Определяет права, обязанности и ответственность перевозчика, инфраструктуры, владельцев МНОП (предприятий, организаций, учреждений) и граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
Краткий исторический обзор.
1885 г. – Общий устав Российских железных дорог
1920 г. – Устав железных дорог РСФСР
1927 г. – Устав железных дорог СССР
1998 г. – Транспортный устав железных дорог РФ (Федеральный закон)
2003 г. – Устав железнодорожного транспорта РФ (Федеральный закон)
1. Общие положения
Даны определения перевозчика, инфраструктуры, владельцев, МОП, МНОП, приведены виды перевозок.
2. Перевозки грузов, контейнеров и повагонными отправками грузобагажа
3. Взаимодействие владельца инфраструктуры и перевозчиков при подготовке и осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа
4. Железнодорожные пути необщего пользования
5. Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении.
6. Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа.
7. Ответственность перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров
8. Акты, претензии, иски.
9. Заключительные и переходные положения.
Планирование перевозок грузов.
Планы перевозок грузов в современных условиях разрабатываются на месячный период.
«Месячный план перевозок» является оперативным планом перевозок
Обеспечивает:
1. Полное и своевременное удовлетворение платежеспособного спроса на услуги железнодорожного транспорта по перевозкам груза с наименьшими транспортными затратами.
2. Эффективное использование подвижного состава
3. Четкое взаимодействие с другими видами транспорта
Месячное планирование перевозок грузов служит основой для технического нормирования эксплутационной работы и определения следующих показателей:
· Размеры движения по железной дороге и по направлениям
· Нормативы содержания локомотивов и локомотивных бригад
· Расходы топлива и электроэнергии
· Параметры регулирования вагонных парков по роду подвижного состава для каждой железной дороги, по каждому междорожному стыковому пункту.
· Финансовые расходы на приобретение оборудования и подвижного состава
· Провозная способность железной дороги
Месячное планирование осуществляется на основании данных:
· договоров об организации перевозок грузов, заключается между крупными ГО и ж.д;
· на основании заявок ГО на перевозку грузов по всем видам сообщений;
· на основании маркетинговых исследований и прогнозирования погрузки по номенклатурным группам грузов.
Заявки предоставляются в систему фирменного транспортного обслуживания или напрямую от крупных грузоотправителей через систему ЭТРАН-клиент. Все заявки в системе фирменного транспортного обслуживания классифицируются:
· По каждой станции отправления
· По каждой номенклатуре грузов
· По виду отправки (повагонная, мелкая, контейнерная, маршрутная)
· По принадлежности вагонов
· По видам сообщения
Заявки на перевозку грузов в прямом и непрямом международном сообщении через пограничные станции представляется отдельно по каждой пограничной станции, а при смешанном сообщении (железнодорожно-водном) по каждому пункту перевалки.
Грузоотправитель отправки составляет заявку на перевозку груза в необходимом количестве и предоставляет перевозчику не менее чем за 10 дней до начала перевозки в прямом сообщении и за 15 дней во всех видах международного и смешанного сообщений (в бумажном виде). Срок действия заявки не более 45 дней.
Перевозчик обязан рассмотреть заявку в двухдневный срок с момента поступления и дать решение:
· Согласовано
· Отказать
· Согласовано частично
Заявка передается владельцу инфраструктуры, рассматривается:
· не более 5 дней – при перевозке в прямом сообщении
· не более 10 дней – во всех видах международного и смешанного сообщения
и возвращается грузоотправителю.
В целях организации своевременного выполнения принятых заявок на перевозку грузов перевозчик осуществляет непрерывное оперативное планирование на погрузку по конкретным дням срока действия заявки.
Заявка содержит следующие данные:
· перевозчик – наименование и его код согласно ОКПО (общероссийский классификатор предприятий и организаций)
· период – срок действия заявки
· вид отправки (повагонная, контейнерная, мелкая, маршрутная)
· станция отправления, код
· номенклатурная группа груза
· вид сообщения
· грузоотправитель – полное наименование и код ОКПО
· плательщик
· принадлежности вагона, контейнера
· дата погрузки
· станции назначения, коды вагона, род страны назначения
Учет выполнения заявки производится по «Учетной карточке» формы ГУ-1. Она ведется представителем перевозчика по каждому грузоотправителю на основе согласованных заявок. Подписывается ежедневно или в дни погрузки обеими сторонами (грузоотправителем и перевозчиком)
Грузовые железнодорожные тарифы,
их значение и система построения.
Глава 2.
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации - правовая основа грузовой и коммерческой работы
Значение Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации
Выполняя перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, железнодорожный транспорт вступает в определенные правовые взаимоотношения с грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами, физическими и юридическими лицами, другими видами транспорта и собственниками транспортных средств.
Общие правовые нормы, определяющие отношения, возникающие в связи с деятельностью железных дорог, регулируются нормами гражданского права, но они не достаточны для регулирования отношений, возникающих при выполнении перевозок, поскольку не отражают специфику перевозочного процесса. Поэтому в статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что общие условия перевозок определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Важнейшими правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие между железными дорогами и грузоотправителями, грузополучателями и пассажирами, являются Федеральные законы «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Устав железнодорожного
транспорта Российской Федерации (далее Устав) от 10 января 2003 г., вступивший в силу с 18 мая 2003 г., регулирует отношения, возникшие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Имея статус федерального закона, Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных, связанных с перевозками услуг.
Действие Устава распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляется в местах общего и необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающим к железнодорожным путям общего пользования.
Закрепленные в Уставе нормы транспортного права основываются на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о естественных монополиях, Закона о защите прав потребителей и других федеральных законах и международных договорах, действующих в области железнодорожного транспорта. Устав определяет порядок и условия взаимодействия перевозчиков и владельцев инфраструктур при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом, предусматривает доступ к инфраструктуре на недискриминационной основе, создает равные условия оказания услуг по ее использованию перевозчиками независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Устав устанавливает обязательные показатели качества перевозок грузов, багажа и грузобагажа (сроки доставки, сохранность грузов, багажа и грузобагажа) и обслуживания пользователей услугами железнодорожного транспорта для всех владельцев инфраструктур, перевозчиков и организаций, индивидуальных предпринимателей, выполняемых вспомогательные работы (услуги) при перевозках.
С принятием Федеральных законов «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устава железнодорожного транспорта Рос-сийской Федерации» созданы основы законодательного регулирования деятельности железнодорожного транспорта и обеспечения его нормальной работы в условиях рынка.
Вопросы:
1. Сколько глав и статей содержит Устав ж.д. транспорта РФ?
2. Дать название и характеристику главам Устава ж.д. транспорта РФ
3. Какие правительственные и ведомственные акты, детально регламентирующие все стороны перевозки грузов и пассажиров разработаны в развитие к Уставу ж.д. транспорта РФ?
Литература:
1. Перепон В.П. «Организация перевозок грузов». Маршрут 2003 г. (стр. 21)
2. Устав ж.д. транспорта РФ. М. Транспорт 2003 г.
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации содержит 130 статей, объединенных в девять глав.
В главе I «Общие положения» определены главные задачи Устава и сфера его действия, дано четкое определение основных понятий, применяемых в тексте, установлен порядок разработки и утверждения Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом,
В главе II «Перевозки грузов, контейнеров и повагонными отправками грузобагажа» регламентирован порядок заключения долгосрочных договоров об организации перевозок, предоставления заявок на перевозки грузов и их выполнения, заключения договора перевозки груза, определены условия подготовки груза к перевозке грузоотправителями, подготовки вагонов, контейнеров под погрузку железной дорогой и грузоотправителями, установлен порядок выполнения операций по погрузке, выгрузке, сортировке грузов и контейнеров, при оформлении приема и выдачи груза.
В этой же главе определены обязанности перевозчика по доставке груза по назначению и в установленные сроки по определению размера недостачи, повреждения (порчи) груза и выдаче грузополучателю коммерческого акта, проверке состояния, массы и количества мест при выдаче груза; изложена имущественная ответственность грузоотправителя за достоверность сведений, внесенных в накладную; определен порядок внесения платы за перевозку грузов, грузобагажа и иных причитающихся перевозчику платежей, порядок проведения переадресовки грузов и порядок решения других вопросов, связанных с перевозкой грузов.
В главе III «Взаимодействия владельца инфраструктуры и перевозчиков при подготовке и осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа» определен порядок заключения договоров между перевозчиками и владельцами инфраструктуры об оказании услуг для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, а также порядок доступа перевозчиков к инфраструктуре.
Глава IV «Железнодорожные пути необщего пользования» посвящена основным условиям эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования и регулированию взаимоотношений перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей и грузополучателей.
Глава V «Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении» определяет порядок организации перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, условия передачи и перегрузки их в пунктах перевалки, устанавливает порядок взимания платы за перевозку грузов, определения срока доставки и взаимную имущественную ответственность за невыполнение нормы перевалки, несохранность и просрочку доставки грузов.
В главе VI «Перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа» определены условия перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, регламентированы права и обязанности перевозчиков, владельцев инфраструктур и пассажиров, изложены основные требования к пассажирским вагонам, железнодорожным вокзалам и другим сооружениям, предназначенным для обслуживания пассажиров.
Глава VII «Ответственность перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров определяет ответственность сторон за невыполнение принятой заявки на перевозки грузов, несохранность груза и грузобагажа, просрочку доставки грузов и не принадлежащих перевозчику порожних вагонов и контейнеров, задержку вагонов по вине грузоотправителя и грузополучателя, задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку или на железнодорожные выставочные пути и др.
В главе VIII «Акты, претензии, иски установлен порядок составления коммерческих актов и предъявления к перевозчику претензий и исков.
В главе IX «Заключительные и переходные положения» определен срок вступления в силу Устава, уточнены нормативные правовые акты, которые действуют впредь до принятия новых.
Устав содержит только основные условия перевозок грузов, пассажиров и грузобагажа, а также основные положения взаимодействия инфраструктуры и перевозчиков при подготовке и осуществлении перевозок. Предусмотреть все многообразие конкретных условий и особенностей перевозок он не может. Поэтому в его развитие принимаются важные правительственные и ведомственные акты, детально регламентирующие все стороны перевозки грузов и пассажиров.
Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом - нормативный правовой акт, издаваемый в соответствии с Уставом и содержащий условия перевозки грузов с учетом их особенностей в целях обеспечения безопасности движения, сохранности грузов и подвижного состава, а также экологической безопасности. Утвержденные Правила перевозок грузов являются обязательными для исполнения всеми физическими и юридическими лицами (независимо от формы собственности), пользующимися услугами железнодорожного транспорта общего пользования.
Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденные Министерством путей сообщения, Тарифные руководства, служебные и должностные инструкции и инструктивные указания.
К служебным и должностным инструкциям и инструктивным указаниям относятся: Инструкция по ведению станционной коммерческой отчетности, Инструкция по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов, Инструкция о порядке и технологии взвешивания грузов, содержании и техническом обслуживании весовых приборов, Инструкция по розыску грузов на железных дорогах, Должностная инструкция приемосдатчика груза.
До предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия.
К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования.
Указанные документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. При необходимости перевозчик вправе потребовать представления оригиналов документов для рассмотрения претензии.
Право на предъявление к перевозчику претензии, связанной с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, или иска имеют:
Право на предъявление к перевозчику претензии, связанной с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, предоставляется также страховщику, который выплатил страховое возмещение грузоотправителю (отправителю), грузополучателю (получателю), в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке.
Порядок предъявления претензии страховщиком аналогичен порядку, установленному в отношении предъявления претензии грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем).