Бизнесу место

Бизнесу место

» » Мини-проект как средство формирования ууд на уроках географии. Что такое мини-проект Как написать и оформить проект? Шаги от «А» до «Я»

Мини-проект как средство формирования ууд на уроках географии. Что такое мини-проект Как написать и оформить проект? Шаги от «А» до «Я»

Разработанный ещё в первой половине ХХ века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Различные мини-проекты позволяют учителю решать разнообразные дидактические задачи, заранее планировать приращения в предметных знаниях, умениях, навыках учащегося, грамотно управлять его деятельностью в ходе работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мини - проекты на уроке. (слайд 1)

(слайд2)

Длительность выполнения проекта может ограничиваться одним уроком (может быть сдвоенными уроками) - мини – проекты; одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий – краткосрочные проекты; проекты, требующие длительной исследовательской работы – долгосрочные (годичные) проекты.

(слайд3)

При организации проектов на уроках необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.

После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад.

Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

(слайд4)

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д.

(слайд5)

Итак, учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, это и их целенаправленная деятельность, это и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, это и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников.

Плюсы и минусы метода проектов на уроке. (слайд6)

Плюсы проектной деятельности :

Навыки самообразования и самоконтроля;

Моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;

Навыки групповой деятельности;

Индивидуальный подход;

Интерес к познавательной деятельности

Минусы проектной деятельности:

Ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);

Психологические коммуникативные проблемы;

Проблема субъективной оценки.

Для того чтобы работа была эффективной необходимо соблюдать следующие условия, которые сформулированы в памятках.

Памятка для учителя.

Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематичной.

Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.

Создать психологический комфорт: а) дети не должны бояться совершить ошибку; б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять; в) дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику.

Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.

Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.

В начальной школе должен преобладать индивидуальный проект, когда ребенок преодолевает все ступени сам.

Памятка для родителей.

Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.

Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.

Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.

Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.

Меньше наставлений, прямых инструкций.

Не сдерживайте инициативу.

Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.

Не раздражайтесь.

Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.

Учите доводить дело до конца.

Правила презентации для ученика.

Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает.

Найди удобное положение тела и место для рук.

Спокойно посмотри на слушателей.

Назови тему.

Заинтересуй слушателей выступлением.

Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.

Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления.

Делай паузы, чтобы слушатели смогли осмыслить то, что услышали.

Логично закончи свое выступление.

Памятка для учителя по подготовке к презентации.

Помогите ученикам произвести самооценку проекта:

Почему начали работу над проектом?

Решили ли вы проблему?

Как оценили вашу работу люди, столкнувшиеся с работой?

Что не доделано, а может быть можно изменить.

Помогите оценить процесс проектирования.

Помогите ученику подготовить проект к презентации. Разработать план выступления.

Не следует из презентации делать спектакль, это отвлекает от сути.

Оценка проекта должна носить стимулирующий характер.

Не следует превращать презентацию проектов в соревнование. Лучше выделить номинации.


03.03.2017

Шаги от «А» до «Я» для новичков и опытных

Проект : комплекс спланированных действий, предпринимаемых для решения проблемы определенной целевой группы, ограниченных по времени и ресурсам, с конкретными результатами.

Социальный проект : программа реальных действий, цель которого направлена на решение актуальной социальной проблемы в обществе, а задачи - на позитивные результаты и изменения в обществе.

Основные требования, которым должен отвечать проект:

актуальность – причина, основания реализации проекта должны соответствовать требованиям времени, отдельной целевой группы или иным аспектам, объясняющим появление идеи проекта;

время – проект должен быть ограниченным по времени;

ресурсы – проект должен иметь четкое описание потребностей;

оценка качества и результатов – шкала оценки эффективности проекта определяется в соответствии с вашими целями, но результаты, к которым вы стремитесь, должны быть четкими, поддающимися анализу и осмыслению.

Проекты бывают простыми и сложными, кратко- и долгосрочными, с ограниченным и солидным бюджетом, рискованными и с вполне управляемыми рисками, с разными результатами. В любом случае проект направлен на решение какой-либо определенной проблемы. Проект должен быть системным, логичным и адекватным, то есть каждый раздел должен соответствовать всем остальным (задачи должны соответствовать цели, механизм – цели и задачам, бюджет – цели, задачам и механизму и т.д.).

Как написать и оформить проект? Шаги от «А» до «Я»


Шаг №1: Определитесь с идеей, проанализируйте проблему.

Что бы вы хотели изменить?

Чего и каким способом (в самом общем плане) бы вы хотели достичь?

Какую проблему хотите решить?

Записали ответ → перешли к определению сферы проектной деятельности, определению проблемы, над которой вы будете работать.
Проанализировали проблему → определили, что хотите изменить → возникла проектная идея → переход к детализации и описанию проекта.

Шаг №2: Пишем цель проекта.

Цель - общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель - образ действий по достижению желаемого результата.

Цель должна формулироваться так, чтобы её достижение полностью решало возникшую проблему. Формулировка цели должна опираться на формулировку проблемы. Можно сказать, что цель - это проблема наоборот.


Задайте вопросы для цели своего проекта:

Есть ли точное выражение того, что именно должно быть в итоге реализации проекта?

Сможем ли мы увидеть и измерить результаты проекта в целом и его отдельных частей?

Реальна ли поставленная цель? Возможно ли достижение заявленной цели с учетом имеющихся ресурсов?

Какая польза или выгода будет получена в результате достижения цели командой проекта, другими заинтересованными сторонами?

Шаг №3: Пишем задачи проекта.

Задачи проекта - это конкретные шаги, которые необходимо выполнить для изменения существующей ситуации к лучшему, это шаги для достижения цели.

В ажно помнить! Задач может быть несколько, все задачи - шаги к достижению цели, связанные между собой и связанные с целью проекта.

Используйте глаголы . Например, если вам надо построить дом, то задачами будет: заложить фундамент, возвести стены, построить крышу, провести коммуникации, сделать внутреннюю отделку и т.д.

Проверьте . Задачи должны полностью «закрывать» решение проблемы (поставленную цель).

Проанализируйте . Задачи должны быть результативными (в итоге изменения после проекта складываются из конкретных результатов).

Шаг №4: Проверяем цель и задачи по критерию smart.

Смотрим на нашу цель и задачи, проверяем их по критерию SMART, при необходимости корректируем.

Конкретность (specific)

Измеримость (measurable)

Достижимость (achievable)

Выгодность (rewarding)

Временные рамки (time bound)


Например: Цель: «Строительство дома» - может быть конкретизирована по критерию SMART следующим образом: «Строительство и сдача в эксплуатацию 2-этажного, 6-квартирного дома для семей молодых специалистов поселка Вычегда ко второму кварталу 2014 года».

Шаг №5. Из задач строим логическую цепочку действий.

Определили цель и задачи → Приступаем к планированию: как все это будет.

Из каждой задачи строим логическую цепочку действий: как мы добьемся результата. Иногда помогает нарисовать всю цепочку действий и заданий, чтобы понять логику проекта по каждому из направлений.

Например, если мы говорим о строительстве дома для семей молодых специалистов, то блоки задач у нас могут быть связаны с:

непосредственно строительством

согласованиями с органами государственной власти

с работой с целевой аудиторией – семьями молодых специалистов

работой с прессой по PR проекта и события в целом.

Эта логическая цепочка поможет нам написать план-график проекта в его логической последовательности.


Шаг № 6. Пишем план действий, график выполнения работ.

План определяет порядок выполнения всех работ: он описывает, что, кто и когда будет делать, в логической последовательности + дает понять, какие ресурсы необходимы. При планировании можно использовать различные формы, графики, планы.

Например: План реализации проекта. Пример №1

План реализации проекта. Пример №2

План реализации проекта. Пример №3

Также полезно будет сделать сетевой план – график.

Шаг №7. считаем, сколько будет стоить наш проект.


Каждый этап реализации проекта требует определенной затраты денежных средств и ресурсов:

сколько денег требуется для реализации проекта? На что они будут потрачены?

из каких источников предполагается получить деньги? Гранты, субсидии, спонсорские средства, иное?

Этот раздел проекта должен очень точно соотноситься с другими разделами проекта, особенно с механизмом реализации и календарным планом проекта.

Возможный вариант сметы расходов в рамках проекта:

Наименование статей и расходов

Расчет суммы затрат

Финансовые затраты по проекту

Имеющиеся средства

Запрашиваемые средства













«Бюджет» (смета) должен быть расписан по статьям.

Основные расходы:

аренда помещений и коммунальные платежи

командировочные и транспортные расходы

оборудование

связь и коммуникации

проведение специальных мероприятий

издательские расходы

расходные материалы

и другие прямые расходы, которые непосредственно идут в рамках вашего проекта.

«Прочие расходы» - это необязательная статья, которая включается в бюджет, если имеются расходы, не получившие отражения в других статьях. Данная статья должна быть особенно тщательно аргументирована.

«Оплата труда» - включает непосредственно заработную плату персонала проекта и привлекаемых на время по договору специалистов, а также “Начисления налогов на доходы” – 35,8% от общего фонда оплаты труда персонала и привлеченных специалистов.

Необходимо обратить особое внимание на три последних столбца в бюджетной таблице: «имеющиеся средства», «запрашиваемые средства», «итого». В столбце «имеющиеся средства» должны указываться те средства, которые вы, ваша организация вкладываете в реализацию проекта. Например: привлечение добровольцев в качестве персонала или привлеченных специалистов - должно быть обязательно отражено в статье бюджета «оплата труда» в столбце «имеется», причем, сумма будет соответствовать тем расходам, которые понесла бы организация, если бы в реализации проекта вместо добровольцев участвовали оплачиваемые специалисты.


Если организация, вы или спонсоры предоставляют для реализации проекта какую-либо оргтехнику, то в столбце «имеется» стоит указать её примерную стоимость с учетом срока эксплуатации.

В столбце «требуется» останется указать размер средств, которых недостает организации для реализации проекта.

Шаг №8. Пишем результаты.

При составлении плана действий и расчете бюджета у нас может возникнуть понимание, что результаты могут быть еще больше, чем мы планировали. Важно, чтобы наши результаты соответствовали цели проекта.

В проекте результаты можно прописывать текстом, здесь мы предлагаем вам заполнить рабочий листок по определению результатов:

Количественный результат (что будет сделано?) - фиксирует количество оказанных услуг, участников мероприятий, получателей конкретной помощи, количество выпущенных книг и т.д.

Качественный результат (что изменится?) - должен отражать позитивные изменения, которые произойдут в результате проведения мероприятий, оказания услуги и т.д.

Эффективность - соизмеримы ли полученные результаты с затраченными усилиями.

Критериями оценки эффективности проекта являются результаты, которые демонстрируют, насколько хорошо разработчики понимают, к чему они стремятся, и как будут этого достигать.

Шаг №9. оформляем проект.

Оформленный проект обычно содержит следующие разделы:

Краткая аннотация проекта: кратко опишите вашу идею (3-5 предложений), цели, результаты (не более 1 листа А4, 12-14 шрифт)

Подробное описание проекта:

Актуальность проблемы, почему именно ваш проект важен и нужен.

Цели и задачи проекта.

Целевая группа проекта: на кого рассчитан ваш проект, для кого вы его делаете.

Механизм реализации проекта: этапы, содержательная деятельность, мероприятия и т.д.

Календарный план реализации проекта (помните про наглядность, графики приветствуются).

Бюджет (смета).

Конкретные ожидаемые результаты (количественные и качественные), критерии и методы оценки результатов, эффект проекта в долгосрочной перспективе.

Возможное дальнейшее развитие проекта, если предполагается.

приложения (фото-материалы, схемы, эскизы и т.д.)

Оформление текста проекта также важно, как и его содержание. Используйте крупный шрифт (не менее 12) и полуторный интервал. Выделяйте главное, структурируйте текст, чтобы его было легче читать, используйте заголовки и подзаголовки, жирные шрифты и подчеркивания, маркированные списки и т.д.


Если вам необходимо сделать презентацию:

на каждый раздел не более 1-2 слайдов;

шрифт должен быть максимально крупным и читаемым даже издалека, заголовок и текст слайдов презентации должны быть напечатаны одним шрифтом, размер шрифта в презентации рекомендуется использовать не менее 20;

при использовании светлого фона шрифт должен быть черного или очень темного оттенка других цветов (коричневый, синий); при использовании темного цвета фона шрифт - белого цвета;

Дегтярев В.А., Днепров М.Ю., Ефимов А.В.,

Михайлюк О.В., Николаев В.А., Татаркулова Р.А.

ПО ПОДГОТОВКЕ МИНИ-ПРОЕКТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНАМ

КАФЕДРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 3

СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ МИНИ-ПРОЕКТА.. 5

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МИНИ-ПРОЕКТОВ.. 6

ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ МИНИ-ПРОЕКТА.. 7

ОЦЕНКА МИНИ-ПРОЕКТОВ.. 8

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ МИНИ-ПРОЕКТОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ.. 9

«Экономика», «Экономическая теория», «Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика)». 9

«Микроэкономика». 11

«Макроэкономика». 12

«Мировая экономика». 13

«История экономических учений». 14

«Теория отраслевых рынков», «Экономика отраслевых рынков». 15

«Экономика образования». 16


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Проект представляет собой комплекс контролируемых работ, взаимосвязанных по цели, задачам, средствам, ресурсам, временным рамкам, способам и методам деятельности и ориентированных на решение сложной проблемы с достижением уникального конечного результата (продукта, услуги, технологии, модели, концепции), завершенного относительно поставленной цели и заложенных в ней требований к его свойствам и характеристикам.

Основными признаками проекта ,отличающими его от других видов повседневной деятельности являются:

1. новизна;

2. изменения как основное содержание проекта;

3. неповторимость;

4. конкретная цель, ограниченная во времени;

5. временная ограниченность продолжительности проекта;

6. ограниченность требуемых ресурсов;

7. бюджет, относящийся к проекту;

8. комплексность решения проблемы;

9. выделение сферы проекта в сфере взаимодействия организации и рынка.

Мини-проект – учебная работа научно-исследовательского и научно-инновационного характера, осуществляемая в рамках конкретного курса (дисциплины), содержащая решение научной задачи проектно-технологического характера и предполагающая получение конкретного продукта – социальной технологии, сервиса, практики, алгоритма, пакета документов, программы мероприятий и т.д.

Мини-проекты по дисциплинам кафедры экономической теории являются внутридисциплинарными образовательными проектами (согласно «Положению об организации инновационной проектной деятельности в ПГЛУ и ее стимулировании»),инициируются, как правило, отдельными преподавателями кафедры и реализуются в рамках преподаваемых ими дисциплин, в том числе путем выделения части курса для проведения различных практикоориентированных занятий, не выходящих за рамки учебной программы. Такие занятия могут проходить в виде игр, тренингов, ситуаций, позволяющих студентам применить свои знания по предмету на практике и сформировать соответствующие профессиональные компетенции.

Подготовка и защита мини-проектов по дисциплинам кафедры экономической теории позволяет сформировать профессиональные компетенции у студентов согласно ФГОС третьего поколения, в частности обладание способностью к проектированию, реализации, контролю и оценке результатов учебно-воспитательного процесса по экономическим дисциплинам в учреждениях высшего профессионального образования.

Сроки подготовки и проведения защиты мини-проектов по дисциплинам кафедры экономической теории устанавливаются преподавателем соответствующей дисциплины на преподаваемом курсе и проводятся в часы, отведенные на семинарские занятия по дисциплине.

Подготовка мини-проекта заключается в формировании проектной группы из числа студентов семинарской группы по преподаваемой дисциплине в количестве от 3 до 5 человек, выборе темы мини-проекта и согласовании ее с преподавателем.


СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ МИНИ-ПРОЕКТА

1. Титульный лист (см. Приложение 1).

3. Введение (актуальность мини-проекта, его цели и задачи, обоснование теоретической и практической значимости результатов мини-проекта, его целевая аудитория).

4. Аналитический обзор (теоретическая часть, включающая краткий анализ текущего состояния исследуемой проблемы).

5. Основные результаты мини-проекта (практическая часть, включающая формулировку и подробное обоснование основных теоретических положений, сформулированных авторами мини-проекта, либо развернутое описание решения поставленных теоретических и практических задач, в котором обязательно должен быть конкретизирован авторский вклад в решение поставленной проблемы). При необходимости данную часть можно разбивать на разделы и подразделы.

6. Внедрение результатов мини-проекта (описание предполагаемых сфер внедрения результатов работы, возможности участия авторов в реализации мини-проекта, степень практического внедрения, если внедрение или апробация уже осуществлены).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №40ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СМОЛЯНЫХ ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА

Разработка мини-проекта по теме «Подобные треугольники»

Учитель математики

Белова О.В.

г. Новошахтинск

Планируемые результаты проекта.
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие компетенции, знания и умения:

- личностные:
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры

- метапредметные:
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера

- предметные:
ученик научится: пользоваться языком геометрии для описания подобных фигур; распознавать и изображать на чертежах и рисунках подобные фигуры (в частности треугольники); находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, применяя подобие; решать задачи на доказательство, опираясь на изученные признаки подобия треугольников и применяя изученные методы доказательств.

ученик получит возможность: овладеть методом подобия для решения задач на вычисления и доказательства;
научиться решать задачи на построение методом подобия; приобрести опыт выполнения проектов по теме «геометрические преобразования на плоскости (подобие)».

Основополагающие вопросы:

1. Где можно применить подобие треугольников для измерения расстояний? Как найти высоту дерева? Как найти ширину реки? Как найти высоту здания?
2. Как треугольники помогают нам жить? Почему для иллюстрации или объяснения некоторых объектов или явлений люди делают макеты?
3. Как достичь то, что кажется недостижимым?
4. Почему в мире существует подобие?

Гипотеза: учащиеся высказывают гипотезу – мы предполагаем, что есть способы использования подобия треугольников в жизни, но они нам не известны.

Цель нашего проекта: выяснить можно ли применить подобие треугольников на практике?

Ход работы:

    Познакомиться с историей возникновения учения о подобии треугольников.

    Вспомнить основные определения по данной теме (разгадывание кроссвордов).

    Познакомиться со способами нахождения высоты предмета.

    Познакомиться со способами измерения ширины реки с берега.

    Наше исследование.

Историческая справка.

Еще за шесть веков до нашей эры греческий мудрец Фалес Милетский вычислил высоту египетской пирамиды, измерив длину ее тени. Послушайте притчу:

«Усталый чужеземец пришёл в страну Великого Хапи. Солнце уже садилось, когда он подошёл к великолепному дворцу фараона. Он что-то сказал слугам. По мановению руки распахнулись перед ним двери и провели его в приёмную залу. И вот он стоит в запылённом походном плаще, а перед ним на золоченом троне сидит фараон. Рядом стоят высокомерные жрецы, хранители великих тайн природы.

Кто ты? – спросил верховный жрец.

Зовут меня Фалес. Родом я из Милета.

Жрец надменно продолжал:

Так это ты похвалялся, что сможешь измерить высоту пирамиды, не взбираясь на неё? – Жрецы согнулись от хохота.

Я могу измерить высоту пирамиды и ошибусь не более чем на пол-локтя. Я сделаю это завтра.

Лица жрецов потемнели. Какая наглость! Этот чужеземец утверждает, что может вычислить то, чего не могут они – жрецы великого Египта.

Хорошо, - сказал фараон. – Около дворца стоит пирамида, мы знаем её высоту. Завтра проверим твоё искусство».

На следующий день Фалес нашёл длинную палку, воткнул её в землю чуть поодаль пирамиды. Дождался определённого момента. Провёл некоторые измерения, сказал способ определения высоты пирамиды и назвал её высоту.

Разгадывание тематических кроссвордов.

Класс делится на 3 группы: каждой группе выдается задания разного уровня сложности. Каждая из групп придумывает себе название, используя термины из темы «Подобие». В каждой из групп выбирается: хронометрист – следит в группе за временем, секретарь – делает записи, инженер-проектировщик – делает чертежи, инженер-сметчик – делает расчеты, докладчик – рассказывает о своем проекте.

Каждая группа получает кроссворд. Время работы 10 минут.

Способы нахождения высоты предмета.

1.Способ измерение высоты предмета с помощью зеркала или лужи: луч света DC, отражаясь от лужи (зеркала) С, попадает в глаз человеку В. По законам физики угол DCE равен углу ВСА. Из подобия треугольников АВС и EDC выразим длину отрезка DE: DE =.

2 Способ при помощи шеста: Этот способ состоит в следующем. Запасшись шестом выше своего роста, воткните его в землю отвесно на некотором расстоянии от измеряемого дерева (см. рисунок). Отойдите от шеста назад, по продолжению Dd до того места А, с которого, глядя на вершину дерева, вы увидите на одной линии с ней верхнюю точку b шеста. Затем, не меняя положения головы, смотрите по направлению горизонтальной прямой аС, замечая точки с и С, в которых луч зрения встречает шест и ствол. Попросите помощника сделать в этих местах пометки, и наблюдение окончено. Остается только на основании подобия треугольников abc и аВС вычислить ВС из пропорции ВС:bc=aC:ac откуда ВС=Ьс· (aC/ac)

Расстояния bс, аС и ас легко измерить непосредственно. К полученной величине ВС нужно прибавить расстояние CD (которое также измеряется непосредственно), чтобы узнать искомую высоту дерева.

Способ измерения ширины реки с берега.

На рисунке показано, как с помощью подручных средств и подобия треугольников, можно измерить ширину реки с берега.

Наше исследование.

1 группа.

2 группа.

3 группа.

Выводы учащиеся записывают в свои листы, после выполнения задания, докладывают о проделанной работе и оглашают свои выводы.

1 группа.

Энергосети получили разнарядку о проведении новой высоковольтной линии, но на этой местности растет дерево, высота которого не известна. Ваша задача – вычислить высоту дерева и посчитать не мешает ли оно проведению линии. Высота, на которой будут проходить провода, равна 6 метрам. Если данное дерево выше линии – посчитайте какой длины надо спилить ствол.

Инструкция: расчеты проведите с помощью зеркала. Если расстояние от дерева до зеркала 10 м, высота человека 1 м 85 см и расстояние от зеркала до человека – 3 м.

Расчеты:

ВЫВОД:

2 группа.

Строительная организация получила проект о строительстве детского сада рядом с жилым многоэтажным комплексом. Ваша задача – посчитать высоту близстоящего дома и выяснить не будет ли он мешать попаданию солнечного света на стены детсада по нормативным документам.

Инструкция: расчеты проведите с помощью шеста. Если расстояние от дома до шеста 40 м, от шеста до человека 20 м, длина шеста 6 м 20 см, а рост человека 1 м 80 см. Высота здания не должна превышать 35 метров.

Расчеты:

ВЫВОД:

3 группа.

Строительная бригада получила проект на строительство моста через реку. Ваша задача – высчитать ширину реки.

Расчеты:

Метод проектов возник еще в 20-х годах в США. Почти параллельно идея проектного обучения возникла в России и Западной Европе.
Рациональное соединение теоретических знаний и их практического использования в проектной технологии можно сформировать так: «Я знаю, зачем мне это нужно, где и как я могу использовать все то, что я знаю».
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает в том числе активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. С этой позиции метод проектов является одним из эффективных методов, т.к. так позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в стандарте, а предметом освоения становится не просто “базовый объем знаний”, а способы и средства деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования.

Проект - это особый вид познавательной деятельности учащихся, характеризующийся следующими признаками:

  • наличие социально значимой задачи,
  • планирование действий по разрешению проблемы,
  • поиск информации, которая затем будет обработана и осмыслена учащимися,
  • оформление “продукта”, представляющего результаты этой деятельности,
  • презентация “продукта” и его социальной значимости.

Что же такое мини-проект?

Метод проектов используется на одном-двух уроках - мини-проекты для решения какой-то небольшой проблемы. Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной - самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.

Учебные проекты по продолжительности классифицируют на:
  • мини-проекты,
  • краткосрочные,
  • долгосрочные.
На мой взгляд, наиболее удачным для урока с применением мини-проектов являются повторительно-обобщающие. Хотя использовать мини-проекты можно и на других типах, где определенная тема изучается в течение нескольких занятий.
Использование на уроке мини-проектов решает многие задачи, которые в целом стоят перед проектной деятельностью:
  • обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Для такого урока необходима очень тщательная подготовка учителя, т.к. ему надо учесть нюансы, которые могут возникнуть в ходе проведения такого урока.

Работа по созданию мини-проекта должна проходить следующие этапы:

  • Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у учащихся создать мини-проект.
  • Планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания.
  • Исследование, на котором учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы.
  • Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.
Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения. Задачи групповой работы:
  • активизация познавательной деятельности;
  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его;
  • развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т. д.);
  • совершенствование межличностных отношений в классе.

Структура урока-проекта подчиняется этапам выполнения проекта, но в более сжатые временные рамки и состоит из этапов:

  • Организационный момент (тема проекта, цель)
  • Планирование работы, выдвижение гипотезы, формулирование задач.
  • Работа с информацией, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме.
  • Физкультминутка.
  • Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению.
  • Презентация готового продукта проектной деятельности.<
  • Рефлексия.
  • Домашнее задание (обычно творческого характера)
Содержание этапов проекта:

1 этап « Начальный» - Выбор проблемы, введение в проблему, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач поиска. Выработка плана работы

2 этап «Поисковый» - Работа в информационном поле, сбор необходимой информации по проблеме в различных источниках, анализ и структурирование собранного материала, качественная и количественная обработка собранного материала.

3 этап «Исследовательский » - Проведение исследования, решение поставленной проблемы

4 этап «Обработка результата» - Переработка полученных данных, анализ и редактирование полученных данных, подтверждение или отрицание выдвинутой ранее гипотезы, оформление полученных данных в виде продукта проекта

5 этап «Заключительный » - Подведение итогов работы, составление письменного отчета, подготовка к публичной защите проекта в виде мультимедийной презентации,либо в любой другой форме.

Условия, необходимые для успешной организации мини-проекта:

  • Четкое соблюдение времени;
  • групповая форма работы;
  • достаточно накопленный объем оперативной информации учащихся по проблеме проектирования
«В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем». В результате работы над проектом каждый ребенок получает возможность личностного роста и развития, что актуально для каждого педагога и образования в целом. Проектная деятельность помогает увидеть не только внешний, но и внутренний результат - бесценное достояние учащегося. Ребенок делает открытие прежде всего для себя, и утверждать, что оно должно быть значимо для всех, ошибочно.

В чем мы преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность