Бизнесу место

Бизнесу место

» » Презентация "Спартанское воспитание" (7 класс) по физкультуре – проект, доклад. Презентация к уроку истории на тему "спарта и спартанский образ жизни" Что имел ввиду спартанец

Презентация "Спартанское воспитание" (7 класс) по физкультуре – проект, доклад. Презентация к уроку истории на тему "спарта и спартанский образ жизни" Что имел ввиду спартанец

Слайд 2

Физическая культура Спарты достигла наиболее высокого значения к VI в до н.э.

Спартанцы (правящий класс) занимались исключительно военным делом, получая военно-физическую подготовку с раннего детства. Спартанец-отец обязан был показывать новорожденного ребенка совету старейшин, который оставлял его живым, если тот, по их мнению, был абсолютно здоровым.

Слайд 3

До семилетнего возраста физическое воспитание осуществлялось в семье, где основное внимание уделялось закаливанию. После 7 лет детей отбирали у родителей и воспитывали в специальных общественных домах, где, разбив их на группы, с ними занимались государственные воспитатели из наиболее заслуженных вольных граждан. Главное место в воспитании занимала физическая подготовка. Воспитание было суровым. Мальчики получали скудную пищу, ходили босиком и, как правило, без верхней одежды.

Слайд 4

Каждый год завершался состязаниями в беге, прыжках, метаниях копья и диска, различными обрядовыми танцами. При этом использовались различные мистификации. Например, состязания устраивались перед открытыми могилами героев прошлого. Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки, в 15-летнем возрасте, был обычай криптий (сокрытие), когда группы численностью 30 - 40 человек под руководством своего воспитателя проходили своеобразные учения в районе мятежных деревень илотов. Название “криптий” связано с тем, что на дома и деревни, считавшиеся наиболее опасными, совершались ночные налеты, жертв уводили и убивали в неизвестном месте.

Слайд 5

По истечении испытательного срока (года) 15-летние подростки попадали в группу эйренов. Здесь в основе обучения были строевые занятия и овладение оружием. Базу собственно физической подготовки составляли пентатлон (пятиборье) и кулачный бой. Кулачный бой, а также приемы рукопашной схватки составляли “спартанскую гимнастику”. Даже танец служил подготовке воина: по ходу ритмических движений требовалось имитировать поединок с противником, метание копья, манипулировать щитом, чтобы увернуться от камней, которые бросали во время танца воспитатели или другие взрослые.

Слайд 6

Достигшие 20-летнего возраста спартанцы снова подвергались испытаниям, а после них переводились в группу эфебов. Систематическое военное обучение продолжалось до 30 лет. До 20 лет девушек обучали подобно юношам. Когда мужчины уходили в военные походы, обеспечение порядка становилось обязанностью отрядов женщин. Древнегреческий писатель и историк Плутарх так пишет об этом: “...Девицы также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки и чтобы такими же были и рождаемые ими дети. Закаленные такими упражнениями, они могли легче вынести муки деторождения и выйти из них здоровыми”.

Слайд 7

Таким образом, спартанское воспитание в основном было направлено на улучшение военно-физической подготовленности. По этому поводу Плутарх говорил следующее: “...Что касается обучения предметам, то ограничивались лишь абсолютно необходимым. Во всем остальном воспитание было рассчитано на то, чтобы сделать юношей послушными приказаниям, выносливыми в работе, способными сражаться и побеждать”.

Посмотреть все слайды

Слайд 2

ВОСПИТАНИЕ СПАРТАНЦЕВ

По достижении семи лет маленький спартанец переходил непосредственно в ведение государств. Всех детей делили на отряды; в основном по шесть мальчиков в каждом. Командовал отрядом самый смышленый и ловкий ребенок. Полномочия командира были достаточно широки. Остальные дети слушались его беспрекословно. Так растили идеальных воинов (это была единственная профессия настоящего спартанца). В бою гоплит инстинктивно не смел игнорировать приказ; он подчинялся ему, как автомат. Ради этого в спартанцах с детства вырабатывался особый условный инстинкт: «моментальное подчинение приказу».

Слайд 3

«Старшим детям было приказано собирать дрова, маленьким - овощи. Все, что они приносили, было ворованным. Одни отправлялись для этого в сады, другие прокрадывались в сисситии, стараясь выказать всю свою хитрость и осторожность. Попавшегося без пощады били плетью как плохого, неловкого вора. Если представлялся случай, они крали и приготовленную еду, причем учились нападать на спавших и на плохих сторожей. Дети старались, - пишет Плутарх, - как можно тщательнее скрыть свое воровство».

Слайд 4

В школе приучали детей не только слушаться приказов, но и, выполняя их, доблестно воевать. Подготовка новых воинов была жизненно важна для государства. Ежегодно между спартанскими юношами проводились состязания - своего рода «бои без правил». В этом сражении юноши не щадили друг друга. По достижении 20 лет юноши поселялись в казармах для взрослых. Все они считались военнообязанными (срок военной службы в Спарте составлял сорок лет). Плутарх прямо говорит, что военные походы были для спартанцев возможностью отдохнуть от такой жизни: «На всей земле для одних лишь спартанцев война оказывалась отдыхом от подготовки к ней».

Слайд 5

НАУКА И ИСКУССТВО

Образование было очень ограничено. Чтение и письмо не входили в официальную программу, но большинство граждан выучивались этому самостоятельно. Музыка и танцы входили в общественное обучение не только как развлечения, а как элементы нравственного развития. Спартанцы занимались музыкой отнюдь не ради звуков нежных. Танец с оружием напоминал, скорее, боевое упражнение. Занятия танцами мало чем отличались от повседневной муштры; они лишь разнообразили ее. Под звуки же флейты спартанцы шли на битву. По словам Плутарха, мелодии спартанцев «обладали способностью проникать в душу, возбуждать мужество и великодушные чувства, внушать порывы энтузиазма». В песнях спартанцев восхвалялась храбрость тех, кому посчастливилось умереть за Спарту.

Слайд 6

ОБРАЗОВАНИЕ ДЕВОЧЕК

Образование девочек также было строго регламентировано, и музыка, танцы и пение отошли в нем отныне на второй план, теснимые гимнастикой и спортом. Подобно мальчишкам, они разбивались на отряды и проходили спортивную подготовку, упражняясь в беге, борьбе, метании копья и диска. Кроме того, женщинам внушался благородный образ мыслей, сознание, что и она может приобщиться к доблести и почету. Вот почему спартанки могли говорить и думать так, как рассказывают о жене царя Леонида по имени Горго. Одна афинянка сказала ей: «Одни вы, спартанки, делаете что хотите со своими мужьями». - «Да, но ведь одни мы и рожаем мужей», - ответила царица».


Система гражданского воспитания спартанских мальчиков спартанских мальчиков Плутарх Плутарх пишет, что в древней Спарте существовал обычай убивать новорожденных детей, бросая их в Апофеты («место отказа» ущелье в горах Тайгета), в случае, если у них имелись какие-либо физические недостатки.Спарте Апофеты Тайгета Воспитание ребёнка не зависело от воли отца, он приносил его в «лесху», место, где сидели старшие члены филы, которые осматривали ребёнка. Если он оказывался крепким и здоровым, его отдавали кормить отцу, выделив ему при этом один из девяти земельных участков, но слабых и уродливых детей кидали в «апофеты», пропасть возле Тайгета.лесхуфилы Ущелье Тайгета


При рождении мальчика брали и относили на край пропасти Апофеты, где долго и внимательно рассматривали. Если мальчик был больной или слабый, то его сбрасывали в пропасть. Апофеты Спартанских детей подвергали разным испытаниям с младенчества. Колыбельки, в которых дети спали, были очень грубыми и жёсткими. В семь лет мальчиков отправляли в специальные военные лагеря. Там они учились выживать. Те, кто не справлялся погибали. Спали они на соломенных подстилках, а одежду носить им разрешалось только с 12 лет. Некоторые мальчики клали в свои подстилки крапиву, чтобы она, обжигая их, согревала. Мальчики усиленно занимались физическими упражнениями, упражнялись во владении мечом, метании копья. Пропитание они должны были искать себе сами воровать, грабить, а если приходилось, то и убивать. Им разрешалось иногда «развлекаться», то есть устраивать так называемые криптии мальчики бегали в соседние деревни (илотов) и грабили их, а самых сильных мужчин убивали. Также убивали скот и грелись в их внутренностяхкриптии


В 17 лет, когда юные спартанцы должны были возвращаться домой, их ждало последнее испытание им нужно было попасть в храм Артемиды, находившийся очень высоко в горах. Добравшись туда, спартанец должен был «принести жертву». Жрецы храма привязывали юношу над большой жертвенной чашей и начинали хлестать его мокрыми розгами до первых капель крови. Так было, если юноша не издавал ни одного звука, но стоило ему издать хоть звук, его колотили ещё сильней, до тех пор, пока он будет молчать. Так могли заколотить до потери сознания и даже до смерти. Таким образом отсеивались слабые. Девочки в Спарте через эту систему не проходили, но их заставляли много заниматься спортом, а иногда учили пользоваться оружием. Храм Артемиды

Древняя Спарта образец аристократического государства, которое в целях подавления огромной массы подневольного населения искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIIIVII вв. до н. э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя (возможно, как результат объединения ахейских и дорийских племен), совет старейшин, народное собрание. В VI в. до н. э. сложился так называемый «ликургов строй». Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждые восемь лет путем гадания по звездам. Им подчинялось войско, и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.



Должности и органы власти: Апелла Апелла народное собрание в Спарте. В собрании могли принимать участие только полноправные спартиаты мужчины старше 30 лет, прошедшие полный цикл гражданского воспитания и принятые в состав одного из застольных товариществ. Апелла собиралась один раз в месяц, в строго определенном месте. Созывали собрание либо цари и геронты, либо эфоры. Члены апеллы выбирали царей, членов герусии, эфоров, военачальников и всех низших должностных лиц.


Цари Спарты Спартанские цари один из высших и древнейших органов спартанского государства. Начиная с XI века до н. э. одновременно правили два царя (диархия) из двух разных царских домов (Агиады и Еврипонтиды), в то же время являвшихся двумя ветвями династии Гераклидов. Оба царя обладали равными полномочиями, причём каждый из них имел право принимать решение без согласования со своим коллегой по царской должности, что делало невозможным концентрацию власти в одних руках.


Эфоры Эфоры в Древней Спарте, а позже и в Афинах выборные должностные лица (эфорат из 5 эфоров), обладавшие широким и не всегда чётко зафиксированным кругом полномочий. Эфоры избирались каждый год в день осеннего равноденствия. В выборах мог принимать участие любой полноправный спартиат в возрасте от 30 до 60 лет. Эфорам запрещалось выдвигать свои кандидатуры на переизбрание. При избрании они давали клятву поддерживать власть спартанских царей, а те, в свою очередь, клялись поддерживать законы в лице эфоров. Годы правления эфоров назывались по имени первого из них


Герусия Герусия в Древней Греции совет старейшин в городах- государствах преимущественно аристократического устройства; рассматривал важные государственные дела, подлежавшие затем обсуждению в народном собрании. Число членов герусии геронтов и политическая роль этого органа власти в разных полисах были неодинаковы. Наиболее известна герусия в Спарте, состоявшая из 30 человек (28 геронтов в возрасте старше 60 лет, избиравшихся пожизненно, и двух царей); являлась здесь высшим и, видимо, древнейшим правительственным органом.


Наварх Наварх командующий флотом в Древней Греции. Навархи нередко противопоставлялись монархам; над ними был учрежден контроль в виде гражданской коллегии из 311 членов, которая могла сменять наварха. Боязнь диктатуры привела к сокращению сроков назначения наварха и другим ограничениям. Термин навархос использовался и при Александре Великом. Само слово не вышло из обихода в греческом языке, но в Византийский период, для обозначения командующего императорским флотом, использовалось заимствованное из латинского слово друнгарий.


300 спартанцев «Всадники» в древней Спарте отборный отряд, состоявший из трехсот молодых спартиатов, прошедших специальный отбор; вопреки своему названию были пешими. Ежегодно пятеро из них за доблести и по старшинству выбирались в агафоэрги и посылались в разные края с государственными поручениями. Во главе корпуса стояли три гиппагрета, избиравшиеся эфорами из лучших молодых людей, достигших 30-летнего возраста. Каждый гиппагрет набирал себе по сто товарищей. Спартанский щит


История появления Спарты На лаконских землях, где первоначально жили лелеги, прибыли ахейцы из царского рода, родственного Персеиде, место которых позднее заменили Пелопиды. После завоевания Пелопоннеса дорийцами Лакония, наименее плодородная и незначительная область, вследствие обмана, досталась несовершеннолетним сыновьям Аристодема, Еврисфену и Проклуиз рода Гераклидов. От них произошли династии Агиадов (от имени Агида, сына Еврисфена) и Еврипонтидов (от имени Еврипонта, внука Прокла). Главным городом Лаконии вскоре стала Спарта, расположенная вблизи древних Амикл, которые, как и остальные ахейские города, потеряли свои политические права. Рядом с господствующими дорийцами и спартиатами, население страны состояло из ахейцев, среди которых выделяли периэков лишённых политических прав, но лично свободных и имеющих право на владение собственностью, и илотов лишённых своих земельных участков и обращённых в рабов. Долгое время Спарта ничем не выделялась среди дорических государств. Внешние войны она вела с соседними аргосскими и аркадскими городами. Подъём Спарты начался со времён Ликурга и Мессенских войн.


Сословия Аристократия: Гомеи (буквально «равные») полноправные граждане, именно они чаще всего именуются спартанцами и спартиатами. Парфении (буквально «девой рождённые») потомки детей незамужних спартанок. Согласно Аристотелю, они являлись гражданами второго сорта, но входили в число гомеев, то есть аристократов. Сословие появилось во время 20-летней Первой Мессенской войны, затем было выселено в Тарент.


Народ Народ: Гипомейоны (буквально «опустившиеся») обедневшие или физически неполноценные граждане, лишённые за это части гражданских прав. Мофаки (буквально «выскочки») дети не-гомеев, получившие полное спартанское воспитание и потому имеющие некоторый шанс на получение полного гражданства. Неодамоды (буквально «новые граждане») бывшие илоты (из числа лаконских), получившие неполное гражданство (сословие появилось во время Пелопоннесской Войны). Периеки свободные не-граждане.


Зависимые земледельцы Лаконские илоты (жившие в Лаконии) государственные рабы, именно они иногда получали свободу (а со времён Пелопоннесской войны также и неполное гражданство). Мессенские илоты (жившие в Мессении) государственные рабы, в отличие от прочих рабов имевшие свою общину, что позднее после обретения независимости Мессении послужило основанием для признания их свободными эллинами. Эпейнакты илоты, получившие свободу за брак с вдовами спартанцев. Эриктеры и деспоионавты илоты, допущенные к оказанию услуг своим господам в армии и на флоте. Афеты и адеспоты отпущенные на волю илоты.


Впервые спартанская армия упоминается в Илиаде. В трактате «Государственное устройство лакедемонян» Ксенофонт подробно рассказывает о том, как была организована спартанская армия в его время. Вооружение спартанца составляли копьё, короткий меч, круглый щит, шлем, панцирь и поножи. Общий вес вооружения достигал 30 кг. Тяжеловооружённый пехотинец назывался гоплитом. В состав спартанского войска включались и бойцы вспомогательных частей, чьё вооружение составляло лёгкое копьё, дротик или лук со стрелами. Основу спартанской армии составляли гоплиты, имевшие численность порядка 5- 6 тысяч человек. Что касается конницы, то так называемые «всадники» хоть и состояли из граждан, способных позволить себе покупку и содержание лошади, тем не менее сражались исключительно в пешем строю в составе фаланги, составляя отряд царской гвардии численностью в 300 человек (именно этот отряд погиб в знаменитой битве при Фермопилах вместе с царём Леонидом). По мнению некоторых учёных, этот отряд в мирное время мог выполнять функции военной полиции, играя основную роль в подавлении восстаний рабов и в криптиях. Армия Спарты


Агогэ (система воспитания) Воспитание молодого поколения считалось в классической Спарте (до IV в. до н. э.) делом государственной важности. Система воспитания была подчинена задаче физического развития граждан-воинов. Среди моральных качеств упор делался на решительность, стойкость и преданность. С 7 до 20 лет сыновья вольных граждан жили в интернатах военного типа. Помимо телесных упражнений и закаливания, практиковались военные игры, занятия музыкой и пением. Вырабатывались навыки чёткой и краткой речи. Все дети в Спарте считались собственностью государства. Отец должен был отнести новорождённого к старейшинам. Хилых, больных детей сбрасывали со скалы, а крепких оставляли. Суровое воспитание, ориентированное на выносливость, и сейчас называют спартанским.


Наследие Спарты Самое значимое наследство Спарта оставила в военном деле. Дисциплина необходимый элемент любой современной армии. Боевой строй спартанцев предшественник фаланги армии Александра Македонского, а также дальний родственник современной развернутой цепи пехоты. Значительное влияние Спарта вызвала и на гуманитарные сферы человеческой жизни. Спартанское государство прообраз идеального государства, описанного в диалогах Платоном. Отвага трехсот спартанцев в битве при Фермопилах была темой многих литературных произведений, современных кинолент. Слово лаконичный, означающее немногословного человека, происходит именно от названия страны спартанцев Лаконии.