Бизнесу место

Бизнесу место

» » Пособие кадровику. Текущая работа

Пособие кадровику. Текущая работа

Важное место в обеспечении слаженной и стабильной работы МИД Японии занимают вопросы кадровой работы и управления персоналом дипломатической службы. Кадровая политика строит­ся на ряде принципов, за соблюдением которых внимательно сле­дит Кадровое агентство как руководящий орган в сфере государст­венной службы, а также кадровая служба в самом министерстве. Причем в Японии не считают целесообразной чрезмерную регуляцию кадровых процессов. Здесь исходят из того, что коллектив минис­терства как крупный социальный организм имеет большую потен­циальную силу к самоорганизации и способен самостоятельно ре­шать многие кадровые вопросы.

Первоочередное внимание уделяется вопросам найма на работу. Основной принцип здесь - проведение единого государственного экзамена. Его требования высоки и ориентированы на лучших вы­пускников центральных университетов - Токийского, Кэйо, То­кийского института иностранных языков и некоторых других. Кад­ровый отбор и дальнейшее продвижение по службе вновь принятых сотрудников носит меритократический характер, т.е. регулирование кадровых процессов и принятие кадровых решений основаны на учете уровня знаний, квалификации и способностей работников.

Для всех сотрудников установлена одинаковая штатная сетка должностей и оплаты труда. Однако продвигаются по ней быстрее те, кто достиг более заметных результатов в работе. Это законо­мерность прохождения государственной службы в Японии.

Поэтому методы оценки результатов труда служащих постоян­но совершенствуются. Они учитывают как количественные, так и качественные показатели. Для этого принято специальное законо­дательное положение, предусматривающее создание в министерстве специального отдела, контролирующего вопросы оценки труда дипслужащих, их поощрения, развития здоровой мотивации к высокопроизводительному труду. В настоящее время идет разработка методик работы данного отдела.

Большое значение придается вопросам кадровой ротации со­трудников, которая способствует максимальному раскрытию их творческого потенциала. Напомним, что ротация кадров - это непрерывное обновление дипломатического персонала, процедура пере­мещения дипломатических служащих по горизонтали или на новую более высокую должность с целью сохранения и приумножения профессионального опыта и основных профессионально-квалификацион­ных ценностей.

Кадровый обмен идет не только между отделами внутри ми­нистерства, но и между различными министерствами, в частности, между МИД и Управлением обороны, Министерством экономики, торговли и промышленности, Министерством финансов и т.д. В соответствии со специальным законом «О стажировках государст­венных служащих», вступившем в силу в 2000 г., МИД и неправительственные организации могут обмениваться сотрудниками для стажировки на определенный период. Это, как свидетельствует] многолетний опыт, помогает более эффективно координировать совместные межведомственные мероприятия и проекты. В этих целях в министерстве на базе отдела по связям с общественностью действует специальный «Центр по связям с неправительственными организациями (НПО)» 1 . Его задача - проводить консультирование обращающихся в МИД неправительственных организаций, де­ятельность которых касается связей с зарубежными государствами, принимать и передавать в соответствующие отделы МИД посту­пающие от НПО заявки на реализацию различных проектов, на­пример, по направлению гуманитарной помощи за рубеж, оказы­вать НПО информационное содействие.



В министерстве также существует специальный резервный «пул», образуемый в результате периодического и планового со­кращения персонала центрального аппарата. Сотрудники могут временно находиться на работе в других организациях, подчинен­ных МИД, в частности Институте международных проблем (науч­ные исследования), Японской организации международного со­трудничества (проекты оказания экономического, технического и другого содействия), Японском фонде (культурные и гуманитар­ные контакты), а затем возвращаться в министерство.

В МИД действует комплексная система повышения квалифи­кации. На базе Института повышения квалификации государст­венных служащих действуют специальные курсы (от нескольких недель до нескольких месяцев) для различных категорий сотруд­ников как в специальном японском институте повышения квали­фикации государственных служащих. По договоренности с зару­бежными партнерами Японии (США, Великобритания и др.) ра­ботники МИД Японии могут направляться на стажировку (около одного года) в институты и учебные заведения государственной службы в эти страны.



Немалую роль играют и вопросы социального обеспечения. Со­циальные выплаты сотрудникам МИД включают пособия на со­держание семьи, транспортные расходы, лечение, отпуск, едино­временные выплаты в середине и конце года. Их объемы достаточ­но серьезные, позволяющие выйти на оптимум оплаты труда дип­служащих и создать прочную основу стабильности кадрового со­става японской дипломатии. Они позволяют рассчитывать на то, что чиновники будут эффективно трудиться, не заботясь о «допол­нительных источниках существования».

Кадровое агентство ежегодно проводит сравнительные исследо­вания условий работы государственных служащих, в том числе МИД Японии, и сотрудников частных компаний. Результатом та­кого исследования, как правило, становится направляемая в пар­ламент рекомендация о повышении среднего уровня заработной платы (приведении его в соответствии с аналогичным показателем в частном секторе), которое обычно утверждается специальной ре­золюцией.

В центральном аппарате министерства принята следующая должностная сетка: сотрудник отдела - помощник заведующего отделом - заместитель заведующего отделом - зав. отделом - за­меститель директора департамента - генеральный директор депар­тамента - заместитель министра - первый заместитель мини­стра - министр. Это и есть лестница карьерного продвижения дипломатического служащего.

В загранучреждениях МИД действует общепринятая система должностей: посол, советник-посланник, советник, первый секре­тарь, второй секретарь, третий секретарь, атташе.

Не только в Москве, но и в регионах, и в Свердловской области

Речь идет об известном бывшем работнике Администрации Президента Российской Федерации, а сейчас первом заместителе руководителя ФМС России, получающем каждые полгода по одной генеральской звездочке, генерал-полковнике Каланде Владимире Александровиче.

Каланда определил службы в МВД, которые можно поставить на постоянные, так называемые «прибыльные», денежные отчисления в центр: ГАИ, УВО, ФМС и т.д. В каждой из служб на областном уровне расставлялись свои люди на протяжении нескольких лет.

Вместе с ним в группе учился Демин Ю.А., который по прошествии времени стал работать зам. начальника ГАИ УВД г. Екатеринбурга. За получение взяток был арестован прокуратурой и находился под следствием в следственном изоляторе 6 месяцев. Здесь вмешался всемогущий Каланда В.А. и дал указания прекратить уголовное дело, и освободить Демина из следственного изолятора. После освобождения, через вмешательство Каланды, Демин восстанавливается через суд в должности, а потом получает назначение начальника ГАИ г. Екатеринбурга. Все сотрудники были крайне удивлены, но дело пошло выше. Демина назначают начальником ГАИ Свердловской области. Губернатор Россель Э.Э. не дает согласия в течение года на его назначение, учитывая, что к нему и в Прокуратуру постоянно поступают жалобы на Демина. По имеющимся фактам, Прокуратурой на Демина возбуждается уголовное дело за рукоприкладство. Но вскоре это уголовное дело также прекращается по указанию Каланды. Учитывая, что Каланда выходит на начальника ГАИ МВД с просьбой назначить Демина начальником ГАИ области, Россель Э.Э. по просьбе руководства МВД дает согласие на утверждение Демина в должности, вопреки отрицательному отношению начальника ГУВД Воротникова.

В конце 2007 года назначен новый начальник ГУВД области генерал Никитин, который ранее работал в службе собственной безопасности МВД России. Изучив все жалобы на Демина, он принимает решение о проверке деятельности ГАИ, пригласив из МВД России сотрудников собственной безопасности. Вопрос стоит об освобождении Демина от занимаемой должности, но здесь Каланда проводит необходимую беседу с Никитиным в г. Москве, и Демин остается на должности.

В 2006 году на базе паспортно-визовой службы создается ФМС. Руководство ФМС с согласия МВД предложило план так называемой реорганизации паспортно-визовой службы. За фасадом мероприятий, направленных на улучшение работы данной службы, была проведена «чистка» руководящего состава областных подразделений. Примерно 70% руководителей, не пожелавших «лечь» под Ромадановского и Каланду, были под различными предлогами выдавлены с занимаемых должностей.

В результате такой ротации были поставлены лояльные руководители, хорошо вписываемые в систему денежных потоков, идущих в Москву.

Не смотря на то, что на имя Министра Внутренних дел России было направлено ходатайство о назначении на должность начальника ФМС по Свердловской области бывшего начальника паспортно-визовой службы Исакова В.А., а ходатайство было подписано Губернатором, Председателем Правительства области, Каланда вызывает в г. Москву Семочкина Игоря Альбертовича, своего одногруппника по Свердловскому юридическому институту, и назначает его на должность начальника Управления Федеральной миграционной службы по Свердловской области. Заметим, что это очень зависимый от Каланды коллега во всех отношениях, а потому преданный и надежный, а также способный обеспечить регулярный, нигде не зарегистрированный поток так называемого «черного нала». Почти сразу он был введен в члены коллегии Миграционной службы РФ. А это много значит: неприкосновенность, в определенном смысле слова, доверие высших покровителей, значимость в регионе и т.д. и т.п., а также неплохой денежный поток из курируемого региона.

Заместителем Семочкина И.А. был назначен Кашицин Сергей Серафимович, он же начальник отдела виз и регистраций ФМС по Свердловской области.

Но сами по себе эти два должностных лица не совсем, видимо, внушали доверие, необходим был контроль над их деятельностью. А такой человек в Свердловской области имеется. Имя ему - Брызгалов Андрей Николаевич, бывший сотрудник Управления КГБ СССР по Свердловской области, уволился, примерно, в 1992 году. Работал оперуполномоченным 2 отдела (контрразведка), обслуживал туристические фирмы. Поговаривают, что в период службы брал в долг деньги у руководителей этих фирм, часть которых не возвратил.

Примерно с 1986 года по 1988 год Каланда работал в Свердловском Управлении КГБ СССР, в 3-м отделе (оперативное обслуживание работников внутренних дел).

Уволился Брызгалов в чине капитана. Уволился из «конторы» чисто по меркантильным соображениям. Ныне Брызгалов Андрей Николаевич является директором УИЦ «ИнформВЭС» (Уральский информационный центр «ИнформВЭС»).

Вскоре, Каланда поступил на учебу в Вышку (ныне академия ФСБ), а далее сделал головокружительную карьеру, используя свои невероятные способности залезать в нужное место без мыла и умея ловить рыбку в мутной воде. Вот и стал генерал-полковником.

Во время реорганизации паспортно-визовой службы Брызгалов А.Н. провел очень убедительные разъяснительные беседы с выведенными за штат начальниками отделов и предложил им назначение на должности только в том случае, если они будут выполнять его поручения по выдаче загранпаспортов российским гражданам и разрешений на временное проживание иностранных граждан.

В итоге назначенными на должности оказались только те, кто согласился с ним сотрудничать. Вот так и получили свои должности все высшие руководители миграционной службы по Свердловской области.

В это же время Брызгалов, будучи внештатным сотрудником Управления ФСБ по Свердловской области, посетил всех руководителей крупнейших предприятий г. Екатеринбурга (например: рыночный комплекс «Таганский ряд»), где работают иностранные граждане, и в ультимативной форме потребовал работать по регистрации, выдаче разрешений на трудовую деятельность иностранным гражданам только тех фирм, на которые он укажет. В случае отказа обещал этим руководителям крупные неприятности.

Провел работу он и с руководителями общежитий, где проживают иностранные граждане. Используя удостоверение внештатного сотрудника ФСБ, представлялся действующим сотрудником Управления ФСБ по Свердловской области и предлагал защиту от любых неприятностей, фактически предлагал так называемую «крышу» (С января 2007 года, по приказу Директора ФСБ, удостоверения внештатников должны были быть изъяты у всех внештатных сотрудников. Эта мера продиктована огромным количеством злоупотреблений со стороны лиц, имеющих подобные удостоверения. Было ли изъято удостоверение у Брызгалова - не известно). Колеблющимся соглашаться с его предложением Брызгалов угрожал различными неприятностями, в том числе и тем, что они будут доставлены в Управления ФСБ по Свердловской области, где с ними будет проведена работа с соответствующим пристрастием.

Эта работа была проведена по договоренности с начальником отдела контрразведывательных операций УФСБ по Свердловской области Сыманюком В. и его заместителем Новосельцевым Р.

В Управление ФМС Брызгалов ходит как на работу, занимает кабинет у Сёмочкина И.А. или Кашицина С. С. и отдаёт им указания, что и как делать, кого пропустить вперёд, кого придержать, от кого вовсе не принимать документы на оформление. Решает и кадровые вопросы: кого на какую должность назначить, либо перевести на другой участок. Дает указания рядовым сотрудникам ФМС. Вообще является фактическим руководителем УФМС по Свердловской области. Кашицин С.С. работает только по указаниям Брызгалова. По требованию Брызгалова некоторые материалы рассматриваются без соответствующего оформления требуемых законом документов, в ускоренном порядке.

Таким образом, организовано «предприятие» по выдаче разрешений на временное проживание, трудовую деятельность иностранным гражданам и оформлению загранпаспортов российским гражданам.

Расценки следующие:

От 100 тысяч рублей за получение разрешения на временное проживание иностранному гражданину;
- 4 000 руб. для получения загранпаспорта, через 3 недели после сдачи документов на получение загранпаспорта;
- от 15 000 руб. срочно, в течение нескольких дней стоит в зависимости от сложности (судимость, допуск к государственной тайне и др.).
- 18 тыс. руб. изготовление загранпаспорта за 2 дня.
- были предложения (в зависимости от ситуации и платежеспособности клиента) стоимостью 40 тыс. рублей.

Третий друг Каланды, Бердников Ю.В. был начальником ГОВД г. Асбест. В то время раскрываемость была в этом городе не высокая. А среди личного состава были такие чрезвычайные происшествия, что вся область была шокирована. Так заместитель Бердникова по кадровой работе, будучи пьяным взял табельное оружие в райотделе и расстрелял дежурный наряд, один сотрудник был убит. Заместителя посадили.

Второй случай: сотрудник горотдела, которого Бердников принимал на службу и назначал на должность, длительное время продавал пистолеты «Макарова» преступникам. Всего было обнаружено ревизией продажа 40 пистолетов. Сотрудника осудили и посадили.

Все думали, что Бердникова как минимум уволят из органов, но помощь оказал Каланда, и Бердников стал заместителем начальника Главного управления внутренних дел по Свердловской области, а сейчас уже и генерал-майор. Кстати, его жена работает в Управлении ФМС по Свердловской области.

4 апреля 2008 года сотрудниками УСБ ГУВД по Свердловской области на квартире у сотрудницы ФМС по Свердловской области Радостевой при проведении оперативных мероприятий были изъяты заполненные и чистые бланки разрешений на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами. Эти разрешения выдавались за денежное вознаграждение.

9 апреля 2008 года руководитель УФМС по Свердловской области Семочкин И.А. дал средствам массовой информации разъяснение по этому поводу. «Действительно, руководству УФМС России по Свердловской области поступило несколько анонимных звонков с жалобами на то, что сотрудники отдела трудовой миграции якобы выдают иностранцам разрешения на осуществление трудовой деятельности за деньги.

Реагируя на эту информацию, мы обратились в ФСБ и Управление собственной безопасности областного ГУВД, потому что в обязанности инспекции по личному составу Управления ФМС не входит проведение оперативных и розыскных мероприятий. Сейчас идет расследование. По факту проведения данных мероприятий Управлением Федеральной миграционной службы было направлено спецсообщение в Москву.

Анонимные звонки поступали в разное время и назывались разные фамилии сотрудников отдела, но, пока дело не рассматривалось в суде, некорректно называть конкретного человека. Тем более что такие жалобы могут просто оказаться личной местью. Девушка продолжает работать на своем месте, официальное обвинение ей не предъявлено», - сообщает г-н Семочкин.

Вообще-то Радостева готовила эти разрешения по указанию некоего Луканина, действующего по указанию Брызгалова, а Семочкин находится под полным контролем того же Брызгалова и знает об этой схеме продажи разрешений на трудовую деятельность. Но все-таки попались. Чтобы прикрыть такой прокол вот и приходится говорить о мести, о мифических обрашениях в ФСБ и ГУСБ, а также готовить опровержение о задержании своего доверенного сотрудника с помощью журналистов из газеты «Уральский рабочий». Включены мощные рычаги спасения попавшегося инспектора. Поэтому Прокуратура никак не может правильно квалифицировать данное деяние Радостевой. А раз нет квалификации, нет и преступления.

Вся деятельность этой «группы товарищей» известна в правоохранительных органах Свердловской области. Информация об их деятельности была направлена в Администрацию Президента Собянину, Директору ФСБ Патрушеву, в рабочую группу по борьбе с коррупцией Иванову, Министру МВД Нургалиеву, в ФМС России начальнику Управления внешней трудовой миграции Федеральной миграционной службы Сельцовскому П.А.

Никаких действенных мер не принимается. Да и как можно принимать меры в отношении самого себя. Такая схема действует в Свердловской области. Аналогичные схемы используются и в других регионах. А Президенты, что старый, что вновь избранный говорят о какой-то борьбе с коррупцией. К сожалению, стараниями этих фигурантов коррупция ими возведена в неотъемлемую часть государственной власти.

Можем предположить, что сидят они и похохатывают над Президентами, так сурово и серьезно борющихся с коррупцией. Сидят и за рюмкой «чая» празднуют очередную свою «победу» по назначению «своего» и очень удобного для себя лица на высшую государственную должность Президента Российской Федерации.

Очень часто крупные компании могут понять в чем такая причина текучести кадров. Ведь уровень заработной платы средний по региону, да и костяк сотрудников очень сильный по своему профессионализму и человеческим качествам. Однако, сотрудники все равно уходят. Причиной этому может быть неэффективная http://www.toptalentagency.com.ua или же ее отсутствие.

Критерии оценки деятельности сотрудников и руководителя TopTalentagency

Существуют определенные критерии, которые позволяют оценить деятельность руководителя предприятия и всего персонала. Для получения достоверной и актуальной информации понадобится четкое соблюдение всех критериев. Стоит заметить, что показатели могут применятся как для всех сотрудников, так и для конкретных должностей. Естественно, что особенности деятельности руководителя кардинальным образом отличается от требований, которые предъявляются к рядовому работнику. Именно поэтому не существует универсальных критериев. Можно их распределить по группам: деловые, профессиональные, морально – психологические и специфические. Для оценки результативности деятельности используют анкетирование, шкалу поведенческих установок, описательные методы, оценки по заданному выбору и решающей ситуации. Для облегчения задачи поиска и подбора нужных кадров существуют специализированные компании, такие как TopTalentagency. Данное агентство было основано три года назад и за это время успело уже закрыть более 500 вакансий. Необходимо заметить, что они принадлежали как к внутренним, так и международным проектам.

Эксперт в отдельном сегменте рынка

За каждым специалистом агентства закреплен отдельный сегмент рынка, в котором он владеет определенным опытом и практическими навыками. Таким образом, рекрутер понимает все особенности вверенного ему рынка и учитывает их в своей работе. Данная стратегия обусловила создание собственной базы кандидатов для проектов. Кроме этого, TopTalentagency дополнительно привлекает консультантов, если речь идет об узкой специализации. Происходит это на условиях аутсорсинга. Это обеспечивает качественный результат.

Специалисты агентства в своей деятельности применяют международный опыт и инновационные инструменты при первичной оценке кандидатов на должность. Стоит заметить, что эксперты TopTalentagency являются профессионалами своего дела и нацелены исключительно на самый эффективный результат.

японо-советских и японо-российских отношений в послевоенный период 1945-1995 гг. М., 1995.

ПРИЛОЖЕНИЯ

№ 1. Об основах государственной службы Российской Федерации. Федеральный закон от 5 июля 1995 г. № 119-ФЗ

№ 2. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885

№ 3. Об утверждении положения О Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 271

№ 4. Структура Министерства иностранных дел Российской Федерации

№ 5. Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы. Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. № 981

№ 6. О внесении дополнений в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. № 32, и об утверждении перечня государственных должностей федеральной государственной службы категории «в» в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 1996 г. № 1748

№ 7. О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. № 375

№ 8. Положение о Посольстве Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 1996 г. № 1497

№ 9. Об утверждении Положения о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве. Указ Президента Российской Федерации от 7 сентября 1999 г. № 1180

№ 10. Об утверждении Положения о консульском учреждении Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 1330

№ 11. Об утверждении Положения о Постоянном представительстве Российской

Федерации при международной организации. Указ Президента Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. № 1316

№ 12. О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за дипломатический ранг. Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. № 1371

№ 13. «Несмотря ни на какие проблемы и потери, потенциал нашей страны остается огромным». Выступление В.В.Путина на Совещании послов и постоянных представителей в МИД России 12 июля 2002 г.

№ 14. О некоторых вопросах регулирования условий труда работников, направляемых на работу в представительства Российской Федерации за границей. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1994 г. № 1337

№ 15. Вопросы финансового и материального положения Министерства иностранных дел Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1995 г. № 1029

№ 16. Правила внутреннего трудового распорядка для работников центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации. Утверждены приказом по МИД России от 5 января 1996 г. № 76 А

№ 17. Положение о Департаменте кадров Министерства иностранных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 13 августа 1996 г. № 6369

№ 18. Структура Департамента кадров МИД России

№ 19. Положение о Департаменте консульской службы Министерства иностранных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 14 августа 1996 г. № 6430

№ 20. Положение о Правовом департаменте Министерства иностранных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 13 марта 1998 г. № 2053

№ 21. Положение о Представительстве Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 4 ноября 1996 г. № 9304

№ 22. Положение о порядке приема в МИД России выпускников высших учебных заведений, впервые поступающих на государственную службу. Утверждено приказом по МИД России от 14 марта 2001 г. № 2467

№ 23. Порядок представления руководящих дипломатических работников загранучреждений и центрального аппарата МИД России и его представительств на территории Российской Федерации к присвоению дипломатических рангов Чрезвычайного и Полномочного Посла и Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1 и 2 класса. Утверждено приказом по МИД России от 11 февраля 1999 г. № 1294

№ 24. Положение о ротации дипломатических кадров. Утверждено приказом по МИД России от 6 июля 1994 г. № 3521

№ 25. Положение о кадровом резерве МИД России. Утверждено приказом по МИД России от 4 августа 1998 г. № 9140

№ 26. Об усилении трудовой дисциплины в коллективах загранучреждений МИД. Приказ по Министерству иностранных дел Российской Федерации от 16 мая 1997 г. № 4703

№ 27. Положение о работе с ветеранами дипломатической службы в Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 1 декабря 1999 г. № 14329

05.04.2016 05:03

Можно ли уволить руководителя во время отпуска по уходу за ребенком? Нужно ли оплачивать больничный во время учебы сотрудника? Как правильно оформить гендира? Как исправить ошибку в больничном листе? Эксперты СКБ Контур анализируют самые сложные кейсы из ежедневной работы кадровиков и дают обоснованные рекомендации.

1. Можно ли уволить руководителя во время отпуска по уходу за ребенком?

Руководитель, у которого закончился срок полномочий, находится в отпуске по уходу за ребенком. Можно ли его уволить?

Отвечает эксперт Ольга Кубах :

Увольнение руководителя в таком случае допустимо и не будет нарушением Трудового кодекса РФ, так как причина расторжения трудовых отношений - окончание срока трудового договора, а не инициатива работодателя (ч. 6 ст. 81 ТК РФ). Более того, работодатель должен уволить сотрудника, если не планирует продолжать с ним трудовые отношения в дальнейшем.

Если не уволить руководителя в момент окончания срока действия договора, принцип срочности договора утратит силу (ч. 4 ст. 58 ТК РФ). В таком случае договор будет считаться заключенным на неопределенный срок.

2. Как рассчитать суточные расходы, если командировка выпадает на выходные?

Командировка у сотрудника начинается с воскресенья и продолжится две недели. Как рассчитать суточные расходы без ошибок? Зависит ли расчет от выходных и рабочих дней?

Отвечает эксперт Сергей Токарский :

Нормативные документы для расчета командировочных - Налоговый кодекс (ст. 217) и Трудовой кодекс (ст. 166, 167 и 168). Максимальный размер суточных в 2016 году внутри России составляет 700 руб., за границу - 2500 руб.

В данном случае суточные необходимо выплатить начиная с воскресенья по день возвращения сотрудника из командировки.

Суточные выплачиваются за каждый день пребывания в командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни, дни пребывания в дороге (в том числе и вынужденные задержки в пути). Работодатель самостоятельно рассчитывает размер суточных с учетом объема, сложности и других нюансов служебного задания. В длительность командировки также включается время пребывания сотрудника в пути с учетом вида транспорта.

Начало командировки - дата отправления поезда, самолета, и т.д., окончание - дата прибытия транспортного средства к месту постоянной работы. Если время отправления транспортного средства до 24 часов, днем отбытия считаются текущие сутки, после 24 часов - следующие сутки. Аналогично определяется дата прибытия сотрудника к месту постоянной работы.

Оплата дней командировок по среднему при расчете зарплаты за месяц производится согласно табелю рабочего времени, положению предприятия. При отсутствии подтверждения факта работы сотрудника в выходные дни на командируемом предприятии (отдельного табеля рабочего времени, например) выходные дни по среднему не оплачиваются. Если сотрудник вынужден выезжать в выходной день, и предприятие не возражает оплатить, то об этом следует указать в приказе на командировку.

3. Нужно ли оплачивать больничный во время учебы сотрудника?

Компания заключила с работником ученический договор с отрывом от производства, но во время обучения он заболел. Должны ли в этом случае оплачиваться одновременно и больничный, и стипендия за этот период?

В этом случае организация обязана оплатить только больничный лист. Отправленный на обучение сотрудник является работником организации, следовательно, он застрахован на случай временной нетрудоспособности (ст. 183 ТК РФ). Компания не должна выплачивать стипендию, так как она начисляется только в период обучения (ст. 201 ТК РФ).

4. Как поступить с сотрудницей, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет?

Сотрудница, работающая в госорганизации, с 20 ноября 2015 года находится в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет (за внуком) и работает сокращенную рабочую неделю. Каждый месяц она пишет заявление на составление индивидуального графика на месяц.

1 марта 2016 года заявление написано не было, поскольку сотрудница планировала уйти в отпуск по уходу полностью, чтобы не работать, работодатель дал устное согласие на это. 2 марта 2016 года она попросила день очередного отпуска, с 3 марта 2016 года у нее больничный лист.

Может ли сотрудница, находясь на больничном листе, написать уведомление, что она с первого дня выхода с больничного просит уйти в отпуск по уходу за ребенком? Возможно ли это сделать по почте с уведомлением? Как правильно писать такое заявление? Нужно ли прилагать какие-то документы? Работодатель 3 марта 2016 года объявил сотруднице выговор и хочет ее уволить.

Отвечает эксперт справочно-правового сервиса Норматив Наталия Мамыкина:

В ст. 193 ТК РФ говорится о том, что за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Сотрудница не вышла на работу 1 марта, 2 марта она взяла день в счет отпуска, а 3 марта - заболела. Прогул 1 марта - один дисциплинарный поступок, а вы применили к нему два дисциплинарных взыскания, что уже является нарушением, при этом хотите применить третье взыскание.

Если сотрудница уже находится в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет и предоставила все документы, писать повторное заявление на отпуск не нужно. Но нужен ее отказ от работы на условиях неполного рабочего времени. Заявление может быть отправлено почтой.

5. Как оформить генерального директора?

Директор оформлен по ООО и включен в штатное расписание. Он является единственным учредителем. Издан приказ о назначении директора. Он оформлен с 29 июня 2015 года и по сегодняшний день отчисляются налоги в бюджет.

Штатное расписание и приказ о назначении директора предоставлялся в ФНС, по их запросу о предоставлении информации относительно НД по НДС.

Минтруда в своем Письме от 28.12.2006 № 2262-6-1 говорит, что по отношению к генеральному директору, который является единственным учредителем (участником, акционером) организации, отсутствует работодатель, а подписание договора одним и тем же лицом от имени сотрудника и от имени работодателя не допускается. Является ли такая ошибка грубой?

Отвечает эксперт справочно-правового сервиса Норматив Светлана Пятовол:

Это не является ошибкой. Если единственный участник общества -руководитель, выполняющий обязанности по руководству обществом, вознаграждение за свою работу он может получать только на основании трудового договора. Поэтому с директором надо заключить трудовой договор.

Вообще имеется много противоречивой информации по вопросу заключения трудового договора с директором, который является единственным учредителем организации. Письмо Минздравсоцразвития России от 18.08.2009 № 22-2-3199: единственный участник общества, возлагая на себя своим решением функции единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора, президента и т.д.), осуществляет управленческую деятельность без заключения какого-либо договора, в том числе и трудового. Такой вывод обосновывается тем, что согласно ст. 273 Трудового кодекса РФ положения гл. 43 «Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации» ТК РФ распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества.

В своем Письме от 06.03.2013 № 177-6-1 Роструд делает вывод, что в данном случае трудовой договор не заключается. Выводы делаются на основании толкования ст. 273 ТК РФ. Основой указанной нормы является невозможность заключения договора с самим собой, поскольку подписание трудового договора одним и тем же лицом от имени работника и от имени работодателя не допускается. Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, то есть двусторонний акт. При отсутствии одной из сторон трудового договора он не может быть заключен. Это дает основание Роструду делать вывод, что на отношения единственного участника общества с учрежденным им обществом трудовое законодательство не распространяется. Единственный участник общества должен своим решением возложить на себя функции руководителя, а управленческая деятельность в этом случае должна осуществляться без заключения какого-либо договора, в том числе трудового.

Письмо Минфина России от 17.10.2014 № 03-11-11/52558 говорит, что поскольку трудовой договор предполагает наличие двух сторон - работника и работодателя, при отсутствии одной стороны - работодателя его заключить нельзя. Руководитель организации, являющийся ее единственным учредителем и членом организации, не может сам себе начислять и выплачивать заработную плату. Поэтому выплаты в пользу руководителя не могут учитываться в составе расходов при определении объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу и не образуют объекта обложения страховыми взносами во внебюджетные фонды.

6. Нужно ли расторгать трудовой договор с иностранцем?

У сотрудника-иностранца истек срок разрешения на работу в РФ, однако он уже обратился в ФМС за новым. Нужно ли расторгать трудовой договор с ним?

Отвечает эксперт Ольга Кубах:

Как отмечается в ч. 1 ст. 77 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Одним из таких обстоятельств считается истечение срока действия специального права - разрешения на работу в России (п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ). Аналогично высказывается в своем письме Роструд (письмо от 23.10.2013 № ПГ/9509-6-1).

Не стоит забывать о том, что законодательством не установлена обязанность заключать договор с иностранцем только на срок действия разрешения на работу. Изначально трудовой договор может быть заключен на неопределенное время. Но сотрудник-иностранец может заниматься трудовой деятельностью в России только при наличии разрешения. Поэтому по истечении срока его действия организация должна расторгнуть с ним трудовой договор. Отстранение от работы до оформления нового разрешения в данном случае невозможно.

Основанием для отстранения может быть только временное приостановление специального права (на срок до двух месяцев), а не его аннулирование. Это следует из положений абз. 6 ч. 1 ст. 76 ТК РФ. Однако временное приостановление разрешений на работу в России не предусмотрено п. 11 ст. 18 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ. ФМС России может только аннулировать такие разрешения.

7. Как исправить ошибку в больничном листе?

В больничном листе допущена ошибка - неправильно вписан страховой стаж. Что делать?

Отвечает эксперт справочно-правового сервиса Норматив Светлана Романова:

Ошибочную запись нужно аккуратно зачеркнуть, внести правильную запись взамен ошибочной на оборотную сторону бланка больничного, подтвердив записью «исправленному верить», подписью и печатью работодателя (п. 65 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н). Если работодатель - физлицо, то печать проставляется, если она имеется. Недопустимо исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.

8. Имеет ли право работник, длительное время находящийся на больничном, на отпуск?

Работник принят на работу в августе, но через два месяца заболел и находился до конца ноября на больничном. В конце ноября он перенес операцию. До середины февраля у него больничный лист. С больничного работник выписан на легкий труд. Имеет ли он право на очередной отпуск?

Отвечает эксперт справочно-правового сервиса Норматив Алла Грешкина:

В ст. 121 ТК РФ говорится, что в стаж работы, который дает право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, входит: время фактической работы; время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность), в том числе время ежегодного оплачиваемого отпуска, нерабочие праздничные дни, выходные дни и другие дни отдыха.

Время нахождения работника на больничном - период, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы.

В данном случае работник имеет право на предоставление очередного оплачиваемого отпуска - с февраля, спустя шесть месяцев после трудоустройства.

9. Как подсчитать годовую норму часов при вахтовом методе и 12-ти часовой смене?

При вахтовом методе продолжительность рабочей смены составляет 12 часов. Отпуск в 2016 году запланировал по графику - с 18 сентября по 17 октября (40 календарных дней). Годовая норма при суммированном учете - 1974 часа. Сколько часов, приходящихся на дни отпуска сотрудника, нужно отнять от годовой нормы часов, чтобы определить годовую норму часов сотрудника в 2016 году?

Эксперт справочно-правового сервиса Норматив Алла Грешкина:

При вахтовом методе работы и суммированном учете рабочего времени время, исключаемое из годовой нормы часов в связи с отпуском, определяется как количество часов отсутствия, приходящихся на рабочее время в соответствии с графиком сменности работника (Письмо Роструда РФ от 01.03.2010 № 550-6-1).

Определите количество смен, приходящихся на отпуск (так, если бы работник не пошел в отпуск), и умножьте на продолжительность одной смены.

10. Какую статью указать в трудовой в связи с уходом работника на пенсию?

Отвечает эксперт Ольга Кубах:

Достижение пенсионного возраста не является основанием для расторжения трудовых отношений с работником. Если он вышел на пенсию, но продолжает работать, к нему в случае увольнения применяются общие основания, указанные в ст. 77 ТК РФ. Одно из них - собственное желание сотрудника. В этом случае в трудовую, независимо от того, находится он на пенсии или нет, необходимо внести следующую запись: «Уволен по собственному желанию, пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации».

Согласно части 1 ст. 80 ТК РФ, о желании уволиться работник должен предупредить работодателя письменно, за две недели. Однако в части 3 этой же статьи содержится оговорка: если расторжение трудовых отношений между работодателем и работником связано с выходом последнего на пенсию, то работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника, то есть не требовать соблюдения двухнедельного срока. Следовательно, в трудовой запись будет такой: «Уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию, пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации».

Копирование и любая переработка материалов с сайта сайт запрещены