ООС.
Сведения, составленные с помощью функционала официального сайта должны совпадать с размещенными на ООС сведениями, содержащимися в документах в электронной форме. В случае несовпадения приоритетными считаются сведения, составленные с помощью функционала ООС (ч.7 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).
Заказчик имеет право (не обязанность!) «дублировать» сведения о закупке на своем сайте (ч.7 ст. 4 Закона № 223-ФЗ ). Воспользоваться правом публикации сведений о закупке на своем сайте Заказчику придется при возникновении на ООС технических или иных неполадок, не позволяющих разместить на ООС необходимые сведения (ч.13 ст.4 Закона №223-ФЗ). В этом случае вся необходимая информация о закупке размещается на сайте Заказчика с последующим размещением ее на ООС в течение одного рабочего дня со дня устранения неполадок. Размещенная таким образом информация считается опубликованной в установленном порядке и не влечет за собой наступление административной и иной ответственности.
Вся информация, публикуемая на ООС и на официальном сайте заказчика, должна быть доступна без взимания платы (ч.14, ч.18 ст.4 Закона №223-ФЗ).
Не размещение информации о закупке, предусмотренной законодательством, влечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. на должностное лицо и от 100 000 руб. до 300 000 руб. на юридическое лицо (ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ), срок давности привлечения к административной ответственности - 1 год со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).
Срок давности привлечения к административной ответственности - 1 год со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).
Закупка у единственного поставщика – один из способов закупки, который позволяет приобрести товары необходимого качества, определенной торговой марки у определенного продавца, без проведения торгов в максимально короткие сроки. В статье рассмотрим особенности проведения закупки у единственного поставщика.
Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителя организации (государственного, муниципального заказчика) « ». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак.часов.
Закупка у единственного поставщика - это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).
Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).
Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Указанный перечень содержит более 40 различных оснований, среди которых есть наиболее популярные у заказчиков:
Хотелось бы остановиться на нескольких типах закупки у единственного поставщика.
Стоит отметить, что закупки на сумму до 100 000 рублей не ограничены правилом об одноименных товарах. Ранее (по нормам закона № 94-ФЗ) сумма всех заказов на поставку одноименных товаров (выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг) в течение квартала не должна превышать 100 000 рублей (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ).
Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 000 руб. В апреле этого же года он вправе закупить тот же товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 100 000 рублей. При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.
Тип «закупка малого объёма» очень популярен среди заказчиков из-за своей простоты:
В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?
Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24, 25 ч. 1 ст. 93, ч. 18 ст. 83 № 44-ФЗ).
Обращаем ваше внимание на интересную деталь в законе: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), то заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 48, 59), а иногда и запрос котировок или запрос предложений (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 83).
Согласовывать закупку у единственного поставщика по итогам несостоявшихся торгов больше не нужно. С 2015 года отменяется обязанность заказчика согласовывать заключение контракта в ФАС в случае признания конкурентных способов закупки несостоявшимися (п. 25 ч. 1 ст. 93).
При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.
При закупке у единственного поставщика заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе. Также ему сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, на открытом конкурсе, из-за отсутствия конкуренции.
ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.
Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Напомним, что закон о контрактной системе 44-ФЗ разрешает неконкурентную процедуру при возникновении чрезвычайных ситуаций и форс-мажорные обстоятельств(непреодолимой силы). Но далеко не все обстоятельства попадают под это определение.
Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Посмотреть в ГК РФ (ст. 401), где написано, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие же случае, например, некачественное выполнение обязанностей, к ним не относятся.
Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на ФЗ-44(п.9 ч.1 с.93)?
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.
В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.
На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.
Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?
Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не вправе заключать контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.
На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения, в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.
В данном случае заказчику целесообразнее провести запрос котировок.
Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик, спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?
Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика, как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому, если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он явно неправ.
Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.
При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик обязан уведомить в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.
Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено.
В некоторых случаях (они указаны в ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчику необходимо подготовить и утвердить отчет, в котором требуется обосновать (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):
Срок составления отчета Законом № 44-ФЗ не установлен. Но утвердить отчет необходимо все-таки до заключения контракта, а не после. На практике для этого может потребоваться от одного до трех рабочих дней.
Онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».