Бизнесу место

Бизнесу место

» » Он является участником волонтерского движения. Роль волонтёрского движения в формировании позитивного социального опыта школьников

Он является участником волонтерского движения. Роль волонтёрского движения в формировании позитивного социального опыта школьников

«Тот, кто ничего не делает для других,
ничего не делает для себя»
Гёте

Утверждение, что волонтерское движение является элементом социальной ответственности и высшего проявления развитого гражданского общества, не случайно. Сегодня роль волонтерского движения приобретает всевозрастающее значение для социального развития общества.

Современное общество как никогда нуждается в осознании необходимости и значимости волонтерских движений. Проблемой развития волонтерства в нашей стране озабочено как государство, так и граждане. Все чаще в посланиях Президента России Федеральному собранию звучит значимость развития волонтерства.

Развитие волонтерской деятельности является важным как для общества в целом, так и отдельных его секторов, а также самих волонтеров. Для отдельного человека участие в волонтерской деятельности способствует самореализации и самосовершенствованию, дает возможность получить новые знания и опыт, что, безусловно, является важным особенно для молодых людей, а также возможность почувствовать себя социально значимым и социально полезным. Государству волонтерский труд помогает эффективнее решать задачи, стоящие перед ним и обществом. Развитие волонтерства способствует становлению гражданского общества, служит повышению роли некоммерческих и общественных организаций. Волонтерство положительно влияет на социальное и экономическое развитие страны в целом, помогая решить социально значимые проблемы. Корпоративное волонтерство является одним из важнейших способов проявления социальной ответственности бизнеса. Волонтерство положительно влияет и на систему образования, т.к. вовлечение школьников и студентов в данный вид деятельности способствует формированию у молодежи активной жизненной позиции, развивает их навыки, повышает знания, поддерживает патриотический дух.

Социальная ответственность и социально ориентированное общество. Термин социальная ответственность в самом широком смысле определяется как ответственность за данные обещания, а также обязательства перед людьми (обществом). Говоря о социальной ответственности, следует отметить, что в ее основе лежит общественная природа поведения человека, ведь жизнь в обществе, накладывает на каждого его члена определенные обязательства.

В 1961 г. в СССР был провозглашен базовый принцип общества будущего: «Все во имя человека, все для блага человека». В то время отношение к этому тезису было неоднозначным. Спустя десятилетия этот лозунг в целом ряде стран трансформировался в идею построения социально ориентированного общества, что нашло отражение в их конституциях и других документах. В Конституции России зафиксировано: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Таким образом, в основе концепции общества будущего провозглашался ЧЕЛОВЕК, его права и свободы, а также гарантии их обеспечения, и, прежде всего, право на труд и достойную жизнь. С распадом Советского Союза в постсоветских республиках подавляющая часть населения столкнулась с неспособностью государства выполнять свои обязательства по социальной защите своих граждан. Десятками и сотнями закрывались предприятия, что привело к появлению миллионов безработных. Старые институты советской эпохи оказались неэффективными в новых условиях, а некоторые были и вовсе ликвидированы в пылу преобразований, осуществлявшихся порой по рекомендациям иностранных советников.

Современная социально ориентированная экономика характеризуется следующими тенденциями развития:

  • изменение состава и масштабов социальной сферы;
  • качественное обновление традиционных отраслей сферы услуг;
  • изменение социальной модели человека и др.

Формирующаяся в современном обществе социально ориентированная экономика постепенно создает предпосылки к построению многоуровневой системы социальной ответственности, вовлекающей этот процесс все хозяйствующие субъекты, государство и общество в целом. Социально ответственный процесс – это взаимодействие государства, бизнеса и общества на всех уровнях, имеющий целью эффективное решение задач социального и экономического характера с соблюдением баланса интересов всех участвующих сторон. Многоуровневая система социальной ответственности может функционировать благодаря активной социально-ответственной деятельности государства, общества и цивилизованного предпринимательства на всех уровнях.

Основным субъектом социальной ответственности, по мнению многих специалистов, считается бизнес.

Понятие корпоративная социальная ответственность (или социальная ответственность бизнеса) получило сегодня широкое распространение во всем мире. Современным компаниям для того, чтобы оставаться конкурентоспособными необходимо ориентироваться не только на материальные, но и на социальные аспекты в процессе своей деятельности, т.е. учитывать влияние этой деятельности на работников, потребителей и общество.
Появление корпоративной социальной ответственности (КСО) общепринято относить к середине XX в., тогда как зарождение самой концепции социальной ответственности бизнеса началось несколько раньше, а именно в период конца XIX – начала XX вв. Данный период связан с приходом понимания того, что существующая экономическая модель общества, стремящаяся к грубому материальному расчёту и основанная лишь на извлечении выгоды, неизбежно стремится к саморазрушению. В связи с этим первостепенной задачей становится поиск баланса между стремлением получить максимальную материальную полезность и духовными устремлениями человека. Таким образом, постепенно приходило осознание того, что бизнес должен ориентироваться не только на материальные, но и на социальные аспекты в процессе своей деятельности, а также влияние этой деятельности на работников, потребителей и общество, т.е. всячески помогать в решении различных социальных целей общества.

Именно сегодня социальная ответственность бизнеса и государства приобретает особое значение, способствуя снижению социальных потрясений общества. Социальная ответственность является сложной, многогранной категорией, существует большое количество разнообразных направлений и форм социальной ответственности, которые разрабатываются как в научной, так и в деловой среде. Субъектами социальной ответственности могут выступать: бизнес, государство, общество, человек. Данные субъекты в зависимости от ситуации могут выступать также в роли объектов социальной ответственности. Кроме этого, социально ответственные действия могут распространяться на природу и культуру, потребителями которой являются все названные субъекты. Степень вовлеченности субъектов в социальную ответственность очень во многом зависит от степени развитости гражданского общества.

Гражданское общество. Понятие гражданского общества неразрывно связано с социальной ответственностью общества. Основой гражданского общества являются общественные организации – это различные правозащитные организации, экологические, образовательные, спортивные, волонтерские объединения и другие некоммерческие организации.

Государство, посредством государственной политики, общество, проявляя свою позицию через институты гражданского общества, бизнес, двигаясь вперед благодаря институту цивилизованного, ответственного предпринимательства вместе обеспечивают эффективное функционирование и управление социально-ответственными действиями бизнеса, государства и общества на всех уровнях.

Особо следует подчеркнуть, что именно государство формирует и реализует систему социальной ответственности не изолированно от всего общества, а вместе с ним. Такой подход дает возможность предупреждать вероятное появление и проявление острых противоречий, обеспечивает достаточную степень согласованности действий общества и государства в формировании активного социально-экономического пространства.

Механизмы социальной политики многоуровневой системы социальной ответственности нацелены на предоставление социальной поддержки населению, снижение социального неравенства, достижение социального согласия в обществе и т.д.

Идея гражданского общества возникла в середине XXVII-го века, а сам термин впервые был употреблен Г. Лейбницем (1646 — 1716), немецким философом, ученым и общественным деятелем. Значительный вклад в разработку проблем гражданского общества внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье. По их мнению, гражданское общество представляет негосударственную часть общественно-политической жизни, совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности и социальных групп и объединений, в том числе и потребностей оказания помощи нуждающимся.

В современном понимании гражданское общество – это устойчивая система социальных отношений определяющих общественные интересы и, возникающая на определенном, исторически обусловленном этапе развития социума. Это некая система ограничения всевластия государства, налаживания взаимодействия государства и общества, в результате чего изменяется и государство и общество.

Гражданский долг превращается в осознанную систему гражданских требований общества и государства, а гражданская ответственность становится органичным свойством личности, прежде всего способности личности к самоконтролю. Гражданская активность человека проявляется в решении общественно значимых задач на основе уважения законов государства без ущемления чувства личной свободы и способности личности иметь убеждения.

Понятие гражданского общества неразрывно связано с социальной ответственностью общества, поскольку основой гражданского общества являются общественные институты – это различные правозащитные, женские, детские, ветеранские, молодежные организации, экологические, образовательные, спортивные, волонтерские объединения и другие некоммерческие организации.

Волонтерство как будущее глобального общества. Понятие «волонтер» произошло от французского слова “volontaire”, которое берет корни из латинского языка, а именно от латинского слова “voluntarius”, что в буквальном переводе означает «доброволец, желающий».

Волонтер или доброволец – это тот, кто по своему желанию, по своей охоте берется за выполнение какого-либо дела. В этой связи понятия «волонтерское движение», «волонтерство», «добровольчество» нами будут использоваться как синонимы.

История добровольчества показывает, что в волонтерской работе всегда участвовали широкие слои населения независимо от профессии, доходов и уровня образования. Членство в волонтерских движениях не имеет ни религиозных, ни возрастных, ни расовых, ни гендерных ограничений. С каждым годом волонтерство приобретает все большую популярность в мире.

Кофи Анан, Генеральный секретарь ООН так отзывался о волонтерстве: «В сердце добровольчества/волонтерства собраны идеалы служения и солидарности и вера в то, что вместе мы можем сделать этот мир лучше. В этом смысле можно сказать, что добровольчество – это конечное выражение главной цели существования ООН».

С 1985 г. 5 декабря волонтеры всего стран мира отмечают международный день добровольцев, учрежденный ООН. Решением Генеральной ассамблеи ООН 2001 год был объявлен международным годом волонтерства, а десять лет спустя по решению Европейской комиссии 2011год был официально объявлен Годом Волонтерства в Европе. Таким образом, ООН признала важность волонтерского движения и призвала все страны мира осуществлять меры по его поддержке.

Волонтерство, как любая деятельность может носить организованный и неорганизованный характер, осуществляться в группе или индивидуально, в частных организациях или общественных. Неорганизованное (стихийное) волонтерство можно определить как единовременную, однократную, эпизодическую помощь нуждающимся. Организованное добровольчество, чаще всего, определяется как регулярная деятельность, осуществляемая при содействии некоммерческих государственных или частных организаций.

Формы волонтерской деятельности разнообразны: как однократные благотворительные мероприятия и акции, проекты и гранты, целевые программы, лагеря, так и осуществляемые на постоянной основе. В рамках этих мероприятий решаются посильные социальные, культурные, экономические, экологические проблемы общества.

Волонтерское движение развивается по различным направлениям:

  • профилактика и борьба с наркоманией, алкоголизмом и ВИЧ- инфекцией;
  • оказание помощи нуждающимся пенсионерам, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, тяжелобольным людям и инвалидам;
  • охрана и восстановление исторических духовных и архитектурных ценностей (объектов и территорий);
  • содействие в организации и участие в обслуживании общественно значимых мероприятий (спортивные, научные, культурные, т.д.), просвещения и духовного развития личности, пропаганда здорового образа жизни;
  • защита окружающей среды;
  • оказание помощи жертвам конфликтов и катастроф путем компенсации потери жизненно важных условий существования;

Принятая на ХI-й Всемирной Конференции Добровольцев Международной Ассоциации Добровольческих Усилий (IAVE) в сентябре 1990 г. в Париже Всеобщая Декларация Добровольчества сформулировала основные принципы волонтерства:

  • признание права на объединение за всеми мужчинами, женщинами, детьми, независимо от их расовой принадлежности, вероисповедания, физических особенностей, социального и материального положения;
  • уважение достоинства и культуры всех людей;
  • взаимопомощь и оказание безвозмездных услуг;
  • признание равной важности как личных, так и коллективных потребностей;
  • поощрение и стимулирование инициативы и творчества людей;
  • стимулирование чувства ответственности, поощрения семейной, коллективной и международной солидарности.

Можно утверждать, что волонтерская деятельность направлена на построение социально ответственного общества, путем оказания необходимых гражданам социальных услуг. В основе ее лежит альтруизм, бескорыстие, благородство, гласность, гуманизм, добровольность, законность, милосердие, отзывчивость, самоотверженность, сострадание и человечность.

Место и роль волонтерства в современной России. В России, волонтерство в современном понимании начало формироваться в России только конце 80-х начале 90-х гг. ХХ века. Сегодня оно опирается на основные положения Конституции РФ (1993 г.), Гражданского кодекса РФ (1995г.), Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г.), Закона РФ «Об общественных объединениях» (1995 г.), проекта Федерального Закона «О филантропии, меценатстве и волонтерстве», разработанном Союзом благотворительных организаций России.

В нашем обществе ощущается острая необходимость развития волонтерского движения. Обусловлено это в значительной степени нерешенностью таких социальных проблем, как рост детского сиротства, безнадзорности и преступности среди молодежи, увеличение доли пожилых людей, алкоголизация населения и рост наркозависимости, экологические проблемы. В этой связи волонтерская деятельность становится одним из важных инструментов социализации населения.

По данным Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» вклад российских добровольцев в ВВП страны, составляет 14,5 млрд. рублей, что значительно ниже уровня развитых стран. Если доля добровольцев в экономически активном населении России достигнет уровня таких стран как США, Австралия, Германия или Бельгия, то вклад российских волонтеров в ВВП страны будет эквивалентен 100 млрд. рублей в год. Если же Россия достигнет по показателю вовлеченности населения в волонтерское движение уровня Швеции, Новой Зеландии, Нидерландов, Великобритании или Австрии, вклад российских волонтеров составит 200 млрд. рублей.

Отставание России от других стран в значительной степени объясняется сравнительно невысокой долей бюджетного финансирования некоммерческих организаций (НКО). Согласно исследованиям, Boston Consulting Group, в России бюджетное финансирование НКО в 2–3 раза ниже уровня финансирования за рубежом. Разработчики Программы поддержки Социально ориентированных НКО (СО НКО) пришли к выводу, что помимо снижения социальной напряженности в обществе, увеличение финансирования могло бы принести прямой бюджетный эффект за счет увеличения числа волонтеров и их суммарного вклада в ВВП.

Например, волонтерские движения могут создаваться на базе благотворительных организаций (фондов) с уже имеющейся материально-технический базой (или же она создается под конкретный проект). В других случаях за счет собственного финансирования и материальной базы волонтерских объединений, проведения благотворительных ярмарок, мастер-классов и т.д.

Государственное финансирование благотворительных организаций, которые являются материальной базой волонтерских движений, чаще всего носит единовременный и однократный характер. В качестве примера можно привести Благотворительный фонд помощи детям с онкогематологическимии иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь». Фонд не финансируется государством на постоянной основе, однако исключением является однократный грант на работу по добровольному безвозмездному донорству в 2010 году, который был выдан Общественной палатой, размер гранта составил 700 тыс. руб. Все же основные финансовые и другие нужды фонд покрывает своими силами с помощью привлечения благотворителей и волонтерской помощи.

В ряде регионов России: Москва и Санкт-Петербург, Татарстан, Чувашия, Карелия, Пермский и Краснодарский края, Самарская, Тверская, Липецкая, Новосибирская, Иркутская, Свердловская области накоплен позитивный опыт поддержки и развития волонтерства.

Волонтерские организации в России ориентированы в основном на привлечение молодежи, которая рассматривается как главный ресурс. В Москве существует государственное бюджетное учреждение «Центр молодежи Юго-Восточного административного округа «Молодежное содружество»», работающее в структуре Департамента семейной и молодежной политики. Оно призвано содействовать созданию и развитию волонтерского движения в ВУЗах, стимулированию реализации собственных общественно значимых проектов и т.д.

Одним из самых распространенных направлений волонтерской деятельности является помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Здесь большую роль играет эмоциональная составляющая. Работа в детских домах включает не только разовые акции по сбору необходимых вещей, подарков к Новому году, организации досуга для детей, проведение концертов, мастер-классов, помощь в обучении детей. Она может продолжаться и после выпуска детей из детских домов, что не менее важно.

Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» осуществляет:

  • профилактику социального сиротства;
  • помощь детям в больничных и сиротских учреждениях;
  • содействие семейному устройству.

Организация помощи не только детям, но и их будущим родителям, помогает решать юридические проблемы, связанные с оформлением детей в приемные семьи, но и оказание психологической помощи.

Распространенной формой волонтерской деятельности является помощь медицинским учреждениям, где часто не хватает младшего персонала. Волонтеры посещают больных, общаются с ними, читают вслух, организуют прогулки, дежурство и т.п. Волонтеры инициируют организацию некоммерческих фондов для сбора средств на лечение конкретных больных.

Примером волонтерства в экологической сфере является волонтерский центр «Бурундук» – одно из направлений деятельности эколого-просветительского центра «Заповедники».

Волонтерство в области культуры ориентировано на участие в реставрации архитектурных памятников, имеющих историческую ценность, в музеях – работа с туристическими группами. Волонтерское движение может существовать и в форме привлечения добровольцев под отдельный крупный краткосрочный проект. Так в результате Общероссийского конкурса, проведенного Оргкомитетом «Сочи-2014» совместно с Министерством спорта, туризма и молодежной политики и Министерством образования и науки Российской Федерации, 26 учебных учреждений из 23 субъектов Российской Федерации получили право на создание центров подготовки волонтеров для Олимпиады в Сочи в 2014 г.

Волонтерские группы могут формироваться и другими способами. Например, волонтерские микросообщества (новое явление для России), создаются так называемыми «новыми людьми» (в возрасте 20-40 лет), в основном городскими пользователями Интернета. В микросообществе обычно есть ядро (3-4 человека), которые занимаются всей организационной работой, направленной на реализацию той или иной идеи. Вокруг ядра формируется группа «сторонников» поддерживающих деятельность сообщества материально (финансами, материальными ценностями и т.д.). Примерами таких микросообществ могут служить группы в социальных сетях, ориентированные на оказание помощи нуждающимся.

Чрезвычайные ситуации также могут стать мотивом для участия в волонтерском движении. Яркие примеры участие населения в ликвидации лесных пожаров в 2010 г., последствий наводнения в г. Крымске в 2012 г.

Слабость волонтерского движения в России можно объяснить:

  • сложным экономическим положением населения;
  • кризисным состоянием многих некоммерческих и государственных организаций;
  • недостаточно развитой правовой базой;
  • недостаточную информационную базу;
  • недостаточной развитостью институтов гражданского общества;
  • низкой престижностью волонтерства из-за социальных стереотипов.

Трудно привить идеи добровольчества, когда у части населения существует стереотип, что если человек, занимается честным трудом, на благо обществу и безвозмездно, то, по меньшей мере, он странный или вовсе неудачник. То есть создание позитивного имиджа волонтера, популяризация идей волонтерства является одной из актуальных для России задач. Целесообразно было бы обратиться к опыту США. Американское законодательство, разрешает предоставление волонтерам разнообразного рода привилегий, например, получение бесплатных образовательных услуг.

В 2005 году с целью привлечения внимания государства и общества к развитию волонтерства, а также повышения его престижа и формирования позитивного общественного мнения была учреждена национальная общественная награда в области добровольчества. Правительством РФ была утверждена Концепция содействия развитию добровольческой деятельности и благотворительности в Российской Федерации.

Активное участие в развитии института волонтерства, и тем самым, в создании развитого гражданского общества, а также в повышении социальной ответственности и активности российских граждан принимает Российский центр развития добровольчества.

Мероприятия в области развития волонтерского движения могут опираться, прежде всего, на распространение практического опыта регионов. Широкая пропаганда добровольчества во всех средствах массовой информации принесет значительную пользу обществу и будет способствовать росту гражданского сознания населения. Да и религиозные организации могли бы внести куда более весомый практический и информационный вклад в это благородное дело.

Формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, запрет на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие и низменные проявления – проблемы, требующие немедленного решения.

Свой вклад в этот процесс могут и должны внести законодатели и руководители исполнительной власти всех уровней. Последние в части разработки региональных и муниципальных целевых программ поддержки волонтерства.

Необходима организация профессиональной подготовки специалистов в сфере молодежной волонтерской деятельности. Нуждается в совершенствовании нормативно-правовая база финансовой поддержки и стимулирования физических и юридических лиц, занимающихся поддержкой волонтерства, если государство не в силах или по иным причинам не способно или не может в настоящее время в полном объеме заниматься решением социальных проблем.

Механизм поддержки и развития волонтерства должен базироваться на международном и отечественном опыте, для чего необходимо активно развивать сотрудничество в сфере волонтерства с Международной Ассоциацией Добровольческих усилий (IAVE), Европейским Центром добровольцев (СEV), Программой Добровольцев Организации Объединенных Наций (UNV), а самое главное, с аналогичными организациями на постсовествком пространстве.

Деятельность по социальной поддержке населения не может быть и никогда не была сугубо государственной задачей. Если общество становиться субъектом социальной помощи, защищенность каждого его члена значительно возрастает. История допрофессионального развития социальной работы содержит свойственные российскому менталитету обычаи и традиции добровольной взаимопомощи. Эти традиции составляют основу развития волонтерского движения среди молодежи сегодня.

Волонтерство - деятельность по своей природе просоциальная в целевом, процессуальном, содержательном, технологическом компонентах. Включаясь в волонтерскую деятельность, человек стремится на безвозмездных основах повлиять на трансформацию современного ему общества, сделать его лучше. Молодежь - традиционно наиболее социально активная демографическая группа, которая может стать (и в частных случаях является сейчас) основой крупномасштабного волонтерского движения

Вопрос о потенциале использования молодежной волонтерской деятельности может рассматриваться как минимум в двух аспектах: влияние молодежного волонтерства на конкретно - историческую ситуацию, сложившуюся в обществе; влияние волонтерства на саму личность молодого человека, включающегося в данную деятельность.

По мнению М. Олчман, П. Джордан, волонтерство стремиться к достижению нескольких результатов. Оно, с одной стороны, помогает в создании стабильного и сплоченного общества, а с другой стороны - дополняет услуги, предоставляемые государством (и бизнесом - когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу)

Понятие «волонтер» раскрыто в Федеральном законе от 11 августа 1995 года № 135- ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Волонтеры - это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя.

В словаре Ожегова С. И. волонтерство трактуется как добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях

По мнению Е. И. Холостовой, волонтеры - это люди, делающие что-либо неформально, работая бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы или сферы социального обеспечения, либо являются членами добровольческих организаций.

Несмотря на богатство содержания волонтерской деятельности и разноплановость ее целевой направленности, можно говорить о существовании общих характеристик этого явления.


Прежде всего, доброволец не должен заниматься волонтерской деятельностью с целью получения финансовой прибыли, а любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы. Волонтерская деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.

Волонтерство может быть организованным и неорганизованным, осуществляться в группе и индивидуально, в общественных и частных организациях.

Неорганизованное волонтерство - это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах.

Организованное волонтерство, как правило, осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе и более систематично и регулярно.

Волонтерство может осуществляться с различной степенью участия - от полного вовлечения до эпизодического участия в волонтерской деятельности

По целевой ориентированности волонтерство направлено:

- на взаимопомощь, когда люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или общества;

- на благотворительность, когда объектом помощи является участник группы, в которую не входит сам волонтер;

- на участие в местном самоуправлении, когда член какого-либо сообщества на добровольной основе включается в деятельность по управлению им (например, в деятельность территориальных органов самоуправления)

Волонтерство уходит своими корнями еще в начало XX века .

Тогда в Европе после окончания Первой мировой войны появились люди, готовые оказать помощь пострадавшим в войне, и были созданы первые волонтерские организации.

Волонтерство сегодня - это мощное общественное движение, имеющее свои организации во всех странах мира, но давно уже переросшие как национальные границы, так и сферу применения волонтерского труда. Волонтерство, как показывает международный опыт, развивается в рамках так называемого третьего сектора, или некоммерческих организаций. По решению Генеральной ассамблеи ООН 2001 год был объявлен Международным годом волонтеров.

Во всем мире молодежное добровольческое движение уже получило широкое распространение, а его роль в социальном развитии оценена на международном уровне. Организация Объединенных Наций признает добровольчество богатым источником энергии, навыков, местных занятий. Правительства многих стран используют ресурс добровольчества, финансируя его проекты, в реализации государственных программ по поддержке молодежи, в решении общественных проблем.

Последние десятилетия стали наиболее активным этапом развития волонтерства в новейшей истории России. За это время российский добровольческий сектор стремительно развивался и своему нынешнему состоянию во многом обязан социальной активности молодежи, ее стремлению оказать поддержку нуждающимся что, собственно, и является основой добровольчества. По разным данным, в России действуют около тысячи общественных организаций, активно развивающих молодежные добровольческие программы.

Добровольцы работают в региональных центрах и малых городах, в селах.

Основные направления волонтерских отрядов разнообразны:

- социальная защита

- экология

- благоустройство

- профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда здорового образа жизни

- правозащитная деятельность

- сохранение исторического и культурного наследия

- содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта

- содействие в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.

Кроме собственно практической добровольческой деятельности российские общественные организации активно развивают механизм поддержки этих инициатив. Разрабатываются и внедряются модели создания молодежных добровольческих центров, создаются и применяются специализированные образовательные программы, как для добровольцев, так и для сотрудников организаций, работающих с ними. Проводятся семинары по обмену опытом, презентаций достижений молодежных программ, круглые столы по обсуждению взаимодействия добровольческого сектора с государственными структурами, бизнесом и средствами массовой информации.

Так, одна из наиболее крупных общероссийских общественных организаций, на основе, которой действует разветвленная сеть региональных волонтерских объединений « Детские и молодежные социальные инициативы» - одним из основных направлений своей деятельности видит образование в сфере технологий создания молодежного волонтерского движения. Только в 2006 году был проведен ряд мероприятий в этом направлении: Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогическая поддержка детских и молодежных социальных инициатив», прошедшая 3-5 марта 2006 г. в Санкт-Петербурге; три экспериментальные смены палаточного волонтерского лагеря в ВДЦ «Орленок»; Всероссийский научно-практический семинар «Диалог индивидуальностей» и другое.

Ежегодно во всем мире проводится несколько знаковых для молодежного волонтерского движения мероприятий, в рамках которых объединяется множество локальных акций. В первую очередь это Международный день добровольцев (МДД) и Всемирный день молодежного служения.

Международный день добровольцев, который отмечается 5 декабря, был провозглашен Организацией Объединенных Наций 17 декабря 1985 г. Программа «Добровольцы ООН» рассылает письма в страны-участницы с приглашением начать широкую подготовку к МДД во всех странах и свои рекомендации в связи с его подготовкой.

Наряду с программой «Добровольцы ООН» одной из самых активных в проведении Всемирного дня добровольцев организаций является Международная ассоциация добровольческих усилий (IАVЕ), объединяющая в международное добровольческое движение около ста стран мира.

С 1995 года добровольцы России начали отмечать этот день вместе с другими странами мира. В нашей стране с этого времени сложилась новая гражданская традиция отмечать Международный день добровольцев проведением Недели добровольцев, которая сначала объединяла две даты: 3 декабря Всемирный день инвалидов, 5 декабря Всемирный день добровольцев. Затем неделя дополнилась несколькими датами: 1 декабря - Всемирный день борьбы со СПИДом, 10 - декабря - Всемирный день защиты прав человека и 12 декабря - День Конституции РФ. В последние годы Неделя, как правило, плавно перерастает в Месячник добровольцев, так как к этому моменту уже идет активная подготовка к проведению детских новогодних и рождественских праздников. Первые несколько лет Неделя проводилась под девизом «Вместе изменим жизнь к лучшему!»

Особый содержательный акцент в процессе организации Международного дня добровольцев заключается в поддержке молодежного волонтерства; продвижении и признании роли и вклада молодых добровольцев в социальное и экономическое развитие Российской Федерации; содействие достижению Целей Развития Тысячелетия, принятых мировыми лидерами государств - членов ООН на Саммите Тысячелетия (2000), ключевой из которых является сокращение масштабов бедности.

Общероссийская программа добровольческих действий формируется на основе планируемых региональных, локальных мероприятий, конкретное содержание которых определяется на местах с учетом нужд и потребностей каждого региона, каждого территориального сообщества или организации.

Результатом ежегодного проведения акции в целом по всей стране является множество общественно полезных мероприятий и проектов, осуществленных на добровольной основе гражданами и организациями в дни проведения акций, включающих: благоустройство микрорайонов, посадку деревьев, очистку школьных территорий, скверов и парков, проведение уроков добра в учебных учреждениях, организацию семинаров, форумов, благотворительных концертов, спектаклей, проведение акций по сбору вещей, книг, игрушек, денежных средств, оказание адресной помощи пожилым, одиноким людям и инвалидам, др. Публичное представление и признание итогов добровольческих действий в дни празднования Международного дня добровольцев.

В Весенних добровольческих акциях принимают участие добровольцы из разных уголков России, которые осуществляют множество социально значимых локальных проектов и мероприятий: благоустраивают свои микрорайоны, сажают деревья, убирают школьные территории, скверы и парки, проводят Уроки добра. Они организуют семинары, форумы, благотворительные концерты, спектакли, проводят акции по сбору вещей книг, игрушек, денежных средств, оказывают адресную помощь пожилым, одиноким людям и инвалидам, выполняют много других общественно полезных дел.

В результате проведения таких крупных и значимых мероприятий, а также повседневной работы молодежных объединений и организаций но всему миру миллионы молодых людей приносят пользу обществу, реализуя программы добровольческой деятельности. Молодежное добровольчество является одним из наиболее эффективных способов оптимизации социальной ситуации в обществе.

Таким образом, волонтеры - это добровольцы, осуществляющие социально значимую деятельность по своей воле, посредством личного вклада и предлагающие свою помощь безвозмездно.

Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В России накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Волонтерское движение – новая форма вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Сокол

Долинского района Сахалинской области

Программа волонтерского движения

Территория деятельности: МБОУ СОШ с.Сокол

ФИО педагога-куратора: Филонова Е.А.

2014 год

Пояснительная записка

Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.

В России накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.

Волонтерское движение – новая форма вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.

Волонтеры занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Компетенция выходит за рамки знаний и умений, она включает мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Социальные компетенции подразумевают овладение такими качествами как умение извлекать пользу из опыта и решать проблемы, умение противостоять неуверенности и сложности и оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой, умение сотрудничать и работать в группе, включаться в проект и организовывать свою работу. Быть социально активным значит не только понимать и осознавать свою ответственность за свою жизнь и здоровье, но защищать и пропагандировать свою социальную и политическую позицию, помогать другим и поддерживать в сложных жизненных ситуациях.

Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя в самой деятельности. Приобретение компетенций напрямую зависит от активности самих учащихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания.

Важнейшей задачей является формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.

Первым волонтерам отряда необходимо пропустить идею волонтерства через себя и тогда узнают, что эта деятельность не просто развлечение. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы.

Условия для организации волонтерского движения

  1. Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
  2. Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления).

Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, организация выставок, выпуск методических пособий, диспуты, праздники, встречи, соревнования).

Нормативно-правовое обеспечение:

1.Всеобщая декларация прав человека.

3.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.

4. Закон РФ «Об образовании».

5.Конституция Российской Федерации

При реализации программы будут применяться следующие принципы организации и содержания деятельности.

1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности.

2. Принцип свободы и творчества предполагает право выбора.

3.Принцип социальной активности через включение подростков в социально-значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, пропагандистских, досуговых мероприятий.

4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления.

Структура волонтерского отряда.

Руководитель волонтерского формирования − педагог, психолог, или социальный работник. Важным условием является творческий подход, заинтересованность, тактичность. Руководитель обеспечивает координацию всей деятельности, подбирает ребят и распределяет между ними обязанности, организует работу волонтеров.

Стать волонтером может любой подросток от 13-15 лет.

Функции волонтеров в профилактической работе:

Проведение профилактических занятий или тренингов;

Проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр;

Распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде).

Волонтерское движение ориентировано на приобщение к добровольческой деятельности учащихся.Формирование позитивного влияния на подростков при выборе ими жизненных ценностей, повышение активной жизненной позиции школьников. Деятельность осуществляется формированием сплоченного деятельного коллектива волонтеров, разработкой плана и определение деятельности волонтеров. Формируется лидерская компетентность. А также привлекается общественное внимание к социально значимым проблемам.

Направления деятельности волонтеров :

Духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;

Патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство поселка;

Здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;

Формирование толерантности – организация досуга молодежи;

Профилактика правонарушений – педагогическая экспедиция, создание мультимедиа проектов и т.д.;

Профессиональное становление – организация досуга детей в поселке, цикл классных часов для учащихся школы.

Общественные связи службы:

  1. Заместители директоров школы по ВР и УВР.
  2. Социальный педагог.
  3. Школьный психолог.
  4. Классные руководители.
  5. Педагоги дополнительного образования.
  6. Школьный библиотекарь.

Сроки реализации:

Структура волонтерского движения:

Цель волонтерского движения школы состоит в развитии и социальной самореализации учащихся путем ознакомления с различными видами социальной активности. Формирование нравственных и коммуникативных качествличности, черезорганизацию общественно-полезной деятельности, способствующей самореализации личности школьника; апробация новых форм организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной деятельности.

Цели:

  • Развитие волонтерского движения в школе (в особенности привлечение детей из асоциальных семей) формирование у них морально нравственных ориентиров, ощущения счастья.
  • Создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
  • Оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.

Задачи волонтерского движения :

Популяризация идей добровольчества в школьной среде;

Создание оптимальных условий для распространения волонтерского движения и активизации участия школьников в социально-значимых акциях, проектах;

Вовлечение учащихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения;

Участие в подготовке и проведении массовых социально-культурных, информационно-просветительских и спортивных мероприятий;

Реализация программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности;

Привлечение учащихся к участию в добровольной безвозмездной помощи на базе школы, а также социальных учреждений и служб города для совместной социально-значимой деятельности;

Воспитание у школьников активной гражданской позиции, формирование нравственно-этических качеств, чувства патриотизма и др.;

Поддержка и реализация социальных инициатив школьников;

Подготовка и поддержка молодежных лидеров;

Координация деятельности волонтеров школы.

Формы организации добровольческой (волонтёрской) деятельности:

· индивидуальная;

· групповая;

· работа по подгруппам.

Формы организации занятий: акции, аукционы, анкетирование (тесты, опросы и т.д.), встречи с интересными людьми, выставки, гостиные, гранты, диспуты, деловая игра, дискуссии, защита проектов, игровые программы, конкурсы, конференции, круглый стол, лекции, мастер-классы (обучение, обсуждение), мероприятия, «мозговой штурм», посиделки, походы, праздники, презентации, проекты, размышления, рейды, семинары, соревнования, тренинги, турниры, фестивали, экскурсии, эксперименты, эстафеты, ярмарки и т.д.

Ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки:

В результате реализации программы дополнительного образования детей «Волонтёрское движение» подростки должны овладеть следующими навыками:

· позитивного общения;

· принятия решения;

· решения проблем;

· критического мышления;

· межличностных контактов;

· умения постоять за себя и договориться с другими;

· сопротивления негативному групповому давлению сверстников;

· совладения с эмоциями;

· управления стрессом и состоянием тревоги;

· выхода из конфликтной ситуации;

· формирование позитивного «Образа Я».

В ходе реализации программы ожидается:

·формирование у молодёжи высоких нравственных, морально - психологических качеств, составляющих основу их патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества;

·формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности;

·формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;

·развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;

·увеличение количества обучающихся, желающих активно участвовать в волонтёрской деятельности;

·получение необходимого опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов;

·обеспечение взаимодействия с городскими, районными волонтёрскими организациями с целью обмена опытом и последующего внедрения инновационных форм и методов работы;

· владение знаниями и умение аргументированно отстаивать свою позицию;

·формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;

· участие в акциях;

·организация и проведение мероприятий, направленных на пропаганду ценностей здорового образа жизни;

·включение подготовленных волонтеров в активную деятельность по формированию здорового образа жизни в детской, подростковой и молодежной среде;

·привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности;

·привлечение большого количества детей для участия в профилактических мероприятиях, тем самым, способствуя формированию активной жизненной позиции;

·создание системы совместной деятельности детей и взрослых, которая позволит достичь социально позитивных и личностно значимых для детей результатов, на основе которых растет их самоуважение к себе;

·формирование у детей личностной ответственности за выполняемую работу.

Данные цели и задачи реализуются в рамках модулей (подпрограмм): «Здоровье», «Безопасность», «Право».

Подпрограмма «Здоровье»

Цель:

Формирование у школьников установок на здоровый образ жизни.

Задачи:

Популяризация имиджа человека, заботящегося о своем здоровье.

Снижение риска алкоголизации, наркотизации и табакокурения среди учащихся.

Подпрограмма «Безопасность»

Цель:

Систематизация, расширение и углубление знаний учащихся по безопасности жизнедеятельности .

Задачи:

Ознакомление младших школьников с правилами безопасности жизнедеятельности (правилами дорожного движения, профилактики физического и психологического насилия и др.).

Развитие навыков безопасного поведения.

Организация условий, способствующих воспитанию дисциплинированных пешеходов, пассажиров, будущих водителей.

Подпрограмма «Право»

Задачи:

Организация условий, способствующих развитию интереса учащихся к правовым основам.

Формировать умения учеников действовать в соответствии с нормами правовой культуры граждан.

Профилактика проявлений экстремизма.

Каждый модуль состоит из информационного, тренингового и альтернативного блоков, в соответствии с которыми подбираются различные формы и методы деятельности волонтеров.

Одним из основных условий результативности деятельности волонтерского движения является, конечно же, взаимодействие специалистов различных областей в методической и организационной работе, при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.

План реализации программы:

Сроки

Ответственный

Раздел 1

Организационный

Беседа «Кто такие волонтеры?»

Сентябрь, октябрь

Педагог-психолог

Беседа «Значение волонтерского движения»

Октябрь

Ознакомление с Программой

В течение года

Создание группы специалистов по работе с волонтерами

Октябрь

Раздел 2

Информационный

Оформление стенда «Школьное волонтерское движение»

Октябрь

Педагог-психолог

Изготовление листовок, буклетов «Кто такие волонтеры?», «Направления работы волонтеров», «Волонтеру новичку»

Октябрь-ноябрь

Раздел 3
Обучающий

Обучающие занятия с волонтерами:

Мини - тренинги;

Интерактивные игры;

Встречи с волонтерами

Ноябрь-декабрь

Педагог-психолог

Анкетирование

ноябрь

Раздел 4

Продуктивный

Участие в акциях:

«Каждой малышке- по книжке»

- «Игрушка»

- «Ребята нашего двора»

- «Георгиевская лента»

- «Наш уютный двор»

- «Забота»

- «Письмо солдату»

- «Ветеран рядом»

- «Хорошее настроение»

- «Брось сигарету»

- «Тропа здоровья»

- «Час в музее»

-«Вода-забота общая»

Декабрь-май

Педагог-психолог

Разработка и реализация социальных проектов

В течение года

Педагог-психолог

Акция «Мы за ЗОЖ»

В течение года

День волонтера

Декабрь

Организация игр и конкурсов для детей

В течение года

Участие в экологических мероприятиях

Апрель-май

Подготовка и проведение бесед по ЗОЖ

В течение года

Раздел 5

Аналитический

Подведение итогов деятельности волонтеров

1 раз в семестр

Педагог-психолог

Ожидаемые результаты:

Формирование ответственной, здоровой, общественно-активной личности.

Создание Модели школьного волонтерского движения.

Формирование позитивных установок обучающихся на волонтерскую деятельность.

Используемые источники

  1. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru/
  2. Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб, 200
  3. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.
  4. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001
  5. Островок безопасности./ Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич. Минск, 2004.
  6. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. / Под ред. Г.Н.Тростанецкой, А.А.Гериш. М., 2002.
  7. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
  8. Школа без наркотиков. /Под ред. Л.М.Шипицыной, Е.И.Казаковой. СПб., 2001.
  9. Кудринская, Л. А. Добровольческий труд и факторы его воспроизводства в современном обществе [Электронный ресурс] / Л. А. Кудринская // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2005. - № 1. - С. 15-26. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  10. Лыгина, М. А. Волонтерское движение - новое направление первичной профилактики наркомании [Электронный ресурс] / М. А. Лыгина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2008. - № 11. - С. 15-18. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  11. Макарова, Г. А. Эстетическое воспитание старших школьников посредством волонтерской деятельности в учреждениях искусства [Электронный ресурс] / Г. А. Макарова // Педагогика искусства. -2009. - № 2. -С. 45-52. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст доступен на сайте издателя).
  12. Максимова, М. Н. Ресурсы социального обслуживания [Электронный ресурс] / М. Н. Максимова // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. - 2007. - № 1. - С. 104-106. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
  13. Маркин, В. В. Стратегии регулирования социально-трудового потенциала российского общества [Электронный ресурс] / В. В. Маркин, В. А. Кижеватова // Власть. - 2008. - № 4. - С. 56-60. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  14. Менщикова, И. Ю. Социальная работа и волонтерство: ценностно-практический аспект взаимодействия в среде высшей школы [Электронный ресурс] / И. Ю. Менщикова // Научные исследования в образовании. - 2008. - № 1. - С. 42-43. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  15. Мирзаянова, Л. Ф. Формирование личностно развивающей мотивации у студентов вуза путем вовлечения в совместную творческую деятельность антинаркотического содержания [Электронный ресурс] / Л. Ф. Мирзаянова // Психология обучения. - 2010. - № 3. - С. 100-109. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
  16. Мирошина, Т. Д. Формирование гражданственности студентов вуза как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Т. Д. Мирошина // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 3. - С. 67-71. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  17. Мордасова, Т. А. Социальная модель благотворительности как фактор развития институтов гражданского общества [Электронный ресурс / Т. А. Мордасова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2009. - № 4. - С. 29-36. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
  18. Никитова, А. В. Правовые основы добровольческой (волонтерской) деятельности [Электронный ресурс] / А. В. Никитова // Аграрное и земельное право. - 2009. - № 4. - С. 102-105. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
  19. Оленина, Г. В. Историко-концептуальные основы развития гражданских добровольческих инициатив молодежи в социально-культурном пространстве досуга и образования [Электронный ресурс] / Г. В. Оленина, О. Н. Белинская // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 3. - С. 291-294. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
  20. Парпина, Ю. В. Волонтерское движение и его истоки в России [Электронный ресурс] / >/ D/ Парпина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 9. - С. 106-109. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Волонтерство – это деятельность, совершаемая добровольно на благо общества или отдельных социальных групп, без расчета на вознаграждение. Таким образом, волонтерами становятся не из финансовых побуждений, а ради помощи другим и приобретения бесценного жизненного опыта. Ведь волонтерство дает много возможностей, которые позволяют по-новому посмотреть на себя и мир вокруг, научиться чему-то, получить знакомства.

В этой обзорной статье мы коротко поговорим о том, какой бывает волонтерская деятельность, какие есть причины ею заниматься и перечислим некоторые популярные направления и возможности для участия в волонтерских проектах.

Популярные варианты волонтерской деятельности

Наиболее популярными видами волонтерской деятельности являются:

  • Охрана окружающей среды: отслеживание браконьеров, благоустройство территорий заповедников, учет популяций редких животных.
  • Оказание помощи пострадавшим в стихийных и военных бедствиях: психологическая поддержка, обеспечение продовольствием, приготовление пищи, восстановление поврежденных объектов, поиск пропавших людей, медицинская помощь.
  • Наблюдение за природными стихиями и техногенными производствами: преждевременное оповещение населения, если есть опасность.
  • Развитие образования, инноваций, науки; популяризация спорта и активного досуга: труд в школах, детских садах, училищах, университетах, различных профильных клубах.
  • Сохранение памятников истории и культуры: ремонтные работы, связанные с реконструкцией объектов.
  • Организация массовых мероприятий: спортивных, культурных, образовательных, религиозных.
  • Создание возможностей для раскрытия творческого потенциала, в том числе для людей с физическими особенностями: проведение выставок, мастер-классов, лекций.

Основные принципы социального волонтерства

Социальное волонтерство – это участие в социальных проектах на добровольной основе. Примеры таких проектов – помощь бездомным, людям пожилого возраста, реабилитационные мероприятия для людей с ограниченными возможностями. Принципы и заповеди социального волонтерства:

  • Социальное волонтерство – дело добровольное, никто не имеет права заставлять вас делать то, чего вы не хотите, на что не подписывались и с чем не согласны.
  • Не делайте за человека то, что он может сделать сам без внешней помощи, не проживайте чужую жизнь.
  • Будьте свободны, оставайтесь собой даже тогда, когда помогаете другим.
  • Доброволец должен не только отдавать часть себя, но и взамен получать поддержку, заботу, положительные эмоции и новый опыт.
  • Волонтер всегда имеет право сказать «нет».

6 причин стать волонтером

Почему быть волонтером классно и что из этого можно получить для себя?

1.Насыщенная языковая практика

Волонтерство – это реальная возможность попрактиковаться и улучшить навыки в . Вы, скорее всего, по собственному опыту знаете, что окружение оказывает колоссальное влияние на развитие тех или иных характеристик. И если постоянно проводить свое время в компании иностранцев и решать все задачи исключительно на их родном языке или международном, то результаты не заставят долго себя ждать.

2. Настоящие друзья и приятные знакомства

Люди ненароком обнажают свои положительные и отрицательные стороны при коллективной деятельности. Именно здесь становится ясна истинная сущность человека. Совместный быт, работа и отдых снимают маски с людей и делают их ближе друг к другу. Таким образом, у активного волонтера стираются границы мира, вся земля становится ему настоящим домом, поскольку в разных уголках планеты есть друзья, которые всем сердцем любят тебя и с нетерпением ждут в гости.

3. Опыт в рамках неформального образования

В подобных проектах между участниками происходит постоянный обмен жизненным опытом и знаниями. Поэтому качественно освоить какие-либо умения за небольшое количество времени вполне реально.

Тип выбранной программы, конечно же, играет немаловажную роль. Вот крупица того, что может изучить волонтер: кулинария народов мира, технология реставрации сооружений, археология, нюансы взаимодействия с разными социальными и возрастными группами людей, коммуникация на иностранных языках, фотография, видеосъемка, преподавание языков, ветеринарное дело, организация походов, альпинизм, виноделие, пивоварение.

4. Дальнейшие перспективы

Факт участия в движении добровольцев значительно расширяет портфолио, так как в конце многих программ вручают сертификаты с перечнем личных достижений участников. Это будет весомым плюсом при поступлении в учебные заведения, при получении грантов на обучение за рубежом и .

5. Погружение в культуру и быт принимающей страны/города

У каждого народа жизненный уклад исключителен и неповторим. Во время подобных приключений открывается возможность целиком прочувствовать культуру принимающей стороны.

6. Выход из зоны комфорта

Ничто так сильно не будоражит сознание и не бодрит душу, как полная смена жизненной амплитуды. Во время добровольной деятельности произойдут удивительные вещи: погружение в новые локации, синтез с незнакомыми ранее культурами, критическая перестройка с родного языка на иностранные и расширение круга знакомств в разы.

Возможности для волонтерства

Существуют сотни вариантов и проектов для волонтерства. Каждый из них по-своему оригинален, поэтому, чтобы не потеряться в их многообразии, стоит для начала все оценить и понять, чего вы хотите. Учитывайте свои интересы, постарайтесь понять какая деятельность может принесет вам счастье, а какая наоборот заставит чувствовать себя несчастным.

И уже после следует узнать все подробности о предлагаемых видах волонтерских программ у соответствующих организаций.

В России на данный момент довольно популярны волонтерские программы в Европу, США и Азию, много возможностей есть в крупных городах, Москве и Санкт-Петербурге, где ежедневно проводятся десятки занимательных мероприятий.

В Европе – European Voluntary Service

EVS дает возможность использовать свое свободное время на благо всего мира. Примечательно то, что эта программа отлично финансируется и покрывает волонтеру все расходы, в том числе и на авиабилеты в обе стороны. Возможный срок участия достигает 12 месяцев, а допустимый возраст составляет 18-30 лет.

В США

В США также есть масса возможностей для волонтерства, вот некоторые полезные ссылки на тему:

Место: Калифорния, Йосемити.

Условия: возмещение расходов на питание и проживание при наличии рабочей визы.

Требования: желательно учиться или работать в области исследований природы.

Продолжительность: 2-6 месяцев.

Место: Миннесота, Винс Шутс.

Условия: отсутствие электричества, телефонной связи и водопровода. Питание и проживание компенсируется, перелет и визовые расходы – нет.

Требования: возраст от 18 лет.

Продолжительность: май-сентябрь.

Место: Техас и Калифорния.

Условия: бесплатное проживание и питание.

Требования: владение английским, испанским.

Продолжительность: любая, круглогодичный прием заявок.

В России (Москве и СПб):

Волонтёрская деятельность - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение.

Волонтёрская (добровольческая) деятельность может включать в себя такие виды общественно полезной деятельности, как:

Посадка цветов, газонов, кустов и деревьев;

Благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;

Помощь животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам;

Просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, подростковой преступности;

Благотворительные концерты и театральные выступления;

Экологические марши, уборка мусора и загрязнений;

Пропаганда здорового образа жизни.

Все начинается с идеи помогать кому-либо, желания или необходимости сделать так же, как у кого-то и осознания того, что на реализацию всего этого не хватает человеческих ресурсов.

Как правило, вначале собирается инициативная команда, затем к ней присоединяются волонтеры, которые либо проходят предварительное обучение, либо сразу подключаются к работе.

Волонтерство - деятельность по своей природе просоциальная в целевом, процессуальном, содержательном, технологическом компонентах. Включаясь в волонтерскую деятельность, человек стремится на безвозмездных основах повлиять на трансформацию современного ему общества, сделать его лучше. Молодежь - традиционно наиболее социально активная демографическая группа, которая может стать (и в частных случаях является сейчас) основой крупномасштабного волонтерского движения.

Вопрос о потенциале использования молодежной волонтерской деятельности может рассматриваться как минимум в двух аспектах: влияние молодежного волонтерства на конкретно - историческую ситуацию, сложившуюся в обществе; влияние волонтерства на саму личность молодого человека, включающегося в данную деятельность.

По мнению М. Олчман, П. Джордан, волонтерство стремится к достижению нескольких результатов. Оно, с одной стороны, помогает в создании стабильного и сплоченного общества, а с другой стороны - дополняет услуги, предоставляемые государством (и бизнесом - когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу).

Понятие «волонтер» раскрыто в Федеральном законе от 11 августа 1995 года № 135- ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Волонтеры - это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя.

В словаре Ожегова С. И. «волонтерство» трактуется как добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях.

По мнению Е. И. Холостовой, волонтеры - это люди, делающие что-либо неформально, работая бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы или сферы социального обеспечения, либо являются членами добровольческих организаций.

Волонтерство сегодня - это мощное общественное движение, имеющее свои организации во всех странах мира, но давно уже переросшие как национальные границы, так и сферу применения волонтерского труда.

Во всем мире молодежное добровольческое движение уже получило широкое распространение, а его роль в социальном развитии оценена на международном уровне. Организация Объединенных Наций признает добровольчество богатым источником энергии, навыков, местных занятий. Правительства многих стран используют ресурс добровольчества, финансируя его проекты, в реализации государственных программ по поддержке молодежи, в решении общественных проблем.

Последние десятилетия стали наиболее активным этапом развития волонтерства в новейшей истории России. За это время российский добровольческий сектор стремительно развивался и своему нынешнему состоянию во многом обязан социальной активности молодежи, ее стремлению оказать поддержку нуждающимся что, собственно, и является основой добровольчества. По разным данным, в России действуют около тысячи общественных организаций, активно развивающих молодежные добровольческие программы.

Добровольцы работают в региональных центрах и малых городах, в селах. Основные направления волонтерских отрядов разнообразны:

Социальная защита

Экология

Благоустройство

Профилактика алкогольной и наркотической зависимости, пропаганда здорового образа жизни

Правозащитная деятельность

Сохранение исторического и культурного наследия

Содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта

Содействие в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.

Кроме собственно практической добровольческой деятельности российские общественные организации активно развивают механизм поддержки этих инициатив. Разрабатываются и внедряются модели создания молодежных добровольческих центров, создаются и применяются специализированные образовательные программы, как для добровольцев, так и для сотрудников организаций, работающих с ними. Проводятся семинары по обмену опытом, презентаций достижений молодежных программ, круглые столы по обсуждению взаимодействия добровольческого сектора с государственными структурами, бизнесом и средствами массовой информации.

Так, одна из наиболее крупных общероссийских общественных организаций, на основе, которой действует разветвленная сеть региональных волонтерских объединений «Детские и молодежные социальные инициативы» - одним из основных направлений своей деятельности видит образование в сфере технологий создания молодежного волонтерского движения. Только в 2009 году был проведен ряд мероприятий в этом направлении: Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогическая поддержка детских и молодежных социальных инициатив», прошедшая 3-5 марта 2009 г. в Санкт-Петербурге; три экспериментальные смены палаточного волонтерского лагеря в ВДЦ «Орленок»; Всероссийский научно-практический семинар «Диалог индивидуальностей» и другое.

Ежегодно во всем мире проводится несколько знаковых для молодежного волонтерского движения мероприятий, в рамках которых объединяется множество локальных акций. В первую очередь это Международный день добровольцев (МДД) и Всемирный день молодежного служения.

Международный день добровольцев, который отмечается 5 декабря, был провозглашен Организацией Объединенных Наций 17 декабря 1985 г. Программа «Добровольцы ООН» рассылает письма в страны-участницы с приглашением начать широкую подготовку к МДД во всех странах и свои рекомендации в связи с его подготовкой.

Наряду с программой «Добровольцы ООН» одной из самых активных в проведении Всемирного дня добровольцев организаций является Международная ассоциация добровольческих усилий (IAVE), объединяющая в международное добровольческое движение около ста стран мира.

С 1995 года добровольцы России начали отмечать этот день вместе с другими странами мира. В нашей стране с этого времени сложилась новая гражданская традиция отмечать Международный день добровольцев проведением Недели добровольцев, которая сначала объединяла две даты: 3 декабря Всемирный день инвалидов, 5 декабря Всемирный день добровольцев. Затем неделя дополнилась несколькими датами: 1 декабря -Всемирный день борьбы со СПИДом, 10 декабря - Всемирный день защиты прав человека. В последние годы Неделя, как правило, плавно перерастает в Месячник добровольцев, так как к этому моменту уже идет активная подготовка к проведению детских новогодних и рождественских праздников. Первые несколько лет Неделя проводилась под девизом «Вместе изменим жизнь к лучшему!»

Общероссийская программа добровольческих действий формируется на основе планируемых региональных, локальных мероприятий, конкретное содержание которых определяется на местах с учетом нужд и потребностей каждого региона, каждого территориального сообщества или организации.

Результатом ежегодного проведения акции в целом по всей стране является множество общественно полезных мероприятий и проектов, осуществленных на добровольной основе гражданами и организациями в дни проведения акций, включающих: благоустройство микрорайонов, посадку деревьев, очистку школьных территорий, скверов и парков, проведение уроков добра в учебных учреждениях, организацию семинаров, форумов, благотворительных концертов, спектаклей, проведение акций по сбору вещей, книг, игрушек, денежных средств, оказание адресной помощи пожилым, одиноким людям и инвалидам, др. Публичное представление и признание итогов добровольческих действий в дни празднования Международного дня добровольцев.

В весенних добровольческих акциях принимают участие добровольцы из разных уголков России, которые осуществляют множество социально значимых локальных проектов и мероприятий: благоустраивают свои микрорайоны, сажают деревья, убирают школьные территории, скверы и парки, проводят уроки добра. Они организуют семинары, форумы, благотворительные концерты, спектакли, проводят акции по сбору вещей книг, игрушек, денежных средств, оказывают адресную помощь пожилым, одиноким людям и инвалидам, выполняют много других общественно полезных дел.