Бизнесу место

Бизнесу место

» » Какой процент добавят библиотекарям 1 июня. Библиотекари и впрямь скоро разбогатеют

Какой процент добавят библиотекарям 1 июня. Библиотекари и впрямь скоро разбогатеют

Общедоступные библиотеки: мониторинг сети и ситуация в регионах

Уважаемые коллеги!

С 12 по 18 мая 2018 года во Владимире — «Библиотечной столице России 2018 года» — проходил Всероссийский библиотечный конгресс: XXIII Ежегодная Конференция Российской библиотечной ассоциации.

Не секрет, что тема проходящей в настоящее время оптимизации библиотечной сети волнует без преувеличения каждого библиотекаря.

Мое внимание привлекла статья на сайте «Университетская книга» , в которой я впервые прочитала так подробно о положении библиотек в разных регионах страны, о том, как проходит оптимизация библиотек в стране. Надеюсь, что эта статья привлечет внимание библиотекарей, интересующихся вопросами оптимизации и следящими за событиями в библиотечном мире.

Одной из основных тем, обсуждаемых на Всероссийском библиотечном конгрессе, стала трансформация библиотечной сети в регионах России. Эта проблема объединила четыре секции: центральных библиотек субъектов РФ, публичных библиотек, секцию по библиотечной политике и законодательству и секцию «Библиотечные общества и ассоциации».

Главным вопросом дискуссии стало влияние трансформации сети на доступность услуг библиотек для населения по всей территории страны. Через призму государственной культурной политики рассматривались задачи и актуальные практики управления такими процессами, как сокращение численности библиотек, их массовый перевод на работу в сокращённом режиме, разрушение целостности профессиональной библиотечной сети и др.

По оценке Сергея БАСОВА , заведующего научно-методическим отделом РНБ и ведущего заседания, 2017 год прошёл для библиотечного сообщества под грифом новых социальных нормативов, утверждённых распоряжением Правительства РФ от 26 января 2017 г. Однако в конце года оно своим новым распоряжением признало утратившими силу все нормативы в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, физической культуры и спорта, а также культуры. По сложившейся традиции решение было принято без каких-либо объяснений со стороны исполнительной власти и обсуждения с профессиональным сообществом. По мнению эксперта, эти изменения ещё предстоит понять и проанализировать.

Научно-методический отдел РНБ представил в рамках секции аналитический материал, посвящённый мониторингу трансформаций сети общедоступных библиотек за период 2015–2017 гг. Его результаты прокомментировала Маргарита АВРАМОВА, заведующая сектором НМО РНБ.

По данным исследования, на 1 января 2018 г. сеть общедоступных государственных региональных и муниципальных библиотек Министерства культуры РФ включала 42 226 учреждений, в том числе 255 центральных библиотек субъектов РФ; 35 737 муниципальных библиотек и 6234 структурных подразделения организаций культурно-досугового типа (КДУ) и других организаций, оказывающих библиотечные услуги населению. Сельское население обслуживали 33 453 библиотеки (79% общедоступных библиотек). Основные признаки трансформации сети библиотек, зафиксированные по итогам наблюдений в прежние годы, проявились и за эти три года, при этом сохранились главные тенденции и их негативное влияние на доступность библиотечных услуг.

СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК

Продолжается сокращение сети общедоступных библиотек и снижение обеспеченности территорий библиотеками. За последние три года сеть уменьшилась на 2,1 тыс. учреждений в целом по России. Основная доля потерь приходится на сельские библиотеки — около 1,5 тыс. (68% от общего числа утраченных библиотек).

Некоторое замедление сокращения сети эксперты связывают с отложенной реакцией регионов на решения руководства страны о поддержке сферы культуры, а также с противоречивыми действиями Правительства РФ и Минкультуры России в 2016–2017 гг. Сказалось и влияние требования законодательства о проведении опроса населения при принятии решения о закрытии или реорганизации сельских библиотек. В определённой мере притормозили отрицательную динамику библиотечные специалисты, руководители и методисты ЦБ субъектов РФ, направлявшие усилия на предотвращение необоснованного закрытия библиотек.

По результатам мониторинга, за 2016–2017 гг. сеть сократилась на 1029 библиотек. Сокращение наблюдалось во всех федеральных округах. Наибольшие потери (в процентном отношении) показали Южный (Волгоградская и Астраханская области) и Уральский (за исключением ХМАО и ЯНАО) округа. По оценке выступающей, управленческие решения на местах принимаются во многом произвольно, без экспертной оценки.

Отрицательная динамика отмечена в 72 субъектах РФ. Положительная — только в трёх регионах: в Амурской области имело место открытие и восстановление деятельности нескольких сельских библиотек, в Кировской библиотеки образованы на базе стационарных рабочих мест в нескольких сёлах, в Архангельской налажен правильный учёт сельских библиотек. Численность библиотек сохраняется на уровне 2015 г. в 10 регионах: республиках Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Тыва, Камчатском и Ставропольском краях, Магаданской и Томской областях, Ненецком автономном округе, Санкт-Петербурге и Севастополе . Самые большие потери понесли библиотечные сети Волгоградской (114 библиотек), Курганской (56 учреждений) и Орловской (33 библиотеки) областей.

Как уже упоминалось, основные потери за этот период приходятся на сеть сельских библиотек: закрыто 840 учреждений (80% от общего числа утраченных). Уменьшение числа сельских библиотек наблюдалось во всех федеральных округах, причём симметрично общим показателям сокращения сети, т.е. более всего в Южном и Уральском округах (в процентном соотношении). Сокращение сети сельских библиотек произошло в 61 субъекте РФ. Положительная динамика имела место в шести регионах, а отсутствие изменений отмечено в 18 субъектах

Значительное сокращение сельских библиотек (от 5 до 10 %) отмечено в восьми регионах: в Волгоградской, Курганской, Орловской, Ивановской, Астраханской и Ростовской областях, а также в Республике Дагестан . В полтора-два раза выше общероссийского показатели в Новгородской, Псковской, Брянской областях, в Пермском и Алтайском краях, а также в республиках Карелия и Марий Эл.

По оценке М. Аврамовой, ликвидация и реорганизация библиотек тесно связаны с хроническим дефицитом местных бюджетов, с необходимостью изыскания средств на повышение заработной платы, выполнением показателей дорожных карт.

Основания для закрытия библиотек в распоряжениях органов местного самоуправления указываются самые разные, и чаще всего они не отражают главную причину (хронический дефицит средств). Среди основных причин следующие: распоряжение Минкультуры России от 2 августа 2017 г. № 965; достижение показателей дорожной карты; исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597; социальные нормы и нормативы; несоответствие нормативам ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры; ст. 55 ГК РФ; исполнение Федерального закона № 131‑ФЗ; совершенствование и оптимизация организационно-штатной численности и бюджетных средств, оптимизация деятельности; уменьшение населения в зоне обслуживания; низкие показатели посещаемости библиотеки и трудное финансовое положение; признание нежилого здания аварийным и отсутствие на территории поселения помещения для библиотеки, повышение эффективности использования имущества, отсутствие средств на установку пожаротушения и т.п.

СОКРАЩЕНИЕ ПУНКТОВ ВНЕСТАЦИОНАРНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

В условиях сокращения сети стационарных библиотек определённые задачи по охвату населения библиотечным обслуживанием выполняют пункты внестационарного обслуживания. Согласно исследованию в стране насчитывается более 47,2 тыс. таких объектов, из них в сельской местности — 39,9 тыс. В целом по России наблюдается отрицательная динамика: –1,3 тыс. пунктов.

Ситуация различается по федеральным округам: в Уральском, Сибирском и Дальневосточном число объектов увеличилось, в остальных — сократилось. Рост, как правило, связан с открытием стоянок КИБО и библиобусов, а также с преобразованием стационарных библиотек в пункты выдачи. Кроме того, во многих регионах в 2017 г. большое внимание было уделено корректному учёту пунктов выдачи: они упразднялись, если не соответствовали требованиям стандартов по информационно-библиотечному обслуживанию.

Примерно в половине субъектов РФ (в 40 регионах) количество пунктов выдачи увеличилось, причём значительно: более чем на 100 единиц в Чеченской Республике, Ставропольском крае и Ульяновской области, свыше 200 единиц появилось в Удмуртской Республике и Забайкальском крае . По мнению экспертов, о реальном развитии обслуживания за счёт внестационарных форм свидетельствует увеличение пунктов выдачи на фоне стабильности библиотечной сети, в частности в республиках Алтай, Коми, Татарстан, Тыва и Чеченской Республике, а также в Красноярском, Камчатском, Ставропольском и Хабаровском краях, в Амурской, Белгородской, Владимирской и Томской областях и т.д.

В 45 регионах количество пунктов выдачи уменьшилось, в некоторых существенно: более чем на 100 единиц в Республике Бурятия, Нижегородской, Омской и Оренбургской областях, на 200 — в Архангельской, Кировской, Тверской областях и на 454 — в Республике Дагестан. Главные причины закрытия пунктов очевидны : массовый перевод библиотечных специалистов на неполную ставку, отсутствие транспорта и новых книг, плохое состояние дорог . При этом наблюдается общая закономерность: сначала сельская библиотека преобразуется в пункт выдачи, а затем этот объект ликвидируется.

МАССОВЫЙ ПЕРЕХОД НА СОКРАЩЁННЫЙ ГРАФИК

Режим, при котором библиотека открыта всего два-три часа в день или два-три дня в неделю, практикуется не только в малонаселённых пунктах, но и в сёлах, где проживает свыше 1 тыс. человек, и даже в городах . Из региональных аналитических материалов за 2016 год известно: в Псковской области в сокращённом режиме работают 85% сельских библиотек, в Тамбовской — 83%, в Брянской — 80%, в Тверской — 60%, в Амурской — 58%, в Ульяновской — 55%, в Липецкой — 50% и т.д. Сокращённый режим работы, отсутствие новых книг и актуальных ресурсов, современных интерьеров — всё это приводит к негативной оценке деятельности любой библиотеки со стороны населения и — довольно часто — к её последующему закрытию.

ОСЛАБЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

По мнению исследователей, разрушение профессиональной сетевой организации библиотечного обслуживания населения происходит на муниципальном уровне. Передача библиотек (сельских, центральных районных, межпоселенческих, городских, ЦБС и др.) в структуры культурно-досуговых и иных организаций приводит к организационно-правовой разобщённости и технологическому упадку. Наблюдение фиксирует более 50 разновидностей организаций, в структуре которых оказались библиотеки в ХХI в. Среди них культурно-досуговые центры, образовательно-культурно-спортивные комплексы, библиотечно-музейные объединения, дома творчества и досуга, центры культуры и архивного дела, социокультурные и культурно-развлекательные центры и др. Мониторинг свидетельствует о разных факторах и периодах разрушения целостности профессиональной библиотечной деятельности на муниципальном уровне.

При этом, как отметила выступающая, впервые после принятия ФЗ-136 наметился положительный вектор — снижение доли библиотек в составе КДУ. Используя новые правовые нормы, позволяющие передавать полномочия по организации библиотечного обслуживания в сёлах на районный уровень, во многих регионах стали возвращать библиотеки из КДУ в библиотечную сеть, создавать межпоселенческие библиотеки с сетью удалённых структурных подразделений по всей территории муниципального района, восстанавливать районные ЦБС.

В 2014 г. в составе КДУ было 8,5 тыс. библиотек (19,4% от общего числа муниципальных библиотек), в 2017-м — уже 6,2 тыс. (14,9%). Большая часть этих библиотек пополнила профессиональную библиотечную сеть, а меньшая попала под ликвидацию вместе с КДУ, сеть которых также оптимизируется. Тем не менее раздробленность и неоднородность региональных библиотечных систем характерна для многих регионов.

Библиотеки в структуре КДУ действуют в большинстве субъектов РФ (в 61 из 85). Доля таких библиотек превышает 50% в Иркутской, Ленинградской, Воронежской, Псковской, Тюменской и Волгоградской областях, а также в Алтайском крае. В регионах, где долгое время удавалось сохранить целостность библиотечных систем, начали передавать библиотеки в КДУ. Среди них Пензенская область (145 библиотек в клубной сети) и Республика Крым (105 библиотек). Тенденцию передачи библиотек в структуры КДУ и иных организаций эксперты оценивают как фактор неизбежной деградации профессиональной деятельности.

За счёт возвращённых учреждений профессиональная библиотечная сеть увеличилась в Мордовии (на 319 библиотек; доля библиотек в КДУ понизилась с 80 до 18%), в Новосибирской (на 98 библиотек), Ростовской (на 74 библиотеки), Курганской (на 58 библиотек), Амурской (на 40 библиотек), Ивановской (на 34 библиотеки) и Тульской (на 27 библиотек) областях, а также в Хабаровском крае (на 28 библиотек). Из КДУ выведены все библиотеки в республиках Марий Эл и Чувашия, в Астраханской, Брянской, Магаданской и других областях. Таким образом, в 24 субъектах РФ (28% от общего их числа) все библиотеки находятся в составе профессиональной региональной сети.

ВЫВОД БИБЛИОТЕК ИЗ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РФ

Согласно данным исследования, в 2016 г. в Волгоградской области в связи с необходимостью доведения зарплаты работников культуры до уровня средней по экономике региона часть культурно-досуговых центров вместе с библиотеками переводились в состав муниципальных казённых учреждений «Благоустройство и досуговое обслуживание» (основной вид деятельности — озеленение и уборка территории ). Такие библиотеки не относятся к сфере культуры, их сотрудникам не обязательно повышать заработную плату, при этом ставки библиотечных специалистов сокращаются до минимума (два часа в неделю). Ещё один пример — это объединение общедоступных библиотек со школьными. В 2016 г. в Калмыкии семь общедоступных библиотек Юстинского района, в том числе пять сельских, были переданы в отдел образования с сокращением их штатных единиц и передачей фондов в школьные библиотеки.

СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛА БИБЛИОТЕЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СО СТАТУСОМ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

На примере 72 регионов, которые предоставили полные данные о численности библиотек — юридических лиц, за последние два года выявлено сокращение на 841 организацию. В 2016 г. этот статус имели 4656 библиотек и библиотечных объединений, в 2017‑м — 3815 . По мнению экспертов НМО РНБ, сокращение количества юридических лиц в библиотечной сфере указывает на две важные тенденции: укрупнение библиотечных учреждений на принципах централизации и создание многопрофильных учреждений культуры. Но если в первом случае происходит профессиональная интеграция библиотечных ресурсов, то во втором, наоборот, разрушается сетевая организация библиотечного обслуживания, происходит распыление ресурсов, снижается качество управления, а значит, и обслуживания читателей.

НОРМАТИВЫ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОБЩЕДОСТУПНЫМИ БИБЛИОТЕКАМИ

22 декабря 2017 г. распоряжением Правительства РФ №2905‑р все федеральные сетевые нормативы в бюджетной сфере были отменены . В области культуры сложилась сложная правовая ситуация : федеральные нормативы утратили юридическую силу, а распоряжение Минкультуры России от 2 августа 2017 г. №Р-965 (с нормами, которые были отменены) продолжает действовать. Согласно полученным данным, в 2017 г. регионы предпринимали попытки приведения сети в соответствие с новыми нормативами. При этом использовались различные формы реорганизации: объединение, слияние библиотек и домов культуры, преобразование в пункты выдачи, объединение детских библиотек со взрослыми, присоединение детских библиотек к межпоселенческим, преобразование детских библиотек в отделы обслуживания и др.

В 2017 г. библиотечная сеть сохранилась на уровне 2016-го в 19 субъектах РФ: Адыгее, Башкортостане, Бурятии, Калмыкии, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Крыму, Тыве, Камчатском и Ставропольском краях, Архангельской, Магаданской, Томской, Сахалинской и Челябинской областях, Ненецком автономном округе, Еврейской автономной области, Санкт-Петербурге и Севастополе.

По данным мониторинга, новые библиотечные сетевые единицы появились в 17 субъектах РФ. При этом в некоторых из них количество библиотек, закрытых и переставших существовать в результате реорганизации, значительно превышает число учреждений, открытых и созданных в результате реорганизации. Так, в Московской области открыты две новые библиотеки, а закрыта 41; в Красноярском крае открыты четыре сельские библиотеки, а закрыты 14; в Мордовии открыты две детские библиотеки (детские отделы преобразованы — в обособленные структурные подразделения ЦБС), прекратили существование 11. Мониторинг показывает, что новые нормативы активно использовались органами власти для закрытия библиотек.

Сложившаяся ситуация диктует регионам необходимость брать на себя ответственность за разработку нормативов в сфере культуры. При этом анализ региональных нормативных документов показывает, что в основном реализуются два подхода к их разработке. Первый заключается в полном дублировании федеральных нормативов практически без изменений и учёта особенностей своих территорий. Второй предполагает осмысленную аналитическую привязку нормативов, формирующих сеть общедоступных библиотек, к условиям конкретного региона: его территории, инфраструктуре, населению, ресурсам и т.д. Однако отмена федеральных нормативов с неизбежностью ставит вопрос о том, насколько необходимы единые нормы для всей страны, нужны ли такие общегосударственные ориентиры для всех регионов сегодня.

По оценке специалистов РНБ, стране необходимы базовые нормы, формируемые библиотечным сообществом на основе общего понимания принципов доступности библиотечных услуг. РНБ разработала и направила в Министерство культуры РФ предложения по базовым нормативам обеспеченности населения общедоступными библиотеками, которые размещены на сайте «Центральные библиотеки субъектов Российской Федерации» . В их основе принцип шаговой доступности, который диктует необходимость приближения библиотек к месту жительства человека; он наиболее прост и понятен, практически не допускает произвола в применении.

В завершение дискуссии эксперты сформулировали главные управленческие задачи на ближайшую перспективу:

выработка единой стратегии действий, отвечающей Основам государственной культурной политики на всех уровнях власти;

эффективное применение норм законодательства о местном самоуправлении, о библиотечном деле и др.;

формирование региональных нормативно-правовых механизмов, в полном объёме обеспечивающих исполнение полномочий по организации библиотечного обслуживания населения;

сохранение и восстановление единства профессиональной сетевой системы организации библиотечного обслуживания населения, обеспечение дальнейшего её развития адекватно требованиям новейшего времени;

обеспечение оптимального режима библиотечного обслуживания с учётом потребностей местных жителей на основе принципа шаговой доступности;

расширение инфраструктуры библиотечного обслуживания населения: открытие новых объектов, создание модельных библиотек, развитие мобильного обслуживания и т.д.

Для реализации новейших тенденций в библиотечном обслуживании необходима эффективная согласованная библиотечная политика федерального и регионального уровней, опирающаяся на должное финансирование библиотечной отрасли страны.

Не менее интересными оказались данные экспресс-опроса, подготовленные Секцией публичных библиотек РБА по вопросам, касающимся новых нормативов обеспеченности населения общедоступными библиотеками. «Вести с полей» представила Наталья ЧЕРНЯВСКАЯ, директор БУК «Омские муниципальные библиотеки».

В 2018 г. в опросе приняли участие 260 библиотек из 51 региона.

Большинство респондентов (75%) отмечает, что в территориях никаких изменений, связанных с нормативами, не происходит . Причин тому несколько. В некоторых субъектах РФ разработаны документы, которые учитывают специфику региона. В результате те библиотеки, которые в соответствии с новыми нормативами могли быть закрыты, работают. Так произошло в Магаданской области, где в 2017 г. распоряжением регионального правительства принят документ «Об утверждении методических рекомендаций по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения Магаданской области услугами организаций культуры». Но чаще всего это происходит потому, что в настоящее время действие нормативов обеспеченности населения общедоступными библиотеками приостановлено и ведётся работа по их доработке. Коллеги из Красноярского края (г. Канск) отметили, что библиотечная сеть была бы оптимизирована в 2018 г., если бы нормативы не отменили.

При этом в ряде регионов работа по оптимизации сети продолжается. Осуществляется она разными способами.

В Воронежской области число библиотек снижается (за 2017 год сеть уменьшилась на 16 единиц), а ставки сокращаются (по итогам 2017‑го более 40% сотрудников библиотек работали в неполном формате).

В Республике Марий Эл сокращается сеть сельских библиотек, детские библиотеки становятся отделами центральных библиотек. Ещё в 2015 г. произошло слияние Республиканской юношеской и Республиканской детской библиотек.

В Еврейской автономной области сокращаются ставки и численность персонала, снижается уровень самостоятельности библиотек.

В Нижегородской области несколько библиотек переведены на неполный рабочий день.

В Тверской области произошло изменение штатного расписания и сокращение среднесписочной численности.

В Пермском крае клуб был объединён с библиотеками на базе муниципального учреждения «Центр развития культуры». Суксунская центральная библиотека стала структурным подразделением этой организации.

Коллеги из Республики Карелия отмечают, что оптимизация ведётся, но не в соответствии с нормативами обеспеченности населения общедоступными библиотеками, а в связи с недостатком муниципального финансирования.

Самый неожиданный пример оптимизации пришёл из Тольятти . В январе 2018 г. МБУК «Библиотека Автограда» было присоединено к МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» . Последнее тогда же было переименовано в МБУК «Библиотеки Тольятти» и на сегодняшний день представляет собой систему, состоящую из 29 библиотек.

В целом прогнозы нельзя назвать оптимистичными. 70% опрошенных предполагают дальнейшее сокращение числа библиотек. Кроме того, респонденты обеспокоены продолжающимся слиянием библиотек и культурно-досуговых учреждений.

На фоне примеров сокращения есть и позитивная информация. В Мурманской и Омской областях оптимизация ведётся разумно; на смену неэффективным библиотекам открываются учреждения в новых районах, там, где они востребованы населением, развивается внестационарная работа и т.п. В 2018 г. планируется открытие молодёжной библиотеки в МУК «Тульская библиотечная система». Планом развития Ярославля предусмотрено строительство новых библиотек. Есть положительные примеры в Пермском и Краснодарском краях.

Ситуация в стране неоднозначна. Ежегодное снижение финансовых затрат на библиотеки ведёт к сокращению штата. Отсутствуют средства на приобретение новой литературы, методических материалов, игр, современной мебели. Компьютерный парк также нуждается в обновлении. Не прибавляет оптимизма объединение библиотек. Очевидно, что в ближайшие годы сеть библиотек будет неуклонно сокращаться.

По мнению экспертов, новые нормативы обеспеченности населения общедоступными библиотеками оказали влияние на упорядочение сети, но не стали единственным фактором сокращения численности библиотек. Как правило, превалирует возможность муниципалитетов содержать библиотеки и понимание их необходимости.

Редакция благодарит заведующего НМО РНБ С.А. Басова и заместителя директора по инновационно-методической работе МБУК «Публичная библиотека» Новоуральского городского округа М.В. Криворучко за содействие в подготовке материала.

Коллеги, а как у вас положение – происходит или нет сокращение штатов, закрытие библиотек?

В июне 1929 года в РСФСР начался «Библиотечный поход» – просветительская компания по внедрению в повседневный быт граждан культуры регулярного посещения библиотек. «Библиотечный поход» был логичным продолжением другой просветительской компании, проводимой государством, – борьбы с безграмотностью. Сегодня, восемьдесят шесть лет спустя, система, сформированная в советское время, пребывает в каком-то странном состоянии. Библиотеки вроде бы есть – каждый может вспомнить, где находится районная библиотека, но если кто и вспомнит местонахождение районной «читальни», вряд ли также ответит, когда он последний раз открывал ее двери.

Один из больных вопросов – это зарплата у библиотекарей в 2018 году и слухи об обещанном повышении оплаты труда в грядущем, 2019.

Чемодан без ручки

Библиотечная система в современной России во многом напоминает чемодан с оторвавшейся ручкой: и нести сложно, и бросить нельзя. К тому же это очень большой чемодан: согласно оценкам, в нашей стране существует 130000 библиотек различного типа. Правда, подсчеты эти весьма приблизительные – последние официальные оценки общего количества читален в России устарели на двадцать лет. Вряд ли в лучшем положение дел в странах СНГ – в Казахстане, Украине.

Центральная библиотечная система очень разветвленная. Библиотеки принадлежат к разным ведомствам: самыми большими фондами владеет Министерство науки и образования.

  1. Под началом Министерства образования находится 66000 заведений школ.
  2. В средних специальных и высших учебных заведениях – 3000.
  3. Около 6000 заведений специальной литературы: медицинской, технической, сельскохозяйственной.

Вторая обширная часть принадлежат Министерству культуры. В эту категорию, кроме музейных фондов, относятся общедоступные публичные библиотеки. Те самые, районные. Почти 47000 различных муниципальных, из которых более 75% – сельские «читальни».

Самая большая проблема библиотечной системы – хроническое недофинансирование. Не выделяется достаточно средств на модернизацию, на формирование библиотечных фондов. Библиотеки располагаются в давно не ремонтированных помещениях, а некоторые – 445 библиотек, в откровенно аварийных строениях. Но библиотека – это не только здание и книги.

Существование библиотеки и ее нормальное функционирование невозможно без библиотекаря. Между тем заработная плата библиотекарей – одна из самых низких в стране. В большинстве регионов зарплата работников библиотек ниже официального прожиточного минимума.

Надо же что-то делать

По статистическим данным, не так давно – в 2003 году – средняя зарплата сотрудников обычных районных библиотек насчитывала всего 2000 рублей. А в некоторых регионах величина оклада библиотекаря составляла вообще смешные, по нынешним временам, цифры: 700 рублей. И это, несмотря на то, что работа библиотекаря требует определенной квалификации, а 40% сотрудников библиотек имеют высшее образование, в том числе и специальное, библиотечное.

В самом плачевном положении находятся работники самой значительной части библиотек: школьные библиотекари, работники муниципальных публичных библиотек, сельские библиотекари. Размеры финансирования настолько ничтожны, что в некоторых случаях библиотекари вынуждены покупать на собственные нищенские зарплаты канцтовары.

В 2005 году правительство осознало риски утраты культурного наследия страны в виде библиотечных фондов, снижения общего уровня образования, массовой люмпенизации населения, распада созданной за предыдущие десятилетия библиотечной системы. В правительственном постановлении № 740 от 8 декабря 2005 года была сформулирована Концепция развития библиотечного дела до 2015 года.

В ходе реформы

В 2011 году в рамках реализации Концепции началась реформа библиотечной системы, в ходе которой предполагается не только пересмотреть законодательную базу, но и внести новое, современное понимание сути деятельности библиотек. Чиновники, презрительно назвав библиотеки «пунктами выдачи книг», призвали превратить книгохранилища с функцией выдачи книг в современные досуговые медиацентры.

Реформы – дело хорошее, хотя, как показывает исторический опыт, в большинстве случаев крайне болезненное для многих непосредственных участников. Мы не станем комментировать такие результаты действия реформирования, как объединение и укрупнение отдельных библиотечных единиц, сокращение и без того недоукомплектованных штатов библиотекарей за счет увольнения пенсионеров, продолжавших работать, разговоры о введении униформы для сотрудников, разработку фирменного стиля и единого дизайна интерьеров.

Стильный дизайн интерьера вряд ли увеличит количество посетителей, которых, к слову, теперь именуют «пользователями», а не «читателями». Столичные штучки не способствуют обновлению книжного фонда сельских библиотек, который устарел физически (бумажные книжки имеют тенденцию истрепываться), и информативно. В некоторых библиотеках, количество которых приближается к 50%, поступлений новых книг не было более десяти лет.

Кадры решают все

Сегодня зарплаты библиотекарей в различных регионах страны могут существенно отличаться. Размер выплат зависит и от населенного пункта, и от статусности библиотеки, и от стажа работы, и от разрядов и категорий.

До 2011 года формирование оклада основывалось на Единой тарифной сетке. Так, к примеру, библиотекарь 1-ой категории обязан иметь высшее образование, ему присваивался разряд с 9 по 11, и в 2011 году максимальный размер оклада без надбавок и прочих выплат был 9 708 рублей. С учетом надбавок, премий и прочих выплат зарплата работника библиотеки, имеющего высокий разряд, редко превышает 15 000 рублей.

Вопрос повышения зарплат работникам бюджетной сферы, к каковым причисляются и библиотекари, стоит очень остро. Правительством планировалось повышение окладов бюджетников в несколько раз до 2019 года. Однако денег у правительства попросту нет. Поэтому индексация заработной платы, особенно на фоне инфляции и экономического кризиса, практически незаметна.

По мнению министра финансов, запланированная индексация зарплат библиотекарей в 2019 году должна состояться: Правительство намерено изыскать средства на выполнение социальных гарантий. Ведь без увеличения оплаты труда сложно реализовывать Концепцию развития библиотечного дела – молодых специалистов сложно заманить в библиотеку.


4 комментария

    Сдаётся мне,что » нас опять обманут,ничего не дадут».А если программа повышения или так называемой индексации зарплаты школьным библиотекарям будет растянута на целых 4 года,то какой смысл этого повышения до 15000???Инфляция и бешенное повышение цен на все попросту сожрет это повышение(если оно ещё будет).я,например, не почувствовала аб солютно ничего,это я о прибавке,которая якобы была в 2015 году.все это напоминает мне мультфильм про черепаху,которая не попадала во времена года…тяжело и грустно не жить,а попросту выживать с такими копейками.жаль детей,которые много чего не видят,жаль себя,потому что выйдя на пенсию будешь получать самую мизерную пенсию даже ниже своей нынешней зарплаты.как жить???

    Я заведующая школьной библиотекой. Нагрузка большая. закажи, привези, собери и раздай учебники ученикам. И обеспечить надо каждого. Нет в фонде, ищи по другим школам.Еще литература по школьной программе… Дети читают много. Библиотечные уроки, различные мероприятия обязательные, читательские конференции. Все это проводится. Читателей около 1000 человек. На одного библиотекаря. И все это за 8 тысяч зарплаты. С оплатой коммунальных услуг в 5 тысяч. Невозможно жить в такой нищете! Как можно было довести людей до такого нищенского существования? Кто из молодых пойдетк нам работать? Никто!.

    Школьному библиотекарю существовать в сложившихся условиях очень сложно. Даже если пенсионер, то пенсия нищенская, тем более, перестали индексировать. Работы стало еще больше, потому что прибавилась медеотека,а зарплата все та же.Фонд не пополнялся много лет; программа по литературе изменилась, а программных произведений нет. Выкручиваешься, как можешь.

Согласно п. 1.1 Положения о библиотеке ОУЗ библиотека общеобразовательного учебного заведения является его обязательным структурным подразделением , которое осуществляет библиотечно-информационное, культурно-просветительское обеспечение учебно-воспитательного процесса как в урочное, так и во внеурочное время.

ФОРМИРОВАНИЕ ШТАТОВ

В соответствии со ст. 45 Закона № 651 штатные расписания общеобразовательных учебных заведений независимо от подчиненности и типов устанавливаются соответствующим органом управления образования на основании Типовых штатных нормативов общеобразовательных учебных заведений, утвержденных Минобразования.

Напомним, что в настоящее время формирование штатов библиотек общеобразовательных учебных заведений осуществляется с учетом Методических рекомендаций .

Так, п. 8 и 9 Методических рекомендаций предусмотрено, что в штатные расписания учебных заведений вводятся штатные должности заведующего библиотекой и библиотекаря при условии наличия в заведении определенного количества классов (см. табл. 1).

Таблица 1

Количество классов

Должности

заведующий библиотекой

библиотекарь

8 - 13 (включительно)

38 и более

* Обязанности библиотекаря (библиотечная работа и работа с библиотечным фондом учебников) возлагаются на педагогических или других работников.

В то же время с 01.09.2012 г. вступят в силу Типовые штатные нормативы , которыми порядок введения штатных должностей работников библиотеки несколько изменится (см. табл. 2 на с. 27).

Таблица 2

Количество классов

Должности

заведующий библиотекой

библиотекарь

5 - 10 (включительно)

30 и более

* Обязанности библиотекаря (библиотечная работа и работа с библиотечным фондом учебников) возлагаются на педагогических или других работников

ОПЛАТА ТРУДА

Согласно Закону об образовании работники библиотек в учебных заведениях являются участниками учебно-воспитательного процесса, но не являются педагогическими работниками. В соответствии со ст. 6 Закона № 32/95 библиотеки учебных заведений отнесены по назначению к специальным библиотекам, а сами библиотекари согласно Закону о культуре относятся к работникам культуры.

Следовательно, по роду своей деятельности школьные библиотекари являются работниками культуры, а по ведомственной принадлежности - работниками образования. Поэтому оплата труда библиотечных работников осуществляется как по нормативным документам Минкультуры, так и по нормативным актам Минобразования.

Заработная плата работников библиотеки состоит из должностных окладов, премий, доплат и надбавок.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОКЛАДЫ

Согласно ст. 17 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР для работников, выполняющих работы, не свойственные основной деятельности отрасли, условия оплаты труда устанавливаются в соответствии с актами действующего законодательства тех отраслей, к которым относятся эти работы по характеру. Такое же условие установлено п. 2 разд. 1 Инструкции № 102 .

Поэтому должностные оклады работников библиотеки общеобразовательного учебного заведения устанавливаются в соответствии с приказом № 745 , изданным во исполнение постановления КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298 .

Схема тарифных разрядов библиотекарей приведена в таблице 1 приложения 3 к приказу № 745 , согласно которой библиотекарю устанавливаются следующие тарифные разряды (см. табл.3).

Таблица 3

Что касается тарифных разрядов заведующего библиотекой, то согласно примечанию 2 к таблице 4 приложения 2 к приказу № 745 в библиотеках, являющихся структурными подразделениями учреждения, должностные оклады заведующих устанавливаются на уровне должностных окладов библиотекарей соответствующей категории .

В соответствии с п. 4 Инструкции № 102 должностные оклады устанавливаются руководителями на основе действующих квалификационных требований и тарифных разрядов работников соответствующей квалификации с последующей аттестацией согласно действующему законодательству.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

При установлении должностных окладов работникам области культуры пользуются Справочником № 168 .

Согласно этому Справочнику библиотекари отнесены к профессиональной группе «Профессионалы», для которых установлены следующие квалификационные требования.

Ведущий библиотекарь: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист); стаж работы по профессии библиотекаря I категории - не менее 2 лет.

Библиотекарь I категории: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист): для магистра - без требований к стажу работы, специалиста - стаж работы по профессии библиотекаря II категории - не менее 2 лет

Библиотекарь II категории: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист); стаж работы по профессии библиотекаря - не менее 1 года.

Библиотекарь: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист) без требований к стажу работы.

Задачи и обязанности. Выполняет работы по обеспечению библиотечных процессов в соответствии с профилем и технологией одного из производственных участков (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, ведение и использование автоматизированных баз данных, учет, организация и хранение фондов, обслуживание читателей и абонентов). Участвует в научно-исследовательской и методической работе библиотеки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания населения. Применяет научные методы и передовой опыт работы в библиотечной деятельности.

Согласно Справочнику № 168 заведующие библиотекой отнесены к профессиональной группе «Руководители», для которых установлены следующие квалификационные требования: полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист); последипломное образование в области управления; стаж библиотечной работы по профессиям руководителей нижестоящего уровня - не менее 5 лет.

Задачи и обязанности. Осуществляет оперативное руководство библиотекой, обеспечивает ее высокоэффективную деятельность, разработку и выполнение производственно-творческих и финансовых планов, направленных на формирование и обеспечение нужд населения в библиотечно-библиографических услугах, социальное развитие коллектива. Действует от имени библиотеки. Представляет ее интересы в государственных, кооперативных, коммерческих предприятиях и учреждениях, общественных организациях, судебных и арбитражных органах. Открывает в банках счета. Пользуется правом распоряжения средствами. Выдает, принимает к платежам обязательства. В рамках своей компетенции издает приказы и другие акты, дает указания, обязательные для всех подразделений и работников. Заключает соглашения и контракты. Принимает меры по моральному поощрению и материальному стимулированию работников, налагает дисциплинарные взыскания. Обеспечивает эффективное выполнение и хранение закрепленного за библиотекой имущества. Организует формирование библиотечного фонда. Принимает меры по обеспечению библиотеки квалифицированными кадрами, наилучшему использованию знаний и опыта работников, созданию безопасных и благоприятных условий труда. Решает все вопросы в рамках предоставленных ему прав, поручает выполнение отдельных организационно-хозяйственных функций другим должностным лицам: заместителям директора, руководителям функциональных подразделений библиотеки. Обеспечивает соблюдение законности, активное использование правовых средств усовершенствования управления, укрепления договорной дисциплины и учета.

Порядок применения характеристик, присвоения и повышения разрядов, внесения изменений и дополнений приведен в Общих положениях Справочника квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 1, утвержденного приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 336 .

АТТЕСТАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ РАБОТНИКОВ

Согласно п. 4.6 Положения о библиотеке ОУЗ библиотечные работники подлежат аттестации согласно действующему законодательству. Так, аттестация работников библиотек осуществляется согласно требованиям Положения № 44 .

В соответствии с п. 1.3 Положения № 44 основной задачей аттестации является оценка профессиональной квалификации и деловых качеств работника на основании объективных, обоснованных критериев, исходя из результатов его работы, с целью определения возможностей профессионального и должностного роста. Результатом аттестации является оценка профессиональной квалификации и деловых качеств работника (соответствует занимаемой должности; соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через год; не соответствует занимаемой должности).

Аттестации не подлежат:

Работники, работающие на занимаемой должности, подлежащей аттестации, менее одного года;

Работники, работающие на должности менее одного года после повышения квалификации;

Молодые специалисты в период срока обязательной работы по распределению после окончания учебных заведений;

Работники, работающие по совместительству (1.4 Положения № 44) .

Аттестация работников культуры делится на очередную и внеочередную. Очередная аттестация проводится один раз в пять лет.

Внеочередная аттестация проводится не ранее чем через год со дня предыдущей аттестации для работников культуры, которые должны пройти повторную аттестацию после принятия решения предыдущей аттестационной комиссией о соответствии занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций по повышению квалификации определенного профессионального направления.

Согласно п. 7 приказа № 745 и п. 6 Инструкции № 102 руководителям бюджетных учреждений, заведений и организаций предоставлено право устанавливать должностные оклады (ставки заработной платы) работникам исходя из схем тарифных разрядов, в пределах фонда заработной платы . То есть определение конкретного тарифного разряда и размера должностного оклада находится в компетенции руководителя заведения.

Принимает и назначает на должность библиотечных работников руководитель учебного заведения. В приказе на назначение указывается, на какую должность принимается работник и какой ему устанавливается должностной оклад. Работник, принимаемый на должность «ведущего библиотекаря», «библиотекаря I категории», «библиотекаря II категории», «библиотекаря», в течение года направляется на курсы повышения квалификации (если в течение последних 5 лет он не проходил таких курсов) и через год аттестуется на соответствие занимаемой должности (или должности, на которую претендует), т. е. на соответствие его квалификации требованиям.

Основой для присвоения или повышения категорий является Справочник № 168 .

ДОПЛАТЫ И НАДБАВКИ

Библиотекарям учебных заведений, как и другим работникам, могут устанавливаться надбавки за высокие достижения в труде; за выполнение особо важной работы (на срок ее выполнения); за сложность, напряженность в работе в размере до 50 % должностного оклада, как это предусмотрено абз. «а» п.п. 3 п. 2 приказа № 745 . Предельный размер указанных надбавок для одного работника не должен превышать 50 % должностного оклада. Такое ограничение не распространяется на работников национальных заведений (учреждений). В случае несвоевременного выполнения заданий, ухудшения качества работы и нарушения трудовой дисциплины указанные надбавки отменяются или уменьшаются.

Библиотекарю-совместителю, а также библиотекарю, работающему на неполную ставку (например, 0,5 ставки), указанные надбавки устанавливается в размере 50 % к его должностному окладу (например, к 0,5 ставки).

Доплата за заведование библиотекой

В соответствии с п. 58 Инструкции № 102

При наличии в заведениях штатных должностей библиотечных работников за заведование библиотекой устанавливается доплата в размере 5 - 15 % должностного оклада. Конкретный размер доплаты определяет руководитель учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом, учитывая .

Так, в учебных заведениях с количеством классов менее 8 (с 01.09.2012 г. - менее 5) , где должность библиотекаря не предусмотрена, выполнение библиотечной работы, в том числе с библиотечным фондом учебников, возлагается на педагогических или других работников, которым осуществляется соответствующая доплата. Об условиях установления доплаты см. раздел «Если обязанности библиотекаря возложены на педагогического или другого работника».

Если штатным расписанием заведения предусмотрено только 0,5 штатной единицы должности библиотекаря (8 - 13 классов, а с 01.09.2012 г. - 5 - 10 классов), то работнику, занимающему эту должность, устанавливается доплата согласно п. 58 Инструкции № 102 в размере 5 - 15 % должностного оклада. Подчеркнем : доплата начисляется в размере, установленном от должностного оклада работника, т. е. 0,5 ставки . На это обратило внимание и Минобразования в письме от 18.02.2010 г. № 10/2-239, которое приведен на с. 8 этого номера.

Согласно ст. 51 КЗоТ по соглашению между работником и собственником или уполномоченным им органом может устанавливаться как при приеме на работу, так и в дальнейшем неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. Оплата труда в этих случаях осуществляется пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет за собой никаких ограничений объема трудовых прав работников.

Работа на 0,5 ставки предусматривает, что работник занят на условиях неполного рабочего времени , а именно неполного рабочего дня, установленного для занимаемой им должности. Работником выполняется норма часов не на полную тарифную ставку, а только на 0,5 ставки. Соответственно оплата труда осуществляется пропорционально отработанному времени.

Однако следует отметить, что зависимость размера доплаты за заведование библиотекой от объема работы работника по основной должности нормативно-правовыми актами четко не установлена.

Если штатным расписанием заведения предусмотрена должность заведующего библиотекой, то отметим следующее. Минобразования в письме от 29.08.2006 г. № 1/9-549 разъяснило, что при определении конкретного размера доплаты за заведование библиотекой согласно п. 58 Инструкции № 102 руководителем учебного заведения должен учитываться и размер фонда учебников, с которым ведется работа библиотечным работником. Учитывая это и особенности определения размера должностных окладов заведующих библиотеками, являющимися структурными подразделениями учебных заведений, работникам, занимающим в них штатные должности заведующих библиотеками, устанавливается доплата в размерах, определенных в п. 58 Инструкции № 102 , учитывая размер фонда учебников, с которым ведется работа .

Доплата за выслугу лет

Заведующий библиотекой и библиотекарь общеобразовательного учебного заведения имеют право на получение доплаты за выслугу лет при наличии соответствующего стажа работы на должностях, определенных приложением к Порядку № 84 . Должности заведующего библиотекой и библиотекаря в этом приложении указаны.

Размер доплаты составляет от 10 до 30 % должностного оклада в зависимости от стажа работы. Начисляется она ежемесячно по основному месту работы . Лицам, работающим по совместительству, указанная доплата не выплачивается .

Если библиотекарь работает в учебном заведении по основному месту работы на 0,5 ставки, то доплата за выслугу лет начисляется в размере, установленном от его должностного оклада, т. е. от 0,5 ставки .

Доплата за выслугу лет исчисляется с должностного оклада без учета других надбавок и доплат.

Надбавка за особые условия работы

С 1 октября 2009 года работникам библиотек постановлением № 1073 установлена надбавка за особые условия работы. Разъяснения по установлению этой надбавки Минобразования предоставило в письме от 11.12.2009 г. № 1/9-876.

Надбавка устанавливается работникам государственных и коммунальных библиотек (публичных, специальных и специализированных), которые осуществляют культурную, образовательную, информационную, научно-исследовательскую, методическую деятельность и занимают должности, указанные в приложении к Порядку № 84 . Должности заведующего библиотекой и библиотекаря указаны в этом приложении .

Надбавка за особые условия работы устанавливается и работникам библиотек, являющихся структурными подразделениями учебных заведений , поскольку в соответствии со ст. 6 Закона № 32/95 библиотеки учебных заведений по назначению относятся к специальным библиотекам.

Надбавка за особые условия работы является обязательной выплатой, и ее размер является фиксированным - 50 % должностного оклада . Это означает, что надбавка за особые условия работы не может быть установлена в другом размере, например 20 или 30 % в зависимости от решения руководителя, а должна устанавливаться четко в размере 50 % должностного оклада работника независимо от установления других надбавок и доплат.

Что касается работников, исполняющих обязанности библиотекаря на условиях совместительства, то постановлением № 1073 не установлено ограничение на выплату такой надбавки библиотекарям, работающим по совместительству. Таким образом, библиотекарю-совместителю, а также библиотекарю, работающему на неполную ставку (например, 0,5 ставки), устанавливается надбавка за особые условия работы в размере 50 % к его должностному окладу (например, к 0,5 ставки).

В отношении работников, исполняющих обязанности библиотекаря по совмещению, отметим следующее. Согласно п.п. 3 п. 4 приказа № 557 за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания и увеличение объема работ, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливается доплата в размере до 50 % должностного оклада (ставки заработной платы, тарифной ставки). Работник за выполнение работ по совмещаемой должности получает только доплату к основному окладу. В связи с этим надбавка за особые условия работы, предусмотренная постановлением № 1073 в размере 50 % должностного оклада, на доплату не устанавливается.

ПРЕМИРОВАНИЕ

Работникам библиотек могут предоставляться также премии, размер которых действующим законодательством не ограничен. Порядок и размеры премирования работников в соответствии с их личным вкладом в общие результаты работы в пределах средств на оплату труда утверждаются руководителем учебного заведения по согласованию с профсоюзным комитетом.

МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Руководителям учебных заведений предоставлено право в пределах фонда заработной платы, утвержденного в сметах доходов и расходов, предоставлять работникам материальную помощь в сумме не более одного должностного оклада в год.

Пунктом 3 постановления № 1062 предусмотрено, что работникам государственных и коммунальных библиотек, указанным в перечне должностей, определенных приложением к Порядку № 84, выплачивается материальная помощь:

На оздоровление во время ежегодного отпуска в размере должностного оклада (ставки заработной платы);

Для решения социально-бытовых вопросов по решению руководителя библиотеки в размере до одного должностного оклада (ставки заработной платы) в год.

Однако п.п. «б» п. 3 приказа № 745 предусмотрено предоставление работникам материальной помощи, в том числе на оздоровление, в сумме не более одного должностного оклада в год, кроме материальной помощи на погребение.

В связи с указанным выше напомним, что руководителям учреждений предоставлено право выплачивать материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов в пределах фонда заработной платы, утвержденного в сметах, при условии выплаты всем работникам обязательных выплат, доплат и надбавок.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЕЖЕГОДНОГО ОТПУСКА

В соответствии с п.п. 5.2.6 Положения о библиотеке ОУЗ библиотечные работники общеобразовательных учебных заведений имеют право на ежегодный отпуск продолжительностью 24 календарных дня за отработанный год.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 8 Закона № 504/96 библиотекарям с ненормированным рабочим днем может предоставляться отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью до 7 календарных дней согласно спискам должностей, работ и профессий, определенных коллективным договором, соглашением.

Следует обратить внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона № 504/96 библиотекарям общеобразовательных школ-интернатов и детских домов для детей, больных туберкулезом , кроме того, может предоставляться еще дополнительный отпуск за особый характер труда , максимальная продолжительность которого не должна превышать 7 календарных дней. Такая норма предусмотрена п. 1 подразд. «Инфекционные и туберкулезные (противотуберкулезные) лечебно-профилактические заведения и учреждения, отделения, палаты, кабинеты; санаторно-лесные школы и школы-интернаты, детские дома, детские сады (группы), ясли-сады (группы), детские ясли (группы) и дома ребенка (группы) для детей, больных туберкулезом; учебные заведения для инвалидов, больных туберкулезом» разд. XVII «Здравоохранение, образование и социальная помощь» Списка производств, работ, профессий и должностей работников, работа которых связана с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняется в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья, что дает право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда (приложение 2 к постановлению КМУ от 17.11.97 г. № 1290). Конкретная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда устанавливается коллективным или трудовым договором в зависимости от времени занятости работника в этих условиях.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕЙ НЕДЕЛИ

Продолжительность рабочей недели заведующего библиотекой и библиотекаря общеобразовательного учебного заведения составляет 40 часов в неделю (ст. 50 КЗоТ ).

Для работников, работающих в заведениях (структурных подразделениях) на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочей недели согласно Перечню № 163 .

Так, разд. 32 «Здравоохранение, образование и социальная помощь» Перечня № 163 для работников, занимающих должность библиотекаря санаторно-лесных школ и школ-интернатов для детей, больных туберкулезом, устанавливается сокращенная рабочая неделя продолжительностью 36 ч.

ОПЛАТА ЗА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКУЮ ИЛИ КРУЖКОВУЮ РАБОТУ

Библиотечные работники учебных заведений, как и другие непедагогические работники этих заведений (при условии наличия у них соответствующего образования), могут вести преподавательскую или кружковую работу в этом же учебном заведении в объеме, определенном п. 91 Инструкции № 102 . Такая работа не является совместительством.

За норму часов, определенную в этом пункте , оплата производится сверх основного должностного оклада (ставки) в порядке, предусмотренном соответственно для учителей, преподавателей и руководителей кружков (по тарификации).

Размер надбавки за выслугу лет (за выполнение преподавательской или кружковой работы) определяется исходя из стажа педагогической работы в соответствии с объемами учебной нагрузки, установленной при тарификации.

ЕСЛИ ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКАРЯ ВОЗЛОЖЕНЫ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЛИ ДРУГОГО РАБОТНИКА

В соответствии с п. 58 Инструкции № 102 в общеобразовательных учебных заведениях, штатными расписаниями которых не предусмотрена должность библиотекаря, педагогическим и другим работникам, которые ведут библиотечную работу и работу с библиотечным фондом учебников, устанавливается доплата за заведование библиотекой в размере 10 % должностного оклада (ставки заработной платы).

Если библиотечная работа и работа с библиотечным фондом возложена на педагогического работника, то такому работнику устанавливается доплата в размере 10 % должностного оклада, которая не зависит от объема установленной педагогической нагрузки.

Приказом № 557 за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания и увеличение объема работ, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливается доплата в размере до 50 % должностного оклада (ставки заработной платы, тарифной ставки).

Определение понятия «совмещение профессий (должностей)» приведено в постановлении Совета Министров СССР «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» от 04.12.81 г. № 1145 и Инструкции Госкомтруда, Минфина СССР и ВЦСПС «О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)» от 14.05.82 г. № 53-ВЛ .

Так, совмещение профессий (должностей) - это выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) в пределах рабочего времени по основной работе.

Если на педагогического работника возложены обязанности по ведению библиотечной работы и работы с библиотечным фондом учебников в пределах рабочего времени по основной работе, то в этом случае можно говорить о совмещении профессий .

Если работники исполняют обязанности библиотекаря по совмещению, надбавка за особые условия работы, предусмотренная постановлением № 1073 , в размере 50 % должностного оклада не устанавливается . Работник за выполнение работ по совмещаемой должности получает только доплату к основному окладу.

Надбавка за выслугу лет также не устанавливается, поскольку работник не занимает должность, определенную приложением к Порядку № 84 .

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Закон № 651 - Закон Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV.

Закон об образовании - Закон Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII.

Закон № 32/95 - Закон Украины «О библиотеках и библиотечном деле» от 27.01.95 г. № 32/95-ВР.

Закон № 504/96 - Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Закон о культуре - Закон Украины «О культуре от 14.12.2010 г. № 2778-VI.

Типовые штатные нормативы - Типовые штатные нормативы общеобразовательных учебных заведений, утвержденные приказом Минобразования от 06.12.2010 г. № 1205.

Методические рекомендации - Методические рекомендаций по вопросам порядка формирования штатов общеобразовательных учебно-воспитательных заведений, разработанные Минобразования и доведенные в письме от 19.06.2001 г. № 1/9-234.

Положение о библиотеке ОУЗ - Положение о библиотеке общеобразовательного учебного заведения, утвержденное приказом Минобразования от 14.05.99 г. № 139.

Перечень № 163 - Перечень производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочей недели, утвержденный постановлением КМУ от 21.02.2001 г. № 163.

Инструкция № 102 - Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденная приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102.

Приказ № 745 - приказ Минкультуры «Об упорядочении условий оплаты труда работников культуры на основе Единой тарифной сетки» от 18.10.2005 г. № 745.

Приказ № 557 - приказ Министерства образования и науки Украины «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557.

Справочник № 168 - Справочник квалификационных характеристик профессий работников (Выпуск 81 «Культура и искусство». Раздел «Библиотеки, централизованные библиотечные системы»), утвержденный приказом Минкультуры от 14.04.2000 г. № 168.

Положение № 44 - Положение о проведении аттестации работников предприятий, учреждений, организаций и заведений области культуры, утвержденное приказом Минкультуры от 16.07.2007 г. № 44.

Постановление № 643 - постановление КМУ «Об утверждении размеров повышения должностных окладов (ставок заработной платы) и дополнительной оплаты за отдельные виды педагогической деятельности в соотношении к тарифной ставке» от 20.04.2007 г. № 643.

Постановление № 1073 - постановление КМУ «О повышении заработной платы работникам библиотек» от 30.09.2009 № 1073.

Порядок № 84 - Порядок выплаты доплаты за выслугу лет работникам государственных и коммунальных библиотек, утвержденный постановлением КМУ от 22.01.2005 г. № 84.

Повышение зарплаты школьным библиотекарям уже случилось вместе с изменением их официального статуса. Данная категория сотрудников в большинстве имеет педагогическое образование, что позволяет изменить их доходы, приравняв к статусу учителей. По специальности педагог библиотекарь зарплата сейчас рассчитывается по иной, более высокой ставке. Если же говорить о размере традиционной ежегодной индексации на фоне инфляции, то она будет соответствовать уровню последней — около 6 процентов. Зарплаты библиотекарям в 2017 году Повышение зарплат библиотекарям в 2017 году — вопрос, обсуждающийся уже довольно активно в обществе и различных интернет-сообществах. Что касается правительства, то особо жарких дискуссий там пока не было. Очевидно, что данный вопрос не входит в категорию приоритетных для представителей законодательной власти.

Конкретно оплата труда ст библиотекаря и оплата труда гл библиотекаря

Для работников, работающих в заведениях (структурных подразделениях) на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочей недели согласно Перечню № 163. Так, разд. 32 «Здравоохранение, образование и социальная помощь» Перечня № 163 для работников, занимающих должность библиотекаря санаторно-лесных школ и школ-интернатов для детей, больных туберкулезом, устанавливается сокращенная рабочая неделя продолжительностью 36 ч. ОПЛАТА ЗА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКУЮ ИЛИ КРУЖКОВУЮ РАБОТУ Библиотечные работники учебных заведений, как и другие непедагогические работники этих заведений (при условии наличия у них соответствующего образования), могут вести преподавательскую или кружковую работу в этом же учебном заведении в объеме, определенном п.


91 Инструкции № 102. Такая работа не является совместительством.

Оплата труда библиотечных работников общеобразовательных учебных заведений

Осуществляет оперативное руководство библиотекой, обеспечивает ее высокоэффективную деятельность, разработку и выполнение производственно-творческих и финансовых планов, направленных на формирование и обеспечение нужд населения в библиотечно-библиографических услугах, социальное развитие коллектива. Действует от имени библиотеки. Представляет ее интересы в государственных, кооперативных, коммерческих предприятиях и учреждениях, общественных организациях, судебных и арбитражных органах. Открывает в банках счета. Пользуется правом распоряжения средствами.
Выдает, принимает к платежам обязательства. В рамках своей компетенции издает приказы и другие акты, дает указания, обязательные для всех подразделений и работников. Заключает соглашения и контракты. Принимает меры по моральному поощрению и материальному стимулированию работников, налагает дисциплинарные взыскания.

Зарплата библиотекаря

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ Закон № 651 - Закон Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV. Закон об образовании - Закон Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII. Закон № 32/95 - Закон Украины «О библиотеках и библиотечном деле» от 27.01.95 г.


№ 32/95- ВР. Закон № 504/96 - Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР. Закон о культуре - Закон Украины «О культуре от 14.12.2010 г. № 2778-VI. Типовые штатные нормативы - Типовые штатные нормативы общеобразовательных учебных заведений, утвержденные приказом Минобразования от 06.12.2010 г.


№ 1205. Методические рекомендации - Методические рекомендаций по вопросам порядка формирования штатов общеобразовательных учебно-воспитательных заведений, разработанные Минобразования и доведенные в письме от 19.06.2001 г. № 1/9-234.

Особенности оплаты труда в учреждениях культуры (театрах, музеях, библиотеках)

Поэтому оплата труда библиотечных работников осуществляется как по нормативным документам Минкультуры, так и по нормативным актам Минобразования. Заработная плата работников библиотеки состоит из должностных окладов, премий, доплат и надбавок. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОКЛАДЫ Согласно ст. 17 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г.
№ 108/95-ВР для работников, выполняющих работы, не свойственные основной деятельности отрасли, условия оплаты труда устанавливаются в соответствии с актами действующего законодательства тех отраслей, к которым относятся эти работы по характеру. Такое же условие установлено п. 2 разд. 1 Инструкции № 102.

Вопрос как рассчитывается зарплата школьного библиотекаря по новому

У меня высшая категория – с начала учебного года перестали платить. И никому нет дела. Работайте радостно и денег не спрашивайте”. Специалисту Высшей школы экономики был задан вопрос: “Нас интересует оплата труда школьных библиотекарей.
Творческая работа библиотекарей как оценивается по новой оплате труда?” Ответ был вполне ожидаемый: сообщалось, что работа школьного библиотекаря оплачивается в соответствии с локальным правовым актом (Положением об оплате труда, которое принято в школе) и штатным расписанием, утверждённым руководством школы. Принцип оплаты должен быть сохранён – базовый оклад в соответствии с профессионально-квалификационной группой и стимулирующая часть. Принципы стимулирования должны быть отражены в Положении, которое принято в школе (http://sovet-еdu.ru/inetoffice/147.shtml/xPages/section.43.html?action=results&poll_ident=21).

Библиотекарь

Инфо

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 01-02-95 8 О СОГЛАСОВАНИИ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА И ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК… Актуально в 2018 году Библиотекарь 6 — 11 разряды Должностные обязанности. Выполняет работы по обеспечению библиотечных процессов в соответствии с профилем и технологией одного из производственных участков (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, ведение и использование автоматизированных баз данных, учет, организация и хранение фондов, обслуживание читателей и абонентов).


Принимает участие в научно-исследовательской и методической работе библиотеки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания населения. Применяет научные методы и передовой опыт работы библиотечной деятельности.
Вполне понятно, что консультант может только кивать на “Положение об оплате труда школы” и конкретно не может ответить на прямо поставленный вопрос: какие виды работ школьного библиотекаря можно отнести к приоритетным для получения стимулирующих доплат? К сожалению, и в родном ведомстве отчётливости по этому вопросу не наблюдается. В существующей и утверждённой министром образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко (22 ноября 2007 г.) Модельной методике формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального, основного, среднего (полного) общего образования нашлось место и для школьных библиотекарей.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Надбавка за особые условия труда является обязательной выплатой, и ее предельный размер - 50 % должностного оклада. Конкретный размер надбавки устанавливает руководитель учреждения в пределах фонда оплаты труда. Следовательно, работники библиотек предприятий, учреждений, организаций, должности которых предусмотрены приложением к постановлению КМУ «Об утверждении Порядка выплаты доплаты за выслугу лет работникам государственных и коммунальных библиотек» от 22.01.2005 г.

№ 84 (далее - постановление № 84), имеют право на получение надбавки за особые условия труда (должность библиотекаря в этом перечне указана). Поэтому и библиотекарь сельского клуба имеет право получать надбавку в размере до 50 % за особые условия труда.

Внимание

Доплата за выслугу лет исчисляется с должностного оклада без учета других надбавок и доплат. Надбавка за особые условия работы С 1 октября 2009 года работникам библиотек постановлением № 1073 установлена надбавка за особые условия работы. Разъяснения по установлению этой надбавки Минобразования предоставило в письме от 11.12.2009 г.


№ 1/9-876. Надбавка устанавливается работникам государственных и коммунальных библиотек (публичных, специальных и специализированных), которые осуществляют культурную, образовательную, информационную, научно-исследовательскую, методическую деятельность и занимают должности, указанные в приложении к Порядку № 84. Должности заведующего библиотекой и библиотекаря указаны в этом приложении. Надбавка за особые условия работы устанавливается и работникам библиотек, являющихся структурными подразделениями учебных заведений, поскольку в соответствии со ст.
Вопрос: “Каков порядок установления оклада заведующей библиотекой общеобразовательной школы?” Ответ: “Оклад заведующего библиотекой устанавливается в соответствии с профессионально-квалификационной группой “Руководитель структурного подразделения” и составляет 4600 рублей” (http://nsot-edurb.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=14&Itemid=31). Радует констатация факта: заведующий библиотекой – руководитель структурного подразделения. Такая региональная установка ориентирует администрации школ на взвешенный подход к оплате труда школьных библиотекарей.
Но больше всё-таки негатива: “Всё жду, когда увидят работу школьного библиотекаря? Но такого отношения, как сейчас, такого беспредела ещё не встречала. В начале года, с переходом на новую оплату труда, зарплата уменьшилась на 4 тысячи, начался новый учебный год – ещё минус тысяча.

На сегодняшний день ситуация на рынке труда в России выглядит неоднозначно, однако многое зависит как от самого региона, так и от выбранной профессии. При этом, чем более узкую профессиональную нишу занимает сотрудник, тем меньше может оплачиваться его труд.

Какая средняя зарплата библиотекарей в 2018 году? Сколько получают сотрудники данного учреждения в разных регионах? Грядут ли повышения? Читайте и узнавайте!

Как формировалась средняя зарплата библиотекаря за последние 3 года?

Казалось бы, ежегодно уровень зарплаты каждого отдельного взятого сотрудника должен повышаться, но на деле подобное правило часто не работает.

Так, если внимательно изучить графики колебаний заработных плат библиотекарей за 3 прошедших года, то можно увидеть удручающую тенденцию:

Стоит отметить, что уровень заработка библиотечного работника напрямую зависит от его образования, опыта и типа финансирования учреждения.

Так, в государственной библиотеке зарплаты ниже, чем в частной, однако и в частной библиотеке сегодняшний эквивалент труда работника – 12.000 рублей.

Вакансии: легко ли попасть на место библиотекаря?

Несмотря на низкую востребованность данной профессии, и на то, сколько получает библиотекарь в России, многие люди хотят пойти работать в библиотечное учреждение.

Так вот, сегодня открытые вакансии есть, причем имеются они как в крупных регионах, так и в небольших. Но чтобы прийти работать в библиотеку, необходимо:

  • иметь высшее образование в любой гуманитарной дисциплине (преимущество отдается кандидатам, получившим педагогическое образование);
  • обладать управленческими навыками;
  • быть усидчивым, внимательным и доброжелательным.

Кроме этого, современный библиотекарь обязан не только делиться с другими людьми знаниями, но и уметь систематизировать информацию с помощью различной вычислительной техники.

То есть для того, чтобы занять место библиотекаря, мало иметь просто желание работать с книгами и с людьми, нужно иметь «правильное» образование и необходимо владеть соответствующими навыками.

Востребованность библиотекарей в различных регионах

Как ни странно, но Москва и Московская область не занимает первое место по количеству вакансий «библиотекарь». В столице их ищут всего примерно 6% работодателей.

На первом же месте – Краснодарский край, где 8% всех объявлений о поиске сотрудников направлено на поиск библиотекарей. Дальше идут такие регионы, как Ленинградская область (4,7%), Челябинская область (4,5%), и республика Татарстан (4%).

Безусловно, новые библиотечные сотрудники требуются и в других регионах, однако количество свободных рабочих мест минимально.

Как зарабатывают библиотекари в различных учреждениях?

Библиотеки бывают разными: одни находятся под государственным контролем, другие открывают частные лица. Одни учреждения имеют в фонде более 2,6 млн. единиц книг, другие, расположенные в школах и ВУЗах, обладают фондом меньшего размера.

Разумеется, у человека, ищущего работу в библиотечном учреждении, возникает вопрос: «Сколько получает педагог-библиотекарь в школе и в централизованной библиотеке?»

Сразу стоит отметить, что зарплата сотрудника, работающего в школьной библиотеке, заметно отличается от заработка сотрудников аналогичных государственных учреждений в меньшую сторону.

Все дело в том, что централизованные библиотеки, а, значит, и их сотрудники, имеют возможности получать дополнительный доход с помощью:

  • введения платных полиграфических услуг;
  • проведения на базе имеющихся площадей обучающих семинаров;
  • продажи абонементов и т.д.

В свою очередь работники школьных библиотек ограничены в возможностях, поскольку обслуживают только несовершеннолетних учеников.

При этом библиотекари относятся к категории госслужащих, то есть их заработок должен ежегодно индексироваться. Но поскольку в стране наблюдается довольно непростая экономическая ситуация, подобное повышение зачастую остается только обещанием.

Именно поэтому все школьные библиотекари, имеющие педагогическое образование, были переведены на должность «педагог-библиотекарь в школе». И теперь, благодаря дополнительным повышенным ставкам, они имеют возможность зарабатывать чуть больше.

Однако уровень зарплаты даже таких библиотекарей в среднем не превышает показателя в 14.938 рублей.

При этом самые высокие заработные платы в данной сфере деятельности получают библиотекари Краснодарского края, самые низкие – проживающие в республике Калмыкия.

Заработная плата библиотекарей в городе и в селе: есть ли различия

Несмотря на тот факт, что зарплата школьного библиотекаря и так невелика, заработок сельских библиотекарей сегодня еще ниже, порою он даже ниже официального прожиточного минимума. Это объясняется несколькими причинами:

  • отсутствием финансирования сельских библиотек;
  • физическим устареванием книжного фонда.

Так вот, зарплата сельских библиотекарей сегодня варьируется в пределах 5.000 – 10.000 рублей. При этом стоит отметить, что в ближайшие планы правительства входит закрытие большей части сельских библиотек по причине их ничтожно малой востребованности у населения.

Сколько зарабатывает заграничный библиотекарь?

Поскольку ситуация с зарплатой библиотекарей выглядит в России не очень радужно, давайте посмотрим на другие страны и узнаем, сколько зарабатывает библиотекарь в месяц там.

Итак, на сегодняшний день в Казахстане зарплата библиотекаря колеблется в пределах 38.000 – 52.000 KZT, или, в переводе на русские рубли, в пределах 6.750 – 9.200 рублей.

Казалось бы, это совсем мизерные по российским меркам суммы, однако не стоит забывать, что прожиточный минимум в Казахстане сегодня составляет 21.364 тенге или 3.795 рублей. Кроме этого, в ближайший год казахских библиотекарей ожидает повышение заработка на 34-60%.

В свою очередь в Украине средняя заработная плата библиотекарей составляет 3.000 – 4.000 UAH или 6.400 – 8.600 рублей. При этом прожиточный минимум в Украине установлен в размере 1.700 гривен или 3.600 рублей.

Как обстоят дела в Беларуси? В Беларуси средний заработок библиотекарей приравнивается к 387 BYR или к 11 российским рублям. При всем при этом прожиточный минимум здесь составляет 199 белорусских рублей или 5 российских рублей 85 копеек.

То есть, как становится понятным, оклад библиотекаря во многих государствах оставляет желать лучшего. Но не всегда сотрудники библиотек получают только голый оклад, иногда в расчет берутся всевозможные доплаты.

Стоит ли ждать повышения зарплаты в 2018 году?

К сожалению, повышение зарплаты библиотекарей в 2018 г пока не рассматривается органами законодательной власти. Все, на что остается надеяться людям данной профессии – на программу планового увеличения заработка сотрудников бюджетных организаций.

При этом на данный момент времени действие программы приостановлено, однако о полном прекращении ее действия еще не объявлено.

Итак, работники учреждения, занимающегося сбором и хранением книг, на сегодняшний день зарабатывают не более 10.000 рублей. При этом требования, предъявляемые к библиотекарям, очень высоки (минимальные – наличие педагогического образования).

Традиционно, зарплата библиотекаря в Москве или в Санкт-Петербурге выше, чем в «бедных» регионах, но самый высокий уровень заработка в Камчатском крае (в Уфе библиотекарь получает примерно 24.000 рублей).