Бизнесу место

Бизнесу место

» » Потопление линкора "принц уэльский" и линейного крейсера "рипалс" под куантаном. Церемония крещения авианосца Prince of Wales - bmpd — LiveJournal Корабль принц уэльский

Потопление линкора "принц уэльский" и линейного крейсера "рипалс" под куантаном. Церемония крещения авианосца Prince of Wales - bmpd — LiveJournal Корабль принц уэльский

Вторая Мировая война стала закатом грозного оружия морей - линкоров. Авиация и подводный флот достигли достаточно высокого уровня, чтоб вытеснить огромных и неповоротливых мастодонтов прошлого. Так 26 мая 1941 года торпедоносцем c авианосца "Арк Ройал" удалось повредить немецкий линкор "Бисмарк", который был добит подоспевшими британскими кораблями. В атаке на Пёрл-Харбор 7 декабря 1941 года японской авиации удалось потопить 4 линкора и 4 линкора значительно повредить. А уже 10 декабря того же года японскими самолётами береговой авиации в открытом море были потоплены два британских корабля - линкор "Принц Уэльский" и линейный крейсер "Рипалс".

Британские корабли в составе Соединения "Z" были направлены в Сингапур в конце лета 1941 год и прибыли к месту назначения 2 декабря. В задачу флота входила защита британских колониальных владений в регионе от японской военной экспансии. Действия флота были согласованны с США и они надеялись на поддержку американского флота базирующего в Пёрл-Харбор, которую, впрочем, Штаты не смогли оказать из-за широко известных .

Японские войска готовились к высадке в Малайзии и появление британских кораблей стало для них неприятной новостью. Адмирал Ямамото приказал срочно перебросить в Индокитай дополнительно 27 бомбардировщиков. Всего в будущей операции с японской стороны были задействованы 85 самолётов береговой охраны - 34 бомбардировщика и 51 торпедоносец, для которых сильно ощущался недостаток торпед.

Боевые действия против соединения "Z" начались ранним утром 8 декабря. Бомбардировщики авиакорпуса Михоро совершили налёт на Сингапур, но были отогнаны зенитным огнём с британских кораблей. В этот же день японцы успешно провели выброску десанта в Кота-Бару и сухопутные силы британцев оказались в тяжёлом положении. Примерно в это же время поступили вести о поражении американцев на Пёрл-Харбор. Рассчитывать на поддержку Штатов больше не приходилось. Адмирал Филипс понимал недостаточность воздушного прикрытия своей эскадры. Однако не зная реальной численности японских самолётов, а так же рассчитывая что они не смогут работать вдалеке от береговой линии, адмирал принял решение о продолжении операции по атаке конвоев японского десанта.

Вечером 8 декабря корабли покинули Сингапур. Японские разведчики долгое время не могли найти силы противника. Установить местонахождения флота Британии удалось лишь 10 декабря. Примерно в 10:15 японский разведчик обнаружил эскадру и смог передать её координаты. Так как корабли находились вдалеке от берега лётчикам было сложно скоординировать действия. Атаки носили хаотичный характер, торпедоносцы и бомбардировщики атаковали разрозненными группами по мере подлёта к целям. В атаке на линейный крейсер "Рипалс" приняли участие 35 торпедоносца и 8 горизонтальных бомбардировщиков. Линкор "Принц Уэльскй" был атакован 15-ю торпедоносцами и 11 бомбардировщиками. Оба корабля получили значительные повреждения и быстро затонули.

Потопление двух современных кораблей силами одной лишь авиации в открытом море имело огромное влияние на дальнейшее развитие морского вооружения. Линкоры показали свою не способность противостоять новым угрозам. Существующие на тот момент тяжёлые корабли были оснащены дополнительными системами ПРО, а само развитие линкоров было остановлено. Огромные мощные линкоры уступили титул владычицы морей авианосцам и подводным лодкам.

Авианосец HMS «Prince of Wales» (R09) является вторым в серии из двух авианосцев класса «Queen Elizabeth», которые строятся для ВМС Великобритании. Головным является авианосец , который 07 декабря 2017 года был введен в состав Королевского флота Великобритании. HMS «Prince of Wales» (R09) также является восьмым кораблем Королевского флота ВМС Великобритании, который назван «Prince of Wales» («Принц Уэльский»).

Основные характеристики: Водоизмещение полное 70600 тонн. Длина 280 метров, ширина по ватерлинии 39 метров, ширина в целом 73 метра, высота 56 метров, осадка 11 метров. Максимальная скорость хода 25 узлов. Дальность плавания 10000 миль на 15 узлах. Автономность 292 суток.

Судовая энергетическая установка: Газовые турбины фирмы «Rolls-Royce» - MT30 2 Х 36MW. Вспомогательные дизель-генераторы - 2 Х 7MW. Электрические двигатели двухвальные - 2 Х 30MW.

Экипаж составляет: Командный состав 60 человек; личный состав 600 человек и авиаперсонал 900 человек.

Вооружение: Phalanx CIWS (зенитный артиллерийский комплекс).

Авиационная группа: 40 самолётов, из них 36 F-35C и 4 самолёта ДРЛО.

Строительством авианосца занимаются компании: BAE Systems, Великобритания; Thales Group, Франция; Babcock Marine, Великобритания.

Контракт на строительство был заключен 20 мая 2008 года. Планируется, что в 2020 году он будет введен в эксплуатацию.

Строительство авианосца «Prince of Wales» было начато 26 мая 2011 года с церемонии резки стали, которая состоялась на верфи Govan. Авианосец будет собран из 52 блоков на военно-морской верфи Росайт (Rosyth) компании Babcock Marine (расположенной на берегу залива Ферт-оф -Форт в Файф, Шотландия), которые были построены на шести верфях по всей Великобритании.

В мае 2014 года на верфь в Росайт была доставлена носовая часть авианосца. В конце года была начато сборка блоков.

По сообщению от 05 марта 2015 года силовой установки авианосца. По сообщению от 22 мая авианосца. На 30 июня сборка корпуса. На верфи компании BAE Systems в Глазго вечером 02 августа 2015 года на реке Клайд очередной большой блок будущего авианосца. В ближайшее время блок, вес которого составляет 11000 тонн, будет доставлен на барже на верфь Росайт, где проходит сборка авианосца. 03 сентября на верфь Росайт из Биркенхеда был доставлен , построенный судостроительной компанией Cammell Laird. 09 октября нижний блок 5 Глазго. 26 октября была по стыковке передней часть корабля весом 26500 тонн к суперблоку весом 12000 тонн, который составляет заднюю часть корабля. В ходе операции передняя часть корабля была передвинута на 17 метров. Зазор между двумя частями составил менее 3 мм. Вся операция по стыковке частей длилась 10 часов. 11 января 2016 года была установлена на место кормовая надстройка авианосца весом 750 тонн. 08 сентября 2017 года состоялась крещения. Спонсором корабля стала герцогиня Корнуольская (герцогиня Ротсейская, вторая супруга Чарльза, принца Уэльского, наследника британского престола), которая нажала кнопку запуска бутылки виски марки Laphroaig десятилетней выдержки, произведенной на южном побережье острова Айлей, и официально назвала 65000 тонный корабль «Prince of Wales». 21 декабря состоялся на воду и отбуксирован к достроечному причалу, где будет проходить его оснащение. Следующим этапом в строительстве корабля станет первый запуск генераторов и газовых турбин, который запланирован в середине 2018 года. Морские испытания запланированы в 2019 году.

Гибель «Бисмарка», возрождение «Калифорнии» и невостребованность «Ямато» - «Русская планета» вспоминает линейные корабли Второй мировой войны


Линейные корабли появились в составе европейских флотов в XVII столетии из-за развития линейной тактики, господствовавшей на суше и море вплоть до начала XX века. После завершения эры парусного флота в середине XIX века на полстолетия основой ВМФ стали тихоходные броненосцы. Но в первое десятилетие XX века в Великобритании был создан «Дредноут» - корабль, вернувший линкорам ключевой статус на море. Новая реинкарнация линкоров совмещала в себе главные достижения корабельного строительства тех лет: маневренность, защищенность, вооружение крупнокалиберной артиллерией. Чуть позже появился линейный крейсер - тип линейного корабля, преимуществом которого было сочетание высокой скорости и мощного вооружения.

Линкоры первого поколения создавались для участия в Первой мировой. На море в 1914-1918 годы удалось создать аналог окопной войны, заполнив акватории Северного и Балтийского морей минными полями. По-настоящему все свои недостатки и преимущества линкорам удастся показать во время Второй мировой войны. Именно в эти годы были созданы самые совершенные типы этого морского вооружения.

После 1945 года из-за развития авиации, подводного флота и ракетного вооружения линкоры окончательно устарели и были отправлены на металлолом.

«Русская планета» рассказывает о самых крупных линейных кораблях, которые участвовали во Второй мировой войне.

«Бисмарк», Германия

Единая Германия, появившаяся во второй половине XIX века, опоздала к колониальному разделу мира, но была полна решимости это упущение исправить. Для этих целей неизбежно требовался современный большой военно-морской флот. В Германии его назвали Флотом открытого моря, намекая, что он не будет довольствоваться акваторией Северного и Балтийского морей, а нацелен на океан. Но в результате Первой мировой войны уцелевший по большей части Флот открытого моря в полном составе с экипажами был перебазирован в Великобританию. Здесь немецкие моряки, не желая отдавать корабли врагу, их затопили.

Третий рейх в 1935 году начал воссоздавать ВМФ почти с нуля. Его флагманом стал линкор «Бисмарк» - один из крупнейших когда-либо построенных кораблей. Водоизмещение этого судна при максимальном снаряжении составляло 50,9 тысячи тонн. Общая длина - 251 метр. Вооружен «Бисмарк» был восемью 380-милиметровыми орудиями и двенадцатью 150-милимитровыми пушками. На немецком флагмане службу несли 2200 офицеров и матросов.

Появление этого корабля в составе германского ВМФ и добавление к нему позже построенного по такому же плану линкора «Тирпиц» серьезно взволновало британское руководство. Поэтому, когда «Бисмарк» в составе небольшой эскадры начал участие в Битве за Атлантику, для его уничтожения был брошен едва ли не весь британский флот. В результате многодневной погони «Бисмарк» после тяжелых повреждений в безвыходной ситуации был затоплен самой командой.

Гибель капитана «Бисмарка» Эрнста Линдеманна документально не засвидетельствована. По одной версии, он погиб во время боя, по другой - остался на затапливаемом судне, не желая сдаться врагу. Из экипажа «Бисмарка» спаслось около 200 человек.

«Тирпиц» - аналог «Бисмарка» был потоплен британцами в 1944 году.

«Калифорния», США

Военно-морской флот США в период между двумя мировыми войнами стал одним из самых сильных в мире. Американские адмиралы и конструкторы учли уроки Первой мировой войны, и поэтому приступили к созданию так называемых постютландских линкоров (по названию крупнейшего морского сражения Первой мировой).

Одним из них был линкор «Калифорния», спущенный на воду в июне 1920 года. Водоизмещение линкора равнялось 40,9 тысячи тонн. Длина составляла 222 метра. Основу вооружения составляли 12 стандартных для линкоров орудий калибра 356 миллиметров. В команду входили 2220 матросов и офицеров.


Линкор «Калифорния», 1921 год. Источник: wikimedia.org

Впервые принять участие в войне «Калифорнии» довелось только через двадцать лет после введения в эксплуатацию. В декабре 1941 года база американского ВМФ на Гавайях - Перл-Харбор - подверглась воздушной атаке Японии, в ходе которой «Калифорния» получила значительные повреждения и пошла на дно. Однако уничтожить линкор полностью японцам не удалось. Корабль был поднят и отремонтирован. Это имело не только большое военное, но и символическое значение.

«Калифорния» прошла всю Вторую мировой, сыграв важную роль в сражениях в заливе Лейте и за остров Окинава. В 1947 году корабль был распилен на металлолом.

«Принц Уэльский», Великобритания

Королевский военно-морской флот Великобритании к началу Второй мировой войны оставался сильнейшим в мире. Но США, Япония и Германия все настойчивее пытались отнять у него этот статус. Это заставляло правительство Великобритании принимать неотложные меры по модернизации военно-морских сил. В частности, были построены линейные корабли нового поколения.

В их числе был линкор «Принц Уэльский», заложенный на верфи компании «Кэммел-Лэрд» (англ. Cammell Laird) в январе 1937 года. В мае 1939 года новый линкор был спущен на воду. Его длина составляла 227 метров, водоизмещение достигало 43,7 тысяч тонн. Основным вооружением были десять орудий калибра 356 миллиметров. В состав экипажа входило 1422 человека.


Линкор «Принц Уэльский», 1941 год. Источник: Imperial War Museums

«Принцу Уэльскому» довелось недолго пробыть в составе Королевского флота. В течение 1940-1941 годов он участвовал в битве за Атлантику, был ударной силой эскадры, брошенной для уничтожения немецкого линкора «Бисмарк».

Но погиб он в другой части света - у берегов Малайи. Осенью 1941 года «Принц Уэльский» был включен в состав Восточного флота и перебазировался в Тихий океан. В первые дни войны с Японией в декабре 1941 года вышел в боевой поход совместно с крейсером «Рипалс» и несколькими эсминцами для перехвата вражеского флота. Во время боя 10 декабря был торпедирован и затонул. Погибли 513 членов экипажа, включая адмирала Филипса - командующего Восточным флотом.

Гибель «Принца Уэльского» и «Рипалса» означала завоевание морского господства Японией в Южно-Китайском море накануне вторжения в Индокитай.

«Ямато», Япония

В силу островного характера территории страны флот был жизненно необходим Японии. С конца XIX века Токио прикладывал максимальные усилия по увеличению своей военно-морской мощи. После победы в Русско-японской войне в 1905 году Императорский ВМФ стал сильнейшим в регионе. Но в период между двумя мировыми войнами США удалось не только потеснить, но и превзойти по некоторым показателям японцев. Токио вступил в гонку морских вооружений, в ходе которой был создан «Ямато» - крупнейший линкор в


10 декабря 1941 года в ходе Второй Мировой войны произошел бой у Куантана - сражение, ставшее закатом эпохи линкоров. Все дело в том, что в этой битве японцы успешно расправились с одной из гордостей британского флота - линкором «Принц Уэльский», а также линейным крейсером «Рипалс». А дело было так.

После того, как японцы захватили французский Индокитай, появилась нешуточная вероятность того, что следом они нападут на Малайзию, в том числе на одну из английских «жемчужин» - грязный, заполненный отбросами общества, но расположенный в выгодном месте город-порт Сингапур.

Для защиты от возможного вторжения в Сингапур отправили британские корабли, в том числе «Принц Уэльский» и «Рипалс». 2 декабря 1941 года это соединение прибыло в Сингапур. Так как японцы и на самом деле собирались прибрать к рукам Малайзию, появление мощного линкора и корабля сопровождения стало неприятным сюрпризом.

Японский флот, задействованный в операции, имел больше кораблей, у него было 2 линкора и 4 крейсера против 1 линкора и 1 крейсера. Но корабли англичан были мощнее и быстрее. Складывались ситуация примерно как на Черном море, когда против «Гебена» и «Бреслау» приходилось выходить всему Черноморскому флоту, чтобы иметь возможность навтывкать в обратку.

Тем не менее, 8 декабря японцы начали высаживать десант в Малайзии. Командующий британской эскадрой Томас Филипс вывел свою эскадру, в которую входили линкор, линейный крейсер и четыре эсминца из порта, чтобы помешать высадке. Но на следующий день Филипс понял, что эффект внезапности утрачен и развернул корабли назад в Сингапур.

До рейда Сингапура оставалось около 8 часов хода, когда Филипс получил донесение (которое в дальнейшем оказалось ошибочным) о том, что японцы высаживаются у Куантана. Адмирал решил, что уж на этот раз он застанет японцев врасплох и надает им по полной. Но в момент поворота эскадру заметила японская подлодка.

В 2 часа ночи эскадру заметила еще одна японская подложка и отстрелялась по эскадре пятью торпедами из которых ни одна в цель не попала. Но все это было мелочи, потому что японцы подготовили авиацию. В 11:13 10 декабря незащищенная с воздуха эскадра была атакована японской авиацией. В налете участвовали 34 бомбардировщика и 51 торпедоносец.


Налет оказался сверхудачным. В «Принц Уэльский» и «Рипалс» попали несколько бомб и торпед. В результате в 12:33 затонул «Рипалс», а в 13:20 - «Принц Уэльский». Адмирал Филипс, мечтавший неожиданно атаковать японцев, и еще 840 человек экипажей погибли. У японцев было потеряно 3 самолета и 18 человек.

Особенность налета - впервые авиацией были потоплены полностью неповрежденные крупные военные корабли. После такого удара линкоры без авианосцев не использовали. Эра линейных кораблей закончилась, на море начали править бал авианосцы.

HMS Prince of Wales (ЕВК «Принц Уэльский») - британский линкор типа King George V. Стал вторым кораблём серии.

HMS Prince of Wales

Был заложен 1 января 1937 года на верфи компании «Кэммел-Лэрд» (англ. Cammell Laird) в Биркенхеде (англ. Birkenhead). Спущен на воду 3 мая 1939 года, в строй вступил 31 марта 1941 года.

Уже 22 мая 1941 года «Принс оф Уэлс» вышел в море на перехват германского линкора «Бисмарк». В состав соединения также входил линейный крейсер «Худ». Утром 24 мая, следуя за «Худом» линкор вступил в бой с немецким соединением в составе линкора «Бисмарк» и тяжёлого крейсера «Принц Ойген». После быстрой гибели «Худа» «Принс оф Уэлс» вёл бой один. В линкор попали 7 вражеских снарядов – 3 калибра 380 мм и 4 калибра 203 мм. Серьёзных повреждений британский линкор не получил, хотя один из снарядов «Бисмарка» пробил насквозь слабобронированную боевую рубку корабля и вышел не разорвавшись, но успел вывести из строя всех находившихся там. Однако из-за технических неисправностей вышли из строя сначала одно орудие носовой башни, затем вся носовая башня, сильно заливаемая водой, а затем и кормовая башня ГК. В результате линкор остался лишь с одной действующей башней ГК и его командир предпочёл отступить. В свою очередь, «Принс оф Уэлс» добился 3 попаданий 356-мм снарядами в «Бисмарк».

«Принс оф Уэлс» по прибытию в Сингапур.

Серьёзных повреждений они также не причинили, но один из снарядов пробил носовую топливную цистерну и это вынудило немцев прервать рейдерскую операцию и отступать в Брест .

«Принс оф Уэлс» был слишком новым кораблём, за что и пострадал. Однако уже в своём первом коротком бою он нанёс своему противнику ощутимые повреждения. Измотанные артиллеристы, сражавшиеся больше со своими орудиями, чем с немцами, не подозревали, что решили исход не этого сражения, а всей битвы.

Смит П. Закат владыки морей.

После ремонта в мае – июле 1941 года линкор вернулся в строй и в августе 1941 года доставил британского премьер-министра У. Черчилля на Ньюфаундленд, для встречи с президентом США Ф. Рузвельтом. Осенью 1941 года «Принс оф Уэлс» ненадолго был включён в состав соединения H, а затем вернулся в состав Флота метрополии. В дальнейшем «Принс оф Уэлс» был включён в состав Восточного флота и 25 октября отправился на Дальний Восток. 28 ноября линкор соединился в Коломбо с линейным крейсером «Рипалс». 2 декабря 1941 года оба корабля прибыли в Сингапур. Вместе с приданными эсминцами. они стали именоваться Соединением Z.


После обнаружения авиаразведкой японского войскового конвоя, адмирал Т. Филлипс принял решение перехватить японское соединение и 8 декабря 1941 года вывел свои корабли в море. Утром 10 декабря 1941 года британские корабли были атакованы японскими бомбардировщиками- торпедоносцами G3M и G4M (всего 73 машины), проведшими 6 последовательных атак на «Принс оф Уэлс» и «Рипалс». Уже в ходе второй атаки «Принс оф Уэлс» получил 2 торпедных попадания в левый борт. Почти все помещения вдоль борта оказались затоплены, корабль лишился большей части электроэнергии. В связи с этим механизированные установки универсального и зенитного калибра не могли действовать, стреляли по противнику, заходившему в последующие атаки лишь 7 одиночных установок «Эрликон» и 1 одиночная установка «Бофорс», имевшая ручной привод. В ходе четвёртой атаки линкор получил 4 попадания торпедами в правый борт. В ходе шестой атаки японцы достигли 1 попадания 250-кг бомбой. Через полтора часа после начала атаки «Принс оф Уэлс» опрокинулся и затонул. Вместе с кораблём погибло 513 членов экипажа, включая адмирала Филлипса.

С британской точки зрения, потопление «Принс оф Уэлса» и «Рипалса» имело немедленные и тяжёлые последствия. Моральное состояние защитников Малайи и Сингапура было подорвано. Судьба всех наших владений в Юго-Восточной Азии была предрешена. Редко когда ещё поражение на море имело такие далеко идущие последствия.

Роскилл. С.У. Флаг Святого Георгия. Английский флот во Второй мировой войне.

Литература

  • Балакин С. В., Дашьян А. В. и др. Линкоры Второй мировой. Ударная сила флота. - М .: Яуза, Коллекция, Эксмо, 2006.
  • Кофман В.Л. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V». - М, 1997.
  • Михайлов А.А. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1937-1939). - Самара: АНО «Истфлот», 2007.
  • Тарас А. Е. Энциклопедия броненосцев и линкоров. - М .: Харвест, АСТ, 2002.
  • All the world"s battleships. 1906 to the present. - London: Conway Maritime Press, 1996.
  • Conway’s All the World’s Fighting Ships, 1922-1946. - London: Conway Maritime Press, 1980.
  • Konstam A. British battleships 1939-1945 (2). Nelson and King Georges V classes. - Oxford: Osprey Publishing Ltd., 2009. - (New Vanguard).
  • Hore P. Battleships. - London: Lorenz Books, 2005.
  • Raven A. King George the fifth class battleships. - London: Bivouc Books Ltd, 1972. - (Ensign).
  • Sandler S. Battleships. An illustrated history of their impact. - Denver, USA: ABC-CLIO, 2004.