Бизнесу место

Бизнесу место

» » Функции библиотекаря. Функциональные обязанности библиотекаря

Функции библиотекаря. Функциональные обязанности библиотекаря

УТВЕРЖДАЮ.

Директор школы________

«____»___________200 г.

Муниципальное общеобразовательное

учреждение «Малошелковниковская СОШ»

Должностная инструкция

БИБЛИОТЕКАРЬ

(Заведующий библиотекой)

1. Общие положения

1.1 Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационных характеристик, заведующего библиотекой и библиотекаря, согласованных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. №8 и направленных для руководства в работе письмом Министерства образования Российской Федерации от 4 августа 1995 г. №58-М.

1.2 Библиотекарь (заведующий библиотекой) назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3 Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или общее среднее образование, курсовую подготовку и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями по разрядам оплаты, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационных комиссий в порядке исключения тарифицируются также, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

1.4 В своей деятельности библиотекарь руководствуется законодательством Российской Федерации "О культуре, образовании и библиотечном деле"; постановлением Правительства Российской Федерации, определяющим развитие культуры; руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы; правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации; правилами по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите; Уставом и Правилами внутреннего распорядка школы; Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и настоящей Инструкцией.

2. Функции

2.1 Организация работы библиотеки как образовательного, информационного и культурного учреждения.

2.2 Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования средствами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся, педагогов.

2.3 Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.

2.4 Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

3. Должностные обязанности

Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:

3.1 Разрабатывает, утверждает, по мере необходимости вносит коррективы в Положение о библиотеке, Правила пользования библиотекой.

3.2 Составляет планы и отчеты работы структурного подразделения, ведет учет работы библиотеки.

3.3 Ведет и несет ответственность за достоверность библиотечной документации:

· инвентарной книги;

· книг суммарного учета документов;

· тетрадей учета аудио- видео-материалов и материалов временного хранения;

· дневников работы школьной библиотеки (абонемент и читальный зал);

· тетради замены утерянных читателями и принятых взамен книг;

· читательских формуляров;

· актов на поступление и списание документов;

· картотеки фонда учебников и учебных пособий.

3.4 На основе изучения состояния фонда и читательского спроса формирует библиотечный фонд в соответствии с образовательными программами общеобразовательного учреждения.

· Комплектует фонд научно-познавательных и художественных документов, оказывая предпочтение справочникам, энциклопедиям, словарям и классической литературе.

· Заказывает учебные и методические документы: прорабатывает перечень учебников Федерального, регионального, местного комплектов, оформляет заказ на учебники с подписями учителей и заместителя директора по учебно-воспитательной работе, контролирует поступление новых документов, пополняет фонд недостаточно количественно укомплектованных учебников.

· При наличии средств пополняет фонд аудиовизуальными документами (документами, содержащими изобразительную и/или звуковую и текстовую информацию, воспроизводимую с помощью технических средств).

3.5 Организует библиотечный фонд.

· Осуществляет учет (поступление, выдача, выбытие) документов.

· Организует техническую обработку полученных документов.

· Обеспечивает систематико-алфавитную расстановку документов документов в сочетании с организацией для учащихся тематических и жанровых выставок.

· Обеспечивает надлежащий контроль над выносом выданных читателям документов; предусматривает меры по сохранности библиотечного фонда при открытом доступе: проводит профилактические беседы с читателями, заготавливает закладки-напоминания о бережном отношении к документам, принимает меры для своевременного возврата документов и т.д.

· Организует фонд особо ценных документов.

· Согласно инструкции организует размещение и хранение учебников.

· В часы для внутренней работы и в санитарные дни проверяет правильность расстановки фонда, осуществляет просмотр документов для выявления устаревших, утративших научно-познавательную ценность и не используемых читателями, а также ветхих документов и нуждающихся в ремонте и реставрации.

· Проводит периодические проверки фонда, согласно приказу, подписанному директором учреждения.

· Обеспечивает требуемый режим хранения и физической сохранности библиотечного фонда, принимает меры противопожарной безопасности.

3.6 Организует дифференцированное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание на абонементе, в читальном зале. в классах и учебных кабинетах образовательного учреждения.

· Изучает читательские интересы: индивидуальные беседы, анкетирование.

· Проводит анализ читательских формуляров.

3.7 Организует, ведет, редактирует и несет ответственность за справочно-библиографический аппарат на традиционных носителях с учетом возрастных особенностей читателей, организует справочно-информационный фонд.

3.8 Способствует популяризации лучших образцов документов с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы: бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, викторин и т.д.

3.9 Обеспечивает знакомство читателей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, расстановкой фонда, справочно-библиографическим аппаратом, структурой и оформлением книги, справочными документами и т.д.

3.10 Обеспечивает библиотеку оборудованием, орудиями производства, библиотечной техникой; организует современный интерьер, отвечает за художественно-оформительское обеспечение библиотеки. Создает благоприятные условия для обслуживания читателей.

3.11 При наличии компьютера внедряет новые информационные технологии.

3.12 Обеспечивает в библиотеке соответствующий санитарно-гигиенический режим.

3.13.Устанавливает и поддерживает связи с другими библиотеками, организует межбиблиотечный обмен.

4. Права

Библиотекарь имеет право:

4.1 Самостоятельно выбирать формы и методы работы с читателями и планировать ее, исходя из общего плана работы школы.

4.2 Участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях педагогического совета школы.

4.3 Принимать участие в работе семинаров и совещаний, непосредственно связанных со спецификой его деятельности, а также на периодическое повышение квалификации.

4.4 На защиту профессиональной чести и достоинства.

4.5 На представление к различным формам поощрения и наградам; знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.

4.6 Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотекой.

4.7 Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

4.8 Знакомиться с изменениями, вносимыми в ег должностную инструкцию. и реагировать на них.

4.9.Контролировать и направлять работу уборщика служебных помещений и рабочего по обслуживанию и текущему ремонту оборудования в помещениях библиотеки.

5. Ответственность

5.1 За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.2 За причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет частичную материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

5.3.Библиотекарь несет полную материальную ответственность в случае недостачи, утраты или порчи книг, принятых на хранение на основании письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

6. Взаимоотношения. Связи по должности.

Библиотекарь:

6.1 Работает по графику, составленному исходя из 18-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы по представлению зам.директора по УВР;

6.2 Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.3 Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

6.4 Самостоятельно планирует работу библиотеки на каждый учебный год. План и отчет о его работе утверждаются директором.

6.5.Может привлекаться по распоряжению зам.директора школы по УВР к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.

С инструкцией ознакомлен(а)___________________ _________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

дата:_________________

Принято на заседании педагогического УТВЕРЖДАЮ:

совета протокол №1 от 30.08.2011 г. Директор школы С.Г.Козлов

Приказ от 32/1 от 30.08.2011 г

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ БИБЛИОТЕКАРЯ

МОУ «Тимошинская средняя общеобразовательная школа»

1. Общие положения

Школьный библиотекарь назначается директором школы, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.

Школьный библиотекарь разрабатывает и представляет руководителю общеобразовательного учреждения на утверждение следующие документы:

Положение о библиотеке,

Правила пользования библиотекой;

Планово-отчетную документацию;

План работы на текущий год;

Анализ работы библиотеки по итогам года.

Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству РФ о труде.

2. Функции

Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:

Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе;

Пропаганда чтения как формы культурного досуга.

3. Должностные обязанности

Организует работу библиотеки школы, формирование обработку и систематизированное хранение библиотечного фонда;

Составляет каталоги, картотеки, указатели, тематические списки и обзоры литературы;

Обслуживает обучающихся и работников школы на абонементе, организует и проводит связанную с этим информационную работу (выставки, витрины, другие мероприятия по пропаганде книги), осуществляет подбор литературы по заявкам читателей;

Ведет учет работы библиотеки и представляет установленную отчетность;

Принимает книжные фонды на ответственное хранение по акту и разовым документам и ведет соответствующий учет, участвует в инвентаризации книжных фондов, списании устаревшей и ветхой литературы по установленным правилам и нормам;

Принимает в установленном порядке меры к возмещению ущерба, причиненному книжному фонду библиотеки по вине читателей и в связи с недостачей, утратой или порчей книг;

Устанавливает и поддерживает связи с другими библиотеками, организует межбиблиотечный обмен;

Оформляет подписку школы на периодические издания, контролирует их доставку;

Принимает меры к обеспечению библиотеки необходимым оборудованием;

Выдает, принимает учебники, учебные пособия и справочную литературу, следит за их сохранностью, списанием устаревших и ветхих изданий, принимает в установленном порядке меры к возмещению ущерба, возникшему в результате утери или порчи учебных пособий обучающимися;

Организует читательские конференции, литературные вечера, викторины и другие мероприятия .

4. Право

Работник библиотеки имеет право:

Самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе общеобразовательного учреждения и Положении о библиотеке общеобразовательного учреждения;

Определять источники комплектования информационных ресурсов;

Изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;

Определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения, и по согласованию с профсоюзным комитетом или Советом школы виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;

Вносить предложения руководителю школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере и т. д.);

Участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определенном Уставом учреждения;

Быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.

5.Ответственность

Работник библиотеки обязан:

Обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;

Информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;

Обеспечить научную организацию фондов и каталогов;

Формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, требованиям ФГОС НОО, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;

Совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;

Обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;

Обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения;

Отчитываться в установленном порядке на педагогических советах не реже 1 раза в год;

Повышать квалификацию.

6.Взаимоотношения по должности

Библиотекарь непосредственно подчиняется директору школы.

С инструкцией ознакомлена: В.Н. Бакулкина

Должностные инструкции
Библиотекаря школьной библиотеки

1. Общие положения

1.1. Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности библиотекаря его обязанности могут быть возложены на заведующего библиотекой, старшего вожатого или лаборанта. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.2. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование или стаж работы не менее трех лет на соответствующих должностях.

1.3. Библиотекарь подчиняется непосредственно заведующему библиотекой.

1.4. В своей деятельности библиотекарь руководствуется Конституцией Российской Федерации , законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и решениями Правительства региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда , техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором . Библиотекарь соблюдает Конвенцию о правах ребенка.


2. Функции

Основными функциями, выполняемыми библиотекарем являются:

2.1. формирование библиотечного фонда;

2.2. учет библиотечного фонда и обеспечение установленной отчетности.

3. Должностные обязанности

Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:

3.1 . Анализирует:

– библиотечный фонд;

– читаемость конкретных образцов художественной и учебной литературы ;

3.2. Прогнозирует:

– тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений в формирование заказа на необходимую учебно-методическую, научную и художественную литературу ;

3.3. Осуществляет:

– контроль за сохранностью библиотечного фонда;

– текущее и перспективное планирование на своем участке работы;

– выдачу и сбор учебников;

– подготовку и проведение литературных выставок;

– совместно с педагогическим коллективом разностороннюю культурно-массовую работу по пропаганде книги, привлекая к участию в этой работе деятелей литературы и искусства, родителей;

– просветительскую работу для учеников, родителей (законных представителей), принимает родителей (законных представителей) по вопросам привития интереса к книге;

– изучение с учениками основ библиотечно-библиографической грамотности и культуры чтения;

– совместную деятельность школьной и районной библиотек;

3.4. Принимает участие в координации:

– взаимодействия представителей администрации школы со службами и подразделениями окружного управления образования, обеспечивающими формирование библиотечного фонда;

– родителей (законных представителей) по вопросу организации внеклассного чтения учащихся;

3.9. Принимает участие в оценке:

– предложений по организации воспитательной работы и по установлению связей с внешними партнерами;

3.10. Обеспечивает:

– своевременное комплектование библиотечного фонда.

4. Права

Библиотекарь имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Давать:

– обязательные распоряжения пользователям библиотечного фонда;

4.3. Принимать участие:

– в разработке воспитательной политики и стратегии школы, создании соответствующих стратегических документов;


– разработке любых управленческих решений, касающихся работы библиотеки;

– ведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-библиографической работе;

– работе педагогического совета;

4.4. Вносить предложения:

– о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов по работе библиотеки;

– по совершенствованию воспитательной работы;

– у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;

4.6. Приглашать:

– от имени школы родителей (законных представителей) для информирования их об успехах и проблемах их детей, о нарушениях их детьми Правил поведения для учащихся, Устава школы, Правил пользования библиотечным фондом;

4.7. Требовать:

– от учащихся соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава школы, Правил пользования библиотечным фондом;

– от любых посторонних лиц покинуть закрепленное за ним помещение, если на это посещение не было дано разрешение администрации;

4.8. Повышать:

– свою квалификацию.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов , должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

4.3. Основные библиотечные технологические процессы.

4.4. Формы, методы индивидуальной и массовой работы с читателями.

4.5. Принятую систему квалификации книг, правила составления каталогов, комплектование, хранение и учёта литературного фонда.

4.6. Правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите.

V. Права

Библиотекарь имеет право:

5.1. Давать указания обучающимся и работникам, касающиеся правил пользования библиотечным фондом.

5.2. Вносить предложения по улучшению работы библиотеки.

VI. Ответственность

6.1. Библиотекарь несет полную материальную ответственность в случаи недостачи, утраты или порчи книг, принятых на хранение на основе письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

6.2. Несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

VII. Взаимоотношения. Связи по должности

Библиотекарь:

7.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором лицея.

7.2. Может привлекаться по распоряжению директора к экстренной замене временно отсутствующего учителя в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.

Согласовано:

Зав. библиотекой ______________________

С должностной инструкцией ознакомлена:

___________________/_________________/

«____»__________________________ г.

В каждой библиотеке предъявляются различные требования к кандидату на должность библиотекаря. Конкретные обязанности изложены в должностной инструкции сотрудника организации. В общих случаях внимание уделяется именно личностным качествам потенциального сотрудника и образованию. Среди желаемых качеств отмечают: аккуратность, ответственность, хорошую память, эмоциональную выдержку и другие. При приеме на работу меньшее значение имеет стаж работы.

Библиотекарь исполняет распоряжения и приказы руководства. Отдельные требования предъявляются к уровню знаний библиотекаря. Он должен знать содержание художественной, специальной, научной и иной литературы. Объясняется такое требование тем, что библиотекарь помогает посетителям в подборе нужных книг, консультирует, дает рекомендации по выбору необходимой литературы.

В обязанности библиотекаря входит учет, хранение, поиск и выдача книжного фонда. Таким образом, библиотекарь должен знать соответствующие правила обработки и комплектования библиотечной литературы. Он составляет списки недостающей литературы по запросам читателей, следит за обновлениями в книжной сфере. Кроме того, ведет необходимый учет по основным показателям, характеризующим эффективность работы библиотеки.

Профессиональные качества библиотекаря

В исполнении обязанностей библиотекарю необходимы такие качества как: внимательность, сосредоточенность и терпение. Профессиональные качества библиотекаря также позволяют ему обеспечивать сохранность литературы библиотеки. Он знает алфавитных каталогов книг и журналов, хранящихся в библиотеке. Библиотекарь обязан применять меры по совершенствованию обслуживания посетителей. В первую очередь такое требование относится к созданию комфортных условий читателей, удовлетворения их запросов на литературу.

Также библиотекарь узнает о предстоящих тематических выставках в городе и принимает в них участие от лица библиотеки. Он готовит раздаточный и наглядный материал по актуальным вопросам науки и производственного опыта, оформляет выставочные стенды.

Сегодня библиотекарю необходимы знания компьютерных программ и навыки пользования ими. Так, в своей деятельности он формирует каталоги баз данных, имеющихся в библиотеке литературы в электронном виде. Стоит отметить, что работа библиотекаря имеет недостатки. К ним относят отсутствие карьерного роста и низкую заработную плату.

«Утверждаю»

директор ГОУ Центра образования № 000

_____________________

Должностная инструкция заведующей библиотекой

(библиотекаря) образовательного учреждения

Общие положения:

Заведующий библиотекой является руководителем структурного подразделения образовательного учреждения, назначается, освобождается от должности и подчиняется непосредственно директору ОУ.

Контроль над деятельностью библиотеки осуществляет директор образовательного учреждения, который утверждает нормативные, технологические, планово-отчетные документы библиотеки.

За организацию деятельности библиотеки отвечает заведующий библиотекой (библиотекарь), который является членом педагогического коллектива , входит в состав педагогического совета.

Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором образовательного учреждения.

Должностные обязанности:

1. Организует работу библиотеки образовательного учреждения, несет ответственность за деятельность библиотеки ОУ в пределах своей компетенции:

Ø разрабатывает и корректирует Положение о библиотеке ОУ, Правила пользования библиотекой, должностные инструкции сотрудников библиотеки, планы и отчеты в соответствии с планом учебно-воспитательной работы ОУ, график работы и расписание работы библиотеки; предоставляет их на утверждение директору ОУ;

Ø ведет библиотечную учетно–финансовую документацию: книги суммарного учета; инвентарные книги; дневник работы школьной библиотеки ; тетрадь учета книг, принятых взамен утерянных; акты и накладные на поступление и списание документов; акты о проведении инвентаризации и проверок фонда; папка актов движения фонда; журнал учета справок; книга группового учета многоэкземплярной литературы; регистрационная картотека периодических изданий и несет ответственность за ее достоверность;

Ø использует в работе технические и информационные средства, новые информационные технологии ;

Ø обеспечивает библиотеку библиотечной техникой в соответствии с бланком - заказа на школьную документацию;

Ø обеспечивает режим библиотеки в соответствии с потребностями и спецификой ОУ;

Ø отвечает за эстетику оформления библиотечного помещения.

2. Формирует и организует библиотечный фонд:

Ø осуществляет комплектование документов и их учет (прием, выдачу, выбытие);

Ø организует техническую и аналитико-синтетическую (классификацию, каталогизацию) обработку полученных документов;

Ø обеспечивает систематико-алфавитную расстановку документов в соответствии с Библиотечно-библиографической классификацией;

Ø оформляет библиотечный фонд с помощью полочных и буквенных разделителей, полочных и стендовых выставок;

Ø организует фонд особо ценных изданий;

Ø изучает и анализирует состав фонда и его использование;

Ø предусматривает меры по сохранности библиотечного фонда при открытом доступе, принимает меры для своевременного возврата документов;

Ø следит за правильностью расстановки фонда;

Ø осуществляет выявление утративших научно-познавательную ценность (устаревших) и ветхих документов, их своевременное списание по установленным нормам и правилам;

Ø обеспечивает контроль за выданными читателям документами;

Ø проводит периодические проверки фонда;

Ø осуществляет оформление подписки на периодические издания (в том числе электронной), контроль за доставкой и регистрацию.

3. Организует, ведет, редактирует справочно-библиографический аппарат библиотеки ОУ (каталоги, картотеки, рекомендательные списки литературы, информационные материалы) на традиционных и машиночитаемых носителях и несет ответственность за его состояние.


Ø участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов;

Ø имеет право совмещать должности, получат доплату за расширение зоны обслуживания, надбавки за высокое качество работы, звания и награды;

Ø периодически повышать квалификацию путем прохождения курсов или иным способом.

Также заведующий библиотекой имеет право:

Ø на защиту профессиональной чести и достоинства.

Ø на представление к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.

Ответственность

Заведующий библиотекой несет ответственность:

Ø за совершенные в процессе осуществления своей трудовой деятельности правонарушения в пределах, определяемых действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;

Ø за неисполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы или иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, заведующий библиотекой несет дисциплинарную ответственность в соответствии с трудовым законодательством;

Ø за виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей заведующий библиотекой несет частичную материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

Взаимоотношения. Связи по должности

Заведующий библиотекой (библиотекарь):

1. получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится с соответствующими документами;

2. работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими), систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы;

3. может привлекаться к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы;

4. согласовывает работу библиотеки образовательного учреждения с методическим центром;

5. взаимодействует с Централизованной бухгалтерией по вопросам финансового учета, осуществляет сверку данных балансового учета библиотечного фонда с данными бухгалтерского учета ;

6. устанавливает взаимодействие с Экспедиционно-складским комплексом «МуиК» по вопросам поставок литературы в образовательное учреждение;

7. устанавливает и поддерживает связи с Централизованными библиотечными системами, проводит совместную работу с детскими библиотеками;

8. вВзаимодействует с организациями по вопросам приема-сдачи макулатуры, подготавливает к сдаче списанную литературу.

Зав библиотекой

Функциональные обязанности библиотекаря по работе с учебным фондом

1. Отвечает за обеспечение учебного процесса образовательного учреждения учебной литературой (в соответствии с бланком - заказа Федерального и Регионального компонентов)

2. Ведет библиотечную учетно–финансовой документацию учебного фонда: книг суммарного учета; тетради учета книг, принятых взамен утерянных; актов и накладных на поступление и списание документов; актов о проведении инвентаризации и проверок фонда; папки актов движения фонда и несет ответственность за ее достоверность;

3. Организует работу с учебным фондом:

Ø комплектует учебный фонд в соответствии с образовательной программой ОУ на основании бланка - заказа Федерального и Регионального компонентов от Московского Департамента образования;

Ø осуществляет учет (прием, выдачу, выбытие документов;

Ø проводит техническую обработку полученных документов;

Ø организует размещение и хранение учебников в отдельном помещении в соответствии с инструкцией;

Ø осуществляет изучение состава фонда и анализ его использования;

Ø проводит периодические проверки фонда, следит за правильностью его расстановки;

Ø осуществляет выявление устаревших и ветхих документов;

Ø проводит своевременное списание устаревших и ветхих документов по установленным нормам и правилам;

Ø Обеспечивает контроль за выданными читателям документами, принимает меры для своевременного возврата учебников и учебных пособий .

4. Осуществляет ведение картотеки учебников, методических пособий, материалов на нетрадиционных носителях

5. Координирует взаимодействие работы с администрацией ОУ по формированию заказа на учебную литературу, проводит согласование данных бланка-заказа с завучем, председателем методического объединения и учителями, осуществляет своевременную сдачу в ОМЦ СЗОУО.

6. Проводит корректировку количественных показателей заказа на учебную литературу в соответствии с перспективным плановым контингентом учащихся ОУ.

7. Осуществляет работу по дополнительному комплектованию учебного фонда (из спонсорских или попечительских средств).

8. Составляет дополнительный заказ на учебную литературу в связи с изменениями в образовательной программе школы и своевременно сдает их в ОМЦ СЗОУО.

9. Составляет информационные справки о недостающих и невостребованных учебниках и своевременно сдает их в ОМЦ СЗОУО.

10. Осуществляет передачу невостребованных наименований учебной литературы в образовательные учреждения округа (по мере необходимости).

11. Оформляет диагностическую карту уровня обеспеченности учебной литературой по областям знаний, анализирует использование вариативных программ.

12. Информирует преподавателей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.

11. Использует информационные технологии (в том числе возможности АИБС) для дифференцированного обслуживания учеников и педагогического коллектива школы.

12. Оказывает поддержку (консультативную, практическую, индивидуальную, групповую, массовую) пользователям в решении информационных задач, возникающих в процессе их учебной и профессиональной деятельности .

13. Организует компьютерную справочно-библиографическую службу.

14. Разрабатывает новые информационно - консультативные услуги для пользователей библиотеки ОУ.

15. Ведет журнал ежедневного учета использования Интернет-ресурсов.

16. Использует наглядность в предоставлении библиотечных услуг: оформление буклетов , указателей, визиток, приглашений и т. д.