Бизнесу место

Бизнесу место

» » Лекарства нового типа будут целенаправленно воздействовать только на больные клетки, без побочных эффектов. Социально-психологические методы управления Гигиена рук предотвратит ваше заражение

Лекарства нового типа будут целенаправленно воздействовать только на больные клетки, без побочных эффектов. Социально-психологические методы управления Гигиена рук предотвратит ваше заражение

Эпигенетика – направление генетики, сравнительно недавно оформившееся в самостоятельную область исследований. Но уже сегодня этамолодая динамичная наука предлагает революционный взгляд на молекулярные механизмы развития живых систем .

Одна из наиболее дерзких и вдохновляющих эпигенетических гипотез о том, что активность многих генов подвержена влиянию извне, сейчас находит подтверждение во множестве экспериментов на модельных животных. Исследователи осторожно комментируют их результаты, но не исключают, что и Homo sapiens не в полной мере зависит от наследственности, а значит может на нее целенаправленно воздействовать.

В перспективе, если ученые окажутся правы и им удастся подобрать ключи к механизмам управления генами, человеку станут подвластны физические процессы, происходящие в организме. В их числе вполне может оказаться и старение.

На рис. механизм РНК- интерференции.

Молекулы дцРНК могут представлять собой РНК-шпильку или две спаренные комплементарные друг другу цепи РНК.
Длинные молекулы дцРНК нарезаются (процессируются) в клетке на короткие ферментом Dicer : один из его доменов специфически связывает конец молекулы дцРНК (отмечен звездочкой), при этом другой — производит разрывы (отмечены белыми стрелками) в обеих цепях дцРНК.

В результате образуется двунитевая РНК длиной 20-25 нуклеотидов (siРНК), а Dicer переходит к следующему циклу разрезания дцРНК, связываясь с ее новообразованным концом.


Эти siРНК могут включаться в состав комплекса, содержащего белок Argonaute (AGO) . Одна из цепей siРНК в комплексе с белком AGO находит в клетке комплементарные ей молекулы матричной РНК (мРНК). AGO разрезает молекулы мРНК-мишени, в результате чего мРНК деградирует, или останавливает трансляцию мРНК на рибосоме. Короткие РНК могут также подавлять транскрипцию (синтез РНК) гомологичного им по нуклеотидной последовательности гена в ядре.
(рисунок, схема и комментарий / журнал «Природа» №1, 2007 г.)

Возможны и другие, пока не известные, механизмы.
Разница между эпигенетическими и генетическими механизмами наследования в их стабильности, воспроизводимости эффектов. Генетически обусловленные признаки могут воспроизводиться неограниченно долго, пока в соответствующем гене не возникает определенное изменение (мутация).
Индуцированные определенными стимулами эпигенетические изменения обычно воспроизводятся в ряду клеточных поколений в пределах жизни одного организма. Когда они передаются в следующие генерации, то могут воспроизводиться не более 3-4 поколений, а потом, если индуцировавший их стимул исчезает, постепенно сходят на нет.

А как это выглядит на молекулярном уровне? Эпигенетические маркеры , как принято называть эти химические комплексы, находятся не в нуклеотидах, образующих структурную последовательность молекулы ДНК, а на них и непосредственно улавливают определенные сигналы?

Совершенно верно. Эпигенетические маркеры действительно находятся не В нуклеотидах а НА них (метилирование) либо ВНЕ их (ацетилирование гистонов хроматина, микроРНК).
То, что происходит при передаче этих маркеров в следующие поколения, лучше всего объяснить, используя в качестве аналогии новогоднюю елку. Переходящие из поколения в поколение «игрушки» (эпигенетические маркеры) полностью снимаются с нее в процессе формирования бластоциста (8-клеточного зародыша), а потом, в процессе имплантации «надеваются» на те же места, где находились раньше. Это было известно уже давно. А вот то, что стало известно недавно, и что полностью перевернуло наши представления в биологии, имеет отношение к эпигенетическим модификациям, приобретенным на протяжении жизни данного организма.

Например, если у организма под влиянием определенного воздействия (теплового шока, голодания и т.д.), происходит устойчивая индукция эпигенетических изменений («покупка новой игрушки»). Как предполагалось раньше, подобные эпигенетические маркеры бесследно стираются при оплодотворении и образовании зародыша и, таким образом, не передаются потомкам. Оказалось, что это не так. В большом количестве работ последних лет эпигенетические изменения, индуцированные средовыми стрессами у представителей одного поколения, обнаруживались у представителей 3-4 последующих поколений. Это свидетельствует о возможности наследования приобретенных признаков, что до последнего времени считалось абсолютно невозможным.

Каковы важнейшие факторы, вызывающие эпигенетические изменения?

Это все факторы, действующие на протяжении чувствительных (сенситивных) этапов развития. У человека это весь период внутриутробного развития и первые три месяца после рождения. К важнейшим можно отнести питание, вирусные инфекции, курение матери во время беременности, недостаточная наработка витамина D (при инсоляции), материнский стресс.
То есть, они увеличивают адаптацию организма к изменяющимся условиям. А какие «мессенджеры» существуют между факторами окружающей среды и эпигенетическими процессами – пока никому не известно.

Но, кроме того, есть данные, говорящие о том, что наиболее «сенситивный» период, во время которого возможны основные эпигенетические модификации – периконцептуальный (первые два месяца после зачатия). Возможно, действенными могут оказаться попытки направленного вмешательства в эпигенетические процессы даже до зачатия, то есть на половые клетки еще до образования зиготы. Однако эпигеном остается достаточно пластичным и после окончания этапа эмбрионального развития, некоторые исследователи пытаются его корректировать и у взрослых людей.

Например, Мин Джу Фан (Ming Zhu Fang ) и ее коллеги из Университета Рутгерса в Нью-Джерси (США) обнаружили, что у взрослых людей при помощи определенного компонента зеленого чая (антиоксидант — эпигаллокатехингаллат (EGCG)) можно за счет деметилирования ДНК активизировать гены-супрессоры (подавители) опухолевого роста.

Сейчас в США и в Германии в стадии разработки уже находятся около десятка препаратов, в основу создания которых легли результаты недавних исследований эпигенетиков в диагностике раковых заболеваний.
А какие вопросы в эпигенетике сейчас являются ключевыми? Как их решение может продвинуть изучение механизмов (процесса) старения?

Я считаю, что процесс старения по своей сути является эпигенетическим (« как этап онтогенеза»). Исследования в этой области начались только в последние годы, но, если они увенчаются успехом, возможно, человечество получит новое мощное средство для борьбы с болезнями и продления жизни.
Ключевыми сейчас являются вопросы эпигенетической природы заболеваний (например, рака) и разработка новых подходов к их предупреждению и лечению.
Если удастся изучить молекулярные эпигенетические механизмы возрастных заболеваний, можно будет успешно противодействовать их развитию.

Ведь, например, рабочая пчела живет 6 недель, а пчеломатка – 6 лет.
При полной генетической идентичности они различаются только тем, что будущую пчеломатку во время развития кормят маточным молочком на несколько дней больше, чем обычную рабочую пчелу.

В результате у представителей этих пчелиных каст формируются несколько отличные эпигенотипы. И, несмотря на внешнее и биохимическое подобие, длительность их жизни различается в 50 раз!

В процессе исследований в 60-е годы было показано, что уменьшается с возрастом. Но удалось ли ученым продвинуться в ответе на вопрос: почему это происходит?

Есть масса работ, свидетельствующих о том, что особенности и темп старения зависят от условий раннего онтогенеза. Большинство связывает это именно с корригировкой эпигенетических процессов.

Метилирование ДНК действительно уменьшается с возрастом, почему это происходит – пока не известно. Одна из версий – что это следствие адаптации, попытка организма приспособиться как к внешним стрессам, так и ко внутреннему «сверхстрессу» — старению.

Возможно, что «включающиеся» при возрастном деметилировании ДНК – дополнительный адаптивный ресурс, одно из проявлений процесса витаукта (как его назвал выдающийся геронтолог Владимир Вениаминович Фролькис) — физиологического процесса, противодействующего старению.


Чтобы произвести изменения на генном уровне, нужно выявить и заменить мутировавшую «букву» ДНК, может быть участок генов. Пока наиболее перспективный путь для осуществления таких операций — биотехнологический. Но до сих пор это экспериментальное направление и особых прорывов в нем пока нет. Метилирование более пластичный процесс, его проще изменять — в том числе, с помощью фармакологических препаратов. Возможно ли научиться избирательно контролировать ? Что еще для этого еще предстоит сделать?

Метилирование – вряд ли. Оно неспецифично, действует на все «оптом». Можно научить обезьяну лупить по клавишам пианино, и она будет извлекать из него громкие звуки, но «Лунную сонату» исполнит вряд ли. Хотя есть примеры, когда при помощи метилирования удавалось изменить фенотип организма. Наиболее известен пример с мышами – носителями мутантного гена агути (я его уже приводил). Реверсия к нормальному цвету шерсти происходила у этих мышей, потому, что «дефектный» ген был у них «выключен» за счет метилирования.

Но избирательно влиять на экспрессию генов можно, и для этого прекрасно подходят интерферирующие РНК, которые действуют высокоспецифично, только на «собственные» . Такие работы уже проводятся.

Например, недавно американские исследователи пересаживали мышам, у которых была подавлена функция иммунной системы, опухолевые человеческие клетки, которые могли свободно размножаться и метастазировать в иммунодефицитных мышиных организмах. Ученым удалось определить экспрессированные в метастазирующих клетках и, синтезировав соответствующую интерферирующую РНК и введя ее мышам, заблокировать синтез «раковой» информационной РНК и, соответсвенно, подавить опухолевый рост и метастазирование.

То есть, исходя из современных исследований, можно говорить о том, что в основе различных процессов, происходящих в живых организмах, лежат эпигенетические сигналы. Что они из себя представляют? Какие факторы влияют на их формирование? Удается ли ученым эти сигналы дешифровать?

Сигналы могут быть самыми разными. При развитии и стрессе – это сигналы прежде всего гормональной природы, но есть данные, что к экспрессии генов белков теплового шока (HSP70) в культуре клеток может приводить даже влияние низкочастотного электромагнитного поля определенной частоты, интенсивность которого в миллион (!) раз меньше естественного электромагнитного поля. В данном случае это поле, конечно же, действует не «энергетически», а является неким сигнальным «триггером», «запускающим» экспрессию гена. Тут многое еще загадочно.

Например, недавно открытый bystander effect («эффект свидетеля»).
Вкратце его суть такова. Когда мы облучаем культуру клеток, у них возникают реакции широкого спектра, от хромосомных аберраций до радиоадаптивных реакций (способности выдерживать большие дозы облучения). Но если мы удалим все облученные клетки и в оставшуюся питательную среду перенесем другие, необлученные, у них проявятся те же реакции, хотя их никто не облучал.


Предполагается, что облученные клетки выделяют в среду некие эпигенетические «сигнальные» факторы, которые и вызывают в необлученных клетках аналогичные изменения. Какова природа этих факторов – пока никто не знает.

Большие ожидания в улучшении качества жизни и продолжительности жизни связаны с научными достижениями в области изучения стволовых клеток. Удастся ли эпигенетике оправдать возлагающиеся на нее надежды в перепрограммировании клеток? Есть ли для этого серьезные предпосылки?

Если будет разработана надежная методика «эпигенетического перепрограммирования» соматических клеток в стволовые, это, безусловно, окажется революцией в биологии и медицине. Пока в этом направлении сделаны только первые шаги, но они обнадеживают.

Известная сентенция: человек — то, что он ест. Какой эффект оказывает еда на наши ? Например, генетики из Университета Мельбурна , изучавшие механизмы работы клеточной памяти, обнаружили, что после получения одноразовой дозы сахара, клетка в течение нескольких недель хранит соответствующий химический маркер.

Есть даже специальный раздел эпигенетики — Nutritional Epigenetics , занимающийся именно вопросом зависимости эпигенетических процессов от особенностей питания. Особенно важны эти особенности на ранних стадиях развития организма. Например, при вскармливании младенца не материнским молоком, а сухими питательными смесями на основе коровьего молока, в клетках его тела происходят эпигенетиеские изменения, которые, фиксируясь по механизму импринтинга (запечатления), приводят со временем к началу аутоиммунного процесса в бета-клетках поджелудочной железы и, как следствие, заболеванию диабетом I типа.


На рис. развитие диабета (рис. увеличивается при нажатии курсором). При таких аутоиммунных заболеваниях, как диабет 1-го типа, иммунная система человека атакует его собственные органы и ткани.
Некоторые из аутоантител начинают вырабатываться в организме задолго до появления первых симптомов болезни. Их выявление может помочь в оценке риска развития заболевания.

(рисунок из журнала «В МИРЕ НАУКИ» , июль 2007 № 7)

А неполноценное (ограниченное по количеству калорий) питание в период внутриутробного развития – прямой путь к ожирению во взрослом возрасте и диабету II типа.

Это означает, что человек все-таки несет ответственность не только за себя, но и за своих потомков: детей, внуков, правнуков?

Да, конечно, причем в значительно большей степени, чем это было принято считать раньше.

А какова эпигенетическая составляющая в, так называемом, геномном импринтинге?

При геномном импринтинге один и тот же ген фенотипически проявляется по-разному в зависимости от того, от отца или матери он попадает к потомку. То есть, если ген наследуется от матери, то он уже метилирован и не экспрессируется, тогда как ген, наследуемый от отца не метилирован, и экспрессируется.

Наиболее активно изучается геномный импринтинг при развитии различных наследственных заболеваний, которые передаются только от предков определенного пола. Например, ювенильная форма болезни Гентингтона проявляется только при наследовании мутантного аллеля от отца, а атрофическая миотония — от матери.
И это при том, что сами , вызывающие эти заболевания, абсолютно одинаковы независимо от того, наследуются ли они от отца или матери. Различия заключаются в «эпигенетической предыстории», обусловленной их пребыванием в материнском или, наоборот, отцовском, организмах. Другими словами, они несут «эпигенетический отпечаток» пола родителя. При нахождении в организме предка определенного пола они метилируются (функционально репрессируются), а другого – деметилируются (соответственно, экспрессируются), и в таком же состоянии наследуются потомками, приводя (или не приводя) к возникновению определенных заболеваний.

Вы занимались изучением влияния радиации на организм. Известно, что малые дозы радиации положительно влияют на продолжительность жизнь плодовых мушек дрозофил . Возможна ли тренировка человеческого организма малыми дозами облучения? Александра Михайловича Кузина , высказанному им еще в 70-х годах прошлго века, к стимулирующему эффекту приводят дозы, примерно на порядок большие фоновых.

В Керале, например, уровень фона не в 2, а в 7,5 раз превышает «среднеиндийский» уровень, но ни заболеваемость раком, ни смертность от него не отличаются от общей индийской популяции.

(См., напр., последнее на эту тему: Nair RR, Rajan B, Akiba S, Jayalekshmi P, Nair MK, Gangadharan P, Koga T, Morishima H, Nakamura S, Sugahara T. Background radiation and cancer incidence in Kerala, India-Karanagappally cohort study. Health Phys. 2009 Jan;96(1):55-66 )

В одном из исследований Вы проанализировали данные по датам рождения и смерти 105 тысяч киевлян, которые умерли в период с 1990 по 2000 гг. Какие выводы были сделаны?

Наибольшей оказалась продолжительность жизни людей, родившихся в конце года (особенно в декабре), наименьшей – у «апрельских-июльских». Различия между минимальными и максимальными среднемесячными значениями оказались очень велики и достигали 2,6 года у мужчин и 2,3 года у женщин. Результаты, полученные нами, говорят о том, что то, сколько человек проживет, в значительной степени зависит от сезона года, в который он родился.

Возможно ли прикладное применение полученной информации?

Какими могли бы быть рекомендации? Например, зачинать детей весной (лучше всего – в марте), чтобы они были потенциальными долгожителями? Но это абсурд. Природа не дает одним все, а другим – ничего. Так и с «сезонным программированием». Например, в исследованиях, осуществленных во многих странах (Италии, Португалии, Японии), выявлено, что наивысшими интеллектуальными возможностями обладают школьники и студенты, родившиеся в конце весны – начале лета (по нашим данным – «короткожители»). Эти исследования демонстрируют бессмысленность “прикладных” рекомендаций по рождению детей в определенные месяцы года. А вот серьезным поводом для дальнейшего научного исследования механизмов, определяющих «программирование», а также поиска средств направленной коррекции этих механизмов с целью продления жизни в будущем, эти работы, безусловно, являются.

Один из пионеров эпигенетики в России, профессор МГУ Борис Ванюшин в своей работе «Материализация эпигенетики или Небольшие изменения с большими последствиями» написал, что век прошлый был веком генетики, а нынешний — век эпигенетики.

Что позволяет оценивать позиции эпигинетики так оптимистично?

После завершения программы «Геном человека» ученое сообщество было в шоке: оказалось, что информация о строении и функционировании человека заключена в приблизительно 30 тысячах генов (по разным оценкам, это всего около 8-10 мегабайт информации). Специалисты, которые работают в сфере эпигенетики, называют ее «второй информационной системой» и считают, что расшифровка эпигенетических механизмов контроля развития и жизнедеятельности организма приведет к революции в биологии и медицине.

Например, в ряде исследований уже удалось выявить типичные закономерности в таких рисунках. На их основе врачи могут диагностировать формирование онкозаболеваний на ранней стадии.
Но осуществим ли такой проект?

Да, конечно, хотя он очень затратный и вряд ли может быть реализован во время кризиса. А вот в перспективе – вполне.

Еще в 1970 году группа Ванюшина в журнале „Nature“ опубликовала данные о том, что регулирует клеточную дифференцировку, приводя к различиям в экспрессии генов. И Вы об этом говорили. Но если у организма в каждой клетке содержится один и тот же геном, то эпигеном у каждого типа клеток — свой, соответственно и ДНК метилирована по-разному. Учитывая, что типов клеток в человеческом организме порядка около двухсот пятидесяти — объем информации может быть колоссальным.

Именно поэтому проект «Эпигеном человека» и является очень сложным (хоть и не безнадежным) для реализации.

Он считает, что самые незначительные явления могут оказывать огромное влияние на жизнь человека: «Если окружающая среда играет такую роль в изменении нашего генома, тогда мы должны построить мост между биологическими и социальными процессами. Это абсолютно изменит наш взгляд на вещи».

Все настолько серьезно?

Конечно. Сейчас в связи с последними открытиями в области эпигенетики многие ученые говорят о необходимости критического переосмысления многих положений, которые казались либо незыблемыми, либо навсегда отвергнутыми, и даже о необходимости смены основополагающих парадигм в биологии. Подобная революция мышления, безусловно, может сказаться самым существенным образом на всех аспектах жизни людей, начиная от мировоззрения и стиля жизни и заканчивая взрывом открытий в биологии и медицине.

Информация о фенотипе содержится не только в геноме, но и в эпигеноме, который пластичен и может, изменяясь под воздействием определенных средовых стимулов, влиять на проявление генов – ПРОТИВОРЕЧИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ДОГМЕ МОЛЕКУЛЯРНОЙ БИОЛОГИИ, СОГЛАСНО КОТОРОЙ ПОТОК ИНФОРМАЦИИ МОЖЕТ ИДТИ ТОЛЬКО ОТ ДНК К БЕЛКАМ, НО НЕ НАОБОРОТ.
Индуцированные в раннем онтогенгезе эпигенетические изменения могут фиксироваться по механизму импринтинга и менять всю последующую судьбу человека (в том числе психотип, метаболизм, предрасположенность к заболеваниям и т.п.) – ЗОДИАКАЛЬНАЯ АСТРОЛОГИЯ.
Причиной эволюции, помимо случайных изменений (мутаций), отбираемых естественным отбором, являются направленные, адаптивные изменения (эпимутации) – КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ французского философа (Нобелевского лауреата по литературе, 1927 г.) Анри БЕРГСОНА.
Эпимутации могут передаваться от предков потомкам – НАСЛЕДОВАНИЕ ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРИЗНАКОВ, ЛАМАРКИЗМ.

На какие актуальные вопросы предстоит ответить м в ближайшем будущем?

Как происходит развитие многоклеточного организма, какова природа сигналов, настолько точно определяющих время возникновения, структуру и функции различных органов тела?

Можно ли, влияя на эпигенетические процессы, изменять организмы в желательном направлении?

Можно ли за счет корректировки эпигенетических процессов предотвращать развитие эпигенетически обусловленных заболеваний, например, диабета и рака?

Какова роль эпигенетических механизмов в процессе старения, можно ли с их помощью продлевать жизнь?

Возможно ли, что непонятные в наше время закономерности эволюционирования живых систем (эволюция «не по Дарвину») объясняются вовлеченностью эпигенетических процессов?

Естественно, это только мой персональный перечень, у других исследователей он может отличаться.

  • 1998 Г. № 6-фз «о несостоятельности (банкротстве) предприятий» под
  • 1. Дайте определение организации.
  • 1. Процесс выработки миссии имеет большое значение, поскольку
  • 2. Осмысление миссии помогает получить широкую панораму бизне-
  • 3. Миссия имеет большое значение для коммуникации как внутри
  • 3.2. Выбор целей организации
  • 3.3. Функции менеджмента
  • 1 Мотивация - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его
  • 1) Определить наиболее подходящий временной интервал контроля,
  • 2) Обеспечить возможность устранить отклонения прежде, чем они
  • 3.4. Принципы менеджмента
  • 3.5. Предпринимательское управление
  • 1 См.: Друкер п. Рынок: как выйти в лидеры. М., 1992. С. 247.
  • 1. Что характеризует миссия организации?
  • 4 . 2 . Организационно-административные методы управления
  • 1) Задание, определяющее объем работы;
  • 2) Качественные показатели (структура производства, качество
  • 3) Лимиты ресурсов (обеспечение производства);
  • 4) План организационно-технических мероприятий.
  • 4.3. Экономические методы управления
  • 4.4. Социально-психологические методы управления
  • 1. Формирование благоприятного морально-психологического
  • 2. Раскрытие личных способностей каждого работника, оказание
  • 4.5. Менеджер - организатор эффективного управления
  • 1) Отказаться от личной ответственности;
  • 1 См.: Веснин в.Р. Указ. Соч. С. 282-283.
  • 5.2. Требования, предъявляемые к управленческим
  • 5.3. Процесс принятия решений
  • 5.4. Методы принятия решений
  • 6.2. Основные характеристики структур управления
  • 6.3. Проектирование организационных структур
  • 1) Анализа оргструктур;
  • 2)Проектирования;
  • 3) Оценки эффективности.
  • 1) Каковы основные компоненты организации;
  • 2) Какие компоненты нужно соединить, а какие - обособить;
  • 3) Какого размера и формы должны быть компоненты;
  • 4) Как их разместить и какие должны быть между ними отношения?
  • 1. Оптимальность. Структура управления признается оптималь-
  • 7.2. Виды деловых стратегий
  • 1) Ворваться первыми и нанести массированный удар;
  • 2) Нападать быстро и неожиданно;
  • 3) Поиск и захват «экологической ниши»;
  • 4) Изменение экономических характеристик продукта, рынка или
  • 1 См.: Друкер п.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992.
  • 7.3. Выбор стратегии деятельности
  • 7.4. Стратегическое планирование
  • 1. Чем вызвана необходимость стратегического управления?
  • 8.2. Критерии подбора персонала
  • 8.3. Подбор кадров
  • 8.4. Обучение персонала
  • 90% - Того, что делали сами.
  • 8.5. Организация работы командой
  • 1. Все члены команды должны четко представлять себе и разделять
  • 1) Использование новой техники, технологических процессов или
  • 1. Пo степени новизны:
  • 1 См.: Шансы российской экономики. М. : теис, 1997. С. 362.
  • 9.2. Инновационная деятельность организации
  • 1) Неожиданное событие (для предприятия или отрасли) - успех,
  • 1) Недостаточно прочувствовать потребность, важно ее познать,
  • 2) Не всегда возможно удовлетворить потребность, а в этом случае
  • 1. Целенаправленная систематическая инновационная деятельность
  • 9.3. Организация инновационной деятельности
  • 100 Человек осуществляли в 4 раза больше нововведений, чем фирмы
  • 1. Дайте определение инновации.
  • 10.2. Стиль руководства
  • 10.3. Власть и влияние
  • 1 См.: Менеджмент: учебное пособие для вузов / под ред. В.В. Лукашевича,
  • 1. Власть, основанная на принуждении. Менеджер может оказы-
  • 2. Власть, основанная на вознаграждении. Менеджер имеет власть
  • 3. Экспертная власть. Ее действие основано на вере или знании
  • 4. Эталонная власть (власть, основанная наличном примере). При-
  • 5. Законная власть. Она основана на понимании персоналом того,
  • 10.4. Качества менеджера
  • 1. Он должен быть хорошим управляющим, способным организо-
  • 2. Современному менеджеру нужно быть лидером, способным увлечь
  • 3. Современному менеджеру необходимо быть воспитателем, кото-
  • 4. Современный менеджер должен быть прекрасным дипломатом,
  • 5. Современному менеджеру необходимо быть инноватором. В усло-
  • 6. Менеджер - это человек, и ничто человеческое ему не чуждо.
  • 1. Что такое лидерство?
  • 1. Внутриличностный конфликт возникает, когда к одному чело-
  • 3. Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача инфор-
  • 11.3. Управление конфликтом
  • 1) Выработка совместных решений при возникновении конфликт-
  • 11.4. Управление стрессами
  • 1) Объективно оценивать способности, потребности и склонности
  • 1. Ресурсы собственных и приравненных средств:
  • 2) Определяет основные направления использования финансов на
  • 3) Осуществляет планирование использования краткосрочных
  • 4) Управляет капиталом, в частности:
  • 12.2. Финансовое планирование
  • 1) Поступления, включая остаток денежных средств на начало
  • 2) Расходы денежных средств;
  • 3) Избыток или дефицит денежных средств;
  • 4) Финансовый раздел, представляющий статьи заемных средств
  • 1. Доходы и поступления.
  • 1) Проверка отдельных вопросов финансовой деятельности на ос-
  • 12.4. Анализ финансового положения предприятия
  • 90 Дням и года - 360 дням.
  • 1) Ликвидные средства, находящиеся в немедленной готовности
  • 2) Ликвидные средства, находящиеся в распоряжении предприятия
  • 3) Неликвидные средства (требования к дебиторам с длительным
  • 1. В чем состоит сущность финансового менеджмента?
  • 1) Барьеры непонимания:
  • 1) Дознание и понимание людьми друг друга (идентификация,
  • 2) Познание самого себя в процессе общения (рефлексия);
  • 3) Прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная
  • 13.2. Виды и формы делового общения
  • 13.3. Организация д е л о в о г о общения
  • 1 См.: Кабушкин ____________н.П. Основы менеджмента. Минск: Новое знание, 2002.
  • 1) Ничто не должно отвлекать или мешать общению;
  • 2) Хорошее оснащение места проведения делового общения - вспо-
  • 1) Когда вы слушаете, делайте соответствующие пометки на бумаге
  • 14.1. Управление временем
  • 10 Минут дает ежедневно двухчасовую экономию времени. Рекоменду-
  • 1. Устанавливать соотношение (60: 40), т.Е. Составлять план лишь
  • 2. Производить анализ видов деятельности и расхода времени, а так-
  • 14.3. Информация и коммуникации
  • 1) Просеивать имеющийся материал для чтения, прежде чем обраба-
  • 2) Собирать небольшие тексты в рабочие блоки для серийной об-
  • 1) Необходимо быть кратким, сводить фазу контакта до минимума
  • 1. Что означает понятие «самоменеджмент»?
  • 15.2. Показатели эффективности управления
  • 30 - Общие затраты на совершенствование управления.
  • 1) Мероприятия, связанные с ростом результата деятельности орга-
  • 2) Мероприятия, связанные со снижением затрат ресурсов (ресур-
  • 1 См.: Основы теории управления / под ред. В н. Парахиной, л.И. Ушвицкого.
  • 18*-2302
  • 4.4. Социально-психологические методы управления

    Социально-психологические методы управления представляют собой

    конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования

    и развития коллектива, на социальные процессы, протекающие внутри

    его. Эти методы предполагают два направления воздействия на поведе-

    ние работников и повышение их трудовой активности:

    1. Формирование благоприятного морально-психологического

    климата в коллективе, развитие доброжелательных отношений между

    руководителем и подчиненными, оказание им поддержки.

    2. Раскрытие личных способностей каждого работника, оказание

    помощи в их совершенствовании, что ведет к максимальной самореали-

    зации человека в трудовой деятельности.

    Установлено, что результаты труда во многом зависят от целого ряда

    психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их по-

    мощью целенаправленно воздействовать на сотрудников помогает руко-

    водителю сформировать коллектив, имеющий единые цели и задачи.

    Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех

    деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его про-

    фессиональных знаний, то на 85% - от умения работать с людьми.

    Умение работать с людьми в значительной мере зависит от личных

    качеств менеджера, его способности выявить индивидуальные особен-

    ности характера каждого сотрудника и осознания того факта, что конеч-

    ный результат деятельности в коллективе в огромной мере зависит от

    стиля общения руководителя и подчиненного. Важное значение имеют

    такие факторы, как сила убеждения, уважительный тон беседы, обста-

    новка, в которой происходит деловой разговор, учет индивидуальных

    особенностей собеседника и т.п.

    Зная особенности поведения, характера отдельного человека, мож-

    но прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направле-

    нии. В этой связи важным является выявление и учет психологических

    особенностей каждого члена трудового коллектива, а также поведения

    всего коллектива в целом. Эта работа должна систематически прово-

    диться каждым менеджером как самостоятельно, так и с привлечением

    специалистов - социологов и психологов - на основе таких способов

    анализа, как анкетирование, тестирование, наблюдение, опросы, интервью.

    Получаемая при этом информация, умение учитывать ее позволит

    менеджеру целенаправленно воздействовать на отдельных сотрудников

    и коллектив в целом, а также создать благоприятные условия труда,

    сформировать здоровый морально-психологический климат в кол-

    лективе.

    Морально-психологический климат коллектива - это устойчивая

    система внутренних связей, которая проявляется в эмоциональном на-

    строе коллектива, его общественном мнении, результатах деятельности.

    Влияние трудового коллектива на личность зависит от того, каков

    характер сложившихся отношений между членами этого коллектива. На

    результаты деятельности людей большое влияние оказывает их настрое-

    ние. Умение создать хорошее настроение в трудовом коллективе - одна

    из важнейших задач управленческой системы, так как это равносильно

    умножению производительной силы труда. Настроение людей зависит

    и от самих членов коллектива, от их отношений друг с другом. В коллек-

    тиве с нормальным морально-психологическим климатом все его члены,

    как правило, отличаются доброжелательным, товарищеским отношени-

    ем к коллегам по работе. Уважение и доверие, оптимистическая предвари-

    тельная оценка, желание и умение увидеть лучшее в человеке в таком

    коллективе являются правилом. Нормальный морально-психологиче-

    ский климат на производстве способствует высокой производительно-

    сти труда, поскольку поддерживает положительный эмоциональный на-

    строй коллектива, предупреждает возникновение конфликтных ситуаций.

    Японские социологи утверждают, что от настроения, желания чело-

    века работать и от того, какая морально-психологическая обстановка

    в коллективе, производительность труда может увеличиться примерно

    в 1 ,5 раза.

    Человеческий труд всегда осуществляется в зависимости от функ-

    ционирования психики человека, т.е. мышления, воображения, внимания

    и других элементов. Поэтому естественно, что психологическое состоя-

    ние человека в тот или иной период времени оказывает непосредствен-

    ное воздействие не только на его личные результаты деятельности, но

    и на результаты деятельности всего предприятия. Недостаточное внима-

    ние к социальным и психологическим аспектам управления вызывает

    нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производитель-

    ность труда и удовлетворенность сотрудников своей работой.

    Для того чтобы воздействие на коллектив было наиболее результа-

    тивным, необходимо не только знать моральные и психологические

    особенности каждого сотрудника, социально-психологические характе-

    ристики отдельных производственных групп, но и осуществлять соот-

    ветствующее руководство. Способность найти и применить средства

    воздействия на коллектив, на каждого работника в целях возникнове-

    ния потребности трудиться эффективно - наиболее ответственная

    и сложная задача менеджера. Здесь особое значение приобретает его

    желание акцентировать внимание на результатах, достигнутых каждым

    сотрудником, способность проявить заботу, выразить благодарность за

    достигнутый результат, обеспечить материальные и моральные стимулы

    к труду.

    Основное средство воздействия на коллектив - убеждение. Убеж-

    дая, руководитель должен максимально полно учитывать природу чело-

    веческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной

    деятельности. Понимание руководителем внутреннего мира личности

    помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и акти-

    визации коллектива. Объектом же социально-психологического руко-

    водства в трудовом коллективе, являются взаимоотношения работни-

    ков, их отношение к средствам труда и окружающей среде.

    Необходимость использования в практике управления организа-

    цией социально-психологических методов руководства очевидна, так как

    они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потреб-

    ности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации,

    принимать оптимальные управленческие решения. Приемы и способы

    социально-психологического воздействия во многом определяются под-

    готовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими

    способностями и знаниями в области социальной психологии.

    Целый ряд социально-психологических методов прямо или кос-

    венно направлен на повышение творческой активности и инициативы

    всех работающих в организации. Это развертывание и всемерное поощре-

    ние изобретательской и рационализаторской деятельности, воспитание

    группового самосознания коллектива, сохранение и развитие позитив-

    ных традиций и обычаев данного коллектива.

    Главным в менеджменте становится побуждение работников к раз-

    витию их способностей для более интенсивного продуктивного труда.

    Задача менеджера не приказывать своим подчиненным, а ориентировать

    их на проблемы, стоящие перед организацией, ранжируя их по значимо-

    сти; помогать раскрытию способностей сотрудников; концентрировать

    их на самом главном; формировать вокруг себя единомышленников и на-

    правлять их усилия на решение общих задач всего производственного,

    коллектива.

    Важнейшим социально-психологическим методом управления

    является изучение и направленное формирование мотивов трудовой дея-

    тельности работников и учет их в управлении. Важное значение здесь

    имеет рациональное использование различных форм коллективного

    и индивидуального морального стимулирования. Методы морального

    стимулирования используются для поощрения коллективов, групп, от-

    дельных работников, достигших высоких трудовых показателей. Разли-

    чают коллективное и личное моральное стимулирование (почетные звания,

    почетные знаки, знамена, ордена, медали, благодарности, грамоты, доска

    почета и т.д.).

    Важно проявлять знаки внимания к сотрудникам, благодарить их

    за хорошую работу. Иногда бывает полезно особо отметить индивиду-

    альный вклад отдельного сотрудника, а не всей группы или отдела.

    К методам морального стимулирования труда можно отнести сис-

    тематическое развитие и обучение персонала, планирование деловой

    карьеры работников, проведение различных конкурсов и соревнований

    на звание лучших по профессии и т.п.

    Раскрытию потенциала работающих способствует вовлечение их

    в управление деятельностью организации. С этим неразрывно связана

    работа по развитию у всего персонала организации демократических на-

    выков управления: гласности, культуры ведения конструктивных дис-

    куссий, смелости критики, терпимости к инакомыслию, поощрения плю-

    рализма мнений.

    Социально-психологические методы управления используются

    обычно в сочетании с экономическими и организационно-распоряди-

    тельными методами, что повышает эффективность их воздействия.

    Таким образом, методы управления используют и формируют

    экономические интересы, взаимоотношения между людьми и их право-

    вые отношения. В управлении недопустимо ставить вопрос о постоян-

    ном приоритете тех или иных методов управления. В различных обстоя-

    тельствах при решении конкретных задач на передний план могут

    выдвигаться как те, так и иные методы и занимать преобладающее значе-

    ние. Удельный вес методов находится в постоянной динамике. Руко-

    водитель должен безупречно владеть всеми методами управления в их

    единстве, в системе. Это означает, что он должен обладать высокой эконо-

    мической культурой, профессионализмом в области правовых отноше-

    ний и быть высококомпетентным психологом и воспитателем.

    Мои дополнения синим курсивом.

    Способы создания мыслеформ
    Способы создания мыслеформ можно разделить на три основных типа, это внутренний, внешний и коллективный.
    Внутренний тип создания мыслеформ, подразумевает под собой создание мыслеформы внутри ментальной сферы человека. Вначале создается основная идея, информационный каркас, который вынашивается некоторое время. Потом эта идея дорабатывается и в нужное время, в нужный момент выпускается в окружающую среду для совершения заданного воздействия на окружающее пространство.

    Внешний тип создания мыслеформ это создание мыслеформы за пределами ментальной сферы человека. Основная идея может быть создана как внутри, так и за пределами пространства ментальной сферы, но уже окончательное построение и энергетическое наполнение мыслеформы производится за ее границами. Обычно такой тип создания мыслеформ относится к построению эгрегоров, амулетов, бизнес планов и планов на будущее, а также энергетических сущностей.

    Третий тип создания, коллективный, подразумевает под собой участие двух и более людей или существ. Это групповая работа. В таком случае, кто-то из создателей формирует основную идею, и остальные уже работают над ней, дополняют, достраивают, доводят до нужного состояния. Потом эта идея снабжается нужным количеством ментальной и астральной энергии и выпускается в свободное плавание на реализацию. Такой принцип создания мыслеформы используется для разработки общественных идеологий, политических, религиозных движений, научных исследований, экспедиций, при создании крупных предприятий, бизнесов и для проведения крупномасштабных социальных программ.

    Сроки создания мыслеформ целиком зависят от ее целей и масштабов воздействия на события или людей. Чем более сложная мыслеформа. Тем больше времени она требует на свое создание. То же самое касается энергетических ресурсов задействованных при создании мыслеформы, чем сложнее и долгосрочное действие, тем больше требуется ментальных ресурсов на то, чтобы дать мыслеформы необходимую базу энергетических ресурсов, которые она будет использовать в действии.

    Принципы воздействия мыслеформ на человека
    Что же представляет собой создание мыслеформы и как оно производится. А ответ на этот вопрос очень прост - работа с ментальной энергией осуществляется посредством визуализации и воображения. И никак иначе. Никаких других способов создания мыслеформ нет.
    На мой взгляд, есть, но об этом поговорим на семинаре 25-26 июня.

    С помощью визуализации человек использует свободную ментальную энергию и придает ей форму, цвет. С помощью воображения, человек моделирует ее поведение, задает ей определенные параметры, характер поведения, силу воздействия. Чем ярче образ, чем больше вложено в него мыслей и чувств - тем мощнее мыслеформа. Поэтому, для того, чтобы производить ощутимые и результативные воздействия как при целительстве, так и при воздействии на людей, атаке, защите, вам нужно тренироваться. А тренироваться в визуализации и воображении, создавать образы в своей голове, рисовать, моделировать, анимировать ваши образы.

    Очень хорошая практика работы с картинками. Можно брать любую картинку и оживлять нарисованное в ней пространство или персонажей. Визуализируете это пространство, воссоздаете, воображаете появление персонажа, как он двигается, что он делает и т.д.

    Ментальная сфера человека, как и мозг, как и мышцы, требует тренировки. Чем больше вы упражняетесь, тем быстрее будет происходить развитие вашей ментальной сферы. Чем крупнее пространство, которое вы создаете в своем воображении, тем больше количества энергии вы затрачиваете, на его создание. А это равносильно работе с тяжелым весом в тренажерном зале.

    Если вы хотите достичь серьезных результатов, то вам следует заниматься этим ежедневно. Хотите иметь развитые мышцы, занимайтесь спортом по 6-8 часов в неделю, хотите иметь развитую ментальную сферу - работайте с визуализацией тоже самое количество времени. Используйте промежутки времени в путешествии между работой и домом, между домом и университетом, когда вы едите в машине или в метро, в автобусе или идете пешком. Обеденный перерыв, утро, ожидание в магазине или в очереди в кассу при покупке билетов. В течении дня есть достаточно промежутков времени, которые можно использовать для развития визуализации и воображения не меняя при этом распорядок дня.

    Как мыслеформы воздействуют на человека
    Воздействие мыслеформ на человека осуществляется через его биополе. Любая мыслеформа имеет определенный энергетический заряд и несет в себе определенную информацию. При вхождении в биополе человека она начинает производить информационное воздействие.

    Естественно, что мыслеформа может содержать положительную и отрицательную энергию, и воздействие на человека может производиться как энергетическое, так и информационное.

    Информационное воздействие производится на саму ментальную сферу человека, побуждая его к реакции, к действиям. В случае если ментальное тело человека находится без защиты, оно может быть подвержено таким влияниям, информация из мыслеформы может заставлять человека выполнять какие-то действия. Есть такая категория людей, очень впечатлительных и фанатичных, после общения с кем-либо или просмотра передачи они могут загореться идеей и приступить к ее реализации.

    Человека обладающего ментальной защитой таким образом контролировать значительно труднее. А осознанным, духовно развитым человеком управлять вовсе не возможно(но не стоит забывать о том, что всегда есть кто-то, кто может оказаться сильнее, и в этом развитие) , по той простой причине, что он четко отличает свои мысли от чужих. Даже при очень сильном воздействии, он сможет создать достойное сопротивление, чтобы не поддаваться воздействию.

    Энергетическое воздействие мыслеформ может быть разным, оно не обязательно будет влиять на саму ментальную сферу, а может влиять на какой-то участок биополя человека, в том числе и на астральное тело(или какое-либо другое тонкое тело) .
    В основе этого механизма заложена суть целительства и суть боевой магии. Целительство это воздействие на биополе человека силой мысли благоприятным способом, а боевая магия это либо энергетическая атака, либо защита. Во всех этих случаях применяется энергетическое воздействие, создаваемое и управляемое силой мысли.

    Есть так же и начальные формы целительства, при котором целитель работает руками, передавая биополю астральную энергию. Этот вид целительства наиболее эффективен в личном контакте, но малоэффективен при дистанционном воздействии. И еще один существенный недостаток «ручного» целительства заключается в том, что он устраняет проблему только на астральном плане, тогда как нарушения биополя чаще всего связанны с информационными нарушениями метального тела. Этот способ целительства, вызывает кратковременный эффект и через некоторое время болезнь снова вылазит наружу.

    Не согласна, "вручную" можно и на расстоянии работать, с любым телом, и тонкими(их жеж много очень) и физическим. Но тут уже идет поправка к кодам доступа к людям, чтоб им помогать, и насколько действительно нужна помощь(если это урок/непроработанное человека, то можно и навредить "причинением добра", даже если он сам просит).

    Итак, суть энергетического воздействия заключается в магнетизме мысли, ее заряд может увлечь за собой некоторое количество астральной энергии, при этом изменить качества астральной энергии. Так же с помощью мысли можно активизировать и направлять энергетические потоки на себя, на других людей или на пространство в помещении.

    Сила мысли и ее влияние на людей
    Сила воздействия вашей мысли на других людей определяется мощностью волевого импульса(НАМЕРЕНИЕ) , вложенного в мыслеформу.
    Если Манипура у человека хорошо развита, то его слово в обществе весомо, и его указания соблюдаются. Секрет волевого влияния заложен в уверенности в своих словах, уверенности в своей правоте. А уверенность может быть проявлена лишь в том случае, если мысль человека является логичной, полезной, действенной, нужной. Таким образом, чаще всего деятели, организаторы, управляют людьми не потому что их импульс воли такой сильный, что заставляет других подчиняться, а потому, что его просьба или побуждение логичны, нужны другим людям и могут принести пользу. В данном случае я говорю о добровольной организации, в свободных условиях, а не в тех случаях, когда организация осуществляется посредством страха или нужды.

    В любом случае, для влияния необходимо чтобы импульс воли был достаточно сильным и чтобы информация, идея, мысль была достаточно адекватной, нужной, перспективной и востребованной. Нужно не забывать, что любой человек, прежде чем сделать что-то оценивает свое побуждение на истинность, полезность, результативность.

    Мысленное воздействие осуществляется через вхождение мыслеформы в ментальную сферу человека, где она производит информационное влияние на его сознание. Такое воздействие может быть успешным лишь в том случае, если передаваемый импульс имеет четкий образ действия. Если образ не четкий, не ясный, то воздействие может не получиться просто потому, что сознание человека не сможет его воспринять, осознать, то есть сам образ окажется неопознанным

    Воздействие на ментальном плане может быть не только индивидуальным, направленным на одного человека, но и групповым. В таком случае формируется либо несколько мыслеформ, либо одна большая, которая вступает в контакт с ментальными сферами целевой аудитории и начинает оказывать на их воздействия. Коллективное влияние чаще всего производится с помощью эгрегоров.

    Воздействие на людей может происходить не только на прямую через передачу мыслеформы от себя другому человеку, но может производиться через посредников. Посредником может являться как другой человек, так и какой-нибудь эгрегор. Но в случае, влияния через комбинацию посредник-эгрегор, нужно произвести воздействие на одну из ключевых фигур этого эгрегора, чтобы она внесла информацию передаваемой мыслеформы в состав эгрегора, дав информации содержащейся в мыслеформе доступ ко всем, кто взаимодействует в эгрегором.

    Влияние мыслей на события
    Ментальное пространство Земли представляет собой целый океан мыслей людей, различных идей, концепций, планов на будущее. На каждой территории государства, города, области есть ответственные за события Высшие(представители других цивилизаций) , которые ведут наблюдение за ходом событий в этом регионе.

    Главная причина их наблюдения - это контроль эволюционного процесса человечества. Человеческое общество не развивается спонтанно, само по себе, процесс его развития контролируется.
    При этом контроле, некоторые мыслеформы и идеи людей могут уничтожаться, блокироваться Наблюдателями. А некоторые идеи, мысли могут быть усиленны и поддержаны. Поэтому, события с одной стороны обладают огромным количеством возможных сценариев, но все же заключены в определенные рамки эволюционного плана, и переход за эти рамки не возможен.

    Все относительно, веток развития дикое количчество, как общих, так и частных.И имеет место быть постоянное перепрыгивание, в зависимости как индивидов в их частных реальностях, так и общих.

    Тем не менее, каждому человеку дана возможность влиять на ход событий своей жизни. Если он достаточно развит и имеет достаточный уровень развития, он может использовать хорошо продуманные мыслеформы и заказывать, таким образом, события в своей жизни. Если «заказ» достаточно качественный, хорошо оформлен и не противоречит основным законам, то вероятность его исполнения очень высокая.

    Механизм воздействия созданием ментальных образов, «заказов» лежит в основе современной концепции, которая называется «трансферинг реальности». Но этот метод не является новым, а представляет собой хорошо забытое старое. Еще в глубокой древности люди просили у Богов дождя, или просили, чтобы у них получилось то, или иное начинание.

    Обычному человеку тяжело поверить в то, что события можно заказывать, что на будущее как-то можно целенаправленно воздействовать. Но осознанному человеку, гораздо труднее принять идею о том, что человечество появилось путем эволюции бактерий в воде, и что события происходят совершенно спонтанным и необъяснимым образом.

    События будущего строятся по очень простому механизму, здесь все зависит от силы мысли. Мыслеформы одних людей, обладают более сильным влиянием, чем другие, а потому события идут по их сценарию. Если что-то не получается из желаемого, то это происходит не потому что механизм создания будущего не работает, а наоборот, потому что этот механизм работает безупречно. Иными словами, если желаемое не получилось - то здесь может быть всего две причины. Либо мыслеформа была недостаточно четкая и не достаточно сильная для реализации.
    Либо существует фактор, который намного сильнее, чем созданная мыслеформа, и этот фактор блокирует возможность ее реализации.

    В широком понятии управление представляет собой целенаправленную координацию общественного воспроизводства , в том числе - управление машинами, механизмами и другими материально-техническими ресурсами и самое главное - управление людьми, их отношениями, возникающими в процессе производства материальных благ . Поэтому в общем случае управление производством можно определить как целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства , основанное на сознательном использовании общественных, экономических, естественных и других законов.  

    Целенаправленное воздействие на потребителя с помощью средств информации для продвижения товаров на рынке сбыта . Реклама знакомит потребителя с товарами или услугами, которые предлагает предприятие, организация, фирма. Она осуществляется в разнообразных формах объявления в печати, по телевидению, радио, фильмы, плакаты, буклеты и проспекты, каталоги, пресс-релизы . Внешнеторговая реклама подразумевает работу на рынках других стран организацию выставок, рекламных продаж, издание и распространение товаросопровождающей литературы, рекламных фильмов. Рекламная работа является составной частью маркетинговых операций.  

    СТИМУЛИРОВАНИЕ - способ управления трудовым поведением работника, состоящий в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие его деятельностью. В широком смысле слова С. - совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний. С. как тактика решения проблемы кризиса труда предполагает наличие у орга-  

    Управление - процесс целенаправленного воздействия на объект управления в целях достижения необходимых результатов его функционирования. Объектом управления является система, осуществляющая производственно-хозяйственную деятельность под воздействием управляющей части экономической системы , т. е. субъекта управления , к которому относят аппарат управления , государственный орган , подразделение этого органа или должностное лицо , осуществляющее административные и юридические функции.  

    Управление в широком смысле слова понимается как целенаправленное воздействие для достижения поставленной цели. Управление - особый вид человеческой деятельности, осуществляемый людьми и связанный с воздействием на людей, ведущих производственный процесс.  

    Для поддержания заданного уровня качества строительной продукции необходимо систематическое его управление. Под управлением качества понимается установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации, осуществляемое путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество (ГОСТ 15467-70). Одним из основных методов управления качеством является контроль.  

    Под экспериментом понимается изучение объекта, основанное на активном целенаправленном воздействии на него путем создания искусственных условий, позволяющих выявить рассматриваемые свойства, характеристики, зависимости объекта. Сделать поведение экспериментатора целенаправленным, организованным, повысить производительность его труда и надежность получаемых результатов позволяют современные методы статистического планирования многофакторных экспериментов.  

    Деятельность объединений и предприятий электронной промышленности регулируется и поддерживается на запланированном уровне с помощью определенного комплекса работ, относящихся к управленческим. Управление - это целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства . Всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения всего производственного организма в отличие от движения его самостоятельных органов 1.  

    Сложность взаимосвязей в процессе создания и изготовления продукции часто приводит к конфликтным ситуациям между разработчиками, изготовителями и потребителями по технико-экономическим показателям продукции, качеству и стабильности ее изготовления, срокам создания и поставки. По сути дела, должен быть сформулирован эффективный механизм сквозного управления качеством , реализуемый соответствующими системами управления . Все это требует организации сквозного управления качеством продукции , предусматривающее целенаправленное воздействие на технический уровень и качество конечной продукции при проведении исследований и разработок, производства, обращении и эксплуатации (потреблении).  

    Высшая школа как социальный институт общества нуждается в сознательном формировании гармоничных отношений с общественностью, создании своего привлекательного имиджа, поскольку потребности выживания и развития вузов, их конкуренция в образовательном пространстве вынуждают высшую школу заботиться о целенаправленном воздействии на

    Руководители в процессе своей работы должны целенаправленно воздействовать на людей и процессы, протекающие в организации. В связи с этим, чрезвычайно важно понять, каким образом можно осуществлять эти воздействия, какие есть способы и возможности для того, чтобы направить усилия работников в нужное русло. Кроме того, важно знать, что именно дает возможность оказывать влияние, и почему подчиненные выполняют распоряжения руководителя.

    Если рассматривать различные возможности воздействия руководителя на подчиненных, то можно предположить следующие его варианты:

    • ? воздействие через силу, т.е. физическое принуждение, как, например, при использовании рабского труда;
    • ? воздействие через положительное (отрицательное) подкрепление, т.е. использование мотивов и стимулов для побуждения подчиненного к выполнению ожидаемых руководителем действий;
    • ? воздействие на основе использования власти, т.е. через оказание психологического влияния.

    Нетрудно заметить, что последний вариант воздействия наиболее часто встречается в практике современного управления. Действительно, воздействие через силу и принуждение в современных организациях практически не используется. Мотивирование и стимулирование используется, однако руководителю весьма затруднительно каждый раз при обращении к подчиненному предлагать ему что-либо в ответ на его действия. Например, когда руководитель ожидает от подчиненного выполнения рабочей операции, входящей в его должностные обязанности, то он не обдумывает, применительно к этой ситуации, способов его дополнительного стимулирования. Предполагается, что подчиненный и без этого должен выполнять свою работу. Поэтому, в нормальных условиях, руководитель отдает необходимые указания, а работник их выполняет. Это и есть влияние через имеющуюся у руководителя власть.

    Влияние - это психологическое (эмоциональное или рассудочное) воздействие, которое оказывается на людей с целью изменения их поведения.

    Влияние руководителя на подчиненных представляет собой суть управленческой деятельности. При этом основные возможности влияния заложены в наличии власти, поэтому можно сказать, что власть является обязательным условием реализации управления. Без власти управление осуществляться не может.

    Власть - это возможность и способность оказывать влияние на деятельность людей.

    Различают власть формальную и реальную. Обычно власть «вручается» человеку с должностью, так как руководящая должность обязательно предполагает наличие властных полномочий. Власть, которую дает должность, является формальной властью.

    Формальной властью обладают все руководители. Однако на практике иногда можно заметить, что два руководителя, находящихся на одном уровне в управленческой иерархии, имеют разную степень влияния на людей. Это может быть связано с тем, что один из руководителей имеет более высокий авторитет у подчиненных, является признанным экспертом по вопросам работы своего подразделения, обладает достойными уважения человеческими качествами. В то же время замечено, что подчиненные с большей готовностью подчиняются руководителю, которого уважают. В результате, при одинаковом уровне формальных властных полномочий, реальной власти больше у того, кто обладает более высоким авторитетом.

    Таким образом, реальная власть определяется, с одной стороны, уровнем формальных полномочий руководителя, а с другой стороны, готовностью людей подчиняться (рис. 5.2).

    Рис.

    Власть руководителя обладает потенциалом влияния. Это означает, она существует не только тогда, когда используется. Власть может существовать, но не использоваться. Например, когда работник хорошо работает, у руководителя нет необходимости постоянно направлять, контролировать и подгонять его. В этом случае управленческое воздействие все равно оказывается, но гораздо реже, в основном - в момент выдачи заданий и контроля.

    Власть может реализоваться только в социальных системах, так как для восприятия влияния необходимы люди. При этом один индивид имеет власть в отношении другого, одна группа в отношении другой. Власть является основой управленческой деятельности и определяет организационную структуру управления предприятием. Так, иерархия руководителей на предприятии практически отражает иерархию властных полномочий. Таким образом, власть отражает определенные социальные отношения

    Как социальное отношение власть характеризуется:

    • ? асимметричностью, т.е. один человек в чем-то превосходит другого, что создает зависимость и, следовательно, появляется возможность оказания влияния;
    • ? постоянно меняющимся соотношением сил, которое ведет к стремлению изменить или, напротив, восстановить их баланс.

    В реальной жизни никогда не существовало и не существует абсолютной власти. Дело в том, что субъекты, имеющие власть, не только оказывают влияние на других людей, но они одновременно и зависят от них. Они зависят и от людей, и от обстоятельств, и объем власти, в результате, определяется именно степенью этой зависимости.

    Очевидно, что подчиненный зависит от руководителя потому, что руководитель решает вопросы распределения рабочих заданий и контроля за их исполнением, вопросы продвижения по службе, оплаты труда и т.д. Но в то же время он сам зависит от своих подчиненных. Например, его авторитет зависит от того, насколько хорошо выполняется работа во вверенном ему подразделении, а это обусловлено способностями работников, их желанием работать усердно. Кроме того, работники часто владеют дополнительной информацией, полезной при принятии решений; имеют неформальные контакты с людьми в других подразделениях, что в некоторых случаях облегчает решение таких задач, которые сложно решить, пользуясь только официальными должностными полномочиями руководителя (рис. 5.3).

    Взаимная зависимость требует нахождения определенного баланса, при котором социальные отношения будут находиться в равновесии. То есть руководитель будет оказывать необходимое влияние на подчиненных, а подчиненные, в свою очередь, не будут чувствовать себя подавленными и используют свои способности и возможности для достижения целей организации (подразделения).