Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По Е.А. Климову Классификация профессий
бытовой микро-климат Б по условиям труда (группы профессий) открытый воздух О необычные условия Н повышенная моральная ответственность М профессии ручного труда Р по средствам (орудиям) труда (отделы профессий) профессии механизированного труда М профессии автоматизированного труда А профессии с функциональными орудиями труда Ф гностические Г по цели труда (классы профессий) преобразующие П изыскательские И человек - природа П по предмету труда (типы профессий) человек - техника Т человек - человек Ч человек - знаковая система З человек - художественный образ Х
Ведущие предметы труда в типах профессий Тип профессий Ведущие предметы труда Человек - человек социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (продавец, учитель, врач, парикмахер и т.д.) Человек - техника техника или неживая природа (слесарь, техник, инженер и т.д.) Человек – знаковая система естественные и искусственные языки, цифры, символы, формулы, т.е. различные знаковые системы (программист, переводчик, чертежник, лингвист) Человек - природа растительные и животные организмы и условия их существования (агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог) Человек – художественный образ явления, факты художественного отображения действительности (художника, артиста, настройщика музыкальных инструментов)
Подтипы профессий типа «человек-человек Торгово-сервисное обслуживание. Лечение. Обучение,воспитание,культурно -просветительская работа. Защита прав и безопасности. Организация и управление.
Профессионально важные качества профессий (ПВК) – это те качества личности, характера, особенности познавательной сферы человека, которые необходимы для успешного освоения данной профессии.
ПВК профессий типа «человек-человек коммуникабельность; выдержка; такт; хорошая память и др
Подтипы профессий типа «человек-техника» Сборка и наладка оборудования. Ремонт оборудования. Разработка, создание техники. Управление машинами. Обработка материалов.
ПВК профессий типа «человек-техника» хорошая координация движений, точность; определенность действий; высокая исполнительская дисциплина; аккуратность; развитое техническое мышление; высокая работоспособность и др.
Подтипы профессий типа «человек-знаковая система» Редактирование. Расчеты и вычисления. Переработка и анализ информации. Изготовление чертежей. Прием и передача сигналов.
ПВК профессий типа «человек-знаковая система» абстрактное мышление; устойчивое внимание; хорошая память, воображение; уравновешенность; сосредоточенность, усидчивость; грамотность.
Подтипы профессий типа «человек-природа» Выращивание и уход за растениями. Работа над ландшафтным дизайном. Работа с животными. Работа с микроорганизмами. Поиск природных ресурсов. Обработка и переработка природных ресурсов.
ПВК профессий типа «человек-природа» любовь к природе; наблюдательность; настойчивость; выдержка; самостоятельность в мышлении и поведении.
1 Подтипы профессий типа «человек- художественный образ» Изобразительная деятельность. Музыкальная деятельность. Литературно-художественное творчество. Актерско-сценическая деятельность. Создание красоты.
ПВК профессий типа «человек-художественный образ» творческое воображение; образное мышление; талант; трудолюбие и др.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1506» Информационно-творческий проект «Мир профессий» дети 5-6 лет Подготовили и провели: учитель-логопед Новикова Н.В., в оспитатели: Артеменко Н.П., Муселиимян А.Ю., дети, родители. Составила: Новикова Н.В.
Проект: краткосрочный, групповой, информационно-творческий. Сроки реализации проекта: январь, февраль, март 2018 года Проблема: большинство детей имеют недостаточно знаний и представлений о профессиях своих родителей. Обоснование проблемы: - недостаточность знаний у детей об особенностях профессий; - низкий словарный запас у детей по данной теме; - незаинтересованность родителей в совместной игре с детьми в профессии. Актуальность проекта: воспитание любви и уважения к родителям является важнейшей составляющей нравственно-этического воспитания ребенка. Цель: р асширить и обогатить знания детей о многообразии профессий родителей (взрослых в ближайшем окружении), используя для этого разные формы работы.
Задачи проекта: Образовательные: расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат); расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе; сформировать отчетливые представления о роли современной техники в трудовой деятельности человека; познакомить с историей создания механизмов, облегчающих труд человека; расширить представления об эволюции предметов, изменении профессии в связи с этим; учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе; заинтересовать родителей в совместной игре с детьми в профессии; активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Развивающие: развивать образное мышление детей, творческое воображение; развивать внимание, память, способность рассуждать, логически мыслить; развивать общую, тонкую моторику, координацию речи с движением. Воспитательные: в оспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых; р асширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств; в оспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности; р азвивать чувство гордости за своих родителей, чувство собственного достоинства; п ривлекать детей к посильному участию к подготовке праздников 23 февраля и 8 марта, к выполнению обязанностей по дому в помощь маме, папе, бабушке, дедушке.
Ресурсное обеспечение: - книги, журналы, открытки; - художественные произведения и материалы; - фотографии. Участники проекта: - учитель-логопед; - воспитатели; - дети старшей группы; - родители воспитанников.
Гипотеза: дети знают, что их мамы и папы работают, но и мало знают где и кем. В ходе реализации проекта дети получат знания о профессиях, известных всему миру, их назначении и преимуществах, начнут проявлять интерес к работе мам и пап и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. Ожидаемые результаты: - дети должны знать и называть профессии своих мам и пап, их значимость; - дети должны знать и называть большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, должны уметь составить описательный рассказ о профессии; - сделать детей более самостоятельными; - у детей должно быть сформировано чувство гордости за своих маму и папу; желание помогать и воспитывать бережное отношение к труду взрослых; - у родителей должен проявится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
Формы и методы реализации проекта Работа в альбомах. Д/и «Назови профессию», «Кто что делает»
Аппликация «Домики для разных мастеров», д идактические игры: «Кому что нужно для работы », « Подбери признак ».
Составление рассказов по схемам о профессиях
Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»
Сюжетно-ролевые игры «Кафе», «Магазин»
Экскурсия по дошкольному учреждению: кабинет медицинской сестры
Экскурсия на пищеблок
Экскурсия «Ателье»
Игра «Ателье» Выставка: «Создаем красивую одежду».
Взаимодействие с родителями: - экскурсии с привлечением родителей: «Библиотека»
Экскурсия «Аптека»
Экскурсия «Парикмахерская»
Экскурсия в «ДОМ КНИГИ МЕДВЕДКОВО»
Рисование «Портрет папы», «Портрет моей мамочки».
Оформление родителями альбомов о профессиях и создание презентации «Профессии наших родителей»
Результат 1. Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. 2. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта. 3. Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии. 4. Дети стали более самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды. 5. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Города Москвы «Школа № 1506»
Информационно-творческий проект:
«Мир профессий»
Составила:
учитель-логопед:
Новикова Н.В.
Подготовили и провели:
Учитель-логопед Новикова Н.В., дети, родители,
Воспитатели: Мусемилян А.Ю., Артеменко Н.П.
Москва, 2018г.
Проект: краткосрочный, групповой, информационно-творческий.
Сроки реализации проекта: январь, февраль, март 2018 года.
Проблема: большинство детей имеют недостаточно знаний и представлений о профессиях своих родителей.
Обоснование проблемы:
Недостаточность знаний у детей об особенностях профессий;
Низкий словарный запас у детей по данной теме;
Незаинтересованность родителей в совместной игре с детьми в профессии.
Актуальность проекта:
воспитание любви и уважения к родителям является важнейшей составляющей нравственно-этического воспитания ребенка.
Цель :
расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий родителей (взрослых в ближайшем окружении), используя для этого разные формы работы.
Задачи проекта:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Ресурсное обеспечение:
Книги, журналы, открытки;
Художественные произведения и материалы;
Фотографии;
Участники проекта:
Учитель-логопед;
Воспитатели;
Дети старшей группы;
Родители воспитанников.
Возраст детей: 5-6 лет
Гипотеза: дети знают, что их мамы и папы работают, но и мало знают где и кем. В ходе реализации проекта дети получат знания о профессиях, известных всему миру, их назначении и преимуществах, начнут проявлять интерес к работе мам и пап и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать и называть профессии своих мам и пап, их значимость;
Дети должны знать и называть большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, должны уметь составить описательный рассказ о профессии;
Сделать детей более самостоятельными;
У детей должно быть сформировано чувство гордости за своих маму и папу; желание помогать и воспитывать бережное отношение к труду взрослых;
У родителей должен проявится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
Формы и методы реализации проекта
Виды детской деятельности
Познавательное, речевое развитие:
1. Познавательные НОД: «Из истории профессий»,"Все профессии важны".
2. Творческие рассказы: «Я горжусь своей мамой» (папой), "Моя семья".
3.Чтение художественной литературы:
С. Михалков «Моя улица», С. Баруздин «Страна, где мы живем»,С. Маршак «Почта», Е. Пермяк «Пропавшие нитки», Б. Житков «Впередсмотрящие». Д.Родари «Чем пахнут ремесла», Г. Шалаева «Стихи о профессиях».
4. Вечер загадок о профессиях мам и пап.
5. Заучивание стихов.
6. Создание фотовыставки «Портрет папы";"Портрет моей мамочки", "Моя семья".
Коммуникация Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«Кому что нужно», "Радио",
«Для чего нужен этот предмет?»,
«Кем быть?»,
"Кто больше назовет"
"Что мы делали не скажем, а что делали покажем"
«Умные машины»,
«Хорошо - плохо»,
«Кем я хочу стать?»,
«От слова к слову»,
«Магазин»,
«Знаю все профессии»,
«Собираемся на работу».
Художественно-эстетическое развитие
Худ. творчество:
1. Рисование:"Мама на работе"; "Папа на работе"; "Моя семья".
2. Аппликация: "Мамочка моя"; "Мой папа".
3. Работа с раскрасками: «Профессии людей».
Здоровье и физическое развитие
Подвижные игры:
«Король»; "Краски"
«Почтальон»
Физкультминутки:«Профессии».
Социальное развитие
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин», "Супермаркет", «Столовая»,"Кафе", «Ветеринар»,
«Парикмахерская», «Театр», «Ателье», «Библиотека», «Аптека»,
«Поликлиника», «Детский сад», "Школа",
«Фотография»,"Мы - полицейские", "Мы - шоферы"; "Мы-пожарные»,
"Автозаправочная станция" и др.
Беседы о назначении разных предметов, о труде взрослых людей.
Музыкальная деятельность:
Прослушивание песен.
Взаимодействие с родителями:
Результат
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Типы профессий «Человек – художественный образ» «Человек – знаковая система» «Человек-техника» «Человек-человек» «Человек – природа» Составила Социальный педагог МБОУ СОШ №33 Примак А.А.
Как выбрать профессию? В зависимости от предмета труда все профессии можно грубо подразделить на пять типов «Человек – художественный образ» «Человек – знаковая система» «Человек-техника» «Человек-человек» «Человек – природа»
«Человек – художественный образ» Здесь главный, ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения. Профессии типа "человек -художественный образ" включают: профессии, связанные с изобразительной деятельностью, профессии, связанные с музыкальной деятельностью, профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью, профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Профессии: артист художник музыкант дизайнер резчик по камню литературный работник
парикмахер скульптор повар флорист архитектор фотограф писатель ювелир искусствовед
«Человек – знаковая система» Здесь главный, ведущий предмет труда -условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки. Профессии типа "человек - знаковые системы" включают: профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием, профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения, профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.
Профессии: корректор почтальон программист чертежник маркетолог библиограф экономист топограф
бухгалтер переводчик телеграфист лингвист крупье юрист фармацевт диспетчер физик
«Человек – техника» Ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств. Среди профессий типа "человек-техника" можно выделить: профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород; профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов. профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов; профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств и др.
Профессии: бетонщик закройщик арматурщик формовщик кузнец токарь тракторист-машинист
слесарь машинист крана водитель электромонтер зуборезчик инженер-конструктор электрогазосварщик пожарник фрезеровщик
«Человек – человек» Здесь главный, ведущий предмет труда - люди. Среди этого типа профессий можно выделить: профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов; профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами; профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием; профессии, связанные с информационным обслуживанием; профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами; профессии, связанные с медицинским обслуживанием.
Профессии: библиотекарь инспектор полиции мед. сестра продавец проводник экскурсовод, гид страховой агент соц.работник
секретарь-референт менеджер по персоналу воспитатель следователь психолог нотариус, юрист официант
«Человек - природа» Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы.
Профессии: Агроном Ветеринар Пчеловод Геолог Биолог Агрохимик Гидромелиоратор Плодоовощевод Микробиолог
Фермер Садовод Рыбовод Лесник Геодезист Гидролог Зоотехник
Классификация -
осмысленный порядок
вещей, явлений, разделение их
на разновидности по каким-то
важным признакам.
Профессия -
род трудовой деятельности,
требующий специальной
подготовки, знаний и опыта.
В XVIII веке В.Н.Татищев предложил свою классификацию профессиональной деятельности:
Классификация профессий (академик Е.А. Климов) по предмету труда
Профессии типа «Человек-техника» связаны:
с пециалисты проектируют и конструируют
технические системы, устройства,
разрабатывают процессы их изготовления.
Из отдельных деталей, узлов,
блоков собирают машины,
механизмы, аппараты,
приборы, регулируют и
налаживают их.
(Слесарь-сборщик, электромонтажник, токарь, столяр)
специалисты работают на станках, управляют транспортом, самоходными машинами и механизмами, различными процессами, поточными линиями, автоматическими системами
(Водитель, машинист крана, наладчик станков, швея-мотористка, ткач)
специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, машин, механизмов, аппаратов, приборов. Ремонтируют и налаживают их.
(слесарь по ремонту машин и оборудования, аппаратуры)
Профессии типа «Человек-человек» связаны:
(воспитатель, учитель, спортивный тренер, мастер училища)
(врач, фельдшер, медсестра, няня)
(продавец, парикмахер, официант)
(библиотекарь, телефонистка междугородней связи, экскурсовод, лектор)
(юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий)
Профессии типа «Человек-природа» связаны:
Специалистам этой области приходится :
(агроном, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, микробиолог)
(лесовод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, полевод, пчеловод)
(врач карантинной службы, агроном по защите растений, ветеринар)
Профессии типа «Человек - знаковая система» связаны:
(редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, наборщик, телеграфистка)
(программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статист)
(конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, топограф, геодезист)
(радист, стенографистка, телефонистка, звукооператор)
Профессии типа «Человек – художественный образ» связаны:
Специалист создает проект, эскиз, замысел художественного произведения, воплощает его в сочетаниях линий, форм, красок, звуков, движений
(писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф)
специалист воссоздает замысел художника,
внося в него элементы собственного
творчества
(ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер)
Специалист изготовляет художественные произведения по заданному образцу
(мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю)
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
по цели труда
ГНОСТИЧЕСКИЕ
Цель труда: распознать, различить,
определить, оценить, разобраться,
проверить.
ПРЕОБРАЗУЮЩИЕ
Цель труда: преобразовать, обработать,
упорядочить, организовать, оказать
влияние, обслужить, переместить.
ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЕ
Цель труда: изобрести, придумать,
найти новый способ.
решения.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
по орудию труда
Профессии, связанные с использованием ручного труда
Профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением
Используются автомобили, станки, тепловозы, самолеты,
трактора, комбайны и т.д.
Профессии, связанные с исполь-зованием автоматизированных и автоматических систем, аппаратов
Управление автоматическими станками, автоматическими
линиями, энергосистемой или химическим производством.
Профессии, в которых преобладают функциональные средства организма
Это атрибуты поведения и речи человека: произношение
звуков, фраз, смысловые интонации, жесты, пауза,
мимика лица.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ
по условиям труда
Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата
Представители этих профессий трудятся в условиях
благоприятных для организма: нормальные физические
нагрузки, оптимальный микроклимат, отсутствие шума,
запыленности, вибраций и пр.
Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры
При работе по профессиям данной группы на организм
временно влияют неблагоприятные условия или
производственные факторы (низкая или высокая
температура, повышенная влажность).