Бизнесу место

Бизнесу место

» » «Тигр» Порше: жертва грязной конкуренции. «Тигр» Порше: жертва грязной конкуренции Танк тигр порше

«Тигр» Порше: жертва грязной конкуренции. «Тигр» Порше: жертва грязной конкуренции Танк тигр порше

13-12-2016, 11:23

Доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Друзья, сейчас мы поговорим о настоящем немецком качестве, которое в нашей игре подвергается серьезному испытанию. Речь пойдет о немецком тяжелом танке седьмого уровня и это Tiger (P) гайд .

Данная машина прокачивается по ветке, которая завершается легендарным, сверхтяжелым немецким танком Maus, а стало быть, Tiger (P) ТТХ также должны славиться своей броней. Отчасти это утверждение верно, но так ли все серьезно на самом деле?

ТТХ Tiger (P)

Для начала, каждый, кто решил выкатывать этого тяжа в бой должен знать, что на нашей стороне свойственный немецкой технике увеличенный запас прочности и что немаловажно, хороший базовый обзор в 380 метров.

Если же рассматривать Tiger (P) характеристики бронирования, по задумке, в наших руках действительно должен оказаться крепкий танк и он действительно гораздо крепче обычного тигра. Однако все относительно и заявленная 210-миллиметровая толщина бронеплит тут только в двух плоскостях, отмеченных красным цветом. Если довернуть корпус, мы действительно сможем уверенно сдерживать одноклассников, но многие танки восьмого уровня и уж тем более девятки, пробивают нас довольно легко. Тем более что щеки у Tiger (P) World of Tanks , отмеченные оранжевым, вообще имеют толщину всего 80 мм и выпирают очень сильно.

Если говорить о защищенности башни, снова наблюдается какая-то неразбериха. Маска орудия представляет собой сплошной экран, но ее тоже довольно часто шьют, а иногда даже машины уровнем ниже. Но самой большой проблемой башни заслуженно считается огромная командирская башенка. Другими словами, тяжелый танк Tiger (P) вроде бы имеет броню во лбу, а вроде бы и нет.

Касательно боковой проекции также есть что сказать. Борта у нас имеют толщину 80 миллиметров, что позволяет этому аппарату уверенно танковать при постановке корпуса ромбом. Но будьте осторожны, если довернете слишком сильно, приведенка снизится, а в левой передней части корпуса расположена уязвимая боеукладка.

Стоит также отметить, что Tiger (P) танк большой, высокий и длинный, спрятать такой сарай порой бывает очень нелегко, да и артиллерия любит выбирать нас своей целью.

Отдельного внимания удостаивается подвижность нашего тяжа. Назвать его сверхмедленным было бы неправильно, однако, максималка у него посредственная, из-за большого веса динамика сильно проседает, да и маневренность у Tiger (P) WoT слабая, так что еще раз вспомним про арту.

Орудие

Ну что же, если в плане общих характеристик машина не слишком хороша, скорее всего, пушка у нее будет достойная. Отчасти так и есть, немецкое вооружение всегда славится своей точностью и не только.

Tiger (P) орудие на фоне стволов одноклассников не выделяется большим альфастрайком, но скорострельность у нас нормальная, так что наградой становится примерно 2000 единиц урона в минуту без досылателя и перков.

По-настоящему выделяется наша пушка своими параметрами пробития, на самом деле, тяжелый танк Tiger (P) World of Tanks может достойно воевать даже против девяток, не используя голду. Но если вы хотите больше комфорта, лучше возить с собой 10-20 подкалиберов.

Среди параметров комфорта стрельбы особенно хотелось бы отметить приятный разброс и отличную конечную точность. Вот только сводится Tiger (P) WoT не так быстро, как хотелось бы, а еще пушка гнется вниз всего на 6 градусов, что тоже не предел мечтаний.

Преимущества и недостатки

Чтобы игра на танке проходила более уверенно, вы знали, на какие его качества можно рассчитывать, а какие стороны лучше не показывать врагу, необходимо выделить основные преимущества и недостатки Tiger (P) WoT , чем мы сейчас и займемся.
Плюсы:
Большой запас прочности;
Хорошая лобовая броня при бое вверху списка;
Неплохой обзор;
Высокая точность орудия;
Неплохой урон в минуту;
Отличные параметры пробития.
Минусы:
Сарайные габариты;
Броня слабая при бое внизу списка;
Плохая подвижность;
Маленький альфастрайк;
Посредственные комфортные УВН.

Оборудование для Tiger (P)

Разумеется, очень важно перед выходом в бой укомплектовать свою боевую машину дополнительными модулями, в каком-то смысле, это даже может повлиять на исход сражения. Таким образом, на тяжелый танк Tiger (P) оборудование лучше поставить следующее:
1. – сделает из нас еще более грозного противника, ведь благодаря этому модулю неплохо возрастет скорострельность и ДПМ.
2. – как уже говорилось ранее, у этого танка не самая лучшая скорость сведения, улучшив ее, будете результативнее реализовывать урон.
3. – у нас уже есть хороший обзор, а сделав его еще лучше, мы получи преимущество над одноклассниками и сможем не отставать от более высокоуровневой техники.

Как это часто бывает, третьему пункту есть хорошая альтернатива – . Да, мы потеряем в дальности обзора, но зато приобретем еще больше огневой мощи, что также имеет смысл.

Обучение экипажа

Правильный выбор умений для сидящих внутри машины танкистов является еще более важным и ответственным моментом. Для Tiger (P) перки стоит подбирать так, чтобы повысить живучесть нашего танка, все-таки это тяж, увеличить его общие параметры, а также не будет лишним сделать орудие еще более комфортным:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для Tiger (P)

Разумеется, без расходников в бой выезжать тоже нельзя, особенно учитывая тот факт, что в наших руках тяжелый танк, призванный сдерживать натиск врага, так что как минимум , и купить нужно обязательно. Но еще больше уверенности, а в случае необходимости и надежности, можно получить только, если возить на Tiger (P) снаряжение из , , . Кстати, последний можно заменить на , хуже не будет.

Тактика игры на Tiger (P)

Учитывая все сказанное выше, сильные и слабые стороны нашего немца, стиль игры на нем в корне отличается в зависимости от того, в какой бой мы попали.

Когда речь идет о бое вверху списка, на Tiger (P) тактика ведения боя сводится к доминированию. Мы, как и положено тяжелому танку, можем смело ползти на передовую и сдерживать врага своей броней, обязательно доворачивая корпус, пританцовывая и уходя в укрытия на время перезарядки.

Если же говорить о сражении внизу списка, немецкий тяжелый танк Tiger (P) WoT становится гораздо менее грозным. Тут нас легко будут пробивать очень многие и по этой причине лучше оставаться за спинами более крепких союзников, отыгрывая роль поддержки.

Не менее результативно можно вести бой на больших дистанциях, пушка у Tiger (P) World of Tanks меткая, благодаря хорошему пробитию способна разить врага, если выцеливать уязвимые точки или заражать голду.

Но в любом случае, вы всегда должны отслеживать ситуацию вокруг себя. Нельзя вступать бой с превосходящими силами противника в невыгодной для себя позиции, враги просто могут вас закрутить. Помните также, что Tiger (P) танк имеет слабую подвижность, так что выбирать направление нужно тщательно, но особенно стоит бояться артиллерии.

В середине 1941 года фирмой Porsche на испытания был представлен опытный тяжелый танк VK 3001(P) или Typ 100. Эта машина имела ряд характерных особенностей, отличавших ее от другой аналогичной техники немецкой разработки. Часть этих отличий оказала негативное влияние на проект в целом и привела к тому, что заказчик не пожелал запускать серийное производство новой техники. Кроме того, уже шла разработка нового варианта тяжелого танка под обозначением VK 4501(P).

В конце мая 1941 года немецкое командование в очередной раз пересмотрело требования к перспективному тяжелому танку. Опыт нескольких предыдущих проектов показал, что новая машина должна иметь еще более толстое бронирование и соответствующую боевую массу. При использовании брони толщиной до 100 мм танк должен был весить порядка 45 т. Также следовало использовать мощное орудие, способное пробивать до 100-150 мм брони на расстоянии порядка 1 км. В соответствии с этими требованиями была начата разработка двух проектов, известных под названием VK 4501.


К разработке новой бронемашины были привлечены две организации. Проект от фирмы Henschel получил обозначение VK 4501(H), от компании Porsche – VK 4501(P). В дальнейшем первый проект, имевший в названии литеру «H», получил одобрение заказчика, после чего новый танк пошел в серийное производство. Эта машина получила широкую известность под названием Pz.Kpfw.VI Tiger. Второй проект завершился менее удачно, с меньшим количеством построенной техники.

Опытный танк VK 4501(P) на испытаниях. Фото Rascarcapaco.blogspot.ru

На фирме Porsche новый проект получил собственное обозначение Typ 101. Кроме того, на разных этапах разработки применялись и иные названия. Использовались обозначения, отражающие боевую массу машины (VK 4501), порядковый номер в войсках (Pz.Kpfw.VI) и т.д. Большая часть переименований осуществлялась в соответствии с распоряжениями заказчика в лице армии.

В новом проекте предлагалось максимально широко использовать имеющиеся наработки с учетом обновленных требований к технике. Планировалось сохранить основные положения проекта, а также внести некоторые изменения в бронирование и комплекс вооружения. Это позволяло ускорить разработку проекта, но при этом выполнить имеющиеся требования. Подобный подход дал возможность сократить количество вновь разрабатываемых узлов и агрегатов.

Существующий корпус, созданный в рамках предыдущего проекта, получил усиленное бронирование. Его лобовая часть должна была собираться из листов толщиной до 100 мм, защита бортов и кормы возлагалась на 80-мм детали. В связи с изменением толщины брони пришлось изменить обводы лобовой части корпуса. Кроме того, была скорректирована конструкция верхней части корпуса, образовывавшей развитые надгусеничные ниши. Между верхней лобовой и бортовыми деталями имелись скошенные скулы. 25-мм горизонтальная крыша корпуса в кормовой части машины была соединена с наклонным листом.


Схема танка Tiger(P). Рисунок Rascarcapaco.blogspot.ru

Также в рамках проекта был разработан обновленный вариант башни, использовавшейся на тяжелом танке предыдущей версии. Башня имела вертикальный лобовой лист, а также оснащалась изогнутой деталью, выполнявшей функции бортов и кормы. По уровню защиты башня нового танка не отличалась от корпуса и состояла из листов толщиной до 100 мм.

Компоновка танка VK 4501(P) должна была полностью заимствоваться из предыдущего проекта. В передней части корпуса помещались агрегаты электрической трансмиссии и некоторые механические устройства, за которыми помещалось отделение управления. Центр корпуса вмещал боевое отделение, а силовая установка располагалась в корме.

Бронемашина типа VK 3001(P) оснащалась двумя бензиновыми двигателями мощностью по 210 л.с. Для компенсации роста боевой массы танк нуждался в более мощных двигателях. В рамках проекта VK 4501(P) был разработан новый карбюраторный двигатель Typ 101. От предшественника это изделие отличалось в полтора раза большим объемом и мощностью 310 л.с. Два новых двигателя должны были помещаться в кормовой части корпуса. Рядом с ними располагались два электрогенератора Siemens sGV 275/24 мощностью 275 кВт каждый. При помощи набора кабелей электроэнергия подавалась на электромоторы Siemens D1495a, помещенные в передней части корпуса. Через бортовые передачи электрические двигатели вращали передние ведущие колеса.

Перспективный тяжелый танк сохранил основные принципы управления, предложенные в предыдущем проекте. Механик-водитель мог изменять параметры работы двух бензиновых двигателей, однако основным средством управления был набор систем, позволявших изменять параметры тока, подаваемого на тяговые электродвигатели. Бензиновые двигатели при этом могли работать в одном и том же режиме.


Опытное шасси с весовым имитатором башни на испытаниях. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"

Ходовая часть с доработками заимствовалась у предыдущего танка. Было предложено использовать по шесть сдвоенных опорных катков большого диаметра на каждом борту. Авторы проекта отказались от использования резиновых бандажей, но сохранили общую архитектуру ходовой части. Катки блокировались попарно, а их тележки устанавливались на торсионах. Для экономии места внутри машины торсионы помещались снаружи, а также размещались вдоль корпуса. Ведущие колеса помещались в передней части шасси с заметным превышением над опорными катками. В корме имелись направляющие колеса. Верхняя ветвь гусеницы лежала на опорных катках, не нуждаясь в поддерживающих роликах. Для танка VK 4501(З) было разработано два варианта гусениц. Изделие шириной 500 мм предназначалось для транспортировки техники по автомобильным и железным дорогам, а для эксплуатации в полевых условиях следовало применять 600-мм гусеницу.

Основное вооружение танка должно было помещаться во вращающейся башне. Изначально в качестве «главного калибра» предполагалось использовать перспективное 88-мм орудие. Расчеты показывали, что для такой танковой пушки необходимо увеличить размеры боевого отделения, а также довести диаметр погона до 2 м. Из-за специфической координации работы разных предприятий и заказчика появился заказ на разработку башни под погон меньшего диаметра, которая могла нести лишь 75-мм пушку. В дальнейшем проблемы с боевым отделением были решены, а заказчик и разработчик выбрали требуемый тип .

Основным вооружением тяжелого танка «Тип 101» решили сделать танковую пушку 8,8 cm KwK 36 со стволом длиной 56 калибров. Это орудие соответствовало требованиям заказчика относительно боевых качеств, а также имело приемлемые габариты и могло быть установлено на перспективном танке. Пушку предлагалось комплектовать бинокулярным телескопическим прицелом и устанавливать на качающейся системе. С помощью приводов поворота башни обеспечивалось круговое горизонтальное наведение. Углы возвышения менялись от -9° до +18°.


Проверка шасси на пересеченной местности. Фото Aviarmor.net

На одной установке с орудием предлагалось монтировать спаренный пулемет MG 34 калибра 7,92 мм. От второго пулемета в установке лобового листа корпуса изначально решили отказаться. Впоследствии установку корпуса все же ввели в проект. Управлять спаренным пулеметом должен был наводчик орудия, курсовым – стрелок-радист. Также в распоряжении экипажа могло иметься несколько пистолетов-пулеметов, используемых в качестве оружия самообороны.

За счет увеличения размеров корпуса и боевого отделения в танке удалось разместить достаточно крупные и объемные стеллажи для боеприпасов. Боекомплект 88-мм орудия мог состоять из 64 снарядов. Для использования с пулеметом предлагалось транспортировать свыше 4300 патронов. Также имелось место для перевозки шести магазинов к пистолетам-пулеметам с 192 патронами.

Экипаж танка VK 4501(P) / Typ 101 должен был состоять из пяти человек. В передней части корпуса располагались механик-водитель и радист. Они могли наблюдать за обстановкой при помощи люков в лобовом и скуловых листах корпуса. На их рабочих местах имелся набор всех необходимых органов управления. Так, водитель имел средства управления машиной, а радист располагал радиостанциями двух типов.


Изучение техники. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"

В башне имелись места для наводчика, командира и заряжающего. Командир мог вести наблюдение через набор смотровых приборов на собственной башенке. Аналогичными системами, но с меньшими углами обзора располагал заряжающий. Наводчик должен был использовать имеющийся на его месте прицел. В крыше башни и на башенке предусматривались два люка для доступа внутрь машины.

Интересной особенностью нового проекта была эргономика боевого отделения и необычный способ посадки экипажа на свои места. По ряду причин технического характера башня танка была максимально сдвинута вперед, из-за чего ее лобовая часть перекрывала крышу отделения управления, не позволяя оснастить ее люками. В результате весь экипаж танка должен был попадать внутрь машины только через два люка в крыше башни. Сначала в танк следовало садиться водителю и радисту, затем в него должны были забираться наводчик, командир и заряжающий. Высадку предлагалось производить в обратном порядке.

Рост защиты и огневой мощи привели к увеличению габаритов и боевой массы. Длина танка «Тип 101» по корпусу составляла 6,6 м, с учетом орудия – 9,34 м. Ширина достигла 3,4 м, высота – 2,8 м. Боевая масса значительно превысила требуемые 45 т и дошла до 57 т. При таком росте веса танк, по расчетам, должен был развивать скорость до 35 км/ч. Запас хода не превышал 105-110 км.


Танк с башней на трассе. Фото Aviarmor.net

Предварительный вариант проекта VK 4501(P) был готов к концу июня 1941 года. Вскоре появился документ, оговаривавший график выполнения последующих работ. Также в этот период проекту присвоили дополнительное название Tiger. Впоследствии, во избежание путаницы с конкурирующим проектом фирмы Henschel, танк от «Порше» стали именовать Tiger(P). Также сохранялись имевшиеся обозначения. Подписанные документы помимо прочего оговаривали участие в проекте различных фирм-субподрядчиков, от которых требовалась поставка тех или иных комплектующих.

По имеющимся данным, к концу июля 41-го были подписаны несколько соглашений о поставке значительного количества комплектующих для новых танков. Так, в течение заданного периода фирма Krupp должна была собрать и отправить на сборку 100 корпусов и такое же количество башен для танка Tiger(P). В соответствии с этими контрактами и утвержденным планом, сотня новых бронемашин должна была отправиться заказчику с весны по осень 1942 года. Также существует распространенное мнение, согласно которому сборка первой крупной партии танков была запущена по самовольному решению Фердинанда Порше, однако оно противоречит иным сведениям.

Сборка броневых корпусов для танков VK 4501(P) стартовала в самом конце 1941 года. Производство таких изделий продолжалось до середины 42-го. Первые башни, в силу разных причин, были выпущены только в середине весны 1942 года, после чего удалось начать сборку опытных машин. Согласно имеющимся данным, в рамках первого заказа в общей сложности было построено не более 65 шасси и лишь 15 башен, из которых собрали только 10 опытных образцов.


Транспортировка VK 4501(P) по железной дороге. Фото Wiki.warthunder.ru

Первый опытный экземпляр перспективного тяжелого танка вышел на испытания в конце зимы 1942 года. Ввиду отсутствия требуемого боевого отделения было принято решение не оснащать имеющееся шасси башней, вместо которой следовало применять весовой имитатор. Шасси продемонстрировало не слишком высокие характеристики подвижности. Также имелись проблемы с работой отдельных агрегатов. Первый прототип плохо показал себя в ходе заводских испытаний, из-за чего был отправлен на доработку. Вместо него заказчику для испытаний представили следующую машину опытной партии в аналогичной комплектации.

К этому времени были выявлены недостатки отдельных элементов бронемашины. Так, двигатели нового типа имели недостаточную надежность и не выдерживали длительную работу на максимальной мощности, которая могла приводить к разрушению их деталей. Также разработчиков и заказчика не устроила конструкция башни, которую следовало улучшить. В течение мая 1942 года был сформирован объемный список необходимых изменений, которые следовало внести в те или иные узлы и агрегаты машины.

Изначально заказчик рассматривал тяжелый танк от фирмы Porsche в качестве фаворита имеющейся программы. Тем не менее, по мере проведения испытаний мнение специалистов армии менялось. Со временем более многообещающей разработкой стал считаться танк VK 4501(H). В начале июля 1942 года был составлен отчет о проведении совместных испытаний двух бронемашин, в котором отмечались преимущества танка Tiger(H). На доработку конкурирующей машины, по подсчетам специалистов, требовалось не менее года. Из-за этого ее посчитали непригодной к принятию на вооружение и серийному производству.


Танк с башней в поле. Фото Wikimedia Commons

К моменту окончания испытаний руководство нацистской Германии пришло к выводу о невозможности параллельного строительства двух тяжелых танков разных типов. Промышленность была загружена массой других заказов, из-за чего следовало сделать выбор. После появления отчета об испытаниях решение стало очевидным, однако дальнейшая судьба двух тяжелых танков должна была определиться при помощи дополнительных испытаний. В середине ноября состоялись сравнительные испытания двух танков, в ходе которых обе представленные машины показали не только преимущества, но и недостатки. Тем не менее, танк от «Хеншель» показал себя лучше, чем его конкурент.

Разработку фирмы Henschel решили поставить в серию, тогда как дальнейшее развитие проекта Typ 101 сочли бесперспективным. Вскоре танк VK 4501(H) был принят на вооружение под названием Panzerkampfwagen VI Tiger. Проект Tiger(P) был закрыт за отсутствием перспектив 22 ноября 42-го. Официальный документ о таком завершении проекта был подписан чуть позже, в декабре. К этому времени было построено восемь опытных машин, отличавшихся друг от друга комплектацией, оснащением, предназначением и т.д. Кроме того, для испытаний построили два корпуса, не оснащенные внутренними агрегатами.

10 декабря армия потребовала разработать два варианта модернизации имеющегося танка с использованием новых двигателей и агрегатов трансмиссии. Танк Typ 130 должен был получить один двигатель Maybach HL 120TRM вместо двух отдельных моторов, а проект Typ 131 подразумевал замену электрической трансмиссии гидравлическими системами. После завершения разработки обновленных проектов планировалось перестроить по ним некоторое количество имевшихся в наличии шасси VK 4501(P). В дальнейшем новые двигатели получили почти все построенные бронемашины.


САУ Elefant / Ferdinand. Фото Wikimedia Commons

Построенная техника использовалась в различных целях. Так, опытные образцы «Типа 101» использовались в разных новых проектах в качестве платформы для отработки новых идей и решений. Один из танков в полной комплектации, получивший башню и вооружение, по некоторым данным, весной 1944 года был отправлен на Восточный фронт для испытаний в условиях реальных боевых действий. Эта машина использовалась до середины лета, когда была уничтожена в ходе одного из боев.

После закрытия проекта было решено достроить заложенные шасси типа VK 4501(P), а также использовать их в качестве основы для новой техники. В общей сложности было собрано 90 шасси, которые в ходе достройки и модернизации оснащались двигателями нового типа. В дальнейшем эти шасси были использованы при строительстве самоходной артиллерийской установки Sturmgeschütz mit 8,8 cm StuK 43 или 8,8 cm StuK 43 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P) с 88-мм противотанковой пушкой PaK 43. В дальнейшем эти машины получили широкую известность под названием Elefant / Ferdinand.

Проект тяжелого танка Porsche VK 4501(P) / Typ 101 не дал реальных результатов. Было построено несколько опытных машин, а также значительное число шасси предсерийной партии. При этом в армию попал лишь один танк в полной комплектации, которому удалось в течение некоторого времени участвовать в войне на Восточном фронте. Прочие предсерийные образцы до определенного времени простаивали без дела, после чего было решено использовать их при строительстве новых САУ. После такой переделки имевшихся шасси производство VK 4501(P) не продолжалось за ненадобностью. Фирме Henschel удалось создать более удачный вариант тяжелого танка, который после доводки был принят на вооружение и отправлен в серийное производство. В дальнейшем фирмой Porsche была предпринята попытка улучшить имеющийся проект, однако уже было слишком поздно для исправления имеющейся ситуации.

По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://panther-panzer.de/
http://vn-parabellum.narod.ru/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Барятинский М.Б. Тяжелый танк «Тигр» // Бронеколлекция. 1998. №6.

Как известно, первоначально существовало две версии знаменитого тяжелого танка «Тигр» PZ V. Первый вариант танка создал Эрвин Адерс, который трудился в конструкторском бюро фирмы Хеншель. Второй вариант «Тигра» создал доктор Фердинанд Порше (позже, знаменитый автомобильный конструктор), который по результатам немецкой военной комиссии был признан менее удачным из-за сложной электрической трансмиссии машины. Именно поэтому «Тигр» Порше не рекомендовали к принятию на вооружение Вермахта, хотя этот танк был полностью готов к серийному производству, чего не скажешь о «Тигре» Эрвина Адерса (Тигр Хеншеля).

История создания танка «Тигр» Порше.

На сегодняшний момент, не осталось документов, свидетельствующих, когда же точно Порше начал работы по созданию своего танка. Некоторые историки склоняются к мнению, что после выдачи задания на разработку и создание тяжелого танка для Вермахта, 26 мая 1941 года и есть точка отсчета, когда начались работы по VK4501(P). 26 мая 1941 года в Баварских Альпах в резиденции Адольфа Гитлера состоялось военное совещание. На нем обсуждалось состояние танковых сил Вермахта и был приведен тщательнейший анализ боевого применения бронетанковых сил Вермахта во Франции. Состав военного совета (тех.заседания): Адольф Гитлер, Штайр Хакер, Э.Книпкампф, подполковник фон Вилке, Филлипс, Заур, Фердинанд Порше, Ф, Тодт. Особое внимание Адольф Гитлер уделил английским танкам «Матильда», которые серьезно досаждали немецким войскам из-за их толстой брони.

В одном из своих докладов, Заур упомянул о двух тяжелых танках VK3601 (H) и VK4501 (P), работы над которыми ведутся полным ходом. После начала блицкрига в России, немецкие конструкторы на время прекратили работы по проектировке и созданию проектов VK3601 (H) и VK4501 (P), занимаясь модернизацией и совершенствованием своих «рабочих лошадок» Pz III и Pz IV. Однако, после появления на полях сражений танков Т-34 и КВ, работы по тяжелым танкам были вновь начаты. К тому же с полей сражений постоянно поступали жалобы от немецких танкистов, жаловавшихся на слабое пушечное вооружение и малую толщину брони их танков. В процессе проектировки конструкторы Адерс и Порше увеличили толщину брони танков, в результате чего вес увеличился с 36 тонн до 48. После этого, проект танка «Тигр» был переименован из VK3601 (H) в VK4501 (P). С увеличением веса «Тигра» существенно увеличилось давление на грунт, для чего были разработаны специальные гусеницы с широкими гребными лопатками. Для походного положения и для перевозки по ж/д путям, танк «переобували» в специальные походные гусеницы.

Стоит обратить внимание на тот факт, что Фердинанд Порше прослыл изрядным скандалистом. Хотя, поводы для скандалов были не беспочвенны. В КБ Porsche разработали танковую башню для Тигра, после чего чертежи были отправлены в Управление вооружений, которое переправило заказ на башни известной фирме Крупп. На фирме Крупп допустили неточность в изготовлении башни: они изготовили погон башни размером 1820 мм, хотя по чертежам требовался 2000 мм. С таким погоном невозможно было установить 88-мм пушку, которая к тому времени еще была полностью готова (работы по ее изготовлению, по решению немецкого упр.вооружения были отложены на год). Рейхсминистр вооружения Тодт симпатизировал Порше и лично курировал проект тяжелого танка Тигр. По некоторым данным, между Порше и Тодтом существовал вне гласный сговор, по которому уже была решена судьба танка «Тигр», по которому его проект получает «зеленый свет» в Вермахте.


Однако, судьба распорядилась иначе. 3 февраля 1942 года, самолет летевший с Тодтом разбивается, и на место рейхминистра вооружения стал А.Шпеер, в результате чего, танк Порше стал для всех «ненадежным и чрезмерно затратным». Шпеер сумел здраво посмотреть на проект «Тигра». В своих встречах, Гитлер с Шпеер, последний постоянно убеждал фюрера, что танк Порше экономически и технически нецелесообразен. Так как для трансмиссии танка требовалось много меди для электрогенераторов. А медь во время войны у Германии была в жутком дефиците. К тому же, вся конструкция трансмиссии Порше была ненадежной, что доказывали опыты. До смерти Тодта, в планах до марта 1943 года было создать 135 тяжелых танков Тигр, из них 50 танков Тигр Хеншеля, и 85 танков Тигр Порше. Однако Шпеер был непреклонен, и по его мнению, производство двух одинаковых танков было не совсем рациональным, что было не раз доложено Адольфу Гитлеру, а считать он умел.

Первые испытания и показательные выступления танка «Тигр» Порше.

Сравнительные испытания и первый показ нового «Тигра» Фердинанд Порше провел в день рождения Адольфа Гитлера 20 апреля 1942 года. Тогда же был составлен отчет об испытаниях, в которых указывалось, что Тигр Порше имел лучшую проходимость по пересеченной местности, чем Тигр Хеншеля. Этому способствовала более удачная ходовая часть Тигра Порше. Но тут же было указано, что танку необходимо установить модернизированную подвеску, так как толстая броня слишком утяжеляла танк. Стоит заметить, что на Тигр Порше была установлена тяжелая башня с 88-мм пушкой от VK4501, тогда как изначально корпус танка Порше должен был нести более легкую башня с 75-мм пушкой. На момент испытаний и первого показа башня с 75-мм пушкой не была готова. В целом, оба танка имели малую дальность хода, гигантский расход топлива, малую скорость и плохую проходимость по пересеченной местности.

Как и указывалось ранее, слабым местом, а также главным минусом «Тигра» Порше, стала его инновационная электротрансмиссия. К тому времени, затраты на электротрансмиссию, а именно, электрогенераторы, которые приводили в движение танк, были непомерно высоки. Немцы просто не располагали большими запасами меди для электрогенераторов. По мнению российских историков, да и многих западных, именно неудовлетворительная ходовая часть танка не устраивала военных, в большинстве случаев, танк застревал в грязи, не говоря о болотистой местности. Из некоторых документов следует, что сам Фердинанд Порше был не в состоянии устранить недоработки своего «Тигра», поэтому от его проекта отказались и тяжелый танк «Тигр» пошел в серийное производство, но производила его фирма Хеншель с 88-мм пушкой от Тигра Порше. В своих трудах, некоторые известные российские исследователи указывают, что отказаться от своего танка, Порше заставил приказ Адольфа Гитлера. Этот приказ обязывал конструктора приступить к разработке новейшего штурмового орудия «Фердинанд» (Элефант) на базе шасси своего танка. В последствии, новая САУ получила название «Фердинанд», в честь Фердинанда Порше.

В любом случае, в крупное серийное производство танк «Тигр» Порше VK4501 не пошел. Всего было произведено 5 полноценных танков, но было еще заказано 90 шасси под новые Тигры Порше, еще до показа Адольфу Гитлеру. Это говорит о том, что Порше заранее был уверен в победе своего танка и изначально готовился к массовому выпуску. Позже, все шасси для танков успешно применили на новых САУ Фердинанд, релиз которых состоялся на Курской битве в 1943 году.

Конструктивные особенности танка «Тигр» Порше, Tiger (P)

В движение танк приводили два тяговых электромотора, которые питались от двух генераторов, на которые работали два V10 двигателя воздушного охлаждения. Подвеска танка состояла из 6 сдвоенных катков (на борт), которые располагались попарно на 3 тележках. Обрезинка катков находилась внутри колеса, что негативно сказывалось на резиновом бандаже, который быстро изнашивался. Позже, катки с этими резиновыми бандажами стали применять на танках «Пантера» и «Тигр». В отличие от большинства танков того времени, торсионы ходовой части «Тигра» Порше располагались в тележке а не внутри корпуса танка. В этом танке Порше отступил от «классической» схемы расположения ведущего колеса спереди, установив его сзади.


Чертежи тяжелого танка PzKpfw VI «Tiger» «Тигр Порше» «Tiger P» «Porsche Typ 101» VK4501 (P)


Схема бронирования "Тигра " Порше

Боевое применение танков «Тигр» Порше Tiger IV (P)

Ввиду того, что этих машин было произведено достаточно мало, в боевых действиях им довелось поучаствовать очень ограниченно. Изначально их хотели применить против союзников в Африке. К тому же, на «Тиграх» Порше применяли двигатели воздушного охлаждения. Но вскоре от применения на Африканском театре военных действий отказались, так как проходимость танка по песку оставляла желать лучшего. В итоге, все созданные 5 танков передали для тренировок танкистов на завод в Деллерсхайм, который находился в Австрии.

Единственное упоминание о боевом применении «Тигра» Порше свидетельствует о том, что один танк прибыл в расположение 653-го тяжелого батальона истребителей танков на Восточный фронт в районе Галиции в 1944 году. Там он применялся в качестве командирского танка, он имел бортовой номер 003.


Знаменитый "Тигр"Порше, воевавший на Восточном фронте

На этом судьба танка закончилась. Оставшиеся шасси применили для создания тяжелой самоходки. Всего было сделано 90 единиц САУ «Фердинанд («Элефант »)». Данная самоходная артиллерийская установка была первой в мире самоходкой с фантастической на тот момент толщиной брони лба корпуса, которая достигала 20 см. Безусловно, из-за своей толщины брони машина была практически неуязвима для полевой артиллерии и пушек танков, однако она стала легкой добычей для пехоты, которая без труда расправлялась с ней в ближнем бою, так как конструкторы не предусмотрели для САУ оружия ближнего боя. В первой же модернизации САУ «Фердинанд («Элефант »)» получила курсовой пулемет и командирскую башенку.

Тактико-технические характеристики тяжелого танка "Тигр" Порше «Tiger P» «Porsche Typ 101» VK4501 (P)

Экипаж........5 человек;
Масса танка.....57 тонн;
Длина........9,34 м;
Ширина.........3,38 м;
Высота.........2,93 м;
Двигательная установка......."Porsche" тип 101/1;
Максимальная скорость.........35 км.ч;
Дальность хода...............140 км;
Радиостанция..................FuG 5;
Вооружение............88-мм пушка 8.8cm KwK36 KwK L/56, один спаренный пулемет MG34 в башне, один пулемет MG34 в корпусе;
Бронирование танка :
Башня лоб...........100 мм;
Надстройка лоб......100 мм;
Корпус лоб...........100 мм;
Маска пушки.........110 мм;
Борта башни.........80 мм;
Борта корпуса.......60 мм;
Борта надстройки.....80 мм;
Корма башни.........80 мм;
Корма корпуса.......80 мм;
Корма надстройки.....25 мм;
Крыша...............20-25 мм;
Днище...............25 мм.


Немецкая тяжелая САУ «Фердинанд («Элефант »)

30 января 1951 года в Штутгарте скончался "инженер столетия" доктор Фердинанд Порше. По итогам всемирного рейтинга сразу два его детища - Porsche 911 и Фольксваген "Жук" - вошли в звездную пятерку "автомобилей столетия". Все знают его как конструктора, но мало кто помнит о его работе над германскими танками периода Второй Мировой войны, ведь насколько ему везло в гражданском машиностроении, настолько не везло в сооружении "машин смерти". Сегодня, в годовщину гибели конструктора, мы сдуем пыль с архивов и вспомним военные разработки Порше.

Grosstraktor

Первой "пробой пера" инженера Порше в создании танков стал "Grosstraktor". В 1925 году три кита машинной индустрии "Rheinmetall-Borsig", "Daimler Benz" и "Krupp" участвовали в конкурсе на разработку среднего танка. Его технические характеристики были следующими: длина 6 метров, ширина 2,4 метра, вес до 15 тонн и 75-миллиметровое орудие, установленное во вращающейся башне. Версальский мирный договор запрещал Германии иметь танки, и для конспирации каждая компания должна была использовать для корпуса прототипов мягкую сталь (6-14 миллиметров), такую же, как в автомобилестроении.

Инженером и конструктором "Daimler Benz", курирующим проект, был назначен Фердинанд Порше. "Grosstraktor" он видел вооруженным 75-миллиметровой пушкой "KwK L/24" - для 1925 года она была чудо как хороша. Также танк должен был передвигаться как по суше, так и по воде. В итоге было сконструировано два прототипа, оба получили неудовлетворительную оценку и в производство не пошли.

Кстати, все из-за того же мирного договора испытания прототипы проходили в СССР на полигоне "Кама", выгода была обеим сторонам - немцы могли, не нарушая договоренностей, испытывать вооружение, а советские конструкторы перенимали у них ценнейший опыт.

PzKpfw VI Tiger (P)

Под этим сложным буквенным обозначением скрывается танк, который отнял у "инженера столетия" множество сил, танк, родившийся в результате бесконечных споров. Наконец, первый танк немецкого конструктора, непосредственно участвовавший в боевых действиях - "Тигр Порше". История создания "Tiger (P)" тесно связана с созданием другого "Тигра" - "Тигра Хеншеля" - того самого легендарного танка, дебют которого произошел в бою на Курской дуге.

За месяц до нападения на СССР конструкторам было дано задание создать танк, который мог бы нести на себе новейшую пушку "88-мм KwK 36 L/56" и весить 50-60 тонн. В апреле 1942 года состоялся первый показ и сравнительные испытания "Тигров", но пробы были неудачны. По сравнению с разработкой Хеншеля, машина Порше имела лучшую динамику движения при лучшем лобовом бронировании, но имела изъян в виде дорогостоящей электрической трансмиссии и частых ее поломок. Изделие завода Хеншеля при сравнительной низкой стоимости производства имело малую скорость и чрезвычайную "прожорливость" топлива. Волей случая в серийное производство пошел "Тигр Хеншеля", а производство "Tiger (P)" ограничилось 5 машинами.

Документально известно только об одном "Тигре" фирмы "Порше": в 1944 году он участвовал в боях на Восточном фронте в районе Галиции.

"Фердинанд" или "Элефант"

Утром 5 июля 1943 года обороняющиеся под Курском солдаты Красной Армии столкнулись с удивительным явлением - снаряды из мощнейших противотанковых пушек отскакивали от нового немецкого "чудовища", не нанося ему практически никакого вреда. В бой шли первые тяжелые самоходно-артиллерийские установки "Элефант". Несмотря на малочисленность серии - всего 90 штук - данная машина является одним из самых известных представителей класса самоходных орудий, и с ней связано большое количество легенд.

Разработка этой противотанковой машины переплетается с предыдущим творением Порше - "Тигром П". Стараясь не придавать значения проигранной борьбе за производство "Тигра", доктор не прекращал работы над совершенствованием танка, и в этот раз удача ему улыбнулась. Германское руководство настаивало на создании хорошо защищенной противотанковой артиллерийской установки. В конце сентября 1942 года разработать ее поручили конструкторскому бюро "Порше", причем, в основу проекта должно было лечь шасси от "Тигра П".

Сжатые сроки проектирования дали о себе знать - построенные самоходки не имели пулемета и подсмотренного у советских танков наклонного бронирования. Зато две 100-миллиметровые пластины практически не поддавались орудиям союзников, а пушка "Фердинанда" легко пробивала советские "Т-34" с 2000 метров.

Новое творение конструктора осенью 1943 года было переименовано в "Ferdinand".

Panzerkampfwagen VIII Maus

Самый большой в мире из всех выполненных в металле танков Panzerkampfwagen VIII имел скромное название "Маус", хотя вес этой "Мыши" был равен массе трех "Тигров" - 191 тонн. Столько же в среднем весят, к примеру, 20 слонов или две с половиной тысячи человек.

В конце июля 1942 года конструкторскому бюро "Порше" было поручено начать работы над танком, вооруженным пушкой калибра 128 мм или 150 мм. Разработка продолжалась с 1942 по 1945 годы - на скорость постройки влияла советская авиация, которая практически каждую неделю бомбила заводы Германии. Именно поэтому во всех официальных бумагах имя у танка было такое неприметное - для защиты от шпионов.

24 декабря 1943 года состоялся первый пробный выезд танка. К тому моменту башня еще не была построена и вместо нее на танк установили груз, соответствующий массе башни. Прототип показал весьма неплохую маневренность, когда смог выехать из тесного для него монтажного цеха. По воспоминаниям людей, которым довелось управлять танком, "Маус" был легче в управлении, чем средний немецкий танк Pz IV.

До середины 1944 года было построено еще два прототипа и проведено множество испытаний, в которых танк снова и снова показывал очень неплохие результаты: после подготовки "Маус" мог преодолевать по дну водные преграды. Лобовая броня была непробиваема для пушек - 200 миллиметров под скошенным углом, бронирование кормы и бортов лишь немногим уступало лобовой броне. Орудие танка 12,8 cm PaK 44 на момент создания не имела аналогов по дальности стрельбы и бронепробиваемости.

Весной 1945 года три опытных образца находились на полигоне в Кумерсдорфе. На случай, если на полигон войдет Красная Армия, все прототипы были подготовлены для уничтожения, что удалось сделать некоторым немецким солдатам 21 апреля 1945 года. В мире сохранился только один экземпляр "Мауса" - собранный из частично разрушенных машин он стоит в Бронетанковом музее в Кубинке.

Программа создания немецких тяжёлых танков стартовала еще в 1937 году, но работы сильно затянулись. В конструкцию ещё не построенных танков постоянно вносились изменения. В связи с этим в декабре 1939 года была начата работа Porsche K . G . по созданию нового тяжёлого танка Typ 100, известного также как VK 30.01 (P) . Развитие этого проекта привело к созданию другого танка, VK 45.01(P), или Pz.Kpfw.Tiger (P), которому и посвящена сегодняшняя статья. Эта машина, которую также часто называют «Тигр» Порше», была принята на вооружение вермахта и даже вполне могла стать основным тяжелым танком немецкой армии – если бы обстоятельства сложились чуть иначе.

Рост массы в прежних габаритах

VK 30.01 (P) стал первым немецким тяжелым танком, в конструкции которого толстая броня сочеталась с мощным вооружением, позволявшим без особых проблем бороться с боевыми машинами того же класса. Но уже в марте 1941 года, когда вооружение для первенца Porsche K.G. ещё только утверждалось, поднимался вопрос о более мощном вооружении для этого танка. Германия вовсю готовилась к войне с Советским Союзом, а достоверной информацией о танках, состоявших на вооружении Красной армии, немецкая разведка не располагала. Сведения приходили отрывочные и противоречивые, в них фигурировали даже боевые машины массой больше 100 тонн.

Неудивительно, что создателями немецкого тяжёлого танка рассматривались и более мощные орудия, чем танковая версия 8.8 cm Flak 18. В их числе были 10,5 cm Kw.K. L/47 и 8.8 cm Kw.K. L/56 с увеличенной начальной скоростью снаряда. В мае появилась и третья кандидатура – 8.8 cm Kw.K. L/71, которая базировалась на баллистике 88-мм зенитной пушки Flak 41.

Схема Typ 101 из английского справочника по немецким танкам, подготовленного в 1947 году

Направления дальнейшего развития немецких тяжёлых танков были утверждены на совещании с участием Гитлера 26 мая 1941 года. Тогда в очередной раз был поднят вопрос о том, что вермахту нужна танковая пушка, способная пробить броню толщиной 100 мм на дистанции в 1,5 километра. Кроме того, ужесточались требования к защите тяжёлых танков. Толщина бортов сохранялась на уровне 60 мм, а вот лоб корпуса и башни усиливался до 100 мм. Эти изменения касались как VK 30.01 (P), так и машин, разрабатывавшихся Henschel.

Поскольку ни VK 30.01 (H), ни VK 36.01 в исходном виде не подходили под новые требования, конструкторы Henschel стали проектировать новый танк. Эта машина, получившая обозначение VK 45.01(H), базировалась на наработках по VK 36.01, а башня для неё бралась от VK 30.01(P). Разработка VK 30.01(H) и VK 36.01 при этом не сворачивалась, то есть фирма Henschel теперь работала сразу над тремя тяжёлыми танками.

Что же касается фирмы Porsche, то здесь поначалу речь шла о доработке Typ 100 с учётом новых требований. При этом от усиления вооружения здесь довольно быстро отказались. Иногда утверждают, что якобы для Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E конструкторы прорабатывали возможность установки 71-калиберной пушки 8.8 cm Kwk 43 в качестве одного из вариантов модернизации. На самом же деле её предполагалось использовать с самого начала. Но затребованное Гитлером орудие оказалось «заложником» башни. Вписать такую пушку в разработанную концерном Krupp башню было нереально. Об этом, кстати, писал и сам Порше. Таким образом, идея использования 8.8 cm Kw.K. L/71 в башне VK 45.01 – не более чем пожелание, которое оказалось невозможно выполнить.


Спецификация на VK 45.01(P) по состоянию на март 1942 года. Как показал дальнейший ход событий, оценка боевой массы в пределах 52,5 тонн оказалась чересчур оптимистичной

Проектирование Typ 100 с усиленной броней привело к неутешительному выводу. Оказалось, что боевая масса машины преодолела отметку 50 тонн. При таком росте массы прежняя силовая установка не годилась. Нужны были другие, более мощные моторы, а это влекло за собой необходимость переделки моторного отделения. Возросшая масса также диктовала необходимость усиления ходовой части. Вместо модернизации у конструкторов получался новый танк, разработка которого началась в июле 1941 года.

Машину обозначили Typ 101, в КБ Porsche проекту присвоили индекс Sonderfahrzeug II. Также по отношению к этому проекту стали использовать индекс VK 45.01(P), который под конец разработки применялся и к VK 30.01(P). Правда, с самого начала было очевидно, что обозначенная в индексе 45-тонная весовая категория является не более чем условностью.


Схема моторно-трансмиссионной группы Typ 101. Электромоторы и ведущие колеса переместились в кормовую часть

В отличие от Henschel, инженеры Porsche K.G. не стали радикально переделывать исходный проект Typ 101. Общие габариты машины, а также её башня остались прежними. Вместе с тем, компоновка машины сильно изменилась. Идея с передним расположением ведущих колес была признана не самой удачной. К недостаткам подобной схемы относилось и то, что она сильно усложняла обслуживание электромоторов. Для их выемки требовался люк в лобовой части корпуса, который отнюдь не усиливал стойкость брони. Поэтому электромоторы и ведущие колеса перекочевали в кормовую часть танка.


Электромоторы Siemens-Schuckertwerke D1495a в трансмиссионном отделении

Увеличившаяся масса заставила Porsche K.G. проектировать новый бензиновый двигатель. Он был выполнен по схеме V-10 и имел воздушное охлаждение. Мотор получил тот же индекс, что и танк – Typ 101. Его объем вырос до 15 литров, а мощность – до 310 лошадиных сил при 2500 об/мин. Суммарно два установленных на танке мотора должны были выдавать 620 лошадиных сил. Каждый двигатель был сблокирован с генератором Siemens-Schuckertwerke aGV 275/24. Генераторы крепились с передней части двигателя. В изменённых надгусеничных полках разместились вентиляторы системы охлаждения, которые гнали воздух в моторное и трансмиссионное отделения. От генераторов ток поступал к двум электродвигателям Siemens-Schuckertwerke D1495a.


Конструкция кормовой части корпуса VK 45.01(P), второго из построенных

Из-за перекомпоновки пришлось переделывать корпус. Его длина и общая форма почти не поменялись, но кормовая часть претерпела ряд метаморфоз. Также немного изменилась форма лобовой части. Толщина лобового листа выросла до 100 мм, а бортов и кормы до 80 мм. Соответствующим образом оказалась переделано моторное отделение, которое стало моторно-трансмиссионным. Кроме того, довольно сильно увеличились по высоте надгусеничные полки. Для улучшения обзорности в скосах лобового листа появились смотровые приборы.


Этот же корпус спереди

Согласно первоначальному проекту в бортах корпуса предусматривались эвакуационные люки. Они появились здесь явно благодаря 6-му отделу Департамента вооружений. Достаточно вспомнить, что подобные люки имелись на Pz.Kpfw.I Ausf.F , Pz.Kpfw.II Ausf.J и VK 36.01, к созданию которых 6-й отдел имел прямое отношение. То, что наличие люка ослабляет борт, как и то, что пользоваться этими люками было неудобно, во внимание не принималось. Корпуса VK 45.01(P) изготавливались с вырезами под эвакуационные люки, но от этой идеи довольно быстро отказались, ни одного танка с такими люками построено не было. Отверстия пришлось заваривать прямо на заводе.

А вот от другого рудимента избавиться не удалось. Дело в том, что от Typ 101 новый тяжёлый танк по наследству получил лобовую часть корпуса характерной ступенчатой конструкции. С учетом скосов она состояла из 6 деталей. Ослабленные зоны смотрового прибора механика-водителя и пулеметной установки дополнялись верхним лобовым листом, расположенным под углом к нормали всего в 9 градусов.


Измененная конструкция подвески и опорных катков Typ 101

В отличие от корпуса, конструкция ходовой части изменилась довольно сильно. От поддерживающих катков конструкторы отказались, а опорные катки получили внутреннюю амортизацию. Полностью изменилась конструкция ведущих колес и ленивцев. Без изменений остались только траки, да и то, как выяснилось позже, лишь на время.

Метаморфозы

Гитлер распорядился изготовить по 6 образцов VK 45.01(H) и VK 45.01(P) с одинаковыми башнями. Впрочем, довольно быстро было решено построить сразу 100 VK 45.01(P) первой серии безо всяких прототипов. На тот момент детище Porsche K.G. имело больший приоритет. И дело тут отнюдь не в дружбе Фердинанда Порше с Гитлером, Тодтом и другими промышленниками. В отличие от фирмы Henschel, которая к тому моменту проектировал тяжелый танк уже пятый год, Porsche K.G. с поставленными задачами справлялась быстрее. А главное, машина Порше выглядела более удачной. Что же касается потенциальных подрядчиков, например, Krupp, то им было без разницы, чья машина победит. Так или иначе, контракты на изготовление корпусов доставались им.


Результаты обстрела лобовой части корпуса бронебойными снарядами 7,5 cm FK 16 n.A. Как можно заметить, поверхности под наклоном не были пробиты, в отличие от верхнего лобового листа

22 июля 1941 года с Krupp был заключён контракт SS-2105803/41 на изготовление 100 комплектов брони. На следующий день был заключён контракт SS-210–5905/41 на изготовление 100 башен вместе с вооружением. Орудия к ним поставляла фирма Wolf Buchau. Поставщиком моторов выступала фирма Simmering-Graz-Pauker AG из Вены, за электрооборудование, включая генераторы и электродвигатели, отвечала Siemens-Schuckertwerke. Ходовую часть изготавливала Škoda. Окончательная сборка производилась силами Nibelungenwerk в Санкт-Фалентин, Австрия.

Быстрее всех со своей работой справился концерн Krupp. Первые 4 корпуса VK 45.01(P) были готовы в декабре 1941 года, еще 3 в январе 1942, 12 в феврале и 9 в марте. Всего до июля 1942 года было построено 64 корпуса.


Схема трансмиссии Typ 102

С корпусами весной 1942 года случился крайне неприятный конфуз. На полигоне в Куммерсдорфе был проведен обстрел с дистанции 100 метров бронебойными снарядами полевой пушки 7,5 cm FK 16 n.A.. Нижний лобовой лист пробить не удалось, а вот верхний покрылся пробоинами. На совещании 7 мая было принято решение о поверхностной закалке лобовых листов. Частично такие детали начали вводить в корпуса начиная с номера 150050, а полностью – с 150060. В июле прошли испытания обстрелом, которые показали, что ситуация улучшилась. Тем не менее, все построенные Nibelungenwerk танки имели старые корпуса.


Гидромеханическая трансмиссия Voith в сборе

Лишь закалкой изменения не ограничились. Ещё в марте 1942 года было принято решение половину Pz.Kpfw.VI Ausf.P (использовалось именно такое обозначение) построить в варианте Typ 102, заводское обозначение Sonderfahrzeug II HA. Typ 101, в свою очередь, стал обозначаться как Sonderfahrzeug II EA. Буква E означала электрическую трансмиссию, а H – гидромеханическую, фирмы Voith. Общая масса всех элементов электрической трансмиссии достигала 4,6 тонны. Вместе с тем, гидромеханическая трансмиссия, хоть и была более чем в 2 раза легче электрической, тоже оказалась весьма громоздкой, да в добавок имела лишь 2-скоростную коробку передач.

23 марта Krupp получил указание подготовить 50 корпусов для оснащения трансмиссией Voith. К маю было готово 10 корпусов, Voith получила заказ на изготовление трансмиссий. Согласно данным CIOS, было изготовлено 20 комплектов гидромеханических трансмиссий. Правда, на танки они так и не попали. Была получена команда оставить для оснащения гидромеханической трансмиссией всего один корпус, остальные переделать обратно. Позже трансмиссию испытали на истребителе танков Ferdinand. Машина прошла 2000 километров, при этом результаты показали, что работает разработка Voith хуже, чем трансмиссия Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E.


Проект установки орудия 10,5 cm Kw.K. 16/775

Еще одной альтернативной разработкой, также не пошедшей в серию, стало другое вооружение. 30 октября 1941 года заводское КБ Škoda подготовило проект 105-мм орудия 10,5 cm Kw.K. 16/775. Пушка с длиной ствола 40,6 калибров вписывалась в башню Krupp при условии некоторой переделки орудийной маски и появления другой командирской башенки. Дальше эскизного проекта эта разработка не пошла. Характеристики этого орудия выглядели не особо впечатляющими по сравнению с 8.8 cm Kw.K. 36 L/56.


Первый образец VK 45.01(P), апрель 1942 года. Это уже была не опытная, а первая серийная машина

Главной проблемой VK 45.01(P) стала спешка, с которой этот танк запускали в серию. При этом причину, по которой немецкое руководстве решило начинать серийное производство этого танка, минуя изготовление опытных образцов, можно легко понять. Очень скоро после нападения на СССР немцы поняли, что потенциал Красной армии оказался ими недооценен. Это было связано в том числе и с танками Т-34 и КВ-1. Тяжёлый танк требовался вермахту как воздух.


На башне видна цифра 1, это означает, что на танке первая башня

Узким местом спешно отправленного на конвейер танка стал двигатель, выпускавшийся Simmering-Graz-Pauker. Первый тестовый образец был построен в декабре 1941 года, и сломался он спустя несколько минут после запуска. Несколько месяцев Porsche и Simmering работали над устранением недостатков. 9 марта 1942 года на сборочное предприятие был доставлен второй двигатель, который работал как часы. Спустя 2 дня прибыл третий мотор, также не имевший никаких проблем. 10 апреля оба двигателя отправились на Nibelungenwerk. В тот же день концерн Krupp отгрузил первую башню.


Эта же машина сзади. Она оказалась единственной, на которую ставились траки шириной 500 мм

18 апреля танк был готов и отправился в ставку Гитлера. Эта машина получила развитые крылья, выступавшие за габариты корпуса. Демонстрация, прошедшая 20 апреля, в день рождения фюрера, в целом оказалась успешной, но далеко не всё прошло гладко. Выяснилось, что проблемы с двигателем никуда не делись, и особенно это касалось системы охлаждения. Кроме того, для столь тяжелой машины траки шириной 500 мм оказались слабоватыми. В конструкцию машины требовалось срочно вносить изменения. И все это на фоне того, что в мае 1942 года Nibelungenwerk должна была выпустить первые 10 танков.

А к этому времени годами топтавшаяся на месте фирма Henschel смогла догнать конкурента. 20 апреля вместе с первым образцом VK 45.01(P) перед Гитлером красовался и первый опытный образец VK 45.01(H). Детище Henschel было легче и оснащалось практически такой же башней, как танк Порше.

Борьба с дефектами и с административным ресурсом

Обнаружение в ходе испытаний дефектов сорвало план по выпуску 10 танков в мае 1942 года. Между тем, Krupp в апреле 1942 года сдал 2 заказанные башни, и ещё 8 – в мае. В июне поставки башен не производились. В изначальную конструкцию башен вносились изменения, особенно это заметно по форме крыши. Если раньше в крыше имелся выступ под пушку, то теперь этот выступ занял собой всю ширину башни. Это позволило немного увеличить объем боевого отделения. Эти изменения были внедрены в конструкцию башен, начиная с №11 (для танков Порше это была девятая башня). Тогда же переделке подверглась орудийная маска. Две первые измененные башни были построены в июле 1942 года.


Фердинанд Порше осматривает второй серийный образец Pz.Kpfw.VI(P1), начало июня 1942 года

Второй танк, на тот момент именовавшийся как Pz.Kpfw.VI(P1), был закончен в начале июня 1942 года. Он несколько отличался от первой серийной машины. Выступающие по всей длине корпуса крылья были заменены на раздельные передние и задние брызговики. Ширина траков увеличилась до 600 мм. Это изменение было необходимо, поскольку реальная боевая масса танка значительно превысила проектную и составила почти 60 тонн. У танка появился забашенный ящик от Pz.Kpfw.IV. Наконец, машина получила комплект инструментов, в основном размещавшийся на бортах корпуса, а также задних брызговиках.


Вторая машина довольно сильно отличалась от первой

Танк отправился на Куммерсдорфский полигон, где проходил испытания. Здесь снова дали знать о себе проблемы с двигателем и системой охлаждения. Эти проблемы, впрочем, были известны и ранее. В июне 1942 года один из серийных двигателей был подвергнут испытаниям. Мотор выдал мощность 311 лошадиных сил, но дальше начались проблемы. Карл Рабе, правая рука Фердинанда Порше, выявил основную причину возникавших неполадок. Из-за недостаточной площади охлаждения и пузырения масла, выполнявшего роль охлаждающей жидкости, перегревался распределительный вал. В результате после 50 часов работы двигатель начинал резко терять мощность и ломался.


Модернизированный двигатель Typ 101/2. Некоторые отечественные историки приняли приводы к вентиляторам системы охлаждения за ременный привод двигателя

Проблему с двигателем предполагалось решить путём его модернизации. Мотор с двумя дополнительными вентиляторами, установленными над генератором, получил обозначение Typ 101/2. По габаритам он был схож с Typ 101, но для установки улучшенного мотора всё же потребовалось немного переделать моторное отделение. 23 июля контракт вновь был изменён. Теперь 30 машин должно было быть построено в версии Typ 101, 10 – в версии Typ 102, а оставшиеся 60 танков, получавших мотор Typ 101/2, обозначались как Typ 103. Поскольку все эти модификации особо не отличались от Typ 101, их заводское обозначение осталось прежним – Sonderfahrzeug II EA.

Из-за необходимости переделки корпусов Krupp прекратил их отгрузку. Предполагалось, что поставки корпусов для Typ 103 начнутся с 5 октября 1942 года, а 45 шасси будут готовы в период с февраля по март 1943 года.

Существовал и запасной вариант, впервые упомянутый еще 23 марта 1942 года. Речь идет о танках Typ 130 и Typ 131, носивших заводское обозначение Sonderfahrzeug 101 WE и Sonderfahrzeug 101 WH соответственно. Их особенностью должны были стать двигатели жидкостного охлаждения. При этом Typ 131 (Sonderfahrzeug 101 WH) был, скорее, подстраховкой. На практике делать собирались только машину с электрической трансмиссией, Sonderfahrzeug 101 WE.


Сборка Pz.Kpfw.VI P на заводе Nibelungenwerk. В верхнем углу – полноразмерный макет VK 30.01(P)

Некоторые историки утверждают, что уже после демонстрации 20 апреля нацистское руководство сделало выбор в пользу Pz.Kpfw.VI(H1), отказавшись от проблемной машины. На самом деле это не так. Да, у детища Фердинанда Порше хватало болячек. Но это нормально для принципиально новых танков, тем более запущенных в серию без опытного образца. Больше того, как раз электрическая трансмиссия, которую часто высмеивают, работала надежно – в отличие от трансмиссии танка Henchel.

Не надо думать, что с производством машин Henschel все было хорошо. Первые танки были сданы в августе 1942 года, всего их в этом месяце было сделано 8 штук. За тот же период Nibelungenwerk закончила 4 танка. В сентябре было изготовлено 3 и 4 танка соответственно.

15 августа 1942 года танк Порше получил обозначение Pz.Kpfw.VI P и сквозной индекс Sd.Kfz.181. Тот же самый сквозной индекс получил и конкурент Pz.Kpfw.VI H. Другими словам, на вооружение вермахта были приняты оба танка.


Наглядная демонстрация того, что Pz.Kpfw.VI P был принят на вооружение. Обратите внимание на дату издания

То, что «Тигр» разработки Henschel уже имел к этому времени больший приоритет, не секрет. Эта машина создавалась при прямом контроле со стороны 6-го отдела Департамента вооружений и лично Генриха Книпкампа. В апреле 1942 года, еще до демонстрации Гитлеру, на Henschel «свалился» контракт на выпуск еще 200 танков, 124 машины «отсыпали» фирме в августе 1942 года. 8 февраля 1942 года в авиакатастрофе погиб Фриц Тодт, который был одним из покровителей Порше и Танковой комиссии. Тем не менее, Департамент вооружений всё ещё выжидал. 5 из выпущенных Pz.Kpfw.VI P отправились в Дёллерсхайм, где поступили в распоряжение 503-го батальона тяжелых танков. Это недвусмысленно намекает на то, что осенью 1942 года танки разработки Porsche K.G. по-прежнему рассматривались в качестве альтернативы.


Один из танков, использовавшихся в качестве тестовых лабораторий. Машина выпуска августа-сентября 1942 года с «широкими» крыльями

Начиная с шестой выпущенной машины внешний вид Pz.Kpfw.VI P немного поменялся. После испытаний стало ясно, что идея с обрезанными «крылышками» оказалась не самой удачной, танкам вернули крылья, которые тянулись через весь корпус. Вносились изменения в конструкцию, улучшалась надежность силовой установки. Все проблемы двигателя решить не удалось, но следует помнить, что в дальнейшем предполагалось выпускать улучшенные Typ 103, у которых болячки с системой охлаждения удалось вылечить. К тому же оставалась альтернатива в виде Typ 130 с двигателем жидкостного охлаждения.

Из выпущенных с апреля по сентябрь 9 танков 4 использовались как опытные образцы, на которых тестировались различные агрегаты. В октябре 1942 года был выпущен последний, десятый танк. Машину изготовили в командирском варианте, она получила серийный номер 150013.


В ходе испытаний в 503-м тяжёлом танковом батальоне

Тогда же, в октябре 1942 года, Департамент вооружений оказался в щекотливой ситуации. В серийном производстве находились 2 танка с одинаковым вооружением, практически равноценных по броне, при этом каждый со своими достоинствами и недостатками. Было решено провести совместные испытания разных танков, при этом 14 октября выпуск Pz.Kpfw.VI P был приостановлен. 8 ноября танки, среди которых было 2 Pz.Kpfw.VI P и 2 Pz.Kpfw.VI H, прибыли в Берке. В ходе испытаний на подъем оба танка Порше преодолели препятствие, чего не смог сделать ни Pz.Kpfw.VI H, ни VK 36.01.

Уже в процессе сравнительных испытаний было ясно, что задумывались они именно как предлог для прекращения выпуска Pz.Kpfw.VI P. К тому моменту было решено, что делать с 91 изготовленным шасси. На их базе было решено строить истребители танков 8,8 cm StuK 43 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P), более известные как Ferdinand. 90 башен переделывалось силами Wegmann для установки на Pz.Kpfw.VI H (с декабря 1942 года обозначавшиеся как Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E). Как раз с ноября Henschel нарастил темпы производства своих танков, сдав 17 машин, а в декабре их было построено уже 38.

Да, налицо была нечистоплотная конкуренция. Но, в конце концов, шла война, и немецкому руководству следовало определиться, какой из двух похожих танков останется в серии.

Одному Pz.Kpfw.VI(P) всё же удалось попасть на фронт. Речь идет о Pz.Bef.Wg.VI (P), последней построенной машине. Она участвовала в испытаниях ноября 1942 года, далее танк оказался на Куммерсдорфском полигоне. В 1943 году машина тоже использовалась в различных испытаниях. В начале 1944 года танк вернулся на Nibelungenwerk, где его переделали. Вместо моторов Typ 101 были установлены два двигателя Maybach HL 120TRM, а также увеличена до 200 мм толщина лобового листа корпуса. Похожие метаморфозы проводили и с самоходными установками Ferdinand, которые тогда же переименовали в Elefant. Поскольку боевая масса Pz.Bef.Wg.VI (P) выросла, танк получил траки шириной 640 мм, такие же, как на Ferdinand/Elefant. Машину покрыли циммеритом.


Pz.Bef.Wg.VI (P), единственный реально воевавший танк Фердинанда Порше

Переделанный подобным образом командирский танк в апреле 1944 года отправили на фронт. Там он оказался в составе 653-го батальона истребителей танков. Машина попала в компанию «близких родственников» - батальон был вооружён истребителями танков Elefant. В этой же части оказались еще три машины на базе Pz.Kpfw.VI(P) – БРЭМ Bergepanzer VI. Судьба у всех этих машин оказалась примерно одинаковой. 13 июля началась Львовско-Сандомирская операция . Никаких подробностей первого и одновременно последнего случая боевого применения Pz.Bef.Wg.VI (P) не сохранилось. Можно лишь утверждать, что танк был раздавлен катком советского наступления: ещё 18 июля он числился в составе батальона, а 22 июля его, как и двух Bergepanzer VI, там уже не было.


Хорошо видны новые траки и усиленное бронирование лба корпуса

Реальная история «Тигра» разработки фирмы Фердинанда Порше слегка отличается от того, что рассказывают некоторые историки. Не было ни сложной постоянно ломающейся электротрансмиссии, ни выпуска 100 шасси до принятия решения о прекращении выпуска танка, ни однозначной победы над конкурентом «Тигра» фирмы Henschel. Зато имели место спешка и грязная конкурентная борьба.

После войны не стало ни 6-го отдела, ни Департамента вооружений, ни Гитлера, ни Третьего рейха. А вот значительная часть немецких фирм осталось. Когда во второй половине 50-х началась работа по созданию танка 30-тонного класса, известного как Standardpanzer, в конкурсе победила машина группы A. Основным разработчиком её шасси была фирма Porsche, а башню создавала Wegmann. В 1965 году танк был принят на вооружение как Leopard. То же самое имя за два с лишним десятилетия до того носил танк-первенец Porsche K.G.

Источники и литература:

  1. Материалы BAMA (Bundesarchiv)
  2. Материалы NARA
  3. Материалы VHU Prahan (Vojenský historický archiv)
  4. Архив Юрия Тинтеры (Jiri Tintera)
  5. Panzerkampfwagen VI P (Sd.Kfz.181): The history of the Porsche Typ 100 and 101 also known as the Leopard and Tiger (P), Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, 1997, Darlington Productions, Inc, 1–892848–03–1
  6. Panzer Tracts No. 6 - Schwere-Panzerkampfwagen D.W to E-100, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001, ISBN 0–9708407–1–3
  7. Germany’s Tiger tanks, D.W. to Tiger I: design, production & modifications, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2000, ISBN 0–7643–1038–0
  8. Der Panzer-Kampfwagen Tiger und seine Abarten, Walter J. Spielberger Motorbuch verlag, 1987, ISBN 3–87943–456–5
  9. Professor Porsche’s Wars: The Secret Life of Legendary Engineer Ferdinand Porsche Who Armed Two Belligerents Through Four Decades, Karl Ludvigsen, Pen and Sword, 2015, ISBN 978–1783030194