Бизнесу место

Бизнесу место

» » Госзакупки «с нуля»: пошаговая инструкция для новичка. Как заработать на госзакупках: советы Госзакупки и госзаказ, нормативные документы

Госзакупки «с нуля»: пошаговая инструкция для новичка. Как заработать на госзакупках: советы Госзакупки и госзаказ, нормативные документы

Тендерные мероприятия в последнее время стали хорошим способом получения дополнительного дохода не только для владельцев крупных и небольших компаний, но и для тех, кто не имеет своего собственного бизнеса. Многие люди, которые часто задумывались о поиске нового вида заработка, обращают свое внимание на тех, кто уже ведет свою деятельность в сфере электронных аукционов. Рано или поздно они задаются вопросом о том, как заработать на тендерах с нуля, не имея своего предприятия и стартового капитала.

Тендерные торги как один из видов домашнего бизнеса

Чтобы заняться прибыльным делом у себя дома, человеку, планирующему зарабатывать на тендерных аукционах, необходимо иметь компьютер с доступом к интернету и желание получать неплохие деньги. Система такого бизнеса довольно проста и состоит из двух действий:

  • продажа найденных данных заинтересованным компаниям.

Данная структура помогает без проблем заработать на тендерах реальные деньги даже тому, кто практически не разбирается в электронных аукционах.

Сама суть такого вида деятельности заключается в том, что пользователь интернета регулярно просматривает сайты с тендерами, собирает информацию в свою личную базу, находит компанию, которая нуждается в поиске и участии в тендерах, и перепродает ей необходимые данные. При этом совершенно не стоит думать о том, выиграет клиент торги или нет.

В некоторых развитых организациях существует специальная должность – менеджер по тендерам, и в обязанности этого специалиста входит поиск тендерных предложений для своей компании. Однако такая должность актуальна только для крупных предприятий, а начинающие фирмы не всегда могут позволить себе иметь такого человека в своем штате сотрудников.

Поиск и привлечение клиентов

Найти клиентов так же просто, как и собрать необходимую информацию по текущим аукционным предложениям. Чтобы найти свою клиентскую базу, потребуется постоянно просматривать:

  • тендерные биржи, где современные компании размещают заявки на участие;
  • специализированные доски объявлений;
  • проффорумы;
  • контекстную рекламу.

Тем, кто решил найти ответ на вопрос, как можно зарабатывать на тендерах, стартовать в данной сфере такого бизнеса довольно просто. Несмотря на это, очень важно сразу установить для себя ценовую категорию. В основном компании подписываются на интернет-ресурсы, где черпают нужную информацию о тендерах. Такая подписка стоит от 8-9 до 19 тысяч рублей в год. Услуги человека, который будет регулярно предоставлять клиенту данные по актуальным тендерным предложениям, оцениваются в рамках 600 рублей ежемесячно.

Для некоторых начинающих бизнесменов в сфере электронного бизнеса такая сумма покажется очень маленькой, но эта цифра не конечная, ведь клиент может быть не один. В основном опытные люди, которые давно работают в сфере интернет-аукционов, имеют клиентскую базу из 40-50 человек. Если сделать несложные подсчеты, становится ясно, что любой желающий может получать хорошую прибыль, не выходя из дома.

Как выиграть тендер с нуля и без опыта: Видео

Бизнес, основанный на государственных закупках, с каждым днем набирает популярность. С его помощью можно реализовать товары и услуги, предоставляемые вашим предприятием, а также заработать приличные денежные средства. При этом спрос на данном рынке стабилен и имеет большие объемы.

Государственные закупки – способ размещения заказов на оказание различных видов услуг, предоставления определенного вида ресурсов, или реализации оговоренных в документе работ в строго указанные сроки. Договор подписывается с победителем торгов, который смог предложить свои услуги с наиболее выгодными условиями для заказчика.

Использование таких взаимоотношений приносит пользу обеим сторонам. Государство получает наиболее качественных исполнителей.

Бизнес – денежное вознаграждение за проделанную работу и возможность постоянно совершенствовать свои услуги в связи с довольно серьезной конкуренцией. Участником таких торгов может выступать любое юридическое и физическое лицо.

Общие принципы и правила участия в госзакупках рассмотрены в этом видео:

Способы проведения государственных закупок

Рынок государственных закупок делится на следующие виды:

  • Государственные закупки с помощью аукционов
  1. Электронный аукцион
  2. Аукцион закрытого типа
  3. Аукцион открытого типа
  • Конкурсная основа
  1. Закрытый
  2. Открытый

Электронный аукцион производится в электронной форме на специализированных сайтах, который проходит аккредитацию Министерством экономического развития РФ. Вся данные о проведении данного вида аукциона, его ходе и результатах размещаются на электронных площадках. Как участвовать в электронных торгах и что нужно учитывать – читайте .

Аукционы закрытого и отрытого типа различаются только тем, что заявки остальных участников неизвестны аукционерам. Они подаются в специальных конвертах, в аукционах открытого вида все происходит наоборот. Все заявки становятся известны участникам.

Наиболее используемым видом закупок является открытый конкурс. Участие в нем может принять любой желающий, а информация о них публикуется в специализированных изданиях. Участники конкурса должны подать заявки соответствующие требованиям проведения данного мероприятия.

Победитель, обеспечивший самые выгодные условия, определяется комиссией. Конкурс считается не состоявшимся, если на него оформлена только одна заявка. В случае если переговоры с победителем заходят в тупик, предпочтение отдается следующему по привлекательности кандидату.

Закрытый конкурс отличается от открытого лишь в способе отбора участников. Участие в нем могут принимать исключительно приглашенные поставщики.

Плюсы и минусы государственных заказов

В любой сфере деятельности есть свои положительные и отрицательные моменты, и если использовать первые по максимуму и не бояться вторых, то дорога к вершинам может оказаться не только успешной, но и приносить удовольствие. Давайте разберемся во всех подводных камнях выбранного нами бизнеса.

К несомненным плюсам работы с государственными заказами можно отнести то, что форс-мажорные ситуации и риски при работе с государством сведены к минимуму. Реализовывается это за счет максимально прозрачной системы расхода средств и всех производимых процедур. Также позитивным моментом является гласность проводимых процедур.

Большую роль играет и то, что государство старается активно помогать и расширять границы в данной отрасли, так как, отдавая заказы сторонним фирмам и стимулируя их рост, оно также укрепляет экономическую стабильность и создает здоровую атмосферу внутри страны.

К сожалению, идеалов не существует, и каждая система имеет свои минусы. Так же происходит и на рынке государственных закупок. Большинству предприятий предлагающих инновационную продукцию, несмотря на всю перспективность их услуг, довольно сложно пробиться до получения стоящих заказов.

Государство в большинстве случаев старается выбирать проверенные продукты и услуги. Хотя в последнее время ситуация в данном направлении меняется в лучшую сторону.


Основные принципы осуществления государственных закупок.

Уровень проведения торгов и наличие грамотных специалистов в данной сфере также пока желает оставлять лучшего. Из этого вытекает проблема с невозможностью контролировать качество закупки, что вынуждает оценивать качество предоставляемых услуг уже в процессе эксплуатации.

В связи с перспективностью данного рода деятельности на рынке учащаются случаи махинаций, появления на рынке преступных группировок и практики «откатов» за получение особо прибыльных заказов.

Как и чем регулируются госзакупки

Существует определенный список законов, которые совершают функцию регулирования отношений на данном рынке:

  • Закон № 44-Ф3 о контрактной системе – регламентирует способы и порядок реализации закупочной деятельности.
  • Закон № 223-Ф3 о закупках отдельных видов юридических лиц – вступает в силу в случае формирования денежных средств заказчика не из федерального бюджета или заказчик является коммерческой компанией с государственным участием.
  • Закон № 135-Ф3 о защите конкуренции – обеспечивает единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, защиту конкуренции и предоставление условий для эффективной работы товарных рынков.
  • Закон № 63-Ф3 об электронной подписи – регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг.

Все законы помогают строго регламентировать очередность реализации и способы закупочной деятельности. Информация о закупках, ответы на вопросы участников и внесение изменений находятся в свободном доступе.

Функция мониторинга в сфере закупок возложена на Минэкономразвития. Он проводится путем постоянного сбора информации, которая в дальнейшем подвергается многосторонней оценке.

На основании закона №44-Ф3, в некоторых случаях госзакупки подвергаются общественному обсуждению. Перечень таких случаев устанавливается правительством.

Пошаговая инструкция по участию в госзакупках

Давайте поэтапно разберемся, как нам начать свой бизнес и что следует делать в первую очередь. В 21 веке наиболее перспективным вариантом будет работа с электронными ресурсами.

К их несомненным плюсам можно отнести отсутствие сложностей с реализацией таких вещей как отслеживание тендеров, облегченная форма взаимодействия с рынком и множество других положительных моментов. Исходя из этого, предпринимателю нужно выполнить следующие действия:

  • Получение электронно-цифровой подписи. Согласно законодательству многих стран, в число которых входит и РФ, электронно-цифровая подпись приравнивается к обычной подписи директора. Соответственно она необходима при использовании интернета. – читайте инструкцию по ссылке.
  • Для получения доступа к тендерам, предпринимателю надо также пройти процедуру аккредитации. Нужно заполнить регистрационную форму, представить учредительские документы (устав, доверенность для принятия участия в торгах, выписка из государственного реестра).
  • Определиться с площадкой, на которой предприниматель собирается искать свои заказы. Ее выбор дела вкуса и единственная важная вещь – наличие аккредитации.

Подготовительные этапы завершены, и следующие действия предпринимателя должны быть такими:

  • Пополнение счета, который будет привязан к торговой площадке, так как при наличии нулевого баланса подача заявки не будет осуществлена. Минимально необходимая сумма должна составлять 5% от стоимости вашего тендера. Как открыть расчетный счет и какие документы потребуются – узнайте .
  • Заполнение заявки. Она состоит из двух частей: информационной, в которой содержится вся необходимая документация и сведения, и анонимной. В ней описываются услуги, условия, а так же другие данные по сделке которые заказчик сочтет необходимыми для выполнения.

Полезные правила для новичков

Из сказанного выше можно сделать вывод, что при желании, малый и средний бизнес имеет обширные возможности заработка. А при выполнении некоторых условии можно в разы повысить вероятность успешного старта. Для этого необходимо составить бизнес-план, который значительно облегчит поэтапное развитие вашего бизнеса.

Необходимо следить за интересующим вас заказом на всех этапах и не бросать дело на самотек. Ведь существует вероятность, что заказчик в последний момент поменяет условия и нужно быть готовым к этому.


Основные способы проведения госзакупок.

В том случае если заказчик выставляет цену, ниже рыночной, нужно быть с ним более аккуратным. Это может указывать на его не добросовестность. Не стоит игнорировать отзывы людей о том или ином заказчике и по возможности изучать их как можно более тщательно.

Будет полезно посетить семинары и обучающие мероприятия, проводимые более опытными игроками, которые имеют желание делиться своим опытом. Это поможет избежать множества мелких неприятностей, которые могут попасться вам на вашем пути.

Какую поддержку малого и среднего бизнеса осуществляет государство и какие существуют источники – читайте по ссылке.

Дмитрий Глазунов — генеральный директор компании «ТД Ролин» (медицинское оборудование)

Контракт с госзаказчиком для небольшой компании, привлекающей инвестиции, включает «зеленый свет»: частные инвесторы считают такие проекты надежными и перспективными. Но нужно помнить: рынок госзакупок и электронных аукционов имеет свои особенности.

Госкомпаниям для поддержания деятельности постоянно требуются различные товары, работы и услуги. Причем в больших объемах. Этим и объясняется тот факт, что многие начинающие и развивающиеся проекты стремятся на рынок госзакупок. Так, клиентами одного из самых крупных операторов электронных торгов, Единой электронной торговой площадки, являются свыше 300 000 заказчиков и более 450 000 поставщиков, а суммарный объем проведенных за девять последних лет торгов превышает 13,5 трлн руб.

Из 62 компаний, профинансированных на площадке StartTrack, три уже постоянно участвуют в торгах по госзакупкам, и их количество будет только расти: если для банков успешно выполненный компанией госзаказ не значит ничего или почти ничего, то для частного инвестора это хороший знак.

Размер имеет значение

Доходность контрактного финансирования через краудинвестинговые площадки может достигать 20% и выше. Но, рассчитывая на прибыль, нужно понимать, какие риски несет с собой тот или иной проект.

Условно всех участников рынка можно разделить на три категории:

  1. Те, кто осваивает крупные контракты (речь идет о сотнях миллионов рублей). Обычно эти компании исполняют до 10-20 контрактов в год, они, как правило, занимаются комплексными поставками.
  2. Малые и средние предприятия, которые работают с небольшими контрактами (до 2 млн руб.) и поставляют самые разные товары: от канцтоваров до строительных материалов. Они могут осваивать до 1000 контрактов в год.
  3. Малые и средние предприятия, которые работают с небольшими компаниями и специализируются на одном сегменте: медицинском оборудовании, спецодежде, спецтранспорте и т.д. Эти заказчики берут несколько сотен контрактов в год.

Инвестировать в первую категорию компаний я бы советовал только очень опытным людям: все крупные контракты исполняются десятками подрядных организаций. Если хотя бы одна из них сделает что-нибудь не так — к примеру, зальет неправильно фундамент здания больницы, — работу не примут, и деньги не получит ни один из исполнителей всей цепи. Конечно, объект принимают поэтапно, но представьте, сколько может возникнуть форс-мажорных обстоятельств, когда виновных просто не найти.

Вторая категория в этом плане более безопасна: небольшие компании, исполняющие заказы в самых разных отраслях, отличаются большей гибкостью — их товар всегда ликвиден. Если не удастся договориться с одним заказчиком, всегда найдется другой. Несмотря на то, что компании из этой категории не специализируются на одном сегменте, инвестору следует обратить внимание, с каким товаром исполнитель работает более активно и поставляет его заказчикам регулярно.

Третья категория исполнителей самая оптимальная, но таких на рынке немного. Эти компании дорожат репутацией, качество для них — не пустой звук. Они знают все о других о поставщиках и производителях, постоянно анализируют оптовые и розничные цены на рынке. Главное, что их отличает от других участников, — узкая специализация, они долгие годы работают с конкретным сегментом. Успех таких проектов обусловлен следующими факторами:

  1. Компания работает с заказчиками самого разного уровня — от министерств до школ (не делит клиентов на статусных и не статусных).
  2. Цены ее контрактов могут варьировать от 100 тыс. до 100 млн руб. (разовая большая прибыль — это хорошо, но стабильность заказов важнее).
  3. Количество заказчиков должно расти год от года (экономическая ситуация в стране может быть разной, бюджеты компаний — тоже, но сарафанное радио и качественно сделанная работа всегда дадут свой эффект).

Дешево хорошо не бывает

Ни для кого не секрет, что на рынок госзакупок выходит много недобросовестных поставщиков, которые «подгоняют» характеристики своего товара под те, что указаны в техническом задании. Закупщики, в свою очередь, часто не могут проверить товар до объявления итогов тендера либо не обладают для этого достаточными знаниями. В результате в конкурсе побеждает далеко не самый качественный товар, зато предложенный по минимальной цене. Чем это чревато для рынка?

К примеру, заказчик хочет купить германское оборудование, но по закону не имеет права указывать в заявке страну или марку. Китайский аналог будет полностью соответствовать техзаданию. Конечно, разница в цене очевидна, и понятно, кто победит в таком аукционе. А в результате? А в результате заказчик потратит денег чуть меньше, чем за «Германию», и получит «Китай». Поставщик немецкого оборудования потеряет в объемах поставок и поднимет цены на товар. Окрыленные победой поставщики «китайского» оборудования начнут лезть в самые разные аукционы и в случае провала писать жалобы во всевозможные инстанции.

Инвесторам я посоветую одно — не ленитесь изучать статистику проекта: по ней видны принципы работы бизнеса. Обращайте внимание на то, в скольких торгах участвовала заинтересовавшая вас компания, сколько раз проигрывала тендер, всегда ли при этом обращалась в надзорные органы с жалобами.

Заказчик уровня «Бог»

Смотрите на компанию-заказчика. Чем она крупнее, тем более жестки процедуры приемки товара. Например, при закупке высокотехнологичной продукции большинство госкомпаний выставляют к поставщикам такие требования, как технический уровень продукта и более высокий экономический эффект по сравнению с традиционными решениями. Не менее сложны требования к поставкам медицинского оборудования. В этом сегменте нещадный отсев компаний, участвующих в госторгах, происходит уже на этапе подачи заявки, что, кстати, становится поводом для многочисленных обращений в ФАС со стороны нерадивых предпринимателей.

Встретимся в суде

Обращайте внимание на то, сколько у компаний было судебных процессов и по какому поводу. В основном в суды идут из-за невыплаты денег заказчиком. И все же, если тяжб слишком много, даже затеянных из-за неисполнения заказчиками обязательств по оплате контрактов, — насторожитесь. Ведь потом можно услышать: «Мы все сделали, это они виноваты! Извините». В практике нашей компании за 3,5 года было всего два суда, и каждый раз — по описанной выше причине. Их общая сумма не превышала 1% от годового оборота, и это тоже важно. Если заказчик не платит часто и большие суммы, значит, с компанией-исполнителем что-то не так.

Ростом не вышли

Кризис — время для подъема, он вычищает неэффективных во всех отраслях. Смотрите на рост компаний, в наше время оптимизация расходов — наверное, единственный показатель эффективности. Также не стал бы советовать рассматривать компании, зависящие от одного-двух контрактов, и тех, кто, говоря о падении выручки, ссылается на экономическую нестабильность. Ну и, конечно, не надо «в омут с головой». Начните с малого, посмотрите, как компания развивалась на коротком отрезке времени (чтобы понять динамику, достаточно 4-6 месяцев) и какие достижения у нее были.

Когда я решил искать деньги через StartTrack, в запасе у меня было много кейсов. Некоторые из них могли вызвать неоднозначную реакцию, но меня это не смущало. Например, в 2014 г., незадолго до обвала рубля, мы выиграли тендер у Калининградской детской больницы на поставку реанимационного оборудования для машин «скорой помощи». Оборудование предполагалось привезти итальянское, но из-за валютного кризиса контракт стал невыгоден: мы теряли треть бюджета. Были долгие переговоры с чиновниками и главврачом больницы, нас пытались задеть за живое (все-таки речь шла о детях), но мы настояли на своем — заменить итальянское на идентичное по качеству российское. Наверное, с человеческой точки зрения нужно было уступить заказчику и уйти в минус. Но, с другой стороны, уступишь раз-другой, и твоему бизнесу придет конец. А те, у кого нет возможностей, не делают ничего. В том числе — не помогают детям.

Закон о госзакупках действует больше 10 лет. Однако многие предприниматели не решаются подавать заявки на участие в конкурсах и аукционах. Это неоправданные опасения. Запросы организаций весьма разнообразны, а объемы поставок, с учетом тотального курса на экономию, бывают вполне доступными для малого бизнеса.

Множество предпринимателей успешно строит бизнес на госзакупках, но немало и тех, кто считает систему размещения заказов слишком сложной. Просто не верит в реальную возможность получить «кусок государственного пирога» — и напрасно. При всех своих недостатках она более прозрачна, чем многие другие коммерческие схемы, и освоить ее при желании можно. В конце статьи мы приведем интервью с владельцем МП, выручка которого на 80% обеспечена госконтрактами.

Госзакупки и госзаказ, нормативные документы

Главные регламентирующие документы:

  1. № 44-ФЗ от 05.04.2013 — «Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  2. № 223-ФЗ от 18.07.2011 — «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Все претенденты на получение государственного или муниципального заказа на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ — равны перед законом. К этому сводится суть действующих норм, которые регулируют заключение таких договоров.

Заказчиками услуг, товаров в системе выступают государственные, муниципальные:

  1. органы исполнительной власти;
  2. компании, корпорации, естественные монополии (например, Газпром);
  3. автономные, унитарные предприятия; бюджетные учреждения;
  4. предприятия, обеспечивающие снабжение водой, газом, теплом;
  5. организации с долей государственного, муниципального участия более 50%.

Поставщиком может стать юридическое лицо любой формы собственности, ИП — независимо от места нахождения, регистрации (с 2015 года — за исключением зарегистрированных в офшорных зонах). Заказчики обязаны использовать конкурентные способы отбора исполнителей (рис.1). Побеждает участник, предложивший самую низкую цену, лучшие условия. Правилами госзакупки для малого и среднего бизнеса установлены существенные льготы, о которых расскажем ниже.

Общие требования к поставщикам товаров, исполнителям услуг:

  1. соответствие законным требованиям и ограничениям;
  2. отсутствие приостановления, банкротства, ликвидации;
  3. налоговая задолженность не больше 25% от стоимости активов.

Весь процесс закупки, начиная от составления планов до определения поставщиков и подписания контракта, проводится в Единой информационной системе — ЕИС (www.zakupki.gov.ru). Справедливости ради нужно заметить, что заказчики жалуются на ее сложность даже больше, чем представители бизнеса. Требования к ним предъявляются жесткие, а за нарушение порядка установлены такие санкции, что среди работников госслужб появилось выражение: «штраф в кредит».

За 2015 год ФАС России было возбуждено 22 063 дела по КоАП за нарушения закона № 44-ФЗ, выдано предписаний о штрафах — 18 966, взыскано — 158,3 млн. рублей. Из них 6 425 дел — за утверждение документации о закупке, не соответствующей требованиям (5 469 штрафов); 5 237 — за нарушение порядка отбора поставщиков (3 452 штрафа). Данные отчета Минэкономразвития.

Как организована работа ЕИС

Сейчас ЕИС работает исключительно как техническая система, выполняя такие функции, как:

  1. формирование, обработка и хранение данных о госзаказе;
  2. предоставление доступа поставщикам для подачи заявок;
  3. обеспечение обмена электронными документами с ЭЦП.

С 2017 года она будет выполнять контрольные функции: проверять, соответствует ли план закупок объему выделенного госфинансирования, а условия заключенного договора — документации к заявке и протоколам. Госзаказчики будут обязаны осуществлять закупки строго по графику.

Какую информацию размещает заказчик

При осуществлении конкретной закупки он должен внести следующую информацию, включая все последующие изменения:

  1. извещение о закупке;
  2. документацию, разъяснения;
  3. проект договора.

Срок внесения изменений —15 дней, а когда при заключении договора и по ходу его исполнения меняются существенные условия: цена, сроки, объемы — 10 дней. Информация поддерживается в актуальном состоянии.

Пример поиска информации о размещенных контрактах

Открыв главную страницу сайта госзакупок (рис.2), по нажатию кнопки «Поставщики» можно просмотреть полный реестр размещенных заказов и закупок. Ниже справа есть выход на список, предназначенный только для малого бизнеса.

Приведем для примера результаты поиска по нескольким произвольно выбранным запросам:

  1. канцелярские товары — 5200;
  2. запчасти для автомобилей — 3;
  3. медицинские принадлежности — 43;
  4. ремонт — 800 000;
  5. аудиторские услуги — 243;
  6. заправка картриджей — 192;
  7. мебель — 74 000;
  8. ремонт копировальной техники — 703;
  9. IT-услуги — 793;
  10. хозяйственные товары — 2700;
  11. моющие средства — 3600;
  12. инструменты — 7600.

Выбрав, например, конкретный заказ по реестру — госзакупки для малого бизнеса, можно просмотреть полную информацию об условиях по нажатию номера заявки (рис.3).

Преференции для малого и среднего бизнеса

Участие малого бизнеса в госзакупках регламентируется статьей 30 закона № 44-ФЗ. Она устанавливает минимальную долю для МСП и СОНКО как 15% от общего совокупного годового объема размещенных закупок. При этом они могут заявляться в любых аукционах и конкурсах, включая закрытые и с ограниченным участием — если обладают лицензией или разрешением на определенный вид деятельности.

Заказчик может выбирать претендентов из числа МСП двумя способами (№ 44-ФЗ):

  1. ограничить претендентов непосредственно в извещении, при этом начальная (она же максимальная) цена контракта не должна быть больше 20 млн. рублей (ч.3 ст.30, п.4 ст. 42).
  2. установить требование к участнику (любому) о привлечении МСП в качестве субподрядчика с указанием объема участия в % от общей стоимости; тогда ограничения не применяются (ч.6, ст.30).

Предприятие, ИП должны соответствовать условиям ст.4, № 209-ФЗ, 24.07.2007 г. До 1 августа 2016 года закон применяется в старой редакции. После этой даты все субъекты СМП будут внесены в единый реестр, который будет размещен на официальном сайте ФНС. Это позволит заказчикам получать достоверную информацию о поставщике. Сейчас участник, подающий заявку, предоставляет только декларацию о соответствии СМП.

По отчету Минэкономразвития в 2015 году 15% квота для участников — представителей малого и среднего бизнеса выполнена. Представители этого сегмента только по прямым контрактам (без субподряда) получили из бюджета около 490 млрд. рублей. Сам глава ведомства (интервью газете «Коммерсант») считает цифру завышенной, но по его словам она не меньше 400 млрд. рублей (рис.4).

Общее количество заявок в 2015 на 10% больше по сравнению с 2014 годом, а среднее количество претендентов на один заказ стоимостью до 10 млн. рублей увеличилось с 2,6 до 3,5. Преобладающий способ определения поставщика (исполнителя) — электронный аукционы (56,6%).

Порядок отбора на электронном аукционе (ЭУ)

Порядок проведения ЭУ регламентирован статьями 59 -71 закона № 44-ФЗ. Когда заказчик проводит отбор этим способом, то в извещении должна быть указана следующая информация:

  1. Интернет-адрес электронной площадки;
  2. срок, до которого принимаются заявки;
  3. дата проведения аукциона;
  4. размер и форма обеспечения участия;
  5. ограничения по участникам (СМП, субподряд);
  6. условия допуска зарубежных товаров.

В настоящее время работает 5 электронных площадок: ЗАО "Сбербанк-АСТ" (www.sberbank-ast.ru), АО "Единая электронная торговая площадка" (www.roseltorg.ru), ГУП "Агентство по госзаказу" (www.zakazrf.ru), ЗАО "Электронные торговые системы" (www.etp-micex.ru), ООО "РТС-тендер". Ниже показаны три схемы, наглядно отображающие процесс проведения таких торгов.

Что нужно чтобы принять участие в торгах

Участие в ЭУ бесплатно, но чтобы иметь доступ к аукциону, необходимо получить аккредитацию на конкретной площадке. Для этого оператору отправляется пакет документов в электронном виде, подписанный ЭЦП (требуется отдельная для каждого):

  1. заявление стандартной формы;
  2. выписка из ЮГРЮЛ или ЕГРИПП;
  3. копия паспорта участника (физического лица);
  4. копии решений, приказов на лицо, получающее аккредитацию от имени компании;
  5. учредительные документы юридического лица (копии);
  6. ИНН, адрес электронной почты;
  7. документ, подтверждающий полномочия руководителя;
  8. решение о праве на совершение крупных сделок (если требуется).

Чтобы более детально понять как устроен бизнес на госзакупках приводим интервью с реальным участников торгов.

Интервью с Галиной Мишиной, ООО «КЦЛР «Протэкс-Гарант», г. Новокузнецк

Краткая информация. Кузбасский центр лечения и реабилитации работает с 1992 года. По всем параметрам соответствует субъектам МСП, численность работников 39 человек. Главное направление: производство технических средств для детей-инвалидов: опор, столиков, стульев, а также ортопедической продукции и приспособлений для развития мелкой моторики.

Поскольку значительная часть такого оборудования приобретается через Фонд социального страхования (ФСС), предприятие активно работает по госзакупке. Галина Борисовна ответила на несколько наших вопросов.

Здравствуйте, Галина. Скажите, пожалуйста, какую долю в вашем бизнесе занимают госзакупки? Как давно вы работаете в ЕИС?

Государственные заказы по контрактам с заказчиками составляют 80-90% от всей деятельности. Точная цифра зависит от возможностей предприятия и федерального финансирования социальных программ. Работаем с ними давно, со дня основания. До ЕИС мы также работали, но через бумажные носители, что было очень неудобно и ненадежно.

Как организована работа, сколько человек занимается поиском заказов? В чем основные проблемы?

Работа по составлению заявки (техпредложения) и подачи ее на площадку, участию в аукционе (или котировке), а также проверке и подписанию контракта выполняется специалистами коммерческого отдела под контролем юриста. В отделе 4 человека, все имеют юридическое или экономическое образование. За каждым специалистом закреплены определенные регионы страны, с которыми мы работаем по госконтрактам. Особых проблем по аккредитации и формированию заявок нет.

Кто ваши заказчики, сильно ли отличаются цены? Какое примерно количество конкурентов у вас бывает?

Заказчиками являются филиалы ФСС в регионах, Министерства, которым переданы полномочия ФСС по обеспечению средствами реабилитации детей. Они устанавливают цены сами на основании 44-ФЗ. Иногда начальная цена равна себестоимости изделий и доставки до места. В этом случае мы принимаем решение не участвовать в аукционе. Если цена приемлема, то мы проводим расчет, до какой цены можно падать. Конкуренты, конечно, есть. Иногда мы сами удивляемся, когда видим в списке те фирмы, которые у нас же и закупают оборудование.

Трудно ли работать с госорганами? Как они соблюдают сроки оплаты? Часто ли судебные разбирательства?

Проблемы есть всегда, но не по оплате, а по другим моментам. Есть те, которые не понимают, что изделия изготавливаются для детей-инвалидов, а их одинаковых не бывает. Если подходят адресно, с учетом всех индивидуальных особенностей, то это дает реабилитационный эффект. Документация, грамотно составленная заказчиком, это наполовину выполненный контракт; когда все понятно: что, кому и какое изделие. Однако некоторые из них составляют техническое задание из четырех строчек и не учитывают различную патологию больных детей. С ними чаще всего проблемы. Ребенку требуется не то, что прописано в техзадании, получатель просит поменять, а мы не имеем права по договору. А заказчику все равно. Вот и начинается досудебная переписка. Судов мало, но есть.

Как вы считаете, могут ли ИП, малые предприятия участвовать в госзакупках? Есть реальные шансы у небольшого бизнеса?

Предприятия должны принимать участие в аукционах, за этим будущее. Однако, если форма собственности ИП, то надо помнить, что при нарушении сроков поставки будут выставлены большие штрафы, а ИП (в отличие от ООО) отвечает всем своим имуществом. Поэтому прежде чем подавать заявку, предварительно надо изучить Обязанности поставщика в проекте контракта, который прилагается к документации. Если все в порядке, то - вперед!

Подводя итоги.

При отборе поставщиков на госзакупки малый и средний бизнес имеет законные преимущества. Учитывая платежеспособность контрагента, предприниматели могут планировать свою деятельность и снижать риски. Технически освоить процедуру не сложнее, чем сервисы ФНС, ПФР. Конечно, любые конкурсы и аукционы имеют свои «хитрости», но это уже вопрос опыта. Вряд ли стоит прибегать к помощи посредников, предлагающих услуги по поиску госзаказа, практичнее освоить навыки работы с ЕИС и электронными площадками самому.

Понравилась идея?

0 

Вопрос о том, как заработать в условиях продолжающегося весьма актуальный. Довольно большое количество бизнесменов делают большие финансовые вложения, чтобы остаться на плаву, сохранить экономическую стабильность своих предприятий. Между тем, существуют возможности делать прибыль не только с небольшими материальными затратами, но даже без вложений. Причем относится это не только к чисто рыночным сферам.

Можно успешно пополнять свой счет в банке участием на тендерах и госзакупках. Вокруг этой темы не прекращаются споры, говорят, мол, там все схвачено и поделено. Но на самом деле это не так. Новшества в законодательстве предусматривают максимальную прозрачность, реальные механизмы борьбы с коррупцией и полноценную демократичность для всех потенциальных участников таких конкурсов. Даже предприниматель, не имеющий достаточного количества средств для выполнения заказа, может, например, внести 5 процентов от суммы сделки в качестве залога. А затем, под гарантию банка, взять у заказчика аванс, и таким образом подтвердить реальность получения денег с торгов, конкурсов и госзакупок без вложений.

Надо просто собрать как можно больше информации о предмете получения дивидендов и начинать работать. Лучше всего получать консультации из различных источников, так у вас появится больше гарантий, что вы будете иметь нужные сведения.

Как получить тендер на строительство или ремонт

Практика проведения тендеров успешно реализуется на протяжении нескольких лет. В ряде случаев она оправдывает себя тем, что является прекрасным механизмом оптимизации издержек на проведение тех или иных работ. Действующее законодательство поощряет такую практику, поскольку это созвучно теме борьбы с злоупотреблениями. Подбором подрядчиков на конкурсной основе занимаются, как государственные, так и коммерческие организации и предприятия, а также частные предприниматели. В каждом из этих случаев существует своя специфика. Однако общие правила игры имеют один и тот же принцип: участие всех желающих с целью предложить свои услуги и победить, соблюдая условия проведения торгов. В выигрыше остаются обе стороны:

  • заказчик имеет возможность полноценного выбора наименее затратного из всех предложенных вариантов;
  • подрядчик получает объем работ, предоставляет услуги или отгружает товары, укрепляя свое экономическое благополучие.

Все виды конкурсных мероприятий включают в себя:

  • частные предложения выполнить заказ, это наиболее частые и недорогие возможности, встречающиеся в современной практике, случается, что проведением торгов предприниматель преследует цель элементарно промониторить рынок предложений;
  • торги коммерческих структур славятся своей непредсказуемостью и сложностью, ведь именно эти предприятия и организации ставят во главу угла получение максимальной прибыли, имеют квалифицированных специалистов, которые выберут самое объективное и экономически обоснованное предложение;
  • лоты государственных предприятий, по мнению некоторых бизнесменов, выиграть проще всего, ведь этот принцип отбора существует для них сравнительно недавно, здесь существует жесткий регламент, кроме того, чиновник, по закону, не должен иметь интереса в получаемом результате.

В результате четких рамок сценария государственных конкурсов бывает, что побеждает не самый выгодный для этого дела участник. Вместе с тем, именно такой принцип позволяет субъекту малого бизнеса выиграть конкурс, даже если он только что начал работать с нуля. Вот, собственно, и ответ на часто задаваемый вопрос: можно ли без затрат получить выгодный контракт – безусловно, можно!

Есть ряд советов, которыми следует воспользоваться, прежде чем вы начнете собирать документы для участия:

  • внимательно знакомьтесь с работами, услугами или товарами, которые требуются заказчику, это необходимо для того, чтобы верно сформулировать свое предложение, в противном случае вы получите отказ;
  • сложившаяся практика организации разыгрывания заказов такова, что предпочтение отдается участнику, чья работа, услуги или товары оказываются, в итоге, наиболее доступными в ценовом отношении, однако следует помнить, что если вы намеренно занизили стоимость, сделав возможность заказа фактически невыполнимой, вас просто-напросто могут занести в «черный список»;
  • не делайте свои расценки слишком дорогими или слишком дешевыми, помните, что в конкурсах большое значение играет авторитет участника, и если о вас будут хорошие отзывы – это уже является одной из составляющих получения заказа в будущем.

В любом случае, внимательность и тщательность в подходе к делу на оценочном этапе вам только помогут стать потенциальным победителем.

Как подать заявку на тендер

Существуют два равноценных варианта подачи заявки на участие в розыгрыше лотов:

  • электронный, с помощью Интернета, он экономит время и дает возможность участия в любом регионе страны, не выходя из собственного офиса, но такая практика чревата возможными сбоями, особенно в России, где стабильный Интернет кое-где до сих пор является несбыточной мечтой;
  • бумажный – довольно консервативный, но зато наиболее надежный, поскольку именно такой носитель до сих пор имеет преимущество перед виртуальным документом.

Оба этих формата стоит обсудить с бухгалтером или экономистом, поскольку от положительного исхода розыгрыша лотов зависит, насколько улучшится финансовое положение вашей компании. В любом случае, заявка должна содержать в себе информацию, свидетельствующую о вашей компании, как о субъекте бизнеса, олицетворяющем:

  • надежность;
  • предприятие, выпускающее добротные изделия или оказывающее услуги высокого качества;
  • выгодность сотрудничества.

Очень важно правильное оформление подаваемого пакета, который:

  • должен содержать учредительную документацию, соответствующие бухгалтерские отчеты, не следует забывать о залоге, обеспечивающем проведение сделки;
  • учитывать требования, предъявляемые заказчиком и оценочные критерии конкурсной комиссии.

Мелочей здесь может быть немало, начиная от документов, подтверждающих соответствие вашего предприятия всем требованиям и до наличия сертификатов, подтверждающих легитимность вашей деятельности, а также валюты сделки, способы и сроки представления пакета и время, в течение которого он будет рассмотрен.

Наиболее частая практика – это проведение электронных торгов в виде открытого конкурса, электронного аукциона или запроса котировок. Аукционы наиболее востребованы для розыгрыша лотов, но только для тех субъектов бизнеса, которые зарегистрировались на сайте, проводящем тендер, и имеют достаточную по срокам аккредитацию, три месяца и более. Алгоритм действий следующий:

  • заполняем предлагаемую на сайте форму зарегистрированного участника;
  • если вы зарегистрировались, соблюдая все предъявленные требования, то вам остается предоставить лишь сканы бумаг, необходимых для списка заказчика, их надо загрузить в соответствующие формы;
  • вносим данные в заявку, в двух частях;
  • подтверждаем свое предложение с помощью электронной подписи.

Подать документы на участие следует в течение одной недели, если сумма лота составляет не более 3 миллионов рублей или от 3-4 недель, если она больше указанной суммы. Финансовое обеспечение сделки устанавливается, как правило, в размере 5 процентов от стоимости лота. Если на вашем счету нет указанной суммы, то участник выбывает из дальнейшего розыгрыша.

Банковская гарантия для участия в тендере

Фактически это поручительство, которое дается заказчику, в особенности, если предприниматель впервые решил испытать удачу в розыгрыше заманчивых возможностей заработка. Организация, которая предоставляет их, обязана обеспечить себе максимальную безопасность в финансовом отношении. Такой документ гарантирует уплату банком оговариваемую сумму в том случае, если условия контракта подрядчиком не будут выполнены или он выполнит их ненадлежащим образом. Различаются три различных вида таких гарантий:

  • тендерная – главное обеспечение, что свои обязательства подрядчик после проведения торгов, закупок и конкурсов, выполнит, по размеру она равняется 5 процентам от суммы лота, она необходима в момент, когда подписывается контракт;
  • гарантия по условиям договора между заказчиком и подрядчиком предоставляется последним, здесь сумма составляет до 10 процентов от размера выигранного лота, она необходима для покрытия неустойки, пени или штрафа, если таковые потребуются;
  • банковская – составляет до 30 процентов от размера выигранных торгов, ведь она должна покрыть, в том числе, и аванс, который выдается подрядчику в случае возникновения такой необходимости, эту сумму также обязуется выплатить банк, работающий со счетом подрядчика.

Существует множество различных условий при выдаче тех или иных гарантий, которые являются наиболее надежными поручительствами не только для крупных компаний, но и для небольших фирм. Разумеется, для выдачи такого документа банку потребуется залог, например, депозит. Оформление поручительства чем-то похоже на , только пакет предоставляемых бумаг поменьше, он состоит из:

  • уставных документов;
  • заявки на предстоящий розыгрыш и других бумаг, подтверждающих это намерение.

Как правило, такие действия необходимы в случае, если речь идет о розыгрышах заказов, проводимых предприятиями государственного сектора.

Какие документы нужны для участия в тендере

Пакет необходимых бумаг достаточно велик, он включает:

  • заявку;
  • анкету лица, участвующего в тендере;
  • СМП-декларацию;
  • полное описание производимого товара или оказываемой услуги;
  • информацию об уже имеющемся опыте работе на подобных площадках.

Если речь идет об описании товара или оказываемой услуге, то оно должно подкрепляться соответствующими сертификатами или лицензиями. В анкете указываются все учредительные данные, со списком доверенных лиц. Для подачи заявки на некоторые торги существуют свои пакеты бумаг, которые необходимо предоставить, согласно регламенту. Наиболее важными считаются также сведения о том, что предприятие работает стабильно и является платежеспособным. Поэтому в пакет-заявку включаются:

  • выписка из налоговой об отсутствии задолженности по бюджетным сборам (срок действия такой справки ограничен, это надо иметь в виду);
  • балансовая форма № 1;
  • отчетность формы № 2 о наличии прибыли и убытков;
  • информация о наличии расчетного счета в банке.

Первые два документа (предоставляются копии) из этого списка должны быть заверены налоговой.

Как зарегистрировать организацию на госзакупках

Для регистрации целесообразно пройти консультацию специалиста, который занимается организацией торгов (это не так сложно, как кажется, ведь организаторам необходимы участники на каждый разыгрываемый лот). Приветствуется помощь опытного программиста, таковой имеется на большинстве предприятий. Руководителю с уровнем знаний обычного пользователя лучше заручиться поддержкой профессионала. Вот основные действия для создания аккаунта:

  • необходимо зарегистрироваться на http://zakupki.gov.ru , получив соответствующий сертификат участника;
  • на компьютере следует установить соответствующие программы, если их нет в наличии.

Для первого действия следует обратиться в адрес Федерального Казначейства. Для установки программного обеспечения лучше прибегнуть к помощи опытного сис-админа. Он инсталлирует на ваш ПК Windows XP SP3/7, Internet Explorer 7 и более поздние версии, Net Framework 2.0, CryptoPro CSP 3.0 и версии выше. Необходима также программа для электронной подписи.

Выполнив эти условия, можно рассчитывать на эффективное участие в розыгрыше заказов для госзакупок.