Бизнесу место

Бизнесу место

» » Правда состоит в том что. Писатель Нил Гейман: "Правда состоит в том, что личности меняют мир снова и снова"

Правда состоит в том что. Писатель Нил Гейман: "Правда состоит в том, что личности меняют мир снова и снова"

Нил Ричард Маккиннон Гейман (род. 1960) — английский писатель-фантаст, автор графических романов и комиксов, сценариев к фильмам. К самым знаменитым его работам относятся: «Звездная пыль», «Американские боги», «Коралина», «История с кладбищем», серия комиксов «Песочный человек». Гейману присуждены многие награды, включая премию «Хьюго», премию «Небьюла», премию Брэма Стокера, медаль Ньюбери. Ниже размещена его статья о важности чтения, опубликованная порталом Kultrest .

Людям важно объяснять, на чьей они стороне. Своего рода декларация интересов. Итак, я собираюсь поговорить с вами о чтении и о том, что чтение художественной литературы и чтение для удовольствия является одной из самых важных вещей в жизни человека. И я очевидно очень сильно пристрастен, ведь я писатель, автор художественных текстов. Я пишу и для детей, и для взрослых. Уже около 30 лет я зарабатываю себе на жизнь с помощью слов, по большей части создавая вещи и записывая их. Несомненно я заинтересован, чтобы люди читали, чтобы люди читали художественную литературу, чтобы библиотеки и библиотекари существовали и способствовали любви к чтению и существованию мест, где можно читать. Так что я пристрастен как писатель. Но я гораздо больше пристрастен как читатель.

Однажды я был в Нью-Йорке и услышал разговор о строительстве частных тюрем - это стремительно развивающаяся индустрия в Америке. Тюремная индустрия должна планировать свой будущий рост - сколько камер им понадобится? Каково будет количество заключенных через 15 лет? И они обнаружили, что могут предсказать все это очень легко, используя простейший алгоритм, основанный на опросах, какой процент 10 и 11-летних не может читать. И, конечно, не может читать для своего удовольствия. В этом нет прямой зависимости, нельзя сказать, что в образованном обществе нет преступности. Но взаимосвязь между факторами видна. Я думаю, что самые простые из этих связей происходят из очевидного. Грамотные люди читают художественную литературу. У художественной литературы есть два назначения:

Во-первых, она открывает вам зависимость от чтения. Жажда узнать, что же случится дальше, желание перевернуть страницу, необходимость продолжать, даже если будет тяжело, потому что кто-то попал в беду, и ты должен узнать, чем это все кончится… в этом настоящий драйв. Это заставляет узнавать новые слова, думать по-другому, продолжать двигаться вперед. Обнаруживать, что чтение само по себе является наслаждением. Единожды осознав это, вы на пути к постоянному чтению. Простейший способ гарантировано вырастить грамотных детей - это научить их читать и показать, что чтение - это приятное развлечение. Самое простое - найдите книги, которые им нравятся, дайте к ним доступ и позвольте их прочесть.

Не существует плохих авторов для детей, если дети хотят их читать и ищут их книги, потому что все дети разные. Они находят нужные им истории, и они входят внутрь этих историй. Избитая затасканная идея не избита и затаскана для них. Ведь ребенок открывает ее впервые для себя. Не отвращайте детей от чтения лишь потому, что вам кажется, будто они читают неправильные вещи. Литература, которая вам не нравится, - это путь к книгам, которые могут быть вам по душе. И не у всех одинаковый с вами вкус.

И вторая вещь, которую делает художественная литература, - она порождает эмпатию. Когда вы смотрите телепередачу или фильм, вы смотрите на вещи, которые происходят с другими людьми. Художественная проза - это что-то, что вы производите из 33 букв и пригоршни знаков препинания, и вы, вы один, используя свое воображение, создаете мир, населяете его и смотрите вокруг чужими глазами. Вы начинаете чувствовать вещи, посещать места и миры, о которых вы бы и не узнали. Вы узнаете, что внешний мир - это тоже вы. Вы становитесь кем-то другим, и когда возвратитесь в свой мир, то что-то в вас немножко изменится.

Эмпатия - это инструмент, который собирает людей вместе и позволяет вести себя не как самовлюбленные одиночки. Вы также находите в книжках кое-что жизненно важное для существования в этом мире. И вот оно: миру не обязательно быть именно таким. Все может измениться. В 2007 году я был в Китае, на первом одобренном партией конвенте по научной фантастике и фэнтези. В какой-то момент я спросил у официального представителя властей: почему? Ведь НФ не одобрялась долгое время. Что изменилось?

Все просто, сказал он мне. Китайцы создавали великолепные вещи, если им приносили схемы. Но ничего они не улучшали и не придумывали сами. Они не изобретали. И поэтому они послали делегацию в США, в Apple, Microsoft, Google и расспросили людей, которые придумывали будущее, о них самих. И обнаружили, что те читали научную фантастику, когда были мальчиками и девочками. Литература может показать вам другой мир. Она может взять вас туда, где вы никогда не были. Один раз посетив другие миры, как те, кто отведали волшебных фруктов, вы никогда не сможете быть полностью довольны миром, в котором выросли. Недовольство - это хорошая вещь. Недовольные люди могут изменять и улучшать свои миры, делать их лучше, делать их другими.

Верный способ разрушить детскую любовь к чтению - это, конечно, убедиться, что рядом нет книг. И нет мест, где дети бы могли их прочитать. Мне повезло. Когда я рос, у меня была великолепная районная библиотека. У меня были родители, которых можно было убедить забросить меня в библиотеку по дороге на работу во время каникул. Библиотеки - это свобода. Свобода читать, свобода общаться. Это образование (которое не заканчивается в тот день, когда мы покидаем школу или университет), это досуг, это убежище и это доступ к информации.

Я думаю, что тут все дело в природе информации. Информация имеет цену, а правильная информация бесценна. На протяжении всей истории человечества мы жили во времена нехватки информации. Получить необходимую информацию всегда было важно и всегда чего-то стоило. Когда сажать урожай, где найти вещи, карты, истории и рассказы - это то, что всегда ценилось за едой и в компаниях. Информация была ценной вещью, и те, кто обладали ею или добывали ее, могли рассчитывать на вознаграждение.

В последние годы мы отошли от нехватки информации и подошли к перенасыщению ею. Согласно Эрику Шмидту из Google, теперь каждые два дня человеческая раса создает столько информации, сколько мы производили от начала нашей цивилизации до 2003 года. Это что-то около пяти эксобайтов информации в день, если вы любите цифры. Сейчас задача состоит не в том, чтобы найти редкий цветок в пустыне, а в том, чтобы разыскать конкретное растение в джунглях. Нам нужна помощь в навигации, чтобы найти среди этой информации то, что нам действительно нужно.

Книги - это способ общаться с мертвыми. Это способ учиться у тех, кого больше нет с нами. Человечество создало себя, развивалось, породило тип знаний, которые можно развивать, а не постоянно запоминать. Есть сказки, которые старше многих стран, сказки, которые надолго пережили культуры и стены, в которых они были впервые рассказаны. Если вы не цените библиотеки, значит, вы не цените информацию, культуру или мудрость. Вы заглушаете голоса прошлого и вредите будущему. Мы должны читать вслух нашим детям. Читать им то, что их радует. Читать им истории, от которых мы уже устали. Говорить на разные голоса, заинтересовывать их и не прекращать читать только потому, что они сами научились это делать. Делать чтение вслух моментом единения, временем, когда никто не смотрит в телефоны, когда соблазны мира отложены в сторону.

Мы должны пользоваться языком. Развиваться, узнавать, что значат новые слова и как их применять, общаться понятно, говорить то, что мы имеем в виду. Мы не должны пытаться заморозить язык, притворяться, что это мертвая вещь, которую нужно чтить. Мы должны использовать язык как живую вещь, которая движется, которая несет слова, которая позволяет их значениям и произношению меняться со временем.

Писатели - особенно детские писатели - имеют обязательства перед читателями. Мы должны писать правдивые вещи, что особенно важно, когда мы сочиняем истории о людях, которые не существовали, или местах, где не бывали, понимать, что истина - это не то, что случилось на самом деле, но то, что рассказывает нам, кто мы такие. В конце концов, литература - это правдивая ложь, помимо всего прочего. Мы должны не утомлять наших читателей, но делать так, чтобы они сами захотели перевернуть следующую страницу. Одно из лучших средств для тех, кто читает с неохотой - это история, от которой они не могут оторваться.

Мы должны говорить нашим читателям правду, вооружать их, давать защиту и передавать ту мудрость, которую мы успели почерпнуть из нашего недолгого пребывания в этом зеленом мире. Мы не должны проповедовать, читать лекции, запихивать готовые истины в глотки наших читателей, как птицы, которые кормят своих птенцов предварительно разжеванными червяками. И мы не должны никогда, ни за что на свете, ни при каких обстоятельствах писать для детей то, что бы нам не хотелось прочитать самим.

Все мы - взрослые и дети, писатели и читатели - должны мечтать. Мы должны выдумывать. Легко притвориться, что никто ничего не может изменить, что мы живем в мире, где общество огромно, а личность меньше чем ничто, атом в стене, зернышко на рисовом поле. Но правда состоит в том, что личности меняют мир снова и снова, личности создают будущее, и они делают это, представляя, что вещи могут быть другими.

Оглянитесь. Я серьезно. Остановитесь на мгновение и посмотрите на помещение, в котором вы находитесь. Я хочу показать что-то настолько очевидное, что его все уже забыли. Вот оно: все, что вы видите, включая стены, было в какой-то момент придумано. Кто-то решил, что гораздо легче будет сидеть на стуле, чем на земле, и придумал стул. Кому-то пришлось придумать способ, чтобы я мог говорить со всем вами в Лондоне прямо сейчас, без риска промокнуть. Эта комната и все вещи в ней, все вещи в здании, в этом городе существуют потому, что снова и снова люди что-то придумывают.

Мы должны делать вещи прекрасными. Не делать мир безобразнее, чем он был до нас, не опустошать океаны, не передавать наши проблемы следующим поколениям. Мы должны убирать за собой, и не оставлять наших детей в мире, который мы так глупо испортили, обворовали и изуродовали. Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым. Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок. Он понимал ценность чтения и воображения. Я надеюсь, что мы сможем передать нашим детям мир, где они будут читать, и им будут читать, где они будут воображать и понимать.

Анализ мнимых и истинных ценностей

Как образовался разрыв?

Заполнив таблицу, оцените насколько «справедливо» Вы обеспечиваете свои ценности деньгами, временем и душевной энергией. Главная задача – выявить самые существенные перекосы. Постарайтесь понять, когда и почему началось это расхождение.

Другое дело, что, распределяя свое время определенным образом, как показала таблица, Вы, может быть, сильно «разошлись» со своим идеалом, с теми жизненными ценностями, которые органичны Вам как существу духовному. Это важный момент. Если вы называете ценным для себя одно, а фактическое время, ресурсы и душевные силы тратите на другое, значит, Вы изменили себе – то есть под влиянием каких-то сил перекроили свои ценности, стали другим человеком – цените теперь совсем другое – то, на что реально тратите время.

Возникают вопросы:

1. Как возник разрыв между «теми» ценностями, о которых мы вспоминаем не часто, но почти всегда с грустью, и «этими», о которых говорим нередко виноват и как о ситуации понуждения?

2. Где Вы являетесь «настоящим» человеком с «теми ценностями» или с «этими»?

3. Как следует поступить с «раздвоением: терпеть? Исправить? Подождать пока «рассосется?»

Найдите хотя бы предварительные ответы на эти вопросы, запишите.

Для нетривиального ответа на подобные вопросы полезно разобраться, как же возник этот разрыв.

Почему деньги, время и энергию мы вкладываем не в то, что является для нас ценным? Одно из объяснений – мы стремимся понравиться окружающим нас людям. И это естественно – от этого зависит наше положение в коллективе, в обществе. Однако такое положение дел возможно, пока наши ценности совпадают с ценностями окружающих. Но раз за разом, оправдывая надежды начальства, коллег и родных, мы порождаем у них новые, еще большие ожидания, и если мы им следуем неосознанно, не закладываем ли мы постепенно нарастающий разрыв между нашими ценностями и реальной жизнью?

Составить перечень ценностей довольно просто. Сложнее выявить несоответствие между нашими ценностями и своей жизнью и разобраться в его причинах. Но самое трудное – устранить противоречия, преодолеть инерцию жизни.

Чаще всего катализатором перемен оказывается кризис – потеря дорогого человека, болезнь или крупные неприятности на работе. Любой кризис напоминает нам, что мы не должны забывать о том, что для нас действительно важно. Кризис часто ставит человека перед новым выбором, он как бы аннулирует прежние обязательства.



В обычных условиях нам гораздо труднее вырваться из плена старых обязательств и налаженной рутины жизни. Именно поэтому столь важны для нас перерывы в основной работе – отпуск, учеба на курсах и т.п. В случае несоответствия между «ценностями» и «настоящей жизнью» уместно подумать о временной нисходящей карьере. Подобные перемены позволяют отвлечься и посмотреть на ситуацию со стороны: что-то понять, что-то изменить, от чего-то отказаться; но, в отличие от кризиса, такие перемены не связаны с необратимыми последствиями и большими жертвами.

Постоянная работа с собственными ценностями необходима для того, чтобы избежать постепенного расхождения главной линии жизни, реальной карьеры и жизненных обстоятельств. Эта духовная практика нужна еще для того, чтобы в ситуации выбора конкретной специальности, организации и должностной позиции Вы не ошиблись с самого начала.

В этой ситуации полезны следующие правила:

– Выбирайте ту область деятельности, которая Вам интересна, где вы будете работать с удовольствием и энтузиазмом. Однако помните, что чем уже область специализации, тем с большей осторожностью следует ее выбирать.

– Вы не станете признанным лидером ни в чем, что не вызывает у вас энтузиазма и энергии. Если Вам не нравится Ваша настоящая профессия или область деятельности, поменяйте ее. Но сначала определитесь с тем, что Вам нравится, где бы вы хотели приложить свои усилия.

– Внимательно изучите данный курс и используйте в планировании карьеры идеи и инструменты, в нем представленные.

– Не спутайте «любимые дела», в основе которых лежат Ваши глубинные ценности и дела, которыми вы «любите» заниматься в силу безволия и социальной беспомощности.

Рассмотрим симптомы этой социальной болезни, передающейся «по воздуху»:

– любимое занятие – просто веский предлог, чтобы оттянуть решение остальных вопросов, возможно, слишком сложных или неприятных для Вас;

– вы боитесь передоверить дело кому-то другому, а потому продолжаете биться над ним сами, хотя и без веских на то оснований;

– Вам нравятся условия работы или сам ее процесс. Например, работа не требует большой ответственности или сопряжена с поездками в какой-то интересный город;

– Вам просто нравится работать с компьютерами, и вы готовы часами рисовать никому не нужные графики и схемы;

– Вы не умеете делать ничего другого, а потому беретесь только за те дела, которые Вам знакомы и привычны, а остальные либо «спихиваете» на других, либо откладываете «на потом».

Встает вопрос, как формируются безволие и социальная беспомощность, ведущая к девальвации идеалов и, в результате, к разрушению жизненных планов и карьерных устремлений?

Большая часть людей старается заниматься любимыми делами, все неприятное и сложное относя к недружественному внешнему окружению, которое мешает жить легко и правильно.

Карьеру мешают сделать плохие и недоброжелательные начальники. Либеральным политикам мешают сделать правильные и всем понятные политические преобразования консерваторы. Консерваторам мешают либералы. Представители тоталитарных режимов переживают, что либералы развращают народ свободой, мешая укрепить систему. Список примеров можно продолжить. Но важно понимать, все эти примеры – перекладывание ответственности на других из-за неспособности эффективно действовать. Механизм, постепенно приводящий к недееспособности, а потом и к невменяемости, единый для руководителей всех рангов: политиков и пчеловодов, военных и художников.

Рассмотрим основные подводные камни, ведущие к плохо выстроенной карьере.

1. Неумение управлять собой: неспособность в полной мере использовать свое время, энергию, умения; неспособность справляться со стрессами современной жизни.

2. Размытые личные ценности: отсутствие их ясного понимания; наличие ложных ценностей, не соответствующих линии интересно прожитой жизни.

3. Нечеткие личные цели: отсутствие ясности в вопросе о целях своей личной или деловой жизни; наличие целей, продиктованных модой и повседневной суетой.

4. Стагнация саморазвития: отсутствие восприимчивости к новым ситуациям и возможностям в отсутствие эффективного самообразования.

5. Неспособность решать проблемы: отсутствие жизненной стратегии, необходимой в принятии решений.

6. Неумение влиять на людей: недостаточная способность обеспечивать участие и помощь со стороны окружающих или влиять на их решения.

7. Отсутствие способностей добиваться высокого результата в работе.

8. Отсутствие способности или желания помогать другим, развивать и расширять свои возможности.

9. Неспособность содействовать развитию и повышению эффективности рабочих групп и коллективов.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы три основные идеи данной темы? Кратко сформулируйте их.

2. Какова для вас лично практическая польза от изучения этой темы? 3. Что вызвало у вас трудности в освоении данной темы? Сформулируйте свою проблему так, чтобы ее можно было обсудить с другими студентами, изучающими этот курс и преподавателем.

3. Какие идеи из этой темы вызывают у вас несогласие? Назовите конкретную идею. Сформулируйте как можно точнее, с чем вы не согласны. Приведите примеры в пользу своей точки зрения.

В общении с разными людьми, в кино и при потреблении информации из интернета я постоянно натыкаюсь на тезис “правда у каждого своя”, который можно было бы перефразировать на “истина у каждого своя”. Обычно этой фразой заканчивают зашедшую в тупик дискуссию. Я хотел бы разобрать и понять эту фразу, так как она, на мой взгляд, является вывеской целой концепции мировидения, руководящей решениями и поступками миллионов людей по всему миру.

У каждого правда своя. Своя правда у чиновника и полицейского, рабочего и учителя, ребёнка и взрослого, мужчины и женщины. В чем же заключается разность их правд? Думаю, что основное различие в интересах, противопоставленных друг другу желаниях. Чиновник хочет покоя и денег, а рабочий социальной справедливости; полицейский хочет поймать, а преступник – избежать наказания; ребёнок хочет играть, а взрослый устал с работы и хочет спать, и правда у каждого своя. Фундаментом этой “правды” является личный интерес. Это очень хорошо показано у Пруста в его книге “Фараон” где молитвы людей не достигали слуха Бога в силу своей взаимоисключающей природы. Выходит, что когда мы слышим о “своей правде”, на самом деле нам говорят о своём интересе. Подмена понятий.

Что же такое Правда?

Приведу кусочек из определения, данного доктором философских наук, профессором Азаренко: “Правда – понятие, близкое по значению понятию “истина”, но в русской философии оно служит также выражению дополнительного смысла, связанного с указанием, с одной стороны, на подлинную вселенскую истину, а с другой – с указанием на предельную личную убежденность говорящего. В основе семантики этого слова лежит представление о божественном порядке. Правда может пониматься как договор между человеком и Богом, и в этом смысле это слово семантически связано со словом “мир” (община). Семантика слова “мир” также воплощает идею Божественного договора с людьми, реализованную в социальном (и пространственном) плане ”.

Ключевым моментом в данном определении, на мой взгляд, является семантика определяющая термин Правда, как Божественный порядок. Наши предки, создававшие русский язык на протяжении тысячелетий, заложили в термин своё представление о мире, как о единой системе – Божественном порядке, и понимали Правду, как выражение этого порядка. Предки были мудры.

И верящие Богу и атеисты согласятся с тем, что Вселенная является единой и неделимой системой существующей по определенным законам, например по законам физики или аэродинамики. Мы сами и всё вокруг нас является частью Вселенной, то есть частью системы, функционирующей по заложенным в неё алгоритмам. Законы, по которым существует вся система и её подсистемы, например человеческий социум, и есть Правда. Это понимали наши предки, это нужно понимать и нам.

Законы, по которым существует Вселенная, еще не разгаданы людьми. Серьезные ученые по примеру Сократа признают – чем больше они знают, тем больше понимают, что не знают ничего. Необъятность Вселенной невообразима и немыслима для человеческого разума, и даёт практически бесконечную дорогу процессу познания. Вместе с тем кое-что мы все же понимаем, некоторые тенденции и закономерности можем проследить.

Следуя принципу “практика – критерий истины” мы видим, какие системы встраиваются в обще-Вселенскую систему, а какие ею отвергаются. При создании любого механизма творцы неизбежно сталкивались с образцами изделия, не способными выполнить назначенный им функционал в связи с несовместимостью с законами Вселенной. Корабль, построенный по чертежам, противоречащим теории плавания тел, являющей собой один из раскрытых законов Вселенной, ждет судьба брошенного в воду камня. То же самое можно утверждать о жизни человека, который своими поступками и поведением противоречит единой Правде, алгоритму существования Вселенной.

Простейший пример здесь – это человек, употребляющий яд. Его “правда” состоит в том, что алкоголизм приемлем и не создаёт проблем, помогает избавиться от стресса, улучшает кровообращение и прочий бред. Однако реальная жизнь и серьезная научная база доказывают нам обратное, все мы видим разрушающее воздействие алкоголя на организм, психику и, в конечном итоге, – на судьбу человека. Алкоголик противоречит логике жизни и та, как минимум ограничивает его потенциал развития, а как максимум исторгает его из системы. Каждый из нас, даже упертый проповедник “культурного пития”, наедине с собой, задействовав мозг и совесть, согласиться с этим. Природа на своём примере предупреждает нас об опасности. Пчелу, которая случайно несёт на своих лапках забродивший нектар, её сородичи не пускают в улей, а если она упорствует – убивают.

Правда одна. Правда – это эталон, процент следования которому определяет судьбу всякого живого существа и судьбу совокупности живых существ, такой, как человеческий социум. Практика – критерий истины.

Анализ развития и падения цивилизаций показывает нам, что воспитание в людях понятий любви, чести, долга, традиционных семейных ценностей, здорового образа жизни и процесса познания соответствует алгоритму существования Вселенной, тогда как обратные процессы, такие, как пестование индивидуализма, сексуальных извращений, эгоизма, равнодушия и жестокости не соответствуют ему и приводят к закономерному результату.

Крепкое, здоровое и сплочённое единой системой ценностей общество более жизнеспособно, нежели общество разделённых противоречивыми интересами эгоцентристов. В качестве примера приведу римскую цивилизацию, основанную на жестоком рабовладении, и под конец своего существования деградировавшую до легализации откровенной содомии на всех уровнях своего социума. Цивилизация, достижениями которой мы пользуемся до сих пор, развилась на понятиях чести и долга, твердости духа, презрения к смерти, и пала тогда, когда её общество прогнило и оказалось неспособным защитить себя. Закономерный результат отказа от следования единой Правде, законы которой мы можем читать в устройстве окружающего нас мира. То же самое и на меньшем уровне. Семья, построенная на принципах взаимоуважения, взаимовыручки, заботы о потомстве и осознании себя, как единого целого, во всём превосходит семью, члены которой в первую очередь заботятся о себе и имеют “свою правду”.

Представьте себе общество, в котором тезис “правда у каждого своя” является основополагающим и определяющим. У такого общества нет единой цели, нет единого образа поведения, нет единого понятия о добре и зле. Любая оценка будет проявлением частного вкуса и интереса, а какой-либо нравственный контроль будет невозможен. Убить ребенка в таком обществе не является однозначным злом, ведь правда у каждого своя, и найдутся те, кто будет утверждать, что детоубийство является их персональной правдой. Мы интуитивно знаем, что детоубийство – это плохо, но попробуйте это доказать с помощью логики в обществе, где правда у каждого своя, и каждый сам для себя определяет критерии добра и зла. Всегда найдутся те, кто свяжет логикой обратные доказательства и те, кто согласиться с ними.

С помощью сухой человеческой логики можно доказать и защитить что угодно. Если люди не имеют вытекающего из логики устройства Вселенной эталона поведения, то как определить нормальность, выявить безумие и патологию? В таком обществе любой псих, прикрываясь тезисом о том, что все субъективно, правда у каждого своя, может творить и пропагандировать всё, что угодно его изломанной психике, и никто не вправе остановить его. Любой здравомыслящий человек понимает, что двое мужчин, сующих друг в друга свои гениталии, являются психически не здоровыми, что они – патология. Они не могут иметь потомства, не могут нормально воспитать его, а значит, портят генофонд и являются больной клеткой социального организма. Однако правда у каждого своя, из чего вытекает, что позволено всё. Интерес извращенца, в таком обществе, приравнивается к изначальной вселенской Правде. Нет единой цели, нет критериев существования – это путь вырождения и гибели, просто потому, что противоречит логике жизни. Представьте, что в 1941 году население СССР решало бы вопрос защиты Родины с точки зрения логики и утверждения о своей правде. Как вы думаете, появились бы мы на свет в этом случае?

Я часто слышу от собеседников и собеседниц, что всё в нашем мире субъективно, ни в чем нельзя быть уверенным, всё относительно. Я не согласен с данным утверждением и считаю, что сама природа объективно показывает нам своим устройством существование высшей и единой Правды. Следование ей является благом для любой её части. В человеке заложен мощнейший механизм определения истинности того или иного тезиса – это взаимодействие совести и разума. Не всё можно доказать с позиции логики и научного материализма, наверное именно поэтому человек состоит не из одного только мозга. Утверждение о том, что правд много и что у каждого она своя, является ни чем иным как глупостью, разделяющей людей, превращающей их в аморфную массу и сбивающей с толку, отнимающей у них ясные и твердые понятия добра и зла, делающей их беззащитными перед волей любых безумцев и психопатов. Через “свою” правду погибли все известные нам цивилизации, погибнет и наша, если мы не осознаем пагубное действие этой безобидной, на первый взгляд, фразы. Безусловно, всё относительно, но относительно чего? Я утверждаю, что единственный эталон, относительно которого можно судить об объектах и явлениях – это система устройства Вселенной, созданная не нами.

  • Своя правда отменяет существование какой-либо правды и всегда является ложью, отменяет сам поиск истины, ведь теперь её нужно не искать, а выдумывать, оправдывая свои интересы. Это конец пути познания.
  • Своя правда заставляет с уважением относиться к любому мнению, даже если это откровенный бред или извращенство.
  • Своя правда ослепляет, лишает человека адекватного действительности взгляда на жизнь.
  • Своя правда является прикрытием любого корыстного интереса.
  • Сколько людей – столько и мнений, а Правда – одна. Как говорил Сергей Бодров в – в ней сила.

Естественно, что взгляд любого человека на предмет или явление всегда является субъективным и не может называться однозначной Правдой. Она, подобно любому Божественному творению или, если угодно, творению природы, является совершенством. Однако, практика жизни, словно строительный уровень, указывает нам степень отклонения от идеала и рушит возводимые конструкции, если отклонение критично. Это работает как на общемировом уровне, так и на уровне личности. Злодей и людоед редко живет счастливо, а его потомство так или иначе вырождается и гибнет.

Правда одна, и создана она не нами. Полагаю, что стоило бы не выдумывать свои законы, а наблюдать за закономерностями Вселенной во всей их полноте и внедрять в систему человеческого общежития. Тогда на Земле было бы меньше страданий и больше созидательного труда, направленного на развитие человека, на его самореализацию.

Слова эти принадлежат графу Бальдассаре Кастильоне (1478-1529), чей портрет кисти Рафаэля висит в Лувре напротив "Моны Лизы" Леонардо.

"Прямые и непосредственные неоплатонические формы быта
а) Может быть, наиболее ярким возрожденческим бытовым типом было то веселое и легкомысленное, углубленное и художественно красиво выраженное общежитие, о котором говорят нам документы Платоновской академии во Флоренции конца XV в. Здесь мы находим турниры, балы, карнавалы, торжественные въезды, праздничные пиры и вообще всякого рода прелести даже будничной жизни, летнего времяпрепровождения, дачной жизни, обмен цветами, стихами и мадригалами, непринужденность и изящество как в повседневной жизни, так и в науке, в красноречии и вообще в искусстве, переписку, прогулки, любовную дружбу, артистическое владение итальянским, греческим, латинским и другими языками, обожание красоты мысли и увлечение как религией, так и литературой всех времен и всех народов. Невозможно даже сказать, чего тут было больше, неоплатонизма или гуманизма, религии или свободомыслия, духовности или светскости, небесных восторгов или простейших, прелестнейших земных радостей, серьезности или легкомыслия. И среди всего этого подлинно возрожденческого быта Марсилио Фичино перевел на латинский язык всего Платона (1477), всего Плотина (1485), частично Дионисия Ареопагита, античных неоплатоников Порфирия, Ямвлиха и Прокла и других античных философов и писателей. Тут же он занимался и астрологией, демонологией и колдовством, за что не раз таскали его в инквизицию, от которой он, впрочем, сумел отвертеться. Но, собственно, инквизиция имела на то основания, поскольку Марсилио Фичино всерьез занимался астрологией. Кроме того, он был еще и католическим духовным лицом, совершавшим богослужения и наставлявшим верующих в их искании спасения души. И притом он был не просто духовным лицом. Он был еще и каноником (т.е. настоятелем кафедрального собора во Флоренции). А Пико делла Мирандола, второй по важности представитель Флорентийской академии, доказывал, что бог еще не совсем создал человека и что человек, чтобы быть настоящим человеком, кроме сотворения его богом, должен еще и сам себя сотворить. Мы не будем здесь говорить о поэтическом творчестве Платоновской академии. Об этом тоже нетрудно прочитать в общих руководствах по истории литературы. Но мы все-таки должны сказать, что творчество это было жизнеутверждающее, светское и веселое, ученое и юношески наивное, а если тут и была капля мистицизма, то она делала эту поэзию только еще более острой, еще более светской, еще более веселой и игривой. Насколько можно судить эстетика Платоновской академии во Флоренции в конце XV в. была одним из самых ярких, одним из самых последовательных и одни м из самых убедительных типов не только теоретической, но как раз именно практически-бытовой эстетики Ренессанса.

Б) В качестве другого и тоже основного примера чисто возрожденческого, притом по преимуществу платонического, быта может послужить трактат Бальдассаре Кастильоне "Придворный" (1514 - 1518), где рисуются все необходимые качества тогдашнего благовоспитанного человека: умение красиво драться на шпагах, изящно ездить на лошади, изысканно танцевать, всегда приятно и вежливо говорить и даже изощренно ораторствовать, владеть музыкальными инструментами, никогда не быть искусственным, но всегда только простым и естественным, до мозга костей светским и в глубинах души верующим. А кончается этот трактат панегириком Амуру, подателю всех благ и всего довольства, включая душевное спасение, панегириком, конечно, в чисто платоновском стиле. И тут тоже не в меньшей сте пени, чем у флорентийцев, полное слияние неоплатонизма и гуманизма, религиозной веры (вместе с учением о спасении души) и абсолютно светского жизнеутверждения, а также чистейшей эстетики платонизма и всяких возможных украшений и достоинств земной, и прит ом блестяще земной, жизни.

В) Эти два самых ярких примера бытовой эстетики Ренессанса, т.е. флорентийская Платоновская академия и Бальдассаре Кастильоне, оба являются наилучшим подтверждением формулированного у нас выше тезиса о превращении в эпоху Ренессанса антично-средневековых ценностей из безоговорочно онтологических в самодовлеюще-эстетические. Не то чтобы здесь отрицалась античная космология. Наоборот, она здесь всячески превозносилась. И не то чтобы средневековая ортодоксия начисто отрицалась. Наоборот, она всячески призн авалась: многие возрожденческие эстетики, как мы знаем, были даже духовными лицами католической церкви. Нет, дело здесь вовсе не в безусловном отрицании антично-средневековых абсолютов, что будет происходить уже в послевозрожденческие века. Все дело здес ь в эстетическом любовании антично-средневековыми ценностями, в превращении своей собственной жизни в предмет эстетического любования. Только так и можно понять Марсилио Фичино и Бальдассаре Кастильоне. За 300 лет до Канта они проповедуют эту всеобщую эс тетическую предметность, но проповедуют ее покамест только как факт, как результат своей прямой и непосредственной художественной интуиции. Чтобы формулировать это эстетическое самодовление в достаточно точных категориях, до этого европейским мыслителям нужно было работать и размышлять еще три века."
А.Ф. Лосев "История эстетики"

«КНИГА О ПРИДВОРНОМ» («IL LIBRO DEL CORTEGIANO»)

Известная еще до публикации, «Книга о придворном» была отдана в печать сразу двум известным издателям: Мануцию в Венеции, где она вышла в апреле 1528 г., и Джунти во Флоренции, где она появилась несколькими месяцами позже. Издание основывалось на последней рукописи, которую Кастильоне из Испании передал Бембо И Рамузио. Внезапная смерть в Испании не позволила автору увидеть успех книги в Италии и в других странах Европы, в которых вскоре вышли многочисленные переводы (в 1534 г. на испанский язык, три года спустя – на французский, в 1561 г. – на английский и в 1593 г. на немецкий).

Диалогическая форма «Книги о придворном» опирается на образцы прозы Платона и Цицерона, ставших учителями для нескольких поколений гуманистов, и отвечает стремлению автора представить придворную среду в качестве типичной формы социальных отношений, или светского «времяпрепровождения» («intertenimento»), которое предстает в книге как «игра». Кроме того, отсутствие автора в числе собеседников (события якобы относятся к 1507 г., когда Кастильоне находился с дипломатической миссией в Англии при дворе короля Генриха VII) позволяет им участвовать в диалоге совершенно свободно.

«Книга о придворном» разделена на четыре части; в ней рассматривается проблематика, затрагивающая все этапы человеческой жизни и опыта (юности и старость, язык и оружие, образование, любовь), при этом используются все традиционные литературные формы (фацеция, монолог, новелла, трактат). Придворная «игра», необычная и вычурная, представлена с определенной долей иронии. Ужу во вступительной части, в которой Федерико Фрегозо предлагает разыграть придворное действо, проблема «придворной жизни» («cortigianeria») представляется как исторически новая и злободневная, решение ее должно быть ясным и однозначным. В первой книге Лудовико ди Каносса ведет речь о физических и моральных качествах идеального придворного, которые могут меняться под влиянием случая и превратностей судьбы. Во второй Федерико Фрегозо намеревается продемонстрировать, «in qual modo e maniera e tempo debba il cortegiano usar le sue bone condicioni, ed operar quelle cose che già s’è detto convenirsegli» (гл.VI), т.е речь идет о том, чтобы изложить способы и обстоятельства, при которых придворный должен подтвердить свои качества. В третьей книге Джулиано де Медичи представляет образ «дворцовой дамы» («donna di palazzo») и, наконец, в четвертой Оттавиано Фрегозо рассматривает сложный вопрос об отношениях придворного и князя (т.е. господина). Наконец, Пьетро Бембо завершает диалог страстным восхвалением любви как пути к божественному благу, - и в это время первые рассветные лучи застают врасплох собеседников, которые «не заметили, как пробежало время» (гл. LXXIII).

Таким образом, каждая их 4-х книг имеет свою тематику, однако ни в одной из частей разговор не идет в некоем раз и навсегда установленном русле. В каждой части есть пространные и не случайные отступления, придающие более живой характер всему тексту: в первой книге это тема языка, во второй Биббиена рассказывает несколько новелл и фацеций; в третьей приведены примеры женской честности и скромности; в четвертой восхваление красоты и любви завершает весь трактат.

"Когда граф Лодовико Каносса еще далеко не кончил перечислять качества хорошего придворного, Лодовико Пио замечает ему: "Не думаю, чтобы во всем мире возможно было найти сосуд такой обширный, чтобы он оказался способен вместить все вещи, какие вы хотите видеть в своем придворном". И чем дальше подвигается накопление этих вещей, тем больше увеличивается скептицизм. После того как граф и мессер Федериго Фрегозо перечисляют все качества, которыми должен обладать придворный, Джулиано Медичи говорит: "Придворный, которого создали своим красноречием граф и мессер Федериго, не существовал никогда и, вероятно, не может существовать". Но Кастильоне этому не верит. Он не боится перегрузить своего придворного такими качествами, которые трудно соединить в одном лице, ибо убежден, что такое соединение все-таки возможно. Какие же это качества?

Придворный должен быть благородного происхождения. Это первое и необходимое условие. И не только просто родовитым человеком, его "порода" (come si dice, un sangue) должна сказываться в его внешности: в осанке, в выражении лица, в изяществе. Главной профессией придворного должна быть профессия воина, но воин-придворный не должен быть грубым солдатом: он должен быть храбр с неприятелем, но сдержан, скромен, лишен хвастливости в обычное время. И противоположной крайностью не должен страдать придворный: в нем не должно быть изнеженности и женственных манер, которыми щеголяют некоторые. Одеваться он должен не с чрезмерной изысканностью - как большинство воспитанных людей, не более. Но нравиться и производить впечатление ему нужно; в нем должна быть красота; рост его не должен быть ни чрезмерно высок, ни чрезмерно мал: то и другое возбуждает смех. Он должен быть хорошо сложен и ловок во всех телесных упражнениях: должен отлично знать верховую езду, хорошо биться на копьях, на шпагах, на кинжалах и даже выступать на бое быков. В делах чести, раз вопрос не может разрешиться мирно, должен твердо идти до конца и не поступать так, как делают иные: выбирают оружие, которое не колет и не рубит. Должен быть искушен во всех видах телесных упражнений: хорошо бегать, прыгать, плавать, метать камни, играть в мяч.

Затем идут все более мирные требования. Придворному нужно любить все игры и удовольствия, которые подобают человеку хорошего общества: танцы, верховую езду и особенно охоту, настоящую забаву вельможи. Ему нужно уметь поддерживать разговор, шутить, быть остроумным. Во всем этом он должен стараться отличиться перед другими. Но двух вещей он не должен забывать никогда. Во-первых, быть изящным во всем - это непременное требование для того, кто хочет успеха. Кто изящен, тот имеет успех, chi ha la grazia, quello è grato. Кому природа не дала изящества, тот должен выработать его в себе воспитанием, подражанием. "Подобно тому как пчелка, летая по зеленым лугам, ищет цветы среди трав, так и наш придворный должен красть изящество у всякого, у кого оно есть". И если оно у него не врожденное, а выработанное, это не должно быть заметно. "Настоящее искусство то, которое не кажется искусством: quella esser vera arte ché non appare esser arte". Второе требование, чтобы была непринужденность , spezzatura, но непринужденность естественная и не переходящая в рисовку. Когда человек всячески старается показать, что он не думает о том, что делает, это значит, что он думает об этом чересчур много. Когда непринужденность переходит известные, средние границы, она становится аффектированной. Простота и естественность нужны во всем: в музыке, в живописи, в повседневном обиходе. "Иной не побыл и года вне дома, а, вернувшись, начинает говорить на романьольском диалекте, по-испански, по-французски и еще бог знает как, а это все происходит от желания показать, что он много знает".

Но этого мало. Придворный должен быть широко и многосторонне образованным человеком. "В литературе он должен быть образован более чем посредственно, по меньшей мере в тех науках, которые мы зовем гуманитарными (d"umanità); знать он должен не только латинский язык, но и греческий, ибо по-гречески божественно изложено много различных вещей. Должен он быть начитан в поэтах и не меньше в ораторах и историках, а сверх того искусен в писании прозой и стихами, больше всего на нашем родном итальянском volgare, что кроме удовольствия, которое принесет ему самому, доставит ему возможность занимать приятными беседами дам, которые обыкновенно любят эти вещи". Разумеется, придворному нужно знать еще и современные иностранные языки.

Когда возникает вопрос, соединима ли профессия воина, которая должна быть у придворного главной, с большим литературным образованием, оратор горячо отвечает: "Я должен упрекнуть французов, которые думают, что литературное образование вредит профессии воина. Я считаю, что никому так не идет быть литературно образованным, как воину. Я хочу, чтобы эти две сцепленные между собой (concatenate) и одна другую дополняющие профессии были и в нашем придворном".

Однако и это еще не все. Придворный должен уметь играть на нескольких инструментах и петь. "Потому что, если подумать хорошенько, никакой отдых от трудов, никакое лекарство для слабой души не может быть более благородным и приятным, чем музыка. Особенно при дворах, где музыка не только всякого заставляет забывать неприятности. Там ведь многое делается, чтобы доставить удовольствие дамам, а в их души, мягкие и нежные, легко проникает музыкальная гармония и наполняет их сладостью". Напрасно Гаспаро Паллавичино протестует против этого требования, говоря, что "музыка вместе со многими другими глупостями (con moite altre vanità) - дело женское", "придворному вовсе не нужно быть музыкантом". Он опять остается одинок в своем протесте. Несколько больше аргументов требуется, чтобы доказать, что придворному нужно уметь рисовать и писать красками. "Не удивляйтесь, - говорит оратор, - что я хочу и этого искусства, которое кажется, быть может, в настоящее время чересчур ремесленным (meccanica) и недостойным дворянина". И после неизбежных примеров древности идет длинное доказательство практической пользы умения рисовать, "особенно на войне", где нужно зарисовывать местность, реки, мосты, снимать планы. Потом выясняется ценность искусства для души.

Портрет "совершенного придворного", нарисованный Кастильоне, знаменует собой целый самостоятельный этап в эволюции индивидуализма. Все, что представлялось отдаленным, лишь теоретически мыслимым идеалом людям Кватроченто, теперь предъявляется как практическое требование."

(А.К. Дживелегов. "Очерки истории итальянского Возрождения". М. 1929.)

Композиция книги имеет эклектический характер и не отличается строгим единообразием, автор использует примеры из реальной жизни, не останавливаясь только на «теоретических» заявлениях. Придворный – это человек, принадлежащий к реальному и конкретному обществу, наделенный определенными качествами, присущими этому обществу. Таким образом, все сводится к понятию «разнообразия» (varietas), противостоящему изначальной установке «игры», в ходе которой необходимо было определить идеального придворного. Тем не менее, идеал сформулирован и его социально-политическая и культурная роль определена: свободное противостояние различных мнений в диалоге проливает свет на изначально запутанный и неясный вопрос. Однако художественная ценность «Книги о придворном» состоит именно в некой ее двойственности, она представляется одной из самых удачных интерпретаций общественной и культурной жизни в эпоху Возрождения, поскольку в ней отражаются скрытые конфликты и недостатки постоянно меняющегося общества.

Справка:

BALDASSAR CASTIGLIONE
(1478 - 1529)
Итальянский дипломат, деятель культуры, писатель. Родился в 6 декабря 1478 г. в Казатико, в окрестностях Мантуи, в знатной семье. Его мать, Луиджа-Алоизия (так он сам будет называть ее в письмах), была родственницей семейства Гонзага, синьоров Мантуи. Начальное гуманистическое обрзование Кастильоне получил в Милане, где учился рыцарскому искусству при дворе Лудовико Моро. В 1499 г. смерть отца вынуждает его вернуться в Мантую, где он начал участвовать в придворной жизни, - позднее она сыграет определяющую роль в его литературном творчестве. Он поступает на службу к герцогу Франческо Гонзага, по приказу которого будет выполнять различные дипломатические, политические и военные поручения. В 1504 г., по неизвестным причинам, он уезжает из Мантуи, и герцог на многие годы запретит ему возвращаться в город.

Кастильоне уезжает ко двору в Урбино, одному из самых центров культуры того времени, и проведет там девять лет, вначале на службе герцога Гвидубальдо да Монтефельтро, а затем у сменившего его Франческо Мариа делла Ровере, также выполняя разного рода военные и дипломатические миссии. В 1511 г. он участвует в осаде городка Мирандола, а годом позже – в завоевании Болоньи. В те же годы Кастильоне занимается литературным творчеством: пишет стихотворения на различную тематику, эклогу «Тирси» («Tirsi»), эпистолу «О жизни и деяниях Гвидубальдо герцога Урбинского» («De vita et gestis Guidubaldi Urbini ducis»). В 1513 г. занимается постановкой при Урбинском дворе комедии «Каландрия», написанной его другом Бернардо Довици да Биббиена, и начинает работу над своим главным литературным трудом – «Книгой о придворном» («Il libro del Cortegiano»), которая будет завершена только в 1527 г. В том же году герцог, чтобы отметить его заслуги при дворе, жалует ему титул графа Новеллары, небольшого городка вблизи Пезаро, и посылает постоянным послом к папскому двору в Рим.

В Риме Кастильоне бывает у самых знаменитых литераторов и художников своего времени, в числе которых Пьетро Бембо, уже упоминавшийся Бернардо Довици да Биббиена, Рафаэль, который становится близким другом писателя и запечатлевает его на одном из своих самых известных портретов.

В 1516 г. Кастильоне возвращается в Мантую, где герцог Гонзага снова берет его на службу. Женится на Ипполите Торелли, от которой у него будет трое детей, а в 1521 г., после смерти жены, принимает духовный сан, - возможно, из соображений карьеры, блестящие возможности которой ему предоставляла церковная среда.

Тем не менее, он остается на службе у Гонзага до 1524 г., когда папа Климент VII посылает его в качестве апостольского нунция ко двору императора Карла V в Мадрид. Это очень тонкий ход со стороны папского двора, поскольку отношения с императором очень натянуты, и от него папа ожидает положительных результатов. Однако дипломатической миссии оказывается недостаточно, чтобы избежать осады Рима (знаменитого «римского мешка») в 1527 г., после чего Кастильоне вместе с другими дипломатами, среди которых его соотечественник Франческо Гвиччардини, обвиняется в том, что содействовал поражению папских войск. Ему удается снять с себя все обвинения, но восстановить доверие папы уже невозможно. В Испании Кастильоне остается до своей внезапной смерти в Толедо 2 февраля 1529 г.

Малые произведения Кастильоне состоят из небольшого числа стихотворений на латыни и на вольгаре, написанных еще в молодости, эклоги «Тирси», хвалебного текста, написанного для рода Монтефельтро. Она может рассматриваться как один из первых образцов пасторальной драмы – именно того литературного жанра, который получит очень широкое распространение во второй половине 16 века и достигнет значительных результатов в творчестве Торквато Тассо.

Поэзия на вольгаре, несмотря на то что вызывала значительный интерес в 16 столетии, представляет собой достаточно успешные поэтические «опыты», в которых ощутимо значительное влияние петраркизма. Латинские стихотворения опираются на примеры античной поэзии, в их числе и знаменитая эпиграмма на смерть Рафаэля.

В сущности, потеря веса - это действительно «есть меньше, а двигаться больше». Вес теряется, только когда калорий расходуется больше, чем потребляется. Явление называется «создание дефицита калорий». Но на этом простая часть заканчивается.

Правда состоит в том, что фраза «ешьте меньше, а двигайтесь больше» - вредна

Доктор Спенсер Надольски, специализирующийся на лечении ожирения, резюмирует:

«Совет, который специалисты давали в течение многих лет, так и звучал: „Ешьте меньше, двигайтесь больше“. Однако он не работает. Да, вы действительно должны делать эти вещи, но говорить людям, чтобы они это делали, по сути, бесполезно. Потому что есть целый ряд сильных психологических и биологических факторов плюс влияние окружающей среды, которые будут работать против такого совета».

Правда состоит в том, что фраза «ешьте меньше, а двигайтесь больше» - вредна.

Человеческое тело представляет собой очень сложную систему механизмов, и хотя рассматривать его как некую машину весьма заманчиво, способ, которым тело регулирует своей вес, вовсе не сводится к примитивному противостоянию «калории внутрь - калории наружу».

Однако не стоит интерпретировать всё сказанное выше как «раз уж я не в состоянии это контролировать, то не стану и волноваться». Трудность потери веса не должна быть оправданием бездействия. Напротив, нужно использовать эту информацию, чтобы осознать все подводные камни этого процесса, преодолеть их и стать улучшенной версией самого себя.

Чрезмерная зависимость от силы воли

Фраза «Ешьте меньше, двигайтесь больше» означает, что фитнесс - это лишь вопрос силы воли, и надо просто приложить большие усилия для того, чтобы привести себя в форму. И если ничего не вышло - значит, вы просто не пытались это сделать.

Правда состоит в том, что, когда дело доходит до фитнесса, люди слишком полагаются на силу воли. Так что же происходит, когда мы полагаемся на силу воли? Чтобы разобраться в этом, воспользуемся тематическим исследованием экспертов по питанию Алана Арагона и Лу Шуле:

«Давайте для примера возьмём вымышленного персонажа по имени Дэн. Дэн, который весит 108 кг, решил, что пришло время перемен. Он покупает популярную книгу о похудении и решает соблюдать одну из изложенных там эталонных диет. Он не знает, что эталонная диета - это всего 1300 калорий в день, а это меньше половины того, что он съедает ежедневно. При этом он не хочет достичь какого-то определённого веса. Он просто хочет похудеть, и чем быстрее, тем лучше.

Когда вы сбрасываете вес, уровень лептина понижается, что приводит к усилению чувства голода и снижению уровня метаболизма

Сначала кажется, что килограммы исчезают довольно быстро, - Дэну удаётся сбросить 10 килограммов всего за шесть недель. Его жена шутит, что он теряет полкило каждый раз, когда принимает душ. Дэн начинает думать, что в следующем месяце его вес составит менее 80 килограммов. И это будет впервые с тех пор, когда он был первокурсником колледжа.

Но есть кое-что, чего Дэн не знает: его диета уже подвела его. Так как он всё время голоден, его стремление следовать правилам диеты слабеет день ото дня. И поскольку вес Дэна в течение всей его взрослой жизни не опускался ниже 80 килограммов, его метаболизм начинает сопротивляться. Уровень теплообразования, не связанный с физической активностью, уже понизился, а следом начал замедляться и метаболизм в периоды отдыха.

К тому моменту, когда Дэн наконец признает, что больше не соблюдает диету, часть веса к нему уже вернётся, и его тело будет продолжать работать над тем, чтобы вернуть все потерянные ранее килограммы плюс небольшой „довесок“. Вот что бывает, когда вы швыряете петарду в осиное гнездо гомеостаза».

В приведённом примере Дэн воюет со своим естественным гомеостазом, то есть со способностью своего тела сохранять энергетическое равновесие в течение длительного времени. Дэн не знает, что быстрая потеря веса ведёт к снижению уровня лептина - гормона, который регулирует массу тела.

Когда вы сбрасываете вес, уровень лептина понижается, что приводит к усилению чувства голода и снижению уровня метаболизма. Аналогично, когда вы много едите, ваш аппетит постепенно снижается. Действуя совместно, эти эффекты позволяют телу держать стабильный вес. Они же создают трудности при потере веса: ваше тело будет сопротивляться снижению веса, и это сопротивление будет прямо пропорционально вашим успехам в этом деле.

Наиболее агрессивные методики похудения позволяют быстро сбрасывать вес, однако добиться успеха с их помощью будет сложнее всего. Вы можете делать большие успехи в течение первых недель, но потом с каждым днём будет требоваться всё больше усилий, чтобы просто оставаться «в норме».

Дэн полагался именно на силу воли. Он пытался бороться с собственной природой, употребляя пищи меньше, а двигаясь больше. Но в поединке природы с волей природа всегда выходит победителем.

Петля положительной обратной связи

Успех приходит не от использования силы воли, а от создания устойчивой петли положительной обратной связи. Это своеобразная мотивационная машина, которая говорит: «Результаты, которых я добиваюсь, стоят гораздо больше, чем усилия, затрачиваемые на это». Когда речь идет о сохранении мотивации при выполнении намеченной фитнесс-программы, положительная обратная связь - единственная вещь, которая действительно важна.

Созданная Дэном в самом начале своей диеты петля положительной обратной связи была неустойчива. Постепенно он становился все более голодным, и худеть ему становилось всё труднее и труднее. И в этой точке обратная связь утратила свою стабильность. Никто не может всегда полагаться на силу воли. Сила воли - это лишь искра, которая заводит двигатель автомобиля, а не бензин, благодаря которому этот автомобиль едет.

«Результаты, которых я добиваюсь, стоят гораздо больше, чем усилия, затрачиваемые на это»

Вот почему всегда больно видеть, как люди, желающие похудеть, начинают делать бессмысленные вещи, к примеру сокращают потребление натрия или задаются целью бегать каждое утро. Разумеется, всё это выглядит как вполне здоровая деятельность, но во многом всё как раз наоборот.

Здесь уже говорилось о том, что когда речь заходит о потере веса, польза от упражнений в долгосрочной перспективе не слишком велика. А сидя на диете, состоящей из продуктов с пониженным содержанием натрия, вы просто получите уйму неудобств, а награда за это будет очень незначительна.

Деятельность, не дающая существенной отдачи, не может быть «здоровой» в долгосрочной перспективе, если она подразумевает использование силы воли.

Так что снижение потребления натрия, питание только «органической» пищей, «немного движения каждый день» и тому подобное на самом деле может лишь мешать нам вести здоровый образ жизни.

Ненавидите бег? Тогда не бегайте. Не хочется отказываться от пиццы? Тогда найдите способ включить её в свой рацион. Не нравятся салаты? Найдите другой способ употребления овощей.

Осознав, что «есть меньше, двигаться больше» - это не ответ, вы сможете понять, что фитнесс - это умение, а не талант, и станете развивать его именно как умение. А самое главное, вы сможете простить себя за всё то время, когда вы терпели неудачи и у вас не было мотивации для продолжения попыток.

Какой язык понятен всем славянам?

Какую ошибку при пользовании столовым ножом совершают почти все?

Почему женщины стали носить бюстгальтеры?

В Мировом океане плавает лично ваша тонна золота

В мировом океане растворено так много золота, что если бы нам удалось его добыть, то каждому человеку на Земле досталось бы по целой тонне. Но проблема как раз заключается в том, что любой известный нам способ добычи этого золота дороже, чем само золото. Пока не существует технологии делать это быстро и дёшево, так что если вы инженер или изобретатель - вот достойный вызов! Кстати, узнайте, кому принадлежит 11% всего золота в мире.

Кто такие «дети Луны»?

Удаление когтей у кошек - это ампутация пальцев

Какое сочетание цвета глаз и волос самое редкое в мире?

Что такое «ловушка нищеты»?

«Ловушкой нищеты» социологи называют ситуацию, когда дети, растущие в бедности, не могут по этой причине получить достойное образование, высокооплачиваемую профессию и достойную пенсию и вынуждены всю жизнь оставаться на социальном дне. Согласно последним данным Росстата, в России доля детей из малоимущих семей составляет 26% от общего числа: все они находятся под угрозой попадания в «ловушку бедности».